Выступление на МО преподавателя английского языка Ахмедовой О.А.
Письменная речь
как средство формирования
коммуникативной компетенции
на уроках английского языка
- Актуальность формирования коммуникативной компетенции в письменной речи при обучении английскому языку вызвана в первую очередь использованием современных информационных технологий, электронной перепиской и также необходимостью качественной подготовки учащихся к сдаче экзамена по английскому языку.
- Изменились требования к уровню подготовки выпускников в области «письмо», где владение письменной речью позволяет использовать знание иностранного языка, находясь вне языковой среды, общаясь с носителями языка с помощью современных средств коммуникации: возможность писать официальные и личные письма, заполнять анкеты, бланки документов и формуляры. Высокий уровень требует от выпускников уметь писать аргументированное эссе по предложенной проблеме.
Цель: Формирование коммуникативной компетенции в письменной речи на уроках английского языка.
Задачи:
- Изучить теоретические основы формирования коммуникативной компетенции
- Разработать комплекс заданий для формирования коммуникативной компетенции в письменной речи обучающихся на уроках английского языка
Коммуникативные компетенции: Речевая, Языковая, Учебно-познавательная, Компенсаторная, Социокультурная
Речевая - формирование и совершенствование коммуникативных умений при выполнении
письменных заданий.
Языковая - систематизация ранее изученного материала; овладение новыми языковыми
средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение
объема используемых лексических единиц.
Учебно-познавательная - развитие общих и специальных учебных умений через письменную речь, позволяющих
совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком,
удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.
Компенсаторная - формирование умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации при письме.
Письменная речевая деятельность
Письменная речь — это продуктивный вид речевой деятельности, который требует последовательного развития от простого к сложному.
1. Контролируемое письмо (Controlled writing)
2. Направляемое письмо (Directed or Guided writing)
3. Свободное письмо (Free writing)
Контролируемое письмо
(Controlled writing)
1. Игра в «Bingo!» на буквы, предлоги, формы глаголов
2. Составление слов из заданных букв
3. Расшифровка слов по заданному шифру
4. Составление предложений
5. Расположение кусков текста в соответствии с картинками (или наоборот)
Направляемое письмо
(Directed or Guided writing)
- диктанты, подстановочные упражнения, заполнение пропусков
- классификация объектов или предметов (Word-webs)
- strip stories: Небольшой текст разрезается на отдельные предложения, которые ученики должны соединить в логической последовательности
- частичный перевод, реорганизация простых предложений в сложные с использованием различных связующих элементов, реконструкция предложений по ключевым словам
- трансформации текста. Письма могут быть трансформированы в телеграммы, текст – в таблицу, последовательность картин или диаграмма – в текст.
Свободное письмо
(Free writing)
- рассказ по картинке в формате газетной статьи, журнальной статьи, повести, пьесы
- письма (официальные, полуофициальные, неофициальные)
- поздравительные открытки, начиная с подстановочных упражнений и создания параллельных текстов
- сочинения
Первый этап обучения
Формирование навыков каллиграфического написания букв, слов, фраз и владение
орфографией слов, усвоенных в устной речи и используемых в письменных упражнениях
На первом этапе овладения каллиграфией - это умение, которое формируется последовательной работой по усвоению и закреплению той или иной формы букв на письме. Необходимые моменты в формировании каллиграфии - умение - осознанность и заинтересованность. Каллиграфия становится навыком, постоянно подкрепляемым практикой письма, например, выполнение упражнений с такими заданиями: перепишите;
перепишите, сгруппировав…; перепишите и подчеркните определенные элементы; прочитайте и перепишите; вставьте пропущенные буквы, слова. Так же при обучении навыков письма отдельных слов и выражений, также предложений можно использовать зрительные диктанты. Они способствуют развитию у учащихся зрительной памяти. Сначала учащиеся видят на доске написанное, затем написанное стирается, и ребята пишут по памяти. Для проверки правильности в написании снова появляется написанный текст, и учащиеся сами проверяют текст. Таким образом, у них развивается способность к самоконтролю. Так же на уроках можно использовать различные виды упражнений, развивающие письмо как средство обучения, написать то, что могут сказать на изучаемом языке. Они имеют возможность опереться на текст, например, описать предмет, картину; комнату школу, написать о своей семье, друге улице, городе, стране, описать место, где происходит действие в тексте.
