Программа профилактической работы с родителями в аспекте семейного неблагополучия
Оценка 4.7

Программа профилактической работы с родителями в аспекте семейного неблагополучия

Оценка 4.7
pdf
25.03.2024
Программа профилактической работы с родителями в аспекте семейного неблагополучия
Программа профилактической работы с родителями.pdf

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа У2 2» (МБОУ СШ N2 2)

660055, г. Красноярск, ул. Джамбульская, д. 17, тел.: (8-391) 245-57-03, факс (8-391) 245-57-03, e-mail: sch2@mailkrsk.ru              сайт: http://sch0012.krsnet.ru

ОГРН 1022402478560, ИННЖПП 2465040786/246501001

Рассмотрено на педагогическом совете

Протокол № 6 от 25.05.2023

Рекомендовано к утверждениюСоболевская от 31.05.2023

Согласовано на заседании

Управляющего совета

Протокол № З от 29.05.2023

Программа профилактической работы с родителями несовершеннолетних МБОУ СШ N2 2 в аспекте профилактики детского и семейного неблагополучия на 2023-2025 учебный год

Автор программы:

Валькова Татьяна Николаевна, социальный педагог МБОУ СШ № 2

Красноярск, 2023

Актуальность программы

Семья — одна из необходимых и основных ступеней бытия человека, Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности.

Современная школа столкнулась с рядом проблем: с одной стороны — рост правонарушений среди несовершеннолетних подростков, с другой стороны — родители не уделяют должного внимания своим детям в силу различных причин.

В настоящее время современное общество переживает противоречивое и сложное состояние:

-                  во многом утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные ценности.

изменился статус семьи как воспитательного института (сокращается количество благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей; растут отчуждение, непонимание между родителями и детьми).

-                  изменилось качество самой семьи (увеличивается процент детей, растущих в неполных семьях либо в семьях, где один из родителей родным не является).


 серьёзной проблемой является отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов от семьи (усиливается недоверие родителей к школе, имеют место неадекватное отношение родителей и детей к педагогам, неудовлетворённость качеством образования, невысок уровень психологопедагогической культуры родителей).

В связи с выше сказанным, в работе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних подростков остро встал вопрос о необходимости профилактической работы с родителями обучающихся.

Что должны хотя бы в общих чертах предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку, ведь ребенок не виноват, что живет в неблагополучных семейных условиях. Необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин:

-                  потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения);

-                  открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.

Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка (подростка); со спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения; с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения.

Актуальность программы состоит в том, что семья в современных условиях не может выйти из сложных жизненных ситуаций самостоятельно. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать ШКОЛа. Профилактическая работа с семьей — важная составляющая деятельности в общеобразовательном учреждении.

Цели программы:

Развитие системы сопровождения семей, оказавшихся в СОП, трудной жизненной ситуации и находящихся на грани социально опасной ситуации, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая поддержка таких семей.

Задачи программы;

1.    Реализация комплексного подхода к реабилитационному процессу;

2.   


Координация усилий субъектов профилактики по решению проблем семьи и обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

З. Распределение ответственности между участниками реализации комплексной программы социальной реабилитации;

4. Оценка эффективности реализации программ

Принципы реализации Программы

1.     Принцип комплексности предполагает взаимодействие специалистов разного профиля в диагностике, коррекции и реабилитации дезадаптированных семей с детьми, предполагает реализацию системного подхода в работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, и воздействие на них с учетом различных аспектов: экономических, социальных, медицинских, педагогических и психологических и т.д.

2.     Принцип законности предусматривает исполнение законов и соответствующих им иных нормативно-правовых актов в работе с неблагополучными семьями.

З. Принцип конфиденциальности предполагает недопустимость разглашения персональных данных, а также иных сведении, охраняемых законом, о семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, без их согласия.

Программа реализуется по принципу ориентации на развитие позитивного потенциала семьи:

*         актуальность и своевременность оказания помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации;

*         активная поддержка родителей (наиболее эффективный способ помощи ребенку — это помощь его семье);  опора на родительскую ответственность. Использование внутреннего потенциала семьи. Семья сама формулирует цели работы и определяет сроки. Специалисты не берут на себя выполнение тех задач, с которыми семья может справиться самостоятельно.

*         опора на позитив в работе с семьей, отношение к неблагополучной семье, как к равноценному, равноправному партнеру.

