"Письмо - дорога к сердцу" (интегрированный урок русского языка и литературы), 11 класс
Оценка 4.8

"Письмо - дорога к сердцу" (интегрированный урок русского языка и литературы), 11 класс

Оценка 4.8
Занимательные материалы +3
docx
русская литература +1
11 кл
16.02.2017
"Письмо - дорога к сердцу" (интегрированный урок русского языка и литературы), 11 класс
Цель интегрированного урока русского языка и литературы "Письмо - дорога к сердцу" - углубить и расширить представление учеников 11 класса об эпистолярном жанре - самом таинственном, самом интимном жанре литературы. Ребята не только познакомились с историей письма, но и попытались написать "Письмо другу".Файл содержит сценарий урока письма и описание слайдовой презентации.
Письмо-дорога к сердцу (интегрированный урок).docx
Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе «Письмо – дорога к сердцу» Цель урока: углубление и расширение представления об эпистолярном жанре. Задачи урока: - продолжить знакомство с эпистолярным жанром; - совершенствовать навыки написания писем; - воспитывать уважение к ценностям родного языка. Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, карты урока, карточки- информаторы. Ход урока: Организационный момент. Слайд №1. (Звучит песня в исполнении Татьяны Снежиной «Письма твои»). Ребята, вы прослушали музыкальный фрагмент «Письма твои» в исполнении Татьяны Снежиной и, я надеюсь, поняли, что наш сегодняшний урок посвящен самому таинственному, самому интимному жанру литературы – эпистолярному жанру. Слайд №2 – цели урока. Сегодня на уроке мы с вами вспомним, а может быть, узнаем, что такое письмо, какие виды писем бывают, какую роль в художественной литературе играет эпистолярный жанр. А самое главное – научимся писать письма. Все записи на уроке вы будете делать на листах-картах. Подпишите их. Укажите дату и запишите тему урока. А теперь представьте на минуту меня не в роли учителя, а в роли журналиста, берущего у вас интервью. (по очереди – к нескольким ученикам): - У меня к вам один вопрос: «Можно ли современному человеку обойтись без писем?» (да – нет, пользуюсь телефоном, СМС, эл. почта, чаты, форумы и др.; но есть ситуации, когда только письмо может донести информацию, Н., приглашение на официальное торжество по случаю бракосочетания: позвонить по телефону – это слишком обыденно). - Безусловно,   достижения   научно­технического   прогресса   постепенно   вытесняют   роль письма из нашей жизни. Порой действительно легче позвонить другу или послать SMS и сообщить о каком–то важном событии, чем написать письмо об этом. И все­таки… ­  Кто из вас  не любит получать письма? Поднимите руки. ­ Ребята, так может быть, современный человек напрасно пытается вычеркнуть из своей жизни   эту   важную   сферу   общения   –   общения   в   письмах?   В   письмах   своим   близким, друзьям, любимым... Ведь письмо может открыть внутренний мир человека, подчеркнуть оригинальность   натуры,   своеобразную   манеру   излагать   свои   мысли,   если,   конечно,   он владеет этим непростым искусством – писать письма. ­  Я хотела бы обратиться к творчеству Эдуарда Асадова. Слайд №3: информация о поэте. В восьмилетнем возрасте написал свое первое стихотворение. С 1939 года жил в Москве. Учился в 38­й московской школе, которую закончил в 1941 году. Через неделю после выпускного вечера началась Великая отечественная война. Асадов ушел добровольцем на фронт,   был   наводчиком   миномета,   потом   командиром   батареи   «Катюш»   на   Северо­ Кавказском и 4­м Украинском   фронтах. Был серьезно ранен. После продолжительного лечения в госпиталях врачи не смогли сохранить ему глаза, и с того времени Асадов был вынужден до конца жизни носить черную полумаску на лице. ­ Прослушайте