Вставьте слова: thirteen years old, can, play the drums, play football ,good at , cooks lunch, too young
My name is John and I’m eleven years old. My best friend is Stan and she's 1)…. Stan is very smart and 2)… do
a lot of things. Stan can 3)…and the electric guitar. He is very 4)…sports. He can 5)…very well and she can
swim. I can't play football very well and I can't swim. Stan 6)…for himself and his little brother every day. I can't
cook because my mum says I'm 7)…. There is one thing that Stan and I can't do. We can't drive a car!
Составьте предложения:
I /get up/ every/ morning/ at 7 /
have got/ I /much/ time /free/.
Far/college/ is/ My /from /my/ house/.
I/on foot/ there/ go .
Опишите картинку по плану:
My family is… (big/small).
I have got …
She /he is …(five, six) years old.
My father is …(kind, fine ,clever )
He can…(swim, play football)
Второй этап
Формирование навыков использование письма в коммуникативных целях,
обеспечивающие выражение мыслей в письменной форме. На среднем этапе обучения можно использовать такой вид работы как рассуждение, наиболее сложный вид
речевого общения, который требует от учащихся знаний , запаса слов и выражений устных высказываний, что помогли бы выразить свои мысли на письме. На этом этапе применяются упражнения для формирования навыка построения собственного письменного высказывания с использованием различных опор:
вербальных (ключевые слова, логическая схема высказывания, план и др.) и вербально-изобразительных (картина, фотография и ключевые слова, фразы, выражения). Для развития логического мышления учащихся полезными могут быть так называемые strip stories. Один из наиболее эффективных приемов на данном этапе –это написание диктантов. Диктант — это отличное упражнение для улучшения правописания,
повторения изученных ранее лексических конструкций, развития языковой догадки, эффективной диагностики и исправления типичных ошибок учеников, расширения лексического запаса учеников.
Strip stories. Небольшой текст разрезается на отдельные предложения, которые необходимо соединить в логической последовательности.
Thanks to the worldwide web, our lives are easier and more exciting today.
However, some people would argue that it has a negative effect on society. If we don’t have to leave our houses to shop, to learn, or to work, what will happen to life as we know it?
Most people today cannot imagine life without the Internet. I believe it is one of the most important innovations.
In my opinion, the Internet has more advantages than disadvantages. Our lives are better with it and it is here to stay.
For example, we can read the news and find answers to questions 24 hours a day. In addition, we can use the Internet for entertainment.
First of all, the Internet helps us find information easily We can send emails to friends and shop online. We can even listen to the latest music without leaving our homes.
Расскажи о любимом занятии своего друга по плану.
I’d like to tell you about my…. hobby.
He/she is a …
If he/she has free time, he/she…
His/her hobby is ……
He/she often …..
He/she has a big collection of…..
I think that’s all. Any questions?
Прослушайте текст и выпишите слова , которые относятся к теме « Здоровье»
Do you suffer from headaches but don’t like taking powerful painkillers? Then try our new herbal remedy, Flower Power! Flower Power is a completely natural solution. Made from the leaves of sunflowers, it can treat headaches, stomach aches and fevers. You can buy Flower Power fresh or dried, for use in teas or in capsule, tablet and even liquid form. You can find it in health shops and you can buy it online too. However, if you are taking other types of medicine, you should consult your doctor before taking this herb. Children under 2 years of age should not use Flower Power.
Memory Game развивает память, позволяет повторить устойчивые выражения на английском языке: их значение, форму и произношение. Прослушайте текст и вставьте слова.
