Тьюторское сопровождение обучающихся младшего школьного возраста в рамках изучения дисциплин естественно-научной направленности в системе дополнительного образования
Оценка 4.6

Тьюторское сопровождение обучающихся младшего школьного возраста в рамках изучения дисциплин естественно-научной направленности в системе дополнительного образования

Оценка 4.6
Документация
pdf
детская психология +2
Детсад
22.03.2024
Тьюторское сопровождение обучающихся младшего школьного возраста в рамках изучения дисциплин естественно-научной направленности в системе дополнительного образования
Статья посвящена обзору особенностей тьюторского сопровождения обучающихся младшего школьного возраста в рамках изучения дисциплин естественно- научной направленности в системе доп. образования. Раскрываются понятия «тьютор», «тьюторская поддержка». Показана эффективность влияния тьюторской поддержки на когнитивно-познавательные функции обучающихся, изучающих естественно-научные дисциплины в системе доп. образования на базе МАУДО «ДПШ». Обозначена важность и значимость тьюторской поддержки обучающихся младшего школьного возраста. Рассматриваются педагогические условия реализации тьюторского сопровождения исследовательской деятельности обучающихся в дополнительном образовании.
ТуевАА_Тьюторское сопровождение обучающихся МШВ.pdf

Тьюторское сопровождение обучающихся младшего школьного возраста в рамках изучения дисциплин естественно-научной направленности в системе дополнительного образования

 

Туев Алексей Анатольевич, м.н.с. 

НИЦ Мониторинга и Профилактики  

деструктивных проявлений в образовательной среде

 

Аннотация: Статья посвящена обзору особенностей тьюторского сопровождения обучающихся младшего школьного возраста в рамках изучения дисциплин естественно- научной направленности в системе доп. образования. Раскрываются понятия «тьютор», «тьюторская поддержка». Показана эффективность влияния тьюторской поддержки на когнитивно-познавательные функции обучающихся, изучающих естественно-научные дисциплины в системе доп. образования на базе МАУДО «ДПШ». Обозначена важность и значимость тьюторской поддержки обучающихся младшего школьного возраста. Рассматриваются педагогические условия реализации тьюторского сопровождения исследовательской деятельности обучающихся в дополнительном образовании.

Ключевые слова: тьютор, тьюторская поддержка, естественные науки, педагог, дополнительное образование

 

Tutor support for students of primary school age in the framework of the study of disciplines of natural science orientation in the system of additional education

 

Tuev Alexey Anatolyevich

 

Abstract: The article is devoted to a review of the features of tutor support for students of primary school age in the framework of the study of natural science disciplines in the system of additional education. The concepts of "tutor", "tutor support" are revealed. The effectiveness of the influence of tutor support on the cognitive functions of students studying natural sciences in the system of additional education is shown on the basis of MAUDO "DPSH". The importance and significance of tutor support for students of primary school age is indicated. The pedagogical conditions for the implementation of tutor support for the research activities of students in additional education are considered.

Key words: tutor, tutor support, natural sciences, teacher, additional education

 

 

В современном мире все большее значение приобретает необходимость поиска педагогических путей развития индивидуальности человека, формирования плодотворной жизненной ориентации, сознательного отношения к своим действиям, стремления к нравственному самосовершенствованию, любви к себе и другим, предупреждения конфликтных ситуаций начиная с самого детства.

Основой социального самоопределения личности обучающегося выступает ценностно-смысловое самоопределение, т.е. определение себя относительно общекультурных человеческих ценностей с целью выделения и обоснования собственной жизненной концепции и позиции. Социально- экономические преобразования, характерные для России в последние 10-15 лет, резко изменили ориентиры российского общества, что, естественно, повлекло за собой существенные изменения в образовании.

И, несмотря на глубокие социально-экономические и социокультурные изменения, переживаемые современным российским обществом, сегодня не снижена потребность в духовности, морали, нравственных ценностях, гармонии чувств и поступков, слова и дела, чувства и общения.

Любой человек, а ребенок особенно, нуждается в понимании, принятии и поддержке — в тех социально-педагогических условиях, при которых он сможет состояться как личность. В сегодняшней системе доп. образования функции сопровождения (тьюторства) обучающихся должны занять равную, а иногда и доминирующую позицию по отношению к функции передачи знаний. Основным содержанием в такой среде выступает индивидуализация — система средств, способствующая осознанию человеком своего отличия от других для духовного роста, для самостоятельного и успешного продвижения в выборе собственного смысла жизни и жизненного пути.

Актуальность тьюторских идей в современном российском образовании определяется задачами модернизации системы образования и требованиями новых образовательных стандартов.

