пространство по созданию условий,
необходимых для всестороннего развития и социализации студентов, в том числе
обучающихся с особыми образовательными потребностями, сохранения их
психического и физического здоровья, адаптации к профессиональной деятельности,
которая реализуется через непрерывное, комплексное сопровождение
образовательного процесса.
• Особые
образовательные потребности - это потребности в
условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и
эмоционально-волевых возможностей лиц с ОВЗ в процессе обучения (В.И.
Лубовский).
—
образовательные потребности
имеют особенности проявления на разных возрастных этапах, а также
зависят от тяжести патологии или ее усложненности недостатками сенсорной,
двигательной, речевой
деятельности
|
|
|
|
|||||
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|||||||||
обязательность непрерывности коррекционноразвивающего воздействия |
|
использование специальных методов, приѐмов и средств обучения |
|
индивидуализация обучения |
|
специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации |
||||||
|
коррекция произносительной стороны речи |
|
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды |
|
расширение образовательного пространства |
|
||||||
ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЦ С тяжелыми соматическими заболеваниями
организация особой образовательной среды |
|
индивидуализация обучения |
|||||
|
|||||||
|
|
|
|
||||
ИОС
ориентирована на образовательные потребности определенных категорий лиц, чаще
всего это обучающиеся с инвалидностью или с ОВЗ
ИОС
как вид образовательной среды, обеспечивающей всем субъектам образовательного
процесса возможности для эффективного саморазвития в условиях отдельной
организации
Компоненты инклюзивной образовательной среды
Предметнопространственный компонент |
|
|
|
Информационный компонент |
||||
|
Организационноуправленческий компонент |
|
Социальный компонент |
|
||||
1) соблюдение:
• санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.);
• санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т.д.);
• социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.);
• пожарной и электробезопасности;
• требований охраны труда;
• своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта;
2) возможность для беспрепятственного доступа детей к информации
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ЗДАНИЙ И
ТЕРРИТОРИИИ
возможность самостоятельного передвижения по территории
vI группа -средства коррекции слуха индивидуального и коллективного пользования (слуховые аппараты, кохлеарные импланты, разнообразная звукоусиливающая аппаратура, FM-системы и др.);
v II группа-специальные тренажеры для развития слухового восприятия, совершенствования артикуляции, навыков чтения с губ; многофункциональныеприборыдлякомфортногожизнеобеспечения (беспроводные устройства оповещения, приборы для подключения и использования гаджетов и др.);
vIII- группа комплекс светотехнических и звуковых учебных пособий и аппаратуры.
Световая
индикация начала и окончания урока
«Бегущая строка» (на этажах)
Мультимедийная доска и оборудование FM-системы
для индивидуальной и групповой работы (в условиях класса, зала).
FM-технологии - вид беспроводной связи, применение которых в группе обеспечивает хорошую слышимость во всех звуковых ситуациях (шум, эхо в помещении, и др.) и передачу чистого, без искажений сигнала непосредственно в ухо ребенка. Используются совместно со слуховыми аппаратами.
![]() |
´ориентиры для помещений: таблички с надписями с обозначением номеров групп,
кабинетов должностных лиц (укрепляются на стене со стороны дверной ручки на
высоте 1,3 – 1,5 м, размер таблички составляет 500Х150 мм, текст выполняется
на белой бумаге черным цветом, толщина линии 10 мм, текст вставляется в
прозрачную пластину из оргстекла толщиной 4 мм);
![]() |
• Пространство ОО
• пандус;
поручни; специально оборудованные туалеты;
• лифт; съезды на тротуарах; приспособления для дверей; мастерские для развития профессиональных навыков
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ЛИЦ с НОДА
![]() |
Большая клавиатура с клавишами (22мм) удаленными друг от друга |
ИОС
разработка
индивидуального «маршрута» обучения и развития ребенка, адаптированного к его
возможностям и обстоятельствам
• необходимо осуществлять работу, направленную на создание позитивного психологического климата
создание дружественной образовательной организации; и инклюзивной • принять кодекс корпоративной этики и свод правил
образовательной среды поведения, обязательных для всех
• проводить мероприятия по созданию инклюзивной культуры
проведение мониторинга • необходимо проводить опросы родителей и самих образовательных обучающихся, инвентаризацию оборудования;
потребностей, особенностей, проводить оценку соответствия МТБ ПО
интересов лиц с ОВЗ и требованиям ФГОС СПО к
условиям реализации программ для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ инвалидностью
•
разработать паспорт доступности всех зданий Проектирование
изменений • составить план (дорожная карта) по обеспечению материально-технической, доступности зданий
учебно-методической базы • реализовать комплекс
мероприятий по обеспечению доступной («безбарьерной») среды
Привлечение всех участников • необходимо включить студентов в различного рода образовательного процесса: объединения, как студенческие, так и общеколледжные; организация конкурсов по моделированию учебного
администрация, преподаватели, кампуса :интерактивные опросы по проектированию
специалисты, студенты, в том среды ПОО, проектные сессии числе и студенты с ООП
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|||||
социальные педагоги
![]() |
![]() |
социально-педагогический уровень диагностики позволил оценить решение социальных задач инклюзивного обучения: реализация требований ФГОС СПО, удовлетворение социального заказа родителей обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, уровень профессиональной квалификации коллектива колледжа/техникума и административно-управленческого состава, необходимый для осуществления инклюзивного СПО, уровень развития социального партнерства
личностно-деятельностный уровень диагностики позволил показать результаты процесса инклюзивного образования, достижения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ (академическая успеваемость, включенность в образовательный процесс ПОО)
организационно-дидактический
уровень диагностики позволил осуществить
комплексный анализ организации процесса инклюзивного среднего профессионального
образования (эффективность управления инклюзивными процессами, формы
организации учебного и воспитательного процессов, ресурсное обеспечение и
создание специальной образовательной среды, характер сетевого взаимодействия
образовательной организации с другими учреждениями и организациями для решения
задач инклюзивного среднего профессионального образования).
|
|
|||||||
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|||||
наличие безбарьерной
архитектурной среды
удовлетворенность обучающихся с
инвалидностью и ОВЗ, их родителей (законных представителей) условиями, созданными в профессиональной образовательной организации
![]() |
![]() |
Организация переподготовки или повышения квалификации по вопросам инклюзивного
образования всех сотрудников ПОО
Базовая подготовка административно-
управленческого состава ПОО
Повышение квалификации педагогического состава
Повышение квалификации вспомогательного персонала
Модульные программы повышения квалификации Разработка локальных
Разработка плана нормативных актов,
развития ПОО в области регламентирующих
инклюзивного СПО
инклюзивное СПО
Разработка методического Модернизация и адаптация материально-технический сопровождения инклюзивного
СПО
базы ПОО
Позиционирование на Обновление материалов образовательном рынке официального сайта региона новых возможностей
колледжа/техникума, его ПОО и перспектив ее адаптация развития
Разработка и заключение договоров о сотрудничестве с социальными партнёрами
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.