Нормативно — правовые обеспечение программы

1.    Конвенция о правах ребенка

2.    Конституция РФ

З. Закон РФ «Об образовании»

4.     Гражданский кодекс РФ

5.     Семейный кодекс РФ

6.     Уголовный кодекс РФ

7.     Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

8.     Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» Устав школы

Программа предназначена для родителей и направлена на корректировку процесса воспитания детей в семьях СОП и семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь.

В результате проведенной работы школы совместно с другими субъектами профилактики, такими как КДНиЗП, ООиП, КГБУСО ЦСПСиД «Эдельвейс», ПДН ОП № 5 во многих семьях изменилась ситуация в положительную сторону.

Регулярный патронаж, педагогический контроль, и преемственность со стороны специалистов школы и других субъектов профилактики позволили закрепить эти результаты и стали успешными методами профилактики социальной дезадаптации семьи.

Наша школа № 2 имеется ряд особенностей: 7094 микроучастка занимают гостинки и общежития, в основном это съемное жилье, 35 0/0 семей это семьи неполные, воспитываются одним из родителей, чаще всегоматерью, 25 0/0 - это семьи, родители в которых находятся в разводе, малообеспеченных семей 300/0, матерей- одиночек 1594, семей состоящих на учете в СОП — 5 94, низкий образовательный уровень родителей, высшее образование имеют лишь 10 0/0 родителей, опекаемых -5 94, дети ОВЗ и дети требующие особого внимания — 2594, дети-инофоны 15 0/0.

Часто прибывают в школу обучающиеся и их семьи уже состоящие на различных видах учета.

Значительное место в работе с родителями школа отводит психологопедагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Педагогический коллектив школы стремится к тому, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Формы и методы реализации программы

Индивидуальные консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).

Индивидуальные консультации одна из важнейших форм взаимодействия с семьей. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные       консультации-собеседования     с          родителями. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта с родителями .Педагог должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить его в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком: — особенности здоровья ребенка;

— его увлечения, интересы;

— предпочтения в общении в семье;

— поведенческие реакции; особенности характера; — мотивации учения;

— моральные ценности семьи.

Посещение семьи (индивидуальная работа с родителями, знакомство с условиями жизни),

Общешкольные родительские собрания — проводятся два раза в год.

Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год, Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

Классные родительские собрания — проводятся четыре раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье — вот темы родительских конференций.

Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.

Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Практикум: форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.

Открытые уроки: цель ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание — это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Работа классного руководителя с родителями. Самое сложное в работе с детьми — это работа с их родителями. Поэтому ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации, При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей, и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка. Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлений взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка. В основе сотруднического взаимодействия семьи, школы и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Одной из задач классного руководителя является координация совместных усилий семьи и школы по воспитанию школьников, созданию единой воспитательной среды. Основными направлениями в работе классного руководителя с родителями следует считать:

-                   педагогическое просвещение родителей;

-                   коррекцию семейного воспитания;

-                   совместную деятельность классного руководителя с семьей по воспитанию детей; - защиту ребенка от неблагоприятных условий в семье, в школе, в микрорайоне. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс предусматривает: организацию секций, кружков, клубов, студий; совместные творческие дела; помощь в укреплении материальнотехнической базы; работу органов самоуправления; шефство над неблагополучными семьями, подростками.

Методы диагностики

Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок» или ориентироваться только на интуицию. Необходимо изучать семью ученика, что позволит классному руководителю ближе познакомиться с ним, понять его поведение и мотивы поступков через изучение стиля жизни семьи, ее уклада, традиций, духовных ориентиров и ценностей; выявить воспитательные возможности семьи. При этом учитель может использовать комплекс традиционных методов психолого- педагогической диагностики: - наблюдение;

-                   беседу;

-тестирование;

-                   анкетирование;

-                   деловые игры;

-                   материалы детского творчества и творчества родителей.

Виды диагностики

В зависимости от решаемых педагогом задач выделяют З вида диагностики:

-                   предварительная (необходима при знакомстве с семьей, подготовке родительских собраний,    тематических консультаций, внеклассных мероприятий, организации поездок и экскурсий, при планировании внеклассной работы

-                   оперативная (необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимоотношениях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся); - итоговая (проводится в конце учебного года по результатам работы).