В контексте данной работы, автором выделен и рассмотрен один из ключевых этапов развития и становления ребенка – младший школьный возраст и то, как поддержка педагога в изучении дисциплин естественно - научной направленности в системе дополнительного образования, влияет на развитие и становление познавательных (когнитивных) функций обучающихся.

Важно отметить, что именно к 7-9 (10) годам ведущей деятельностью у детей младшего школьного возраста   является  учебно-познавательная деятельность.  Особенность  младшего  школьного   возраста –  наличие стихийности познавательных интересов, из которых школьник продолжает делать выбор. Стихийные интересы не отличаются глубиной и устойчивостью. Младший школьный возраст – качественно своеобразный этап развития ребёнка. Развитие  высших психических функций  и личности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной – согласно периодизации Д.Б. Эльконина), сменяющей в этом качестве игровую деятельность, которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте. Включение ребёнка в учебную деятельность знаменует начало перестройки

всех психических процессов и функций. [1, с.156]

Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают, зачем нужно учиться. Именно поэтому «учащегося надо научить учиться»: выделять и удерживать учебную задачу, самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач; владеть и пользоваться разными формами обобщения, в том числе теоретическими; уметь участвовать в коллективных видах деятельности; иметь высокий уровень самостоятельной творческой активности;

Однако, для обучающихся младшего школьного возраста - индивидуальный процесс их выбора, развития и упрочения довольно сложно напрямую задать внешними рамками и нормами. Для него необходимо сопровождение, подразумевающее такое взаимодействие педагога (в первую очередь педагога ДО) и обучающегося, в ходе которого обучающийся, реализуя свой познавательный интерес, осваивает новые способы действия, приобретает умения и навыки, необходимые для дальнейшей учебы и реализации жизненных планов. [2, с.152]

Хотя, следует отметить, что адекватные средства и приемы такой работы не могут быть найдены, пока педагог работает только в традиционной образовательной парадигме «посредника», обеспечивающего передачу от взрослых к детям некоего социального опыта, норм поведения и деятельности.

В данной статье, автор делает попытку показать иной подход, при котором педагог дополнительного образования (ДО) является не только и не столько посредником в передаче опыта, сколько «доверенным лицом» обучающегося через тьюторское сопровождение, обеспечивая тем самым становление его полноценной личности, ответственности и более комфортному развитию его познавательных функций.

Для полного понимания сути исследуемого вопроса, необходимо ответить на то, кто же такой «Тьютор» и что такое «Тьюторское сопровождение» в системе дополнительного образования?

Тьютор – (от англ. tutor – наставник) – это педагог и персональный наставник, который помогает обучающимся не только лучше освоить все аспекты образовательной программы, но и лучше понять свои интересы, грамотно расставить приоритеты, выбрать специальность и научиться учиться. Тьютор – это педагог, осуществляющий образовательную деятельность на основе социально-педагогического сопровождения учащихся с целью формирования у них когнитивных, коммуникативных компетенций, самостоятельности, самоопределения и самоактуализации. [3, с.120]

Требования, предъявляемые тьютору, существенно отличаются от тех, которым должен соответствовать традиционный преподаватель, как по личностным качествам, так и по способу обучения.

Тьюторское сопровождение в системе дополнительного образования – особый тип педагогического сопровождения, когда обучающийся, в рамках той или иной дисциплины, выполняет действие по самостоятельно разработанным нормам и затем обсуждает их с тьютором. Это грамотное и заботливое сопровождение. [3, с.127]

Следовательно, «Тьюторство – это не роль педагога, который знает ответы на вопросы, которые ребенок ему не задавал. Деятельность тьютора во многом заключается в том, чтобы понять, а в чем состоит детский вопрос?»

Для того, чтобы выстроить собственную систему тьюторского сопровождения обучающихся младшего школьного возраста, в МАУДО

«ДПШ» созданы все условия (включая компетенции педагогов) для осуществления как педагогических, так и тьюторских подходов.

На базе МАУДО «ДПШ» реализуется множество образовательных программ, и имеются возможности для разработки индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

По мнению автора, одним из самых благоприятных направлений в образовательных программах МАУДО «ДПШ», - является естественно- научное направление.

Ключевой особенностью программ естественно-научного направления в системе дополнительного образования, реализуемых на базе МАУДО «ДПШ», является то, что занятия по таким программам способствуют главной и основной цели - через изучение естественнонаучных дисциплин вовлечь обучающихся в процесс получения новых актуальных знаний и сформировать правильный вектор познавательных мотивов: стремление получать знания и стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний, при этом оказывая обучающимся комплексную тьюторскую поддержку на протяжении всего процесса обучения.