стихотворение «Одно письмо»  Слайд №4 (текст стихотворения): Как мало все же человеку надо! Одно письмо. Всего­то лишь одно. И нет уже дождя над мокрым садом, И за окошком больше не темно... Зажглись рябин веселые костры, И все вокруг вишнево­золотое... И больше нет ни нервов, ни хандры, А есть лишь сердце радостно­хмельное! И я теперь богаче, чем банкир. Мне подарили птиц, рассвет и реку, Тайгу и звезды, море и Памир. Твое письмо, в котором целый мир. Как много все же надо человеку! Вопросы по тексту: ­ Как чувствует себя герой, получивший письмо, в прозвучавшем стихотворении? (счастливым: за окошком больше не темно; веселые костры рябин) ­ Что значит для него получение письма? Какие сравнения использует автор? (я богаче, чем банкир; в письме – целый мир – скрытое сравнение) ­Почему в первой строчке читаем: «Как мало все же человеку надо»? А в последней ­ «Как много все же надо человеку!» ­ Прослушайте еще одно стихотворение, которое написал Евг. Нежинцев.  Слайд №5 (текст стихотворения): На опустевшие балконы Ложатся сумерки и тьма, И ходят мимо почтальоны, И нет по­прежнему письма. Как будто (1) ты забыла имя,  И номер дома, и число, Как будто (1) листьями сухими Дорогу к сердцу (2) занесло… Выполните задание к стихотворению на листах­картах:  1.Укажите, какой прием, обозначенный  цифрой 1,  использует автор? (Эпифора, т.е.  единоначатие.) 2.Какое средство выразительности выделено в тексте под цифрой 2 ?  (Метафора: дорога к сердцу.) ­ Почему так грустно герою только что прозвучавшего стихотворения? (по­прежнему нет письма) ­ Что значит для него получение письма, почему он так ждет его? ­ С чем сравнивает лирический герой весточку от близкого человека? (Возможно, «дорогу  к сердцу» пролагает письмо, но любимая не пишет, и дорогу эту словно занесло сухими  листьями). Итак, любой из нас с нетерпением ждет письма, огорчается, когда долго нет ответа.  Почему? Ребята, почему письмо можно так красиво назвать – «дорога к сердцу»? Ученики дают ответы, среди них возможны такие: ­ Из писем мы узнаем, что о нас помнят ­ В письмах нас иногда поздравляют ­ Из писем мы узнаем об интересных событиях ­ В письмах с нами делятся радостью или заботами. Учитель: Письмо может быть памятью о человеке. Такими были и солдатские письма, написанные в годы ВОВ.  Слайд №6 Солдатские письма. О чем думал солдат, когда,  склонившись над листком бумаги, торопливо сочинял письмо домой – родителям, жене, невесте? Конечно, не о вечности, не о том, чтобы оставить память потомкам о себе, о товарищах, о  войне. Он спешил поделиться своими радостями и горестями, бедами и победами, спешил рассказать о  солдатском своем житье. Главная его забота – успокоить близких, сообщить, что жив ­ здоров, воюет, бьет  врага, и заверить, что вернется с победой. Слайд №7 (Звучит  песня Е. Мартынова  «Письмо отца») Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами, На конверте в углу номер почты стоит полевой. Это в сорок втором мой отец написал моей маме Перед тем, как идти в свой последний решительный бой. «Дорогая моя, на переднем у нас передышка, Спят в окопах друзья, тишина на крутом берегу. Дорогая, поцелуй ты покрепче сынишку,  Знай, что вас от беды я всегда сберегу». Я читаю письмо, и как будто все ближе и ближе Тот тревожный рассвет и биенье солдатских сердец. Я читаю письмо, и сквозь годы отчетливо слышу Я сейчас те слова, что сказал перед боем отец. Я читаю письмо, а за окнами солнце смеется, Новостройки растут, и сердца продолжают любить. Я читаю письмо и уверен, что если придется, Все, что сделал отец, я сумею всегда повторить.             