муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа У2 2» (МБОУ СШ N2 2)
660055, г. Красноярск, ул. Джамбульская, д. 17, тел.: (8-391) 245-57-03, факс (8-391) 245-57-03, e-mail: sch2@mailkrsk.ru сайт: http://sch0012.krsnet.ru
ОГРН 1022402478560, ИННЖПП 2465040786/246501001
Рассмотрено на педагогическом совете
Протокол № 6 от 25.05.2023
Рекомендовано к утверждениюСоболевская от 31.05.2023
Согласовано на заседании
Управляющего совета
Протокол № З от 29.05.2023
Программа профилактической работы с родителями несовершеннолетних МБОУ СШ N2 2 в аспекте профилактики детского и семейного неблагополучия на 2023-2025 учебный год
Автор программы:
Валькова Татьяна Николаевна, социальный педагог МБОУ СШ № 2
Красноярск, 2023
Актуальность программы
Семья — одна из необходимых и основных ступеней бытия человека, Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности.
Современная школа столкнулась с рядом проблем: с одной стороны — рост правонарушений среди несовершеннолетних подростков, с другой стороны — родители не уделяют должного внимания своим детям в силу различных причин.
В настоящее время современное общество переживает противоречивое и сложное состояние:
- во многом утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные ценности.
изменился статус семьи как воспитательного института (сокращается количество благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей; растут отчуждение, непонимание между родителями и детьми).
- изменилось качество самой семьи (увеличивается процент детей, растущих в неполных семьях либо в семьях, где один из родителей родным не является).
В связи с выше сказанным, в работе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних подростков остро встал вопрос о необходимости профилактической работы с родителями обучающихся.
Что должны хотя бы в общих чертах предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку, ведь ребенок не виноват, что живет в неблагополучных семейных условиях. Необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин:
- потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения);
- открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.
Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка (подростка); со спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения; с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения.
Актуальность программы состоит в том, что семья в современных условиях не может выйти из сложных жизненных ситуаций самостоятельно. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать ШКОЛа. Профилактическая работа с семьей — важная составляющая деятельности в общеобразовательном учреждении.
Цели программы:
Развитие системы сопровождения семей, оказавшихся в СОП, трудной жизненной ситуации и находящихся на грани социально опасной ситуации, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая поддержка таких семей.
Задачи программы;
1. Реализация комплексного подхода к реабилитационному процессу;
2.
З. Распределение ответственности между участниками реализации комплексной программы социальной реабилитации;
4. Оценка эффективности реализации программ
Принципы реализации Программы
1. Принцип комплексности предполагает взаимодействие специалистов разного профиля в диагностике, коррекции и реабилитации дезадаптированных семей с детьми, предполагает реализацию системного подхода в работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, и воздействие на них с учетом различных аспектов: экономических, социальных, медицинских, педагогических и психологических и т.д.
2. Принцип законности предусматривает исполнение законов и соответствующих им иных нормативно-правовых актов в работе с неблагополучными семьями.
З. Принцип конфиденциальности предполагает недопустимость разглашения персональных данных, а также иных сведении, охраняемых законом, о семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, без их согласия.
Программа реализуется по принципу ориентации на развитие позитивного потенциала семьи:
актуальность и своевременность оказания помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации;
активная поддержка родителей (наиболее эффективный способ помощи ребенку — это помощь его семье); опора на родительскую ответственность. Использование внутреннего потенциала семьи. Семья сама формулирует цели работы и определяет сроки. Специалисты не берут на себя выполнение тех задач, с которыми семья может справиться самостоятельно.
опора на позитив в работе с семьей, отношение к неблагополучной семье, как к равноценному, равноправному партнеру.
Нормативно — правовые обеспечение программы
1. Конвенция о правах ребенка
2. Конституция РФ
З. Закон РФ «Об образовании»
4. Гражданский кодекс РФ
5. Семейный кодекс РФ
6. Уголовный кодекс РФ
7. Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
8. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» Устав школы
Программа предназначена для родителей и направлена на корректировку процесса воспитания детей в семьях СОП и семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь.
