Предметный мир детства — среда развития всех специфических видов деятельности. Ни один из них не может полноценно развиваться на чисто наглядном и вербальном уровне, вне реальных действий в предметной среде.
Развивающая предметно-пространственная среда детства — система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения деятельности ребенка и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического
отчет пространственная среда.docx
Письменный отчет
«Об особенностях развивающей предметно
пространственной среды»
МДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская, МО Ейский район
Силаева Т.В.
Предметный мир детства — среда развития всех специфических видов
деятельности. Ни один из них не может полноценно развиваться на чисто
наглядном и вербальном уровне, вне реальных действий в предметной среде. Развивающая предметнопространственная среда детства — система,
обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности
ребенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных
средств обеспечения деятельности ребенка и включает ряд базисных
компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического,
Предметнопространственная среда в ДОУ система материальных объектов
и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание
развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями
образовательной программы дошкольного образования.
Принципы построения предметноразвивающей среды в ДОУ
Принцип активности самостоятельности, творчества позволяет
осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком.
Принцип динамичности
позволяет трансформировать пространство, с большим разнообразием
предметного наполнения.
Принцип гибкого зонирования
позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не
мешая друг другу.
Принцип учета половых и возрастных различий детей
позволяет осуществлять гендерный подход и удовлетворять потребности
всех возрастных категорий.
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов
визуальное оформление предметной среды.
Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия
каждого ребенка и взрослого
позволяет осуществлять личностноориентированное активное саморазвитие
ребенка и усвоение им социального опыта.
Принцип открытости закрытости
позволяет осуществлять охрану и укрепление физического и психического
здоровья детей.
Модель развивающей среды нашего сада создавалась с учётом
вышеизложенных принципов. Необходимо отметить, что такое построение среды даёт детям чувство психологической защищённости, помогает развитию
личности, способностей, овладению разными способами деятельности.
Наша работа начинается с утреннего приёма детей. Приём детей
осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные
шкафчики для детей.
Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда
помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и
советы родителям; выставки детского творчества.
Все пространство в группе разделено на определенные зоны и центры.
Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны
детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают где взять бумагу,
краски, карандаши, природный материал, атрибуты для игр – инсценировок.
Мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти
удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального
состояния.
«Центр познания» обеспечивает решение задач познавательно
исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры,
речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты).
Это дидактические, развивающие и логикоматематические игры,
направленные на развитие логического действия сравнения, логических
операций классификации, сериации, узнавание по описанию, воссоздание,
преобразование, ориентировку по схеме, модели, на осуществление
контрольнопроверочных действий («Так бывает? », «Найди ошибки
художника», на следование и чередование и др. Например, для развития
логики это игры с логическими блоками Дьенеша, «Логический поезд»,
«Логический домик», «4й лишний», «Поиск 9го», «Найди отличия». Также
представлены игры на развитие умений счетной и вычислительной
деятельности.
Так же мною были изготовлены игры с использованием нестандартного
оборудования:
игры помогающие определять предметы на ощупь, по звуку, по вкусу,
запаху, не глядя на них,
игры на группировку и классификацию по одному, двум существенным
признакам.
Для формирования всех компонентов речи имеются следующие игры и
пособия:
наборы предметных картин,
наборы сюжетных картин,
серии сюжетных картин,
игры для развития речевого дыхания;
игры «Подбери пару», «Что лишнее? », «Цепочка слов», «Лото»;
предметные картинки на все группы звуков;
наборы парных картинок, домино. Для формирования у детей познавательного интереса к природе, бережного
отношения ко всему живому, чувства ответственности, я создала центр
природы и экспериментирования. В уголке природы размещены растения,
позволяющие дошкольникам овладевать программой по данному
направлению, так же в уголке природы находятся:
«календарь природы»,
подборки иллюстраций,
подборка исторических, познавательных, развлекательных сведений о
растениях, животных, насекомых, птицах. В центре экспериментирования,
для проведения элементарных опытов, экспериментов. В центре
экспериментирования имеется все необходимое для проведения
элементарных опытов с песком, водой, воздухом, магнитом и др.