Писали нежные, заботливые письма своим мамам сыновья и с Чеченской войны. Слайд №8 Текст письма: «Милая, милая моя мамка, здравствуй! Пишу тебе письмо рано утром. Здесь, в горах, так красиво, воздух чистый, тишина. Обо мне не волнуйся, у нас спокойно, служба нетрудная, командиры хорошие. Ты спрашивала, с кем я служу? Ребята все мировые, живем дружно, друг друга выручаем.... А по ночам мне снятся красивые сны, и в них обязательно ты, мамочка. Гладишь меня по голове, ласково обнимаешь. И мне так спокойно становится, так хорошо. Не переживай за меня, мамка. Знаешь, ведь никто на свете Не любил тебя, как я. Для меня нет на планете Никого главней тебя. Целую крепко. Твой сын - солдат Виктор Прохоров». : Юноши рождены для того, чтобы защищать свою Учитель Родину, и каждый из вас пройдет путь воина-защитника. И не ленитесь писать своим мамам хоть пару строк о том, что у вас все хорошо. Помните, что материнское сердце не камень. А умеете ли вы писать письма? Безусловно, каждый ответит утвердительно. А интересные  письма? Наверное, задумались? Итогом урока станет написанное вами письмо другу –  интересное, эмоциональное, информативное. Ну а сейчас, я думаю, вам будет интересно узнать об истории возникновения писем и их  значении в жизни людей в разные исторические эпохи.  Предоставим слово ребятам из 1­й группы. Это их домашняя работа. Итак, вращаем колесо истории. Сообщение 1­й группы Слайд №9: пиктограмма. 1)История письма насчитывает много тысячелетий. И самый древнейший вид письма – пиктография (от лат. рисованный, живописный и греч. пишу). Для пиктографии не нужен алфавит,   необходимо   было   только   похоже   изображать   предметы   и   ситуацию.   Так, приведенная пиктограмма читается следующим образом: «Человек пошел на охоту, добыл шкуру зверя, затем другую, охотился на моржа, поехал на лодке с другим охотником, заночевал». Слайд № 10,11 – узелковое письмо. 2) Затем было узелковое письмо – около 2500 лет до нашей эры. Племена инков передавали информацию при помощи сочетания нитей и узелков. Каждое приспособление – «кипу» ­ представляло собой основной шнур с привязанной к нему сотней разноцветных нитей. И нити,   и   узелки,   и   их   расположение,   и   цвет   имели   значение.   Ученым   не   удается расшифровать узелковое письмо до сих пор. Слайд №12 – рукописи майя 3)Индейцы майя с территорий Центральной Америки разработали сложную систему письма с   использованием   примерно   850   значков­картинок.   Но,   к   сожалению,   испанские конкистадоры   сожгли   библиотеки   майя,   и   до   нашего   времени   дошли   только   3   чудом уцелевшие   рукописи,   написанные   волосяной   кисточкой     на   бумаге   из   луба   фикуса, покрытые рисуночными знаками и разноцветными рисунками. Слайд №13 – о. Пасхи 4)Письменность связана и с культурой острова Пасхи, затерянного в просторах Тихого океана. До нас дошло десятка два табличек, покрытых рисуночными знаками, вырезанными из   зубов   акулы   на   дереве.   Эти   письмена   называют   кохау   ронго­ронго,   т.е.   «говорящее дерево». Слайд №14 – письмо царю Дарию 5)Люди для общения использовали предметы, которым придавали определенное значение. Так,   известно   предание   о   письме,   посланном   персидскому   царю   Дарию   скифами   с требованием покориться ему. Были посланы мышь, лягушка, 5 стрел. Это означало: если персы зароются в землю, спрячутся в воду или взлетят в небо, то стрелы скифов все равно их найдут.  Слайд №15 ­ берест 6)Наши предки посылали друг другу письма, написанные на бересте. Жители древнего Новгорода уже в 9 веке сочиняли разные тексты, в которых сообщали новости, излагали свои   просьбы.   А   вот   археологи   при   раскопках   древнего   Новгорода   нашли   письмо, пролежавшее  без  малого   тысячу  лет.  Кстати,   как  выглядят   берестяные  письма,  можно увидеть и на плакате.  