В результате проведенной работы школы совместно с другими субъектами профилактики, такими как КДНиЗП, ООиП, КГБУСО ЦСПСиД «Эдельвейс», ПДН ОП № 5 во многих семьях изменилась ситуация в положительную сторону.
Регулярный патронаж, педагогический контроль, и преемственность со стороны специалистов школы и других субъектов профилактики позволили закрепить эти результаты и стали успешными методами профилактики социальной дезадаптации семьи.
Наша школа № 2 имеется ряд особенностей: 7094 микроучастка занимают гостинки и общежития, в основном это съемное жилье, 35 0/0 семей это семьи неполные, воспитываются одним из родителей, чаще всегоматерью, 25 0/0 - это семьи, родители в которых находятся в разводе, малообеспеченных семей 300/0, матерей- одиночек 1594, семей состоящих на учете в СОП — 5 94, низкий образовательный уровень родителей, высшее образование имеют лишь 10 0/0 родителей, опекаемых -5 94, дети ОВЗ и дети требующие особого внимания — 2594, дети-инофоны 15 0/0.
Часто прибывают в школу обучающиеся и их семьи уже состоящие на различных видах учета.
Значительное место в работе с родителями школа отводит психологопедагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Педагогический коллектив школы стремится к тому, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.
Формы и методы реализации программы
Индивидуальные консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).
Индивидуальные консультации одна из важнейших форм взаимодействия с семьей. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта с родителями .Педагог должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить его в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком: — особенности здоровья ребенка;
— его увлечения, интересы;
— предпочтения в общении в семье;
— поведенческие реакции; особенности характера; — мотивации учения;
— моральные ценности семьи.
Посещение семьи (индивидуальная работа с родителями, знакомство с условиями жизни),
Общешкольные родительские собрания — проводятся два раза в год.
Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.
Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год, Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.
Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.
Классные родительские собрания — проводятся четыре раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.
Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье — вот темы родительских конференций.
Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.
Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Практикум: форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.
Открытые уроки: цель ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.
Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание — это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.
Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
Работа классного руководителя с родителями. Самое сложное в работе с детьми — это работа с их родителями. Поэтому ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации, При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей, и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка. Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлений взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка. В основе сотруднического взаимодействия семьи, школы и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Одной из задач классного руководителя является координация совместных усилий семьи и школы по воспитанию школьников, созданию единой воспитательной среды. Основными направлениями в работе классного руководителя с родителями следует считать:
- педагогическое просвещение родителей;
- коррекцию семейного воспитания;
- совместную деятельность классного руководителя с семьей по воспитанию детей; - защиту ребенка от неблагоприятных условий в семье, в школе, в микрорайоне. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс предусматривает: организацию секций, кружков, клубов, студий; совместные творческие дела; помощь в укреплении материальнотехнической базы; работу органов самоуправления; шефство над неблагополучными семьями, подростками.
Методы диагностики
Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок» или ориентироваться только на интуицию. Необходимо изучать семью ученика, что позволит классному руководителю ближе познакомиться с ним, понять его поведение и мотивы поступков через изучение стиля жизни семьи, ее уклада, традиций, духовных ориентиров и ценностей; выявить воспитательные возможности семьи. При этом учитель может использовать комплекс традиционных методов психолого- педагогической диагностики: - наблюдение;
- беседу;
-тестирование;
- анкетирование;
- деловые игры;
- материалы детского творчества и творчества родителей.
Виды диагностики
В зависимости от решаемых педагогом задач выделяют З вида диагностики:
- предварительная (необходима при знакомстве с семьей, подготовке родительских собраний, тематических консультаций, внеклассных мероприятий, организации поездок и экскурсий, при планировании внеклассной работы
- оперативная (необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимоотношениях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся); - итоговая (проводится в конце учебного года по результатам работы).