План совместной работы МБОУ СШ N2 2 с родителями

 

законными п едставителями

 

 

Ме оп иятия

С оки

Ответственный

1

Изучение семей будущих первоклассников, их знакомство с системой об ения в школе

В течение всего периода

Администрация, классные ководители

2

Составление           социального паспорта

Октябрь, февраль

Классные руководители, социальный педагог

З

Проведение ознакомительных мероприятий с законодательными актами, определяющими права и обязанности членов           семьи, аспекты государственно помощи семье

В течение всего периода

Администрация

4

Разработка рекомендаций об организационном и методическом взаимодействии школы по работе с семьей

В течение всего периода

Социальный педагог, психолог

5

Организация                            работы

Уп авляющего совета школы

В течение всего пе иода

Администрация

6

Родительские субботы: организация совместного досуга одителей и детей (экс сии,

В течение всего периода

Классные руководители

 

 

поездки

 

 

7

Консультации для родителей

  Ежедневно,        по

мере необходимости

Вовлечение родителей   в воспитательный процесс школы

8

Совместные с родителями и обучающимися мероприятия: День Знаний, День Здоровья, Осенний конкурс поделок, День Матери, Фабрика Деда Мороза, Масленица, 8 Марта, семейный проект «Никто не забыт, ничто не забыто», День семьи, Последний звонок, совместные социальноблаготво ительные акции

В течение периода

всего

Вовлечение родителей   в воспитательный процесс школы

9

Организация лекториев   с специалистов

родительских привлечением

В течение периода

всего

Внешние психологи, юристы, представители ОП, овенства

10

  Профилактика                     детского

травматизма

В течение периода

всего

Администрация,

классные руководители, социальный педагог, психолог

11

Профилактика нервных срывов, утомляемости, вредных привычек, особенности

пе еходного воз аста

В течение периода

всего

классные руководители, социальный педагог, психолог

12

Рейды в проблемные семьи

В течение периода

всего

Социальный

педагог, инспекто ПДН

13

  Индивидуальные         беседы         с

родителями

Постоянно, по мере необходимости

Администрация,

классные руководители, социальный педагог, психолог

14

Совет профилактики

Ежемесячно

Администрация, социальный педагог

15

Анкетирование родителей

В течение всего периода

Классные

руководители, социальный педагог

16

Оказание помощи родителям в формировании       нравственного об аза жизни семьи

Раз в четверть по плану классных ководителей

Классные руководители

17

Совместная профилактическая абота с инспектором ПДН

В течение периода

всего

Социальный педагог

18

Постановка детей на льготное питание

В течение пе иода

всего

Социальный педагог

19

Оказание помощи в организации летнего отдыха

Май, июнь

 

Классные руководители

20

Оформление           страницы      на школьном сайте «Для родителей» и группы в Вконтакте и регулярное           обновление ин о мации

В течение периода

всего

Социальный педагог

21

Благодарственные письма и грамоты родителям

Май, июнь

Администрация, Управляющий совет

Ресурсное обеспечение программы

Предполагаемыми субъектами реализации программы являются общественные и профессиональные группы: администрация школы, Управляющий совет, классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, родители, представители системы профилактики различных ведомств и структур.

Контроль и управление

Технологии контроля программы предусматривает три вида контроля 1 предварительный контроль. Он осуществляется до фактического начала работы по программе. Его назначение — заранее проверить план, конспект, содержание мероприятия, подготовка зала или кабинета для проведения мероприятия. Проанализировать насколько имеется материально техническое обеспечение, подготовка к мероприятию кадрового состава, привлечение внешних специалистов, наглядное и практическое оснащение.

2. Текущий контроль. Оценка эффективности проведенных мероприятий в соответствии с планом программы, в срок исполнения. Разработка рекомендаций, пожеланий для дальнейшей успешной работы по программе.

З Заключительный контроль. Он проводится при завершении реализации программы. Дается оценка достигнутого результата в ходе реализации программы. Разрабатываются рекомендации для распространения и обобщения опыта работы через публикации в методических пособиях.

Ожидаемые результаты реализации программы

1.    Возрождение традиций   семейного    воспитания, пропаганда формирования ценностей здорового образа жизни;

2.    Улучшение микроклимата в семье;

З. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком;

4.     Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению алкоголем, психоактивными веществами в подростковой среде, риска ухода из семьи, суицидального риска;

5.     Повышение уровня психолого — педагогической культуры родителей;

6.     Повышение эффективности взаимодействия педагогов, учащихся, родителей;

7.     Снижение количества семей состоящих на всех видах учета.

