СПЕЦИФИКА СОЗДАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПОО С УЧЕТОМ ОСОБЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

  • pdf
  • 23.03.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала specifika_sozdaniya_IOS.pdf



Инклюзивная образовательная среда колледжа

пространство по созданию условий, необходимых для всестороннего развития и социализации студентов, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, сохранения их психического и физического здоровья, адаптации к профессиональной деятельности, которая реализуется через непрерывное, комплексное сопровождение образовательного процесса.

ПОНЯТИЕ  ООП

Особые образовательные потребности - это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей лиц с ОВЗ в процессе обучения (В.И.

Лубовский).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

образовательные   потребности имеют особенности проявления на  разных возрастных     этапах,  а  также зависят от тяжести патологии или ее  усложненности недостатками  сенсорной, двигательной,     речевой

деятельности

ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

 

 

необходимость развития и

использования остаточного слуха

 

использование слухо-

зрительного, слухового и

зрительного восприятия обращенной речи и

различных форм коммуникации

 

восполнение

недостатка знаний об окружающем мире

 

формирование социальной

компетентности и навыков поведения

 

развитие потребностно-

мотивационной и эмоционально-

волевой сферы

 

формирование способности

к максимально независимой жизни в обществе

ОСОБЫЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

 

 

дозирование учебных нагрузок

 

применение

специальных форм и

методов обучения

 

применение

специальных

учебников и наглядных пособий

 

 

использование 

специальных технических средств (тифлотехники)

 

специальное

оформление учебных кабинетов

 

организация

лечебно-

восстановительной работы

 

в овладении широким спектром

практических навыков

ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЦ С НОДА

обязательность

непрерывности коррекционноразвивающего воздействия

 

использование

специальных методов, приѐмов и средств обучения

 

индивидуализация обучения

 

специальная помощь в

развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации

 

коррекция

произносительной стороны речи

 

обеспечение особой пространственной и

временной организации образовательной среды

 

расширение

образовательного пространства

 

ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЦ С тяжелыми соматическими заболеваниями

организация особой образовательной среды

 

индивидуализация обучения

 

 

 

создание условий для

развития инициативы, познавательной активности

 

организация условий обучения

 

Подходы к созданию инклюзивной образовательной среды

ИОС ориентирована на образовательные потребности определенных категорий лиц, чаще всего это обучающиеся  с инвалидностью или с  ОВЗ

ИОС как вид образовательной среды, обеспечивающей всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного саморазвития в условиях отдельной организации

Компоненты инклюзивной образовательной среды

Предметнопространственный компонент

 

 

Информационный компонент

 

Организационноуправленческий компонент

 

Социальный компонент

 

Предметно - пространственный  компонент ИОС

1) соблюдение:

     санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.);

     санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т.д.);

     социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.);

     пожарной и электробезопасности;

     требований охраны труда;

     своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта;

2) возможность для беспрепятственного доступа детей к информации

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ЗДАНИЙ  И

ТЕРРИТОРИИИ

возможность самостоятельного передвижения по территории

Предметно - пространственный  компонент ИОС

Предметно - пространственный  компонент ИОС

АССИСТИВНЫЕ УСТРОЙСТВА ДЛЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

vI группа -средства коррекции слуха индивидуального и коллективного пользования (слуховые аппараты, кохлеарные импланты, разнообразная звукоусиливающая аппаратура, FM-системы и др.);

v II группа-специальные тренажеры для развития слухового восприятия, совершенствования артикуляции, навыков чтения с губ; многофункциональныеприборыдлякомфортногожизнеобеспечения (беспроводные устройства оповещения, приборы для подключения и использования гаджетов и др.);

vIII- группа комплекс светотехнических и звуковых учебных пособий и аппаратуры.

СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Световая индикация начала и окончания урока

«Бегущая строка» (на этажах)

Мультимедийная доска   и оборудование     FM-системы для индивидуальной и групповой работы (в условиях класса, зала).

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

                              FMсистемы                             радиокласс аудиокласс

FM-технологии - вид беспроводной связи, применение которых в группе  обеспечивает хорошую слышимость во всех звуковых ситуациях (шум, эхо в помещении, и др.) и передачу чистого, без искажений сигнала непосредственно в ухо ребенка. Используются совместно со слуховыми аппаратами.



ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

ОСЯЗАТЕЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

ОСНАЩЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫМИ ОРИЕНТИРАМИ

´ориентиры      для     помещений: таблички   с    надписями     с обозначением   номеров   групп, кабинетов должностных лиц (укрепляются на стене со стороны дверной ручки на высоте 1,3 – 1,5 м, размер   таблички  составляет 500Х150 мм, текст выполняется на белой бумаге черным   цветом, толщина линии 10  мм,      текст вставляется в прозрачную пластину из оргстекла толщиной 4 мм);



ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ  ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ЛИЦ С НОДА

     Пространство ОО

     пандус; поручни; специально оборудованные туалеты;

     лифт; съезды      на тротуарах; приспособления для дверей; мастерские для развития профессиональных навыков

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ЛИЦ с НОДА

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ


ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Большая клавиатура с клавишами

(22мм) удаленными друг от друга

Предметно - пространственный  компонент ИОС для лиц  с соматическими заболеваниями

Программно-методический компонент

ИОС

разработка индивидуального «маршрута» обучения и развития ребенка, адаптированного к его возможностям и обстоятельствам

Мероприятия по созданию ИОС

     необходимо осуществлять работу, направленную на создание позитивного психологического климата

создание дружественной образовательной организации; и инклюзивной • принять кодекс корпоративной этики и свод правил

                      образовательной среды поведения, обязательных для всех

     проводить мероприятия по созданию инклюзивной культуры

проведение мониторинга      • необходимо проводить опросы родителей и самих образовательных обучающихся, инвентаризацию оборудования;

            потребностей, особенностей,      проводить оценку соответствия МТБ ПО

интересов лиц с ОВЗ и требованиям ФГОС СПО к условиям реализации программ для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ инвалидностью

Мероприятия по созданию ИОС

• разработать паспорт доступности всех зданий Проектирование изменений     • составить  план (дорожная карта) по обеспечению материально-технической,       доступности зданий учебно-методической базы • реализовать комплекс мероприятий по обеспечению доступной («безбарьерной») среды

Привлечение всех участников  • необходимо включить студентов  в различного рода образовательного процесса: объединения, как студенческие, так и общеколледжные; организация конкурсов по моделированию учебного

администрация, преподаватели,                       кампуса :интерактивные опросы по проектированию

специалисты, студенты, в том   среды ПОО, проектные сессии числе и студенты с ООП


Мероприятия по созданию ИОС


Мероприятия по созданию ИОС


Мероприятия по созданию ИОС


Мероприятия по созданию ИОС

КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ

 

логопеды

 

педагоги-психологи

 

сурдопереводчик

 

 

дефектологи

 

тьюторы

 

специалисты по специальным

техническим и программным средствам обучения

 

социальные педагоги

Мероприятия по созданию ИОС


Мероприятия по созданию ИОС

АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ  УСЛОВИЙ





Уровни диагностики среды ПОО

социально-педагогический уровень диагностики позволил оценить решение социальных задач инклюзивного обучения: реализация требований ФГОС СПО, удовлетворение социального заказа родителей обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, уровень профессиональной квалификации коллектива колледжа/техникума и административно-управленческого состава, необходимый для осуществления инклюзивного СПО, уровень развития социального партнерства

личностно-деятельностный уровень диагностики позволил показать результаты процесса инклюзивного образования, достижения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ (академическая успеваемость, включенность в образовательный процесс ПОО)

организационно-дидактический уровень диагностики позволил осуществить комплексный анализ организации процесса инклюзивного среднего профессионального образования (эффективность управления инклюзивными процессами, формы организации учебного и воспитательного процессов, ресурсное обеспечение и создание специальной образовательной среды, характер сетевого взаимодействия образовательной организации с другими учреждениями и организациями для решения задач инклюзивного среднего профессионального образования).

Критерии оценки условий доступности СПО для лиц с инвалидностью и ОВЗ

 

наличие локальной нормативной базы,

обеспечивающей инклюзивное среднее профессиональное образование

 

организация сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

 

наличие специальных материальнотехнических и программных средств  

обучения

 

подготовка педагогических кадров к инклюзивному обучению

 

 

 

наличие специальной организационной структуры

 

адаптация учебно-методических  материалов

 

наличие безбарьерной

архитектурной среды

удовлетворенность обучающихся с

инвалидностью и ОВЗ, их родителей (законных представителей) условиями, созданными в профессиональной образовательной организации





Алгоритм внедрения системы проектирования и реализации специальных условий инклюзивного СПО


Организация переподготовки или повышения квалификации по вопросам инклюзивного

образования всех сотрудников ПОО

Базовая подготовка административно-

управленческого состава ПОО

Повышение квалификации педагогического состава

Повышение квалификации вспомогательного персонала

Модульные программы повышения квалификации Разработка локальных

Разработка плана нормативных актов,

развития ПОО в области регламентирующих

инклюзивного СПО

инклюзивное СПО

Разработка методического Модернизация и адаптация материально-технический сопровождения инклюзивного

СПО

базы ПОО

Позиционирование на Обновление материалов образовательном рынке официального сайта   региона новых возможностей

колледжа/техникума, его    ПОО и перспектив ее адаптация         развития

Разработка и заключение договоров о сотрудничестве с социальными партнёрами


Регулярное повышение квалификации сотрудников колледжей/техникумов по вопросам организации и осуществления инклюзивного СПО