В ходе обучения по профильным, естественно-научным ДОП, перед обучающимися предусматривается постановка целого ряда доступных их возрасту и уровню подготовки исследовательских задач, как правило, учебных, в ходе решения которых учащийся знакомится с проблемами профильных дисциплин и методами и подходами, как общими для группы естественных наук, так и специфическими.

Естественно-научные дисциплины в ДО, связаны в первую очередь – с познанием окружающего мира, всех процессов мироустройства. К тому же, важно понимать и такую особенность, и специфику изучения естественно научных дисциплин – познавая и узнавая новое в рамках изучаемых дисциплин об окружающем мире, обучающийся (особенно в период младшего школьного возраста) познает и самого себя и свое место в мире, формируя свое мировоззрение и, собственно, само видение мира.

При этом, в рамках дополнительного образования, обучающиеся всех возрастов, имеют возможность самостоятельно, но при поддержке педагога, находить решения собственно научных задач, в основном связанных с накоплением и исследованием фактического материала. Участие обучающихся в мероприятиях, викторинах, творческих заданиях, профильных играх и квизах, в обсуждениях, в просмотрах профильных научно-познавательных фильмов и передач также способствует активизации их познавательных функций.

Формирование интереса к содержанию естественно-научных дисциплин, приобретению новых профильных знаний и умений, зачастую связано с переживанием обучающимися чувства удовлетворения от своих профильных достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой педагога, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Обучающиеся испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда педагог хвалит их. Большое воспитательное воздействие педагога на обучающихся связано с тем, что педагог с самого начала пребывания детей в учебном заведении ДО становится для них непререкаемым авторитетом. [4, с.30,56]

Автор данной статьи, являясь также педагогом доп. образования и автором программы естественнонаучной направленности по дисциплине

«Геология», считает, что современному педагогу, осуществляющему поддержку обучающихся в рамках изучения и исследовательской деятельности при изучении дисциплин естественно-научной направленности, важно осваивать и осуществлять и такие компетенции, которые связаны со смещением «центра тяжести» в системе традиционного обучения «с учителя на ученика».

Миссия педагога, который работает в позиции тьютора, а особенно в системе доп. образования, состоит в оказании поддержки маленьких обучающихся в совершении ими выбора и в предупреждении ограничения свободы этого выбора.

Автор отмечает, что тьюторское сопровождение обучающихся педагогом, в своей основе предполагает совместную деятельность по выстраиванию и реализации всей цепочки шагов по развитию познавательного интереса, где обучающийся получает опыт фиксации своего интереса, постановки целей, интеграции для ее достижения различных ресурсов образования, а в итоге – осознает процесс управления своей познавательной и образовательной деятельностью, осваивает способы развития интереса.

Педагог с тьюторской позицией, как правило, старается научить обучающихся изменять обстоятельства, творить свою действительность, проецировать на себя достойную жизнь и выстраивать по мере сил достойное поведение, невзирая на обстоятельства. [5, с.7, 20]

Надо не только говорить о Человеке, и осмысливать Человека, но и быть Человеком каждую минуту своей жизни, весь свой «ученический» путь, постепенно набирая опыта и духовных сил. [6, с.47-48]

Важно отметить, что тьюторство — это сопровождение процесса построения индивидуальной образовательной программы и ее реализации. У ребенка ведь нет готовой программы. У него есть какие-то замыслы, идеи, задумки. И есть тьютор, педагог, помогающий осмыслять ребенку его образовательное движение, создавать эту программу.

                      Педагогу,                                        как                                          тьютору,

необходимо «ухватить» интересы ребенка, развернуть перед ним потенциальные возможности развития его интереса, причём в понятных   ему формах. При этом нельзя глубоко скатываться в специализацию, иначе другие его интересы будут ущемлены. И это вполне осуществимо в рамках изучения естественно-научных дисциплин, имеющих, по мнению автора, гибкость и разносторонность своего содержания. Задача педагога, как тьютора - научить ребёнка самого видеть эти возможности, искать и

использовать                                              их,                                             научить

«слушать себя», планировать свои ближайшие действия.

Тьютор создаёт избыточную образовательную среду, насыщенную множеством предложений, которые потенциально могут быть интересны ребенку, а затем он сопровождает его действия и движения в этом пространстве предложений, обсуждая с ним различные стратегии образовательной деятельности. [7, с.104]

Именно естественно-научное направление, по мнению автора, подкрепленное свободой выбора обучающимися профильных естественно- научных дисциплин в системе ДО, в своей связи с познанием окружающего мира, создает самую благоприятную почву для тьюторской поддержки и влиянию тьютора на развитие и формирование сознания, мироощущения, познавательных функций обучающихся младшего школьного возраста.