Оценка эффективности программы

Основой для создания программы послужила многолетняя работа педагогического коллектива с неблагополучными семьями. Данная программа является начальным этапом профилактической работы с родителями, находящимися в СОП и трудной жизненной ситуации.

Степень достижения положительных результатов программы фиксируются следующими параметрами:

1.     Повышение эрудиции родителей в сфере семейного воспитания, их готовности к сотрудничеству с педагогами.

2.     Формирование атмосферы творческого сотрудничества в родительских коллективах.

З. Удовлетворённость родителей качеством и количеством форм взаимодействия со школой.

4.     Рост родительской компетентности, обогащение родительской копилки формами взаимодействия с ребёнком, повышение глубины и интенсивности общения с ребёнком.

5.     Коррекция семейных отношений, создание положительных условий для воспитания ребёнка в подавляющем большинстве семей.

Список литературы

1.               Воронов ВВ. Разнообразия форм воспитательной работы / ВВ. Воронов. Воспитание школьников. - Москва, 2001. - №6. - С. 21.

2.               Гейко В.А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка / В.А. Гейко // Начальная ШКОЛа. - 1999. - МЗ. - С. 43-44.

З. Игошев К.Е. Семья, дети, школа / К.Е. Игошев - М., 1989.

4.               Лизинский В.М. «Новый учитель для хорошей школы» / В.М. Лизинский l/

«Классный руководитель». - 2007. -

5.               Леликова ГА, Система работы с родителями l/ ГА. Леликова, Г.П. Попова. - Волгоград, Учитель, 2010.

6.               Скребцова М.А. 32 беседы по семейному воспитанию в школе Н МА. Скребцова, М.М. Лопатина - Учитель, Волгоград, 2008.

7.               Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2 / Под ред. Н.А. Алексеевой. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 144 с.

8.               Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя / Черноусова Ф. П. - М. - Педагогический поиск, 2004. - 160 с.

9.               План работы с классным коллективом и родителями учащихся / ИВ.

Вегерина // Классный руководитель. - 2005. - №6. - С. 8-21

10.           Стефановская Т.А. Классный руководитель: Функции и основные 11. Школа и семья: конфронтация, или нежный союз / НЕ. Щуркова /l Классный руководитель. - 2004. - - С. 8 - 18.

12.          Образование родителей и школа: Учеб.- метод. Пособие [ Под ред. СИ. Петреевской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 120 с.

13.          Маленкова ЛИ. Педагоги, родители, дети: метод. пособие для воспитателей, классных руководителей. - М.: Пед. общ-во России. 2000. - 304

Приложение 1

Анкета для одителей

1

Назовите традиции Вашей семьи

 

2

За что Вы последний раз хвалили ебенка

 

З

За что Вы последний раз гали ебенка

 

4

Какую книгу сейчас читает Ваш ебенок

 

5

Любимое занятие Вашего ебенка

 

6

Любимый цвет Вашего ебенка

 

7

Любимые цветы мамы

 

8

Любимое занятие папы

 

9

Как Вы ласково называете своего ебенка дома

 

10

Сколько времени тратит Ваш ребенок на выполнение домашнего задания

 

11

Какой характер у Вашего ребенка, напишите тремя п илагательными

 

12

Назовите три любимых школьных предмета Вашего ебенка

 

13

Напишите ФИ трех лучших ей Вашего ебенка

 

14

Ваш ребенок обижается, когда...

 

15

Ваш ребенок счастлив, когда..

 

16

Вы проверяете переписку ребенка с ребятами в теле оне или компьюте е

 

17

Ваша семья.. ..

 

Анкета для об чающихся

1

Назовите традиции Вашей семьи

 

2

За что вас последний раз хвалили

 

З

За что вас последний раз угали

 

4

Какую книгу вы сейчас читаете

 

5

Ваше любимое занятие

 

6

Ваш любимый цвет

 

7

Любимые цветы Вашей мамы

 

8

Любимое занятие Вашего папы

 

9

Как Вас ласково называют дома

 

10

Сколько времени Вы тратите на выполнение домашнего задания

 

11

Какой у Вас характер напишите     тремя прилагательными

 

12

Назовите три любимых школьных п едмета

 

13

Напишите ФИ трех Ваших лучших зей

 

14

Вы обижаетесь, когда..

 

15

Вы счастливы, когда..

