УДК 159.9:343.815
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С
СУИЦИДАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
А.А. Туев,
Россия, г. Челябинск, ГБУ ДПО ЧИРПО
НИЦ Мониторинга и Профилактики;
Lex.tuev@gmail.com
Аннотация. Актуальность темы статьи определяется необходимостью осмысления особенностей подготовки будущего учителя к работе с обучающимися, склонными к суицидальному поведению и актуализирована необходимостью исследования содержания профессиональной подготовки будущих учителей, приобретаемой посредством получения знаний о сущности подросткового суицида, его причинах, экспресс-диагностике обучающихся «группы риска», способах профилактики, возможностях оказания помощи в преодолении кризисных жизненных ситуаций.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, профилактика и предупреждение суицида, детские и подростковые суициды, авитальное поведение, педагогическое сопровождение.
FEATURES OF PREPARING A FUTURE TEACHER FOR
PREVENTIVE WORK WITH STUDENTS WITH SUICIDAL BEHAVIOR
A.A. Tuev,
Russia, Chelyabinsk,
GBU DPO CHIRPO
Research Center for Monitoring and Prevention;
Lex.tuev@gmail.com
Abstract. The relevance of the topic of the article is determined by the need to understand the features of preparing a future teacher to work with students prone to suicidal behavior and is updated by the need to study the content of professional training of future teachers, acquired through gaining knowledge about the essence of teenage suicide, its causes, rapid diagnosis of “atrisk” students, methods of prevention, opportunities to provide assistance in overcoming life crisis situations.
Keywords: vocational training, suicide prevention, child and adolescent suicides, avital behavior, pedagogical support.
Существует старая притча о рыбацкой деревне, где рыбакам каждый день приходилось спасать тонущих жителей деревни, которые каким-то образом попадали в реку ниже по течению. Понимая, что это нерационально, рыбаки решили, что вместо того, чтобы спасать ежедневно тонущих людей, они в первую очередь узнают, как жители деревни попадают в реку. Они рискнули подняться вверх по течению и обнаружили опасный выступ на скале, где люди теряли равновесие и падали в реку. Построив забор вокруг опасного выступа и тем самым обезопасив местность, рыбакам больше не приходилось спасать тонущих.
За весь многолетний опыт работы педагогом и педагогом-психологом в различных образовательных организациях, автором статьи было замечено, что именно учитель является тем самым «рыбаком», который может и должен уметь выстраивать «защитные барьеры» внутри коллектива обучающихся с целью профилактики и предупреждения их возможного авитального поведения.
Отвечая на возможный вопрос: «А как же это сделать учителю?» автор делает акцент именно на особенностях и предикторах подготовки учителей к будущим условиям их профессиональной деятельности, а также о значимости школы в жизни обучающихся.
В международной психолого-педагогической практике школа признается критически важным местом для детей и подростков, выступая в качества защитного ресурса по снижению риска детских и подростковых суицидов и предотвращению их возникновения, и в первую очередь потому, что обучающиеся проводят большую часть своего времени в школе, где учителя, как значимые взрослые, являются своего рода «стражами» всех аспектов образовательного процесса. По оценке ВОЗ, образовательные учреждения (школы) являются одним из наиболее важных инструментов распространения знаний о здоровье и принятия мер превентивного вмешательства среди молодежи всех возрастов.
Наблюдаемые деструктивные тенденции развития современного общества ведут за собой явления дезадаптации, проявляющиеся в том, что молодые люди зачастую не могут найти позитивный смысл собственного существования. Наиболее чувствительным к различным социальным и экономическим встряскам оказывается подростковый возраст, в котором происходят колоссальные психофизиологические изменения и формирование психоэмоциональной составляющей индивида, которые, зачастую, сопряжены с внутренними и внешними реакциями (конфликтами) на различные ситуации, приводящими к разного рода поведенческим отклонениям, в том числе к суицидальному поведению и аутоагрессии. [1, С. 1327–1329.]