7)Интересными  были и способы запечатывания и отправления писем. Так, растопленный воск   прижимался   перстнем.   В   романе   А.Дюма   «Три   мушкетера»   читаем   о   письме,   на восковой печати которого был изображен голубь, символизирующий любовь и верность.  А вот моряки писали письма, запаковывая их в бутылки, надеясь, что оно доплывет до адресата. Письмо могло плавать сотни лет и иногда попадало на сушу.  (Да, непростая это была задача – передавать информацию.) Слайд №16 – алфавит греков 8)А вот фрагмент древнейшего буквенного письма, в основу которого легла алфавитная система   древних   греков.   И   это   греческое   письмо   дало   начало   многочисленным письменностям народов мира.  Итак,   сделаем   1­й   вывод:  Письмо   –   это…   (одно   из   средств   передачи   информации   и общения). Отметим это на наших листах­картах. ­ Какую еще роль играет письмо? Об этом – сообщение 2­й группы.  Сообщение 2­й группы. ­ Мы хотим рассказать о роли письма в художественной литературе. Эпистолярный жанр был весьма характерен для произведений 19 века. Письма служили не только средством передачи информации, но и способом характеристики героев. Именно в письме выражались их заветные мысли и чаяния. В письмах герои предельно искренни и правдивы.  Самым известными письмами в отечественной литературе являются «Письмо Онегина к Татьяне» и «Письмо Татьяны к Онегину». Слайд №17 – видеозапись Любовь  Татьяны  к Онегину –  это  ее  первое  чувство,  а  письмо,  которое  она  решилась написать,  ­  первый   поступок  любви.   В  этом  письме  –  настоящая   исповедь   неопытного сердца,   тревожные   ожидания,   сомнения,   верность   чувству.   Здесь   в   полной   мере   перед читателем предстает духовный облик Татьяны, ее отношение к любви. Вспомним письмо Онегина к Татьяне. По интонации, по силе чувств, искренности оно напоминает послание Татьяны. Наконец­то он раскрывает свою душу навстречу любви. Страстное признание он вынашивает очень долго. Его письмо читается на одном дыхании.  (цитирование письма)  Т.    Стр.    Таким   образом,   письма   в   романе   «Евгений   Онегин»   являются   важным   средством раскрытия подлинной сути героев произведения. Когда мы готовили материал о роли письма в художественной литературе, мы просто не могли   не   вспомнить   маленького   героя  из   рассказа   А.П.Чехова   «Ванька».   Его   письмо, которое он пишет дедушке, раскрывает душу, образ мыслей мальчика­сироты.  С дедушкой связана его единственная надежда, ему он доверяет свои страдания, воспоминания, боль. (Выборочное чтение текста письма по ролям) Текст письма говорит о том, что мальчик уже с юных лет имеет твердый характер, волю. За свою   недолгую   жизнь   он   успел   много   повидать,   ему   пришлось   хлебнуть   горя.   Рассказ заканчивается символически: Ванька не указал адреса своего дедушки. А это значит, что письмо не найдет своего адресата. Вместе с тем, финал открыт. Это обобщение, которое показывает, что судьба мальчика очень типична. Учитель:  Спасибо ребятам за их выступления. Конечно, в рамках одного урока мы не можем вспомнить все произведения русской классической литературы, в которых герои пишут или получают письма. Поэтому мы поговорим лишь о некоторых из них, попробуем их узнать, вспомнить, о чем или о ком были написаны их  письма, кому были адресованы. Итак, «Конкурс эрудитов» ­ ассоциативный кроссворд «Я к вам пишу…» (У каждого ученика на листах­картах ­ ассоциативный кроссворд, в котором они сначала выделяют имена и фамилии героев, а затем комментируют (устно) ассоциации, которые вызывают   эти   герои   со   словом   «письмо».Ответы   сверяются   по   демонстрационному варианту кроссворда, выполненному в цвете.)  Слайд №18 кроссворд (ответы)  