Библиографический список источников

 

 

1.         Александрова Е. А., Андреева Е. А. Модернизация классической модели тьюторства в России, странах Европейского Союза и Ближнего Востока. М.- Тверь: СФК-Офис, 2018. 156 с.

2.         Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М. : Просвещение, 2010. 152 с.

3.         Брайнт Э. О. Стать тьютором. Вдохновляющий опыт для тех, кто помогает учиться. М.: Ресурс, 2016. 120 с.

4.         Буданова Г. П. Тьютору о тьюторстве: (модель деятельности тьютора в системе повышения квалификации)// Завуч. Управление современной школой. М.: Центр «Пед. поиск», 2007. № 4. С. 30–56.

5.         Ковалева Т. М. Тьютор как новая профессия в российском образовании // Материалы IV международной научно-практической конференции и 16 научно-практической Межрегиональной тьюторской конференции 09–10 ноября 2011 г. «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: профессиональный стандарт тьюторского сопровождения»: сб. статей. М.: МПГУ; АПКиППРО, 2011. С. 7–20.

6.         Костина Н.А. Тьютор как сопровождающий профессиональное развитие педагогов // Сибирский учитель. 2012. № 1. С. 47–48.

7.         Тьюторская практика в России. Сопровождение индивидуальных образовательных программ. Альманах. Выпуск 2009 г. / под ред. Т. М.

Ковалевой и др. Томск, 2009. 104 с.

Тьюторское сопровождение обучающихся младшего школьного возраста в рамках изучения дисциплин естественно-научной направленности в системе дополнительного образования

Тьюторское сопровождение обучающихся младшего школьного возраста в рамках изучения дисциплин естественно-научной направленности в системе дополнительного образования

Основой социального самоопределения личности обучающегося выступает ценностно-смысловое самоопределение, т

Основой социального самоопределения личности обучающегося выступает ценностно-смысловое самоопределение, т

Актуальность тьюторских идей в современном российском образовании определяется задачами модернизации системы образования и требованиями новых образовательных стандартов

Актуальность тьюторских идей в современном российском образовании определяется задачами модернизации системы образования и требованиями новых образовательных стандартов

Однако, для обучающихся младшего школьного возраста - индивидуальный процесс их выбора, развития и упрочения довольно сложно напрямую задать внешними рамками и нормами

Однако, для обучающихся младшего школьного возраста - индивидуальный процесс их выбора, развития и упрочения довольно сложно напрямую задать внешними рамками и нормами

Тьютор – (от англ. tutor – наставник) – это педагог и персональный наставник, который помогает обучающимся не только лучше освоить все аспекты образовательной программы, но…

Тьютор – (от англ. tutor – наставник) – это педагог и персональный наставник, который помогает обучающимся не только лучше освоить все аспекты образовательной программы, но…

На базе МАУДО «ДПШ» реализуется множество образовательных программ, и имеются возможности для разработки индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся

На базе МАУДО «ДПШ» реализуется множество образовательных программ, и имеются возможности для разработки индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся

При этом, в рамках дополнительного образования, обучающиеся всех возрастов, имеют возможность самостоятельно, но при поддержке педагога, находить решения собственно научных задач, в основном связанных с…

При этом, в рамках дополнительного образования, обучающиеся всех возрастов, имеют возможность самостоятельно, но при поддержке педагога, находить решения собственно научных задач, в основном связанных с…

Геология», считает, что современному педагогу, осуществляющему поддержку обучающихся в рамках изучения и исследовательской деятельности при изучении дисциплин естественно-научной направленности, важно осваивать и осуществлять и такие…

Геология», считает, что современному педагогу, осуществляющему поддержку обучающихся в рамках изучения и исследовательской деятельности при изучении дисциплин естественно-научной направленности, важно осваивать и осуществлять и такие…

Важно отметить, что тьюторство — это сопровождение процесса построения индивидуальной образовательной программы и ее реализации

Важно отметить, что тьюторство — это сопровождение процесса построения индивидуальной образовательной программы и ее реализации

влиянию тьютора на развитие и формирование сознания, мироощущения, познавательных функций обучающихся младшего школьного возраста.

влиянию тьютора на развитие и формирование сознания, мироощущения, познавательных функций обучающихся младшего школьного возраста.

Библиографический список источников 1

Библиографический список источников 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2024