30»
Ул. А. Исмаилова, 66 а, г. Махачкала, Республика Дагестан, 367010, тел (8722) 63-58-91 e-mail:
огрн 1070562000981,ИННЈКГШ 0562066994/057201001, ОКПО 49166717
Письменный отчет учителя родного (лакского) языка и литературы
Чариновой Умамат Алиевны об использовании современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий
Я работаю в школе интеллекта, в школе образования и радости познания.
Многолетний опыт преподавания свидетельствует, что в нашей школе есть реальные возможности решить задачу развития иноязычной коммуникативной компетенции при условии использования целенаправленной и эффективной технологии обучения.
Основными направлениями моей работы являются:
• личностно — ориентированная технология; дифференцированное обучение; ' профильное обучение;
• использование новых информационных технологий: коммуникативно — развивающей технологии; компьютерных технологий; телекоммуникационных технологий (телешкола); проектной методики; элементов интенсивного и проблемного обучения; работа с одарёнными детьми, подготовка к олимпиадам;
' индивидуальное обучение; работа в школе «Абитуриент»;
• кружок внеурочной деятельности. «К истокам дагестанской поэзии»
Осознаю, что эффективность любой технологии зависит от моего умения управлять процессом обучения и способности сформировать успешную и творческую личность. Любая технология, метод обучения преломляются через личность педагога, реализующего этот метод. На протяжении всей педагогической деятельности:
систематически пополняю теоретические знания по своему предмету, а также по педагогике, психологии; изучаю и конкретно применяю на практике разнообразные формы и методы учебной и воспитательной работы;
> совершенствую педагогическую технику; нахожу новые формы оценивания не только предметных достижений, но и уровня развития личности школьника; создаю условия, обеспечивающие ученикам максимум успеха в будущей жизни.
Постоянно стремлюсь к тому, чтобы видеть перспективы в работе, направления в учебно-воспитательном процессе. Владея методикой ф ен школьникам успешно осваивать отечественные и зарубежные учебно-мет дидактические аудио — и видеокурсы, телеуроки, что обеспечивает стойКуто готовность и положительный настрой обучающихся к работе, способств Ффаёгпиръ
кругозора и повышению интереса к изучению родного языка.
Целенаправленная работа по теме «Коммуникативный подход в обученрћиноетранному языку» отражается на обновлении моей творческой лаборатории поурочными разработками, методическими рекомендациями, а также на результативности обучения. Опираясь на данные современной методики преподавания, постоянно стремлюсь подчинять методы обучения главной цели - формированию коммуникативной компетенции учащихся для развития способности к межкультурному общению.
Исходя из актуальности выбранной темы и намеченной цели ставлю перед собой следующие задачи:
научить учащихся решать коммуникативные задачи во всех видах речевой деятельности; сформировать у обучающихся потребность в саморазвитии.
Стремлюсь к изучению нового, передового в методике и педагогике. Исследовательский подход в обучении в полной мере раскрылся в ходе апробирования в школе зарубежных учебников.
Самостоятельно разработала и успешно применяю различные методические приёмы и формы организации учебной деятельности, такие как методика развития интеллектуальных способностей учащихся на уроке, стимулирование работы обучающихся, имеющих повышенную мотивацию к изучению родного языка, планирование результатов обучения, приёмы релаксации и здоровьесбережения на уроках по данному учебно — методическому комплексу. Регулярно ввожу в учебный процесс на уроке рифмовки и детские песенки, которые использую при проведении физкультурных и музыкальных пауз. В моей методической «копилке» большое количество такого материала, так как в течение нескольких лет работала по теме «Музыкальные игры на уроках родного языка». Как показывает мой опыт работы в школе, использование песен на уроке родного языка снижает психологическую нагрузку, повышает эмоциональный тонус учащихся, что положительно сказывается на их речевой активности. Считаю, что очень эффективны и доступны на начальном этапе обучения ролевые игры и Драматизация. Смена видов учебной деятельности, применение рифмовок и песенок, игр, особенно на начальном этапе, являются необходимым условием повышения эффективности обучения и здоровьесбережения.
Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебной деятельности укрепляет мотивацию на изучение предмета,
> помогает вызвать положительные эмоции, позволяет увидеть индивидуальность детей, развивает коммуникативные навыки и умения.
Использование нового учебно - методического комплекса в работе принесло положительные результаты. Следует отметить, что звуковое пособие зарубежного учебно - методического, содержащего аутентичные тексты диалогов, увлекательных историй, песен, а также шумовые эффекты позволяет формировать прочные навыки аудирования, социокультурную компетенцию и мотивировать детей на самостоятельную работу с пособием. Задания учебника и рабочей тетради способствуют отработке и закреплению всех аспектов речевой деятельности. Не вызывает сомнения то, что это личностно — ориентированный учебно — методический комплекс, который даёт базу для обучения в среднем и старшем звене, развивает коммуникативные умения и навыки.
Не только новые формы и методы преподавания, обеспечивающие новый подход к процессу обучения создают мотивацию общения, но и современные технические средства, такие как телевидение, видео, компьютеры.
Одной из первых в Дагестане стала использовать телеуроки. материал «Телешколы» записан на видеокассетах и СГ) дисках и доступен занятий каждому моему ученику,есть материал по родному языку в ютуб
Уделяю самое пристальное внимание внедрению новых информ учебно-воспитательный процесс, ясно осознавая, что они играют огромную ро развитии учащихся, в развитии их творческих способностей. В кабинете име установка. Компьютерные технологии способствуют
> индивидуализации обучения, интенсификации самостоятельной работы учащихся, повышению познавательной активности и мотивации.
