ПРОЕКТ «НАСЛЕДНИКИ Д.С.ЛИХАЧЁВА»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА 18.01.2023
№ |
Класс_11_Урок русский язык |
||
1. |
Тема : |
«Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёва – разговор с молодым поколением доброго и мудрого человека (подготовка к сочинению в формате ЕГЭ по текстам Д.С.Лихачёва) |
|
2. |
Цель: |
Совершенствование навыков постановки проблемы и выявления авторской позиции в тексте публицистического стиля речи |
|
3. |
Задачи: |
1)Актуализировать знания биографии Д.С.Лихачёва 2) Повторить понятия «стиль речи», «тип речи», «тема», «идея», «проблема», «авторская позиция», «жанр» 3)совершенствовать навыки работы над правильным оформлением презентации 4)закрепить умение работать над созданием видеороликов к выбранной цитате Д.С.Лихачёва 4) закрепить умение определять проблему и авторскую позицию 5) совершенствовать навыки написания фрагментов сочинения в формате ЕГЭ 6)закрепить умение связывать содержание текстов «Писем..» с темой 7)закрепить навыки рефлексии и самооценки |
|
4. |
Ресурсы (средства обчения): |
Аудиовизуальные, печатные: интерактивная доска, презентации учителя, обучающихся; видеоролики; ноутбук, тексты «Писем о добром и прекрасном» (1,2,3,4-е), бланки для фрагментов сочинений; сладкие фишки (выдаются за правильный ответ) |
|
5. |
Тип урока: |
Урок комплексного применения знаний - практикум |
|
6. |
Планируемые результаты: |
Обучающиеся научатся: работать с понятиями, писать фрагменты сочинения в формате ЕГЭ; могут научиться: анализировать презентации, созданные другими группами, снимать видеоролики по предложенным цитатам Д.С.Лихачёва |
|
7. |
Основные понятия: |
Стиль речи, тип речи, тема, проблема, авторская позиция, жанр, нравственность
|
|
8. |
Форма обучения: |
Групповая – три группы по 6 человек |
|
9. |
Этапы урока:
1.Организационный эмоциональный настрой на урок (3 мин.)
2.Актуализация знаний о личности Д.С.Лихачёва (5 мин)
3.Работа над темой урока – интерактивная беседа. (За каждый правильный ответ выдаётся фишка) (5 мин.)
4. ИТОГ беседы, переход к работе над ДОМАШНИМ ЗАДАНИЕМ (0,5 мин.)
5. Проверка д/з – работа над содержанием «ПИСЕМ…» по группам. (15 мин.)
6.Практическая работа, проверка (6 мин.)
7. Домашнее задание (2 мин.)
8. Подведение итогов (1 мин.)
9. Рефлексия (2 мин.)
10.Объявление оценок (по количеству заработанных фишек, индивидуальному участию каждого из членов группы) (1 мин.) |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Центральным образом сегодняшнего урока будет личность Д.С. Лихачёва и его творчество. Эпиграф урока – цитата Д.С.Лихачёва: «Исправить человечество нельзя, исправить себя — просто». Предлагаю обсудить это утверждение. объявление темы урока (пропущены эпитеты, вставим в конце урока), цели, задач. Интерактивная игра (слайд 6) (Предпоследняя дата – 1985-1988 – переход к работе над темой урока)
Вспомним понятия, над которыми будем сегодня работать (слайд 7-9): - Жанр текстов Д.С.Лихачёва - стиль речи - тип речи
- Все тексты Д.С.Лихачёва относятся к публицистическому стилю речи, тип речи - рассуждение. Как это поможет в работе над сочинением? - Что такое тема? Как её найти? - Являются ли понятия ТЕМА и ПРОБЛЕМА синонимами? Что является синонимом понятия ПРОБЛЕМА? - Что такое ИДЕЯ? Синонимом какого понятия является ИДЕЯ? - Как определить ИДЕЮ? - КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА – это…
- У каждого народа СВОИ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. ПО ВЫРАЖЕНИЮ Д.С.Лихачёва, эти слова образуют КОНЦЕПТОСФЕРУ. Каждый из предложенных вам текстов имеет свою концептосферу. Над этим вы работали дома.
Творческое применение знаний о Д.С.Лихачёве Видеоролики – минутка отдыха
Написание фрагмента сочинения по тексту ПИСЬМА четвертого «САМАЯ БОЛЬШАЯ ЦЕННОСТЬ – ЖИЗНЬ» (определить проблему, авторскую позицию, записать в выданном бланке)
1) Найти два аргумента для комментария проблемы, 2) сформулировать собственное мнение, 3) привести пример (Слайд 10)
В течение урока мы работали над содержанием «Писем о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва. Как вы думаете, каким он был человеком? – (возвращение к теме, вставить эпитеты) (Слайд 11)
В одном предложении выразить отношение к событиям урока, оценить работу своей группы |
обсуждение цитаты (комментарии, согласие – несогласие с утверждением)
Ответы, проверка на слайде
Предполагаемые ответы:
- эпистолярный – письма - публицистический (доказательство) - рассуждение (доказательство) - В публицистическом стиле проще определить ПРОБЛЕМУ и АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ
- О чём говорится в тексте - Заголовок
- Нет. Вопрос.
- Основная мысль текста. Авторская позиция
- найти в тексте КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА - слова, от которых можно образовать АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД
Группа 1 - Письмо первое «Большое в малом» – презентация – видеоролик «Счастье» Группа 2 - Письмо второе «Молодость – вся жизнь» - презентация, видеоролики «Религия», «Дверь»
Группа 3 - Письмо третье «Самое большое» - презентация, видеоролик «Польза от учения книжного» - Чтение фрагментов сочинения
Запись домашнего задания
- ДОБРОГО и МУДРОГО
- Оценка урока и самооценка работы группы |
ПРИЛОЖЕНИЯ:
1. Презентация учителя «Д.С.Лихачёв Откр. ур. 18.01.23 Волженская ЛП»
2. Презентация группы 1, видеоролик «Счастье», автор Игорь Тарасов
3. Презентация группы 2, видеоролики «О вере», группа авторов Екатерина Чепрунова, Вероника Миронова, Венера Тагаева, Александра Фетисова, Виктория Петрова, Артем Ковалев;
Видеоролик «Дверь», автор Даниил Куликов.
4. Презентация группы 3, видеоролик «Польза от учения книжного», автор Алиса Вдовина
5. Фото с урока
ФОТО С УРОКА
Оргмомент. Эпиграф урока
Задачи урока
Интерактивная беседа
Работа группы 2
Работа группы 2
Обсуждение фрагмента сочинения
Обсуждение фрагмента сочинения
Обсуждение фрагмента сочинения
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.