План совместной работы МБОУ СШ N2 2 с родителями
|
законными п едставителями |
|
|||
|
Ме оп иятия |
С оки |
Ответственный |
||
1 |
Изучение семей будущих первоклассников, их знакомство с системой об ения в школе |
В течение всего периода |
Администрация, классные ководители |
||
2 |
Составление социального паспорта |
Октябрь, февраль |
Классные руководители, социальный педагог |
||
З |
Проведение ознакомительных мероприятий с законодательными актами, определяющими права и обязанности членов семьи, аспекты государственно помощи семье |
В течение всего периода |
Администрация |
||
4 |
Разработка рекомендаций об организационном и методическом взаимодействии школы по работе с семьей |
В течение всего периода |
Социальный педагог, психолог |
||
5 |
Организация работы Уп авляющего совета школы |
В течение всего пе иода |
Администрация |
||
6 |
Родительские субботы: организация совместного досуга одителей и детей (экс сии, |
В течение всего периода |
Классные руководители |
||
|
поездки |
|
|
|||||
7 |
Консультации для родителей |
Ежедневно, по мере необходимости |
Вовлечение родителей в воспитательный процесс школы |
|||||
8 |
Совместные с родителями и обучающимися мероприятия: День Знаний, День Здоровья, Осенний конкурс поделок, День Матери, Фабрика Деда Мороза, Масленица, 8 Марта, семейный проект «Никто не забыт, ничто не забыто», День семьи, Последний звонок, совместные социальноблаготво ительные акции |
В течение периода |
всего |
Вовлечение родителей в воспитательный процесс школы |
||||
9 |
Организация лекториев с специалистов |
родительских привлечением |
В течение периода |
всего |
Внешние психологи, юристы, представители ОП, овенства |
|||
10 |
Профилактика детского травматизма |
В течение периода |
всего |
Администрация, классные руководители, социальный педагог, психолог |
||||
11 |
Профилактика нервных срывов, утомляемости, вредных привычек, особенности пе еходного воз аста |
В течение периода |
всего |
классные руководители, социальный педагог, психолог |
||||
12 |
Рейды в проблемные семьи |
В течение периода |
всего |
Социальный педагог, инспекто ПДН |
||||
13 |
Индивидуальные беседы с родителями |
Постоянно, по мере необходимости |
Администрация, классные руководители, социальный педагог, психолог |
|||||
14 |
Совет профилактики |
Ежемесячно |
Администрация, социальный педагог |
|||||
15 |
Анкетирование родителей |
В течение всего периода |
Классные руководители, социальный педагог |
|||||
16 |
Оказание помощи родителям в формировании нравственного об аза жизни семьи |
Раз в четверть по плану классных ководителей |
Классные руководители |
|||||
17 |
Совместная профилактическая абота с инспектором ПДН |
В течение периода |
всего |
Социальный педагог |
||||
18 |
Постановка детей на льготное питание |
В течение пе иода |
всего |
Социальный педагог |
||||
19 |
Оказание помощи в организации летнего отдыха |
Май, июнь |
|
Классные руководители |
||||
20 |
Оформление страницы на школьном сайте «Для родителей» и группы в Вконтакте и регулярное обновление ин о мации |
В течение периода |
всего |
Социальный педагог |
||||
21 |
Благодарственные письма и грамоты родителям |
Май, июнь |
Администрация, Управляющий совет |
|||||
Ресурсное обеспечение программы
Предполагаемыми субъектами реализации программы являются общественные и профессиональные группы: администрация школы, Управляющий совет, классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, родители, представители системы профилактики различных ведомств и структур.
Контроль и управление
Технологии контроля программы предусматривает три вида контроля 1 предварительный контроль. Он осуществляется до фактического начала работы по программе. Его назначение — заранее проверить план, конспект, содержание мероприятия, подготовка зала или кабинета для проведения мероприятия. Проанализировать насколько имеется материально техническое обеспечение, подготовка к мероприятию кадрового состава, привлечение внешних специалистов, наглядное и практическое оснащение.