My favourite … is Genoa in Northern Italy. The …. is 5km long and 3km wide. Para 2 There are many …there. You …an old pirate ship in the port, the sea and the beaches, and … all the beautiful clothes that the Italians … . There are many things … .You can … in the sea, visit lots of restaurants and … a boat to all the beaches that are …. Para 3 Genoa is my … because whether you want …, …or …, there is something there or everyone!
Третий этап
Развитие навыков использование письма в коммуникативных целях, обеспечивающие
выражение мыслей в письменной форме
Мыслительное содержание определяет форму письменного произведения. К формам письменных речевых произведений, которые могут быть включены в содержание обучения, относятся: поздравительные открытки, телеграммы (личного и делового содержания),записки (членам семьи, друзьям), вывески (на домах, учреждениях), заполненные анкеты, диктанты, конспекты (краткое изложение содержания прочитанного)
книжные обозрения, рецензии (на книгу, на рассказ),сообщения ,сочинения ,рассказы (придумывание фабулы и сюжета). Для формирования действий по аналогии, которые направлены на овладение набором речевых клише, формул, свойственных стилю письменной речи, отрабатываются такие упражнения, как составление письма или описание по образцу. Для формирования умения составить высказывание в логической
последовательности помогают упражнения на трансформацию текста. Например, ученикам предлагается
текст, в котором нарушена логика высказывания. Ученикам надо составить этот текст в логической последовательности. Среди упражнений, которые направленны на формирование действий компрессии текста(для умения составлять резюме, аннотации, рефераты), следует подчеркнуть роль упражнений на нахождение «информативного ядра». В этом случае в каждой части предъявляемого на слух или со зрительной опорой текста ученики должны выбрать одно или несколько предложений с наибольшей
информативной нагрузкой. В случае необходимости можно преобразовать, чтобы выразить основную мысль абзаца одним-двумя предложениями. Данное упражнение способствует формированию умений сжимать информацию текста и различать главное и второстепенное в тексте. Для формирования умений, развернутого письменного высказывания, можно взять такие упражнения, как составление рассказа, аналогичного прослушанного или прочитанному, по плану, в связи с данной ситуацией; написание начала или конца текста.
Вставьте слова. Shanty, sanitation ,overcrowded, provide, improve, crime, poverty , businesses, well-lit ,housing, loan, living conditions, youths, centre, permanent
Conditions in our … 1. town are terrible. We live …2, with no proper sanitation and we face crime and violence every day. As the city council it is your responsibility to … 3 and build up the infrastructure of our community. First of all, proper … 4 and clean water facilities must be built to …5 for the entire community. In addition…6 needs drastic improving with proper apartments built and roads constructed. To prevent …7 and violence, streets and public area need to be …8 and proper police protection services need to be provided. Furthermore services need to be provided, such as a community centre for … 9that offers activities for them, so they don’t turn to street life and gangs. An employment and job training … 10 is a valuable service that would help in solving the high levels of unemployment we suffer as a community. Finally small business …11 and development programs would be highly effective at creating … 12 in our community and decreasing .. 13 at the same time. Our community is made up of good people that have the right to safe and clean….14. We believe these suggestions will achieve this goal.
Составьте рассказ.
1. The attacker came out of the blue.
2. He forced me to hand over my wallet.
3. I agreed and got into the car.
4. Fortunately, I remember the number of his car
5. I was able to identify the attacker from a photo at the police station.
6. At first he seemed to me a very friendly man who offered to drive me home.
7. My credit card, seven gift cards and some cash were there.
8. In a minute he started to threaten me with a knife.
9. He was a very well-known criminal in the area.
10. The court sentenced him to two years imprisonment.
11. Soon, the police caught him red-checked .
12. By the way, I got my wallet back!
13. The mugger grabbed my purse, pushed me out of the car and drove away.
Планируемые результаты
- Проанализировать методическую литературу по данной проблеме
- Разработать комплекс заданий для формирования коммуникативной
компетенции в письменной речи обучающихся на уроках английского
языка
- Повысить уровень сформированности коммуникативной компетенции
в письменной речи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.