Использование компьютерных программ позволяет мне расширить рамки школьных учебников, открывает новые возможности в изучении родного языка школьниками, через включение их в дидактические игры, создание презентаций. Используемые информационные технологии позволяют изменить традиционную структуру урока, создают поисковые и творческие ситуации, усиливают роль исследовательских функций деятельности. Использую элементы компьютерного тестирования как средство улучшения системы контроля на уроке. С помощью Интернета решаю целый ряд дидактических задач:
формирую навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствую умения письменной речи школьников; пополняю словарный запас учащихся; формирую у школьников устойчивую мотивацию к изучению родного языка.
По моему мнению, ученик не учится, чтобы потом общаться, а общается и б процессе общения непроизвольно обучается. Такое общение можно назвать естественным или реальным, ибо оно наиболее приближено к жизненному, реальному. Широко использую технологию стимуляции реального общения на уроках родного языка. Именно обучение реальному общению является началом работы над аутентичностью речи учащихся. Обеспечить подобную регуляцию призваны три принципа: создание языкового окружения, постоянный мониторинг и ситуация успеха, которые являются основой успешного формирования коммуникативных навыков учащихся. Реальные ситуации практически выдвигаются на первый план в старших классах.
Повышение требований к коммуникативному аспекту владения родным языком стимулировало меня искать новые формы и приёмы обучения для повышения мотивации учагцихся, развития их творчества, инициативности, вовлечения детей в активный познавательный процесс.
Остановила свой выбор на методе проектов, поскольку проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, позволяет создать творческую исследовательскую атмосферу. Защиту проекта провожу в форме дискуссии или ролевой игры. От участников проекта требуется умение аргументировать свою точку зрения, выдвигать контраргументы оппонентам, поддерживать дискуссию, приходить к компромиссу. Всё это умения, отражающие специфику коммуникативной компетентности. Если к этому добавить знание речевого этикета носителей языка, социокультурный аспект обсуждаемой проблемы, становится очевидным продуктивный характер данного метода, отвечающего особенностям современного понимания методики обучения родному языку. Помимо огромного потенциала, который несёт в себе сам метод проектов для формирования коммуникативной компетенции, значительные дополнительные возможности возникают при использовании информационных ресурсов и услуг Интернета в процессе проектной деятельности школьников. Мои ученики составляют презентации к своим проектам. Наиболее яркими из них являются: «Мое любимой село”, «Моя семья», «Моя любимая учительница» Проектный метод позволяет сформировать у обучаемых навыки самостоятельного ведения исследования в заданной области, что поможет им в дальнейшем реализовать более сложные проекты в их профессиональной деятельности.
Не менее интересной методикой активизации познавательной деятельности обучаемых является методика ролевой игры, которая также может при определённой её организации отражать принцип проблемности и позволяет решать проблемные ситуации различной степени сложности. Она может использоваться как самостоятельно, так и в контексте метода проектов, особенно в качестве специфичной формы защиты проекта. Обучаемые применяют свой опыт накопленных знаний, результатов исследования в процессе работы над проектом в реализации соци&льно значимых ролей. Такое моделирование ситуаций профессионально — делового межкультурного общения помогает обучаемому вжиться в различные ситуации будущей деятельности, с которыми он может столкнуться в реальной ЖИзни. Проблемность ролевой игры реализуется через моделирование ситуаций, в которых та или иная проблема может найти определённое решение. Здесь важно, чтобы коммуникативная компетентность формировалась в реальных актах общения, в которых родной язык является средством формирования и формулирования мысли. Таким образом, обучаемый, основываясь на умениях, сформированных с помощью дискуссионного метода, способен применить и развить эти умения в конкретных ситуациях общения, выполняя социально — значимые роли и умение отстаивать свою позицию в проблемных ситуациях. Технология моделирования ситуаций общения — эффективное средство при обучении устной и письменной речи, синтаксису, а также способствует расширению словарного запаса и лингвистического кругозора учащихся. Благодаря данной технологии и творческому подходу учителя к организации учебной деятельности, в классе создаётся атмосфера, способствующая общению на родном языке.
Цель работы — дать возможность способным детям показать свои знания языка и умение творчески подойти к выполнению заданий повышенной сложности по определённой теме, заинтересовать, увлечь, дать возможность поверить в свои силы, подтолкнуть к самостоятельному поиску информации, научить извлекать её и умело использовать в той или иной ситуации. Высшее искусство учителя, по словам А. Эйнштейна — пробудить в ученике радость творческого созидания и получения знаний.
Коммуникативный метод предполагает разрушение психологического барьера между учителем и учеником. А когда ученики перестают чувствовать ”дистанцию” между собой и преподавателем, когда им интересно, весело и приятно с ним общаться - им проще начать разговаривать на чужом языке. Для своих учеников я - учитель - партнёр, учитель - консультант, учитель-посредник и руководитель.
Целенаправленно применяю коммуникативно — развивающие технологии, личностно ориентированный и лингвострановедческий подходы к отбору и организации учебного материала, что даёт возможность вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность, организовать аргументированные дискуссии, развивать инициативную творческую речь учеников.
Директор МБОУлицей №30»
Малиотаки СГ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.