2. Текущий контроль. Оценка эффективности проведенных мероприятий в соответствии с планом программы, в срок исполнения. Разработка рекомендаций, пожеланий для дальнейшей успешной работы по программе.
З Заключительный контроль. Он проводится при завершении реализации программы. Дается оценка достигнутого результата в ходе реализации программы. Разрабатываются рекомендации для распространения и обобщения опыта работы через публикации в методических пособиях.
Ожидаемые результаты реализации программы
1. Возрождение традиций семейного воспитания, пропаганда формирования ценностей здорового образа жизни;
2. Улучшение микроклимата в семье;
З. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком;
4. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению алкоголем, психоактивными веществами в подростковой среде, риска ухода из семьи, суицидального риска;
5. Повышение уровня психолого — педагогической культуры родителей;
6. Повышение эффективности взаимодействия педагогов, учащихся, родителей;
7. Снижение количества семей состоящих на всех видах учета.
Оценка эффективности программы
Основой для создания программы послужила многолетняя работа педагогического коллектива с неблагополучными семьями. Данная программа является начальным этапом профилактической работы с родителями, находящимися в СОП и трудной жизненной ситуации.
Степень достижения положительных результатов программы фиксируются следующими параметрами:
1. Повышение эрудиции родителей в сфере семейного воспитания, их готовности к сотрудничеству с педагогами.
2. Формирование атмосферы творческого сотрудничества в родительских коллективах.
З. Удовлетворённость родителей качеством и количеством форм взаимодействия со школой.
4. Рост родительской компетентности, обогащение родительской копилки формами взаимодействия с ребёнком, повышение глубины и интенсивности общения с ребёнком.
5. Коррекция семейных отношений, создание положительных условий для воспитания ребёнка в подавляющем большинстве семей.
1. Воронов ВВ. Разнообразия форм воспитательной работы / ВВ. Воронов. Воспитание школьников. - Москва, 2001. - №6. - С. 21.
2. Гейко В.А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка / В.А. Гейко // Начальная ШКОЛа. - 1999. - МЗ. - С. 43-44.
З. Игошев К.Е. Семья, дети, школа / К.Е. Игошев - М., 1989.
4. Лизинский В.М. «Новый учитель для хорошей школы» / В.М. Лизинский l/
«Классный руководитель». - 2007. -
5. Леликова ГА, Система работы с родителями l/ ГА. Леликова, Г.П. Попова. - Волгоград, Учитель, 2010.
6. Скребцова М.А. 32 беседы по семейному воспитанию в школе Н МА. Скребцова, М.М. Лопатина - Учитель, Волгоград, 2008.
7. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2 / Под ред. Н.А. Алексеевой. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 144 с.
8. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя / Черноусова Ф. П. - М. - Педагогический поиск, 2004. - 160 с.
9. План работы с классным коллективом и родителями учащихся / ИВ.
Вегерина // Классный руководитель. - 2005. - №6. - С. 8-21
10. Стефановская Т.А. Классный руководитель: Функции и основные 11. Школа и семья: конфронтация, или нежный союз / НЕ. Щуркова /l Классный руководитель. - 2004. - - С. 8 - 18.
12. Образование родителей и школа: Учеб.- метод. Пособие [ Под ред. СИ. Петреевской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 120 с.