 

16

Родители проверяют Вашу переписку с ребятами в теле оне или компьюте е

 

17

Наша семья

 

Приложение 2

https://www.youtube.com/watch?v=NvRiavvriL8 ссылка на фильм Р. Быкова «Я сюда больше никогда не вернусь». Просмотр фильма организуется на родительском собрании с последующим обсуждением

http://sch0012.krsnet.ru/sotsialnyi-pedagog/2-uncategorised/294-prava-iobyazannosti-roditelei-po-vospitaniyu-detei.html ссылка на рекомендации для родителей на сайте школы

Приложение З

Методические рекомендации

1. Поведенческие реакции ребенка, которые могут служить признаками неблагополучия в семье:

1.     Внешняя неопрятность;

2.     Снижение успеваемости;

З. Не выполнение всеобуча;

4.     Потеря интереса к прежним увлечениям;

5.     Резкое изменение круга общения;

6.     Появление скрытности в поведении;

7.     Потеря аппетита, снижение веса, сонливость;

8.     Раздражительность, агрессивность, вспыльчивость или наоборот пассивность, апатия;

9.     Следы от побоев.

2. Рекомендации по проведению родительских собраний.

1.     Родительское собрание должно просвещать родителей, не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе и поведении.

2.     Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

З. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер.

4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учеников.

Родительские собрания особенно продуктивны в интерактивной форме.

З. При работе с родителями из неблагополучных семьей классному руководителю необходимо:

1.    Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования).

2.    Повышение педагогической культуры всех категорий родителей:

З. Организация педагогического просвещения, Убеждение родителей в том, что семейное воспитание это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.

4.     Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой).

5.     Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей.

6.     Проведение контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.).

7.     Учитывать особенности воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.

8.     Устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность (отдельный план работы с проблемными группами родителей).

Памятка для классных руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями.

1.    Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении.

2.    Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели — это, прежде всего их цели,

3.    Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения ведущие к цели.

4.    Классный руководитель обязан поощрять успехи проблемного ребенка, замечать даже самые незначительные успехи.

5.    Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.

6.    Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.

Примерный план беседы с родителями ребенка из неблагополучной семьи

-                  Что я хорошего могу сказать о подростке? (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в союзники).

-                  Что меня беспокоит в нем? (то самое, что является предметом вызова родителей в школу, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании).

-                  Каковы, по нашему общему мнению причины, этого отрицательного явления, факта? (это вызывает на откровенность, а значит, позволит выявить истинные причины).

-                  Какие меры следует предпринять и со стороны школы? (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания).

-                  Каких общих требований, общих принципов перехода к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону педагога и активно ему помогают).

Средняя школа У2 2» (МБОУ СШ N2 2) 660055, г

Средняя школа У2 2» (МБОУ СШ N2 2) 660055, г

Семья — одна из необходимых и основных ступеней бытия человека,

Семья — одна из необходимых и основных ступеней бытия человека,

А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка (подростка);…

А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка (подростка);…

Использование внутреннего потенциала семьи

Использование внутреннего потенциала семьи

ОВЗ и дети требующие особого внимания — 2594, дети-инофоны 15 0 /0

ОВЗ и дети требующие особого внимания — 2594, дети-инофоны 15 0 /0

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье

Существует много вариантов проведения родительских собраний

Существует много вариантов проведения родительских собраний

Виды диагностики В зависимости от решаемых педагогом задач выделяют

Виды диагностики В зависимости от решаемых педагогом задач выделяют

Организация работы

Организация работы

Индивидуальные беседы с родителями

Индивидуальные беседы с родителями

Проанализировать насколько имеется материально техническое обеспечение, подготовка к мероприятию кадрового состава, привлечение внешних специалистов, наглядное и практическое оснащение

Проанализировать насколько имеется материально техническое обеспечение, подготовка к мероприятию кадрового состава, привлечение внешних специалистов, наглядное и практическое оснащение

Рост родительской компетентности, обогащение родительской копилки формами взаимодействия с ребёнком, повышение глубины и интенсивности общения с ребёнком

Рост родительской компетентности, обогащение родительской копилки формами взаимодействия с ребёнком, повышение глубины и интенсивности общения с ребёнком

Какую книгу сейчас читает Ваш ебенок 5

Какую книгу сейчас читает Ваш ебенок 5

Какую книгу вы сейчас читаете 5

Какую книгу вы сейчас читаете 5

Приложение З Методические рекомендации 1

Приложение З Методические рекомендации 1

Проведение контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т

Проведение контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т

Каких общих требований, общих принципов перехода к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону педагога и активно…

Каких общих требований, общих принципов перехода к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону педагога и активно…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2024