«Центр творчества» обеспечивает решение задач активизации творчества
детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации,
художественноречевая и изобразительная деятельность). Смысл детского
творчества – самовыражение. В своем творчестве дети стремятся передать
«весь мир», «всю природу», «все деревья», они постоянно изобретают и
фантазируют, используя следующие материалы:
мозаика, пазлы, конструкторы, мелкие игрушки, разрезные картинки,
бросовый материал (пуговицы, камушки, крупы, проволока, ленточки, нитки,
шаблоны, трафареты на различные темы,
раскраски, альбомы, бумага,
различные изображения, вырезанные из бархатной и наждачной бумаги,
печатки, грубые щетинистые кисти, зубные щетки, губки разных размеров,
карандаши цветные, кисти, фломастеры;
пластилин, дощечки, силуэты предметов из теста;
цветная бумага, картон, клейстер, ножницы;
дидактические игры;
книги и альбомы самоделок также помогут дошкольникам в изготовлении
какихлибо конструкций и поделок;
Так как детей привлекают мир звуков и мир музыкальных инструментов, я
особое внимание уделила оснащению музыкального уголка в группе – в него
вошли:
музыкальные инструменты (шумовые, металлофон, барабан, треугольник);
маски;
атрибуты для театрализованных игр;
куски ткани, платки платья, шляпки, элементы костюмов;
разноцветные флажки, платочки, ленты, искусственные цветы;
разные виды театров (настольный, перчаточный, пальчиковый, на кружках,
теневой, плоскостной, кукольный);
дидактические игры;
диски и кассеты с записями песен, музыки, сказок; Таким образом, я обеспечиваю развитие музыкальных способностей,
эмоциональной отзывчивости, музыкального вкуса, углубляю восприятие
музыки, обеспечиваю эстетическое развитие, способствую развитию
умственных способностей, воспитываю интерес к музыкальному искусству.
«Игровой центр» обеспечивает организацию самостоятельных сюжетно
ролевых игр. Предметноигровую среду строю так, чтобы дети могли
участвовать во всем многообразии игр: сюжетноролевых, строительно
конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных,
развивающих, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных
играх и спортивных развлечениях. В сюжетноролевых играх дети отражают
различные сюжеты: бытовые (магазин, семья, трудовые (строительство дома,
доктор, школа, общественные (праздники, путешествия) .
Важная роль в развитии ребенка отводится конструктивной деятельности.
Для этого я поместила в среду группы конструкторы и строительные наборы,
выполненные из разного материала (пластика, дерева, металла, напольные и
настольные, с разнообразными способами крепления деталей, разной
тематической направленности. Кроме самих наборов включила в среду
группы разнообразные схемыобразцы построек, фотоальбомы (с
фотографиями архитектурных сооружений и детских построек).
«Центр книги», обеспечивает литературное развитие дошкольников. Через
книги и предметы ребенок знакомится с животными и растениями дальних
стран, с обычаями и внешним видом разных народов и эпох, с
многообразными жанрами живописи и другими видами искусства. Наряду с
художественной литературой в книжном уголке поместила познавательную
литературу, общие и тематические энциклопедии для дошкольников,
способствующие формированию коммуникативных навыков. Книги
расставила по темам (природоведческая литература, сказки народные и
авторские, литература о городе, стране и т. п.) А так же альбомы загадок,
рассказы, стихи, сказки, иллюстраций к сказкам.
«Центр двигательной активности» обеспечивает двигательную активность и
организацию здоровьесберегающей деятельности детей. Создавая в группе
специальный физкультурный уголок, я помещаю в нем только те
оборудования, которое вызывает у детей интерес в данный период времени:
кегли, мячи и шары из разных материалов, с разными наполнителями; обручи
малые и большие; длинные и короткие шнуры и скакалки, кольца,
кольцебросы, ленты.
«Центр безопасности» для формирования основ безопасного поведения у
своих детей, весь воспитательнообразовательный процесс в группе
организуется так, чтобы данный вопрос прослеживался во всех видах
деятельности (игровой, познавательной, речевой, физкультурно
оздоровительной) . Рассматриваем и обсуждаем с детьми типичные опасные
ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, на детской площадке, при контактах с животными, и многие другие. Для этого созданы
различные условия:
дидактические материалы по различным направлениям (безопасность в быту,
на дороге, при пожаре, охрана и укрепление здоровья и др.);
альбомы по соответствующей тематике «Пожарная безопасность», «ПДД»,
«Безопасность в быту», «Безопасность в природе»;
атрибуты для сюжетноролевых игр.
Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности.
Важнейшую роль в организации воспитательнообразовательной деятельности
с детьми в летний период играет развивающая предметная среда на
территории детского сада, так как большую часть времени дети проводят на
воздухе. Игровой участок разбила на зоны: зона наблюдения, игровая зона и
двигательная зона, где есть необходимые оборудования для игр в футбол,
баскетбол, игр на метание. Оборудована дорожка здоровья из природного
материала, для осуществления оздоровительных и закаливающих
мероприятий в летний период.
Практически вся территория детского сада становится основой для
организации увлекательной, содержательной жизни, является основным
средством формирования личности ребенка, источником его знаний и
социального опыта. Нестандартное оформление участков и прилегающей
территории, оригинальное оформление клумб радует всех многоцветием и
разнообразием.
Таким образом, насыщенная развивающая предметнопространственная среда
становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и
разностороннего развития каждого детей.
Предметно – пространственная среда средней группы №3 оснащена
необходимыми материалами и оборудованиями, которая соответствует
требованиям ФГОС ДО к развивающей предметнопространственной среде.
Предметнопространственная среда соответствует требования безопасности и
санитарных норм, педагогическим и эстетическим требования.
Заведующий___________________________/О.А. Иваненко/
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.