Несмотря на развитие во многих учреждениях образования служб психологической и социально-педагогической помощи, проблема раннего выявления и своевременного реагирования на кризисную ситуацию ребенка остается актуальной. Это во многом объясняется тем, что психологи и социальные педагоги в единственном лице при огромном количестве обучающихся физически не могут отследить настроение и поведение каждого ребенка. А ведь именно суицидальное поведение обучающихся требует тщательного и динамичного наблюдения, так как по своим особенностям такое поведение далеко не всегда может быть замечено вовремя.
Именно по указанным выше причинам, становится актуальным вопрос повышения квалификации и просвещения педагогов (школьных учителей) по особенностям профилактической работы с обучающимися с суицидальным поведением (суицидентами).
Крайне важно познакомить будущих учителей с причинами суицидального поведения у обучающихся и продумать способы и методы профилактической работы по
предотвращению детских и подростковых самоубийств [2, С. 187–191]
Учителю для того, чтобы своевременно выявить подростка, склонного к совершению суицида необходимо знать, что суицид подростков имеет следующие характерные черты:
▪ суициду, как правило, предшествуют кратковременные, конфликты в сфере близких отношений - в семье с родителями, в школе с учителями и одноклассниками, в группе сверстников по внешкольному досугу. Такие конфликты воспринимаются подростком как крайне значимые и вызывают драматизацию событий;
▪ суицидальный поступок воспринимается подростком в «романтическигероическом» ореоле, как смелый вызов. Как решительное действие, как некое мужественное решение;
▪ суицидальное поведение подростков иногда демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику» (способ получить сочувствие, внимание, любовь, выразить протест, наказать себя и других);
▪ суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем часто нет продуманности, взвешенности и точного расчета.
Учителю важно осознавать, что суицидальное поведение в детском возрасте носит характер ситуационно-личностных реакций, т. е. связано, собственно, не с самим желанием умереть, а со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания, выйти из зоны стресса.
Тенденция к самоубийству формируется еще в детском возрасте, поэтому подготовку к профилактической работе с обучающимися-суицидентами, необходимо проводить со всеми учителями, и работающими с подростками, и с младшим школьным возрастом. Важно научить способам раннего выявления формирующихся аутоагрессивных проявлений у обучающихся.
В сложных ситуациях взаимодействия с детьми и подростками, переживающими острую кризисную, стрессовую ситуацию, очень важно психологическое благополучие самих педагогов. Учителя должны владеть техниками активного слушания, ведения доверительной беседы, установления психологического контакта. Учитель должен уметь чутко и уважительно устанавливать коммуникацию с обучающимися, испытывающими стресс и суицидальные переживания.
Любые неожиданные, эмоциональные, ярко выраженные реакции, влияющие на поведение подростка или ребенка, любые внезапные и значительные изменения успеваемости, посещения школы или поведения следует принимать всерьез. К ним относятся:
- потеря интереса к обычной деятельности;
- внезапное снижение успеваемости;
- необычное снижение активности, безволие;
- плохое поведение в школе, нарушения дисциплины;
- необъяснимые или частые исчезновения из дома, пропуски занятий, прогулы;
- увеличение потребления табака, алкоголя или наркотиков;
- инциденты, приводящие к контактам с правоохранительными органами, участие в драках и беспорядках. [3, С. 20-22]
Перечисленные признаки характерны для обучающихся, которые, по всей видимости, переживают психологический или социальный стресс, у которых, возможно, могут возникнуть мысли о самоубийстве, которые впоследствии способны привести непосредственно к суицидальным действиям.
В подготовку к профилактической деятельности будущего учителя, помимо смещения фокуса внимания на особенности отклоняющегося поведения обучающегося, в обязательном порядке должны входить рекомендации по выявлению маркеров готовящегося суицида, а именно:
- возбужденное «вызывающее» поведение ребенка, внешне похожее на подъем, однако с проявлением суеты и спешки;
- внезапные приступы внешней агрессии по отношению к сверстникам и близким; - депрессия, апатия, безмолвие, стремление к уединению: подросток часто уходит от исполнения своих обязанностей, бессмысленно проводит время, в его поведении заметно некоторое оцепенение или сонливость;
- выраженное чувство собственной несостоятельности, вины, стыда за себя, за какойто свой проступок;
-отчетливая неуверенность в себе, ощущение собственной беспомощности, бесполезности, безнадежности;
- безразличие к внешнему виду, небрежность одежде;
- раздаривание ценных вещей или денег. [4, С. 62-64.]
При установлении контакта с потенциальным суицидентом учителям следует быть терпеливыми, эмпатийными, наблюдательными, а также соблюдать дистанцию (личные границы). В первую очередь, при подготовке будущего учителя необходимо делать акцент на важности укрепления в образовательном пространстве самоуважения и положительной самооценки обучающихся. Положительная самооценка и чувство собственного достоинства помогает детям и подросткам избегать эмоциональных проблем и сильных депрессий, предоставляя им возможность успешного преодоления трудных и травмирующих ситуаций в жизни.
Учитель должен понимать, что диалог с потенциальным суицидентом «тет-а-тет»», в доброжелательном, доверительном тоне, посредством оценки сложившейся ситуацию для дальнейших правильных действий по оказанию комплексной помощи ребенку, будет являться первым и уже верным этапом выхода на решение проблемы несовершеннолетнего. В ситуации, когда ребенок действительно проговаривает нежелание жить или пишет об этом, педагогу не следует ограничиваться только собственными ресурсами, уведомление администрации учреждения поможет построить правильные, законодательно закрепленные меры реагирования. Неотъемлемым в сложившейся ситуации будет информирование законных представителей о состоянии ребенка, получения согласия на оказание ему комплексной помощи для возможности подключения к ситуации специалистов, обученных по проблеме суицида. [7, С. 266–270.]
Будущему педагогу необходимо осознать, что непременной задачей каждого учителя является - построение своего урока или воспитательного мероприятия таким образом, чтобы любые риски возникновения конфликтных ситуаций в классном коллективе, различных форм травли, непринятия ребенка, полностью отсутствовали. На любых этапах профилактики суицидального поведения обучающихся самое главное для педагога – никогда не оставаться равнодушным. Каждому взрослому участнику образовательного процесса необходимо внутреннее осознание себя как активного субъекта профилактики суицидального поведения несовершеннолетних на территории образовательной организации.
1. Апарчина Т.С. Актуальные вопросы профилактики суицидального поведения подростков / Т.С. Апарчина // Сборник статей победителей международной научнопрактической конференции. – Пенза, 2017. – c. 1327–1329.
2. Башлай Э.Х. Подростковый суицид. Что могут сделать родители и педагоги, чтобы спасти детей? / Э.Х. Башлай // Проблемы теории и практики современной психологии. Материалы XX Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием. – Иркутск, 2021. – c. 187–191.
3. Васильева С.А. Психологические особенности подростков с риском суицида и профилактика суицидальных намерений / С.А. Васильева // Актуальные психологопедагогические исследования. Сборник материалов научных исследований. – Магнитогорск, 2017. – c. 20-22.
4. Гонохова Т.А. Профилактика суицидального поведения подростков как один из аспектов формирования здорового пути. / Т.А. Гонохова // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 62-2.
5. Григорьевская М.Ю. Совершенствование деятельности классных руководителей по предупреждению суицидального поведения старшеклассников: автореф. дис. … канд. пед. наук. Чебоксары, 2007.- C. 27-32.
6. Конышева Э.Ф. Профилактика суицида как актуальное направление социальнопедагогической работы в школе / Э.Ф. Конышева // Молодежная наука как фактор и ресурс инновационного развития. Сборник статей IV Международной научнопрактической конференции; – Петрозаводск, 2021. – c. 80-84.
7. Сипиева А.Н. Особенности суицидального поведения подростков и варианты психологической помощи. / А.Н. Сипиева // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. – 2020. – № 2. – c. 266–270.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.