13. Маленкова ЛИ. Педагоги, родители, дети: метод. пособие для воспитателей, классных руководителей. - М.: Пед. общ-во России. 2000. - 304
Приложение 1
Анкета для одителей
1 |
Назовите традиции Вашей семьи |
|
2 |
За что Вы последний раз хвалили ебенка |
|
З |
За что Вы последний раз гали ебенка |
|
4 |
Какую книгу сейчас читает Ваш ебенок |
|
5 |
Любимое занятие Вашего ебенка |
|
6 |
Любимый цвет Вашего ебенка |
|
7 |
Любимые цветы мамы |
|
8 |
Любимое занятие папы |
|
9 |
Как Вы ласково называете своего ебенка дома |
|
10 |
Сколько времени тратит Ваш ребенок на выполнение домашнего задания |
|
11 |
Какой характер у Вашего ребенка, напишите тремя п илагательными |
|
12 |
Назовите три любимых школьных предмета Вашего ебенка |
|
13 |
Напишите ФИ трех лучших ей Вашего ебенка |
|
14 |
Ваш ребенок обижается, когда... |
|
15 |
Ваш ребенок счастлив, когда.. |
|
16 |
Вы проверяете переписку ребенка с ребятами в теле оне или компьюте е |
|
17 |
Ваша семья.. .. |
|
Анкета для об чающихся
1 |
Назовите традиции Вашей семьи |
|
2 |
За что вас последний раз хвалили |
|
З |
За что вас последний раз угали |
|
4 |
Какую книгу вы сейчас читаете |
|
5 |
Ваше любимое занятие |
|
6 |
Ваш любимый цвет |
|
7 |
Любимые цветы Вашей мамы |
|
8 |
Любимое занятие Вашего папы |
|
9 |
Как Вас ласково называют дома |
|
10 |
Сколько времени Вы тратите на выполнение домашнего задания |
|
11 |
Какой у Вас характер напишите тремя прилагательными |
|
12 |
Назовите три любимых школьных п едмета |
|
13 |
Напишите ФИ трех Ваших лучших зей |
|
14 |
Вы обижаетесь, когда.. |
|
15 |
Вы счастливы, когда.. |
|
16 |
Родители проверяют Вашу переписку с ребятами в теле оне или компьюте е |
|
17 |
Наша семья |
|
Приложение 2
https://www.youtube.com/watch?v=NvRiavvriL8 ссылка на фильм Р. Быкова «Я сюда больше никогда не вернусь». Просмотр фильма организуется на родительском собрании с последующим обсуждением
http://sch0012.krsnet.ru/sotsialnyi-pedagog/2-uncategorised/294-prava-iobyazannosti-roditelei-po-vospitaniyu-detei.html ссылка на рекомендации для родителей
на сайте школы
Приложение З
Методические рекомендации
1. Поведенческие реакции ребенка, которые могут служить признаками неблагополучия в семье:
1. Внешняя неопрятность;
2. Снижение успеваемости;
З. Не выполнение всеобуча;
4. Потеря интереса к прежним увлечениям;
5. Резкое изменение круга общения;
6. Появление скрытности в поведении;
7. Потеря аппетита, снижение веса, сонливость;
8. Раздражительность, агрессивность, вспыльчивость или наоборот пассивность, апатия;
9. Следы от побоев.
2. Рекомендации по проведению родительских собраний.
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе и поведении.
2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
З. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учеников.
Родительские собрания особенно продуктивны в интерактивной форме.
З. При работе с родителями из неблагополучных семьей классному руководителю необходимо:
1. Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования).
2. Повышение педагогической культуры всех категорий родителей:
З. Организация педагогического просвещения, Убеждение родителей в том, что семейное воспитание это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.
4. Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой).
5. Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей.
6. Проведение контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.).
7. Учитывать особенности воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.
8. Устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность (отдельный план работы с проблемными группами родителей).
Памятка для классных руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями.
1. Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении.
2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели — это, прежде всего их цели,
3. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения ведущие к цели.
4. Классный руководитель обязан поощрять успехи проблемного ребенка, замечать даже самые незначительные успехи.
5. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.
6. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.
Примерный план беседы с родителями ребенка из неблагополучной семьи
- Что я хорошего могу сказать о подростке? (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в союзники).
- Что меня беспокоит в нем? (то самое, что является предметом вызова родителей в школу, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании).
- Каковы, по нашему общему мнению причины, этого отрицательного явления, факта? (это вызывает на откровенность, а значит, позволит выявить истинные причины).
- Какие меры следует предпринять и со стороны школы? (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания).
- Каких общих требований, общих принципов перехода к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону педагога и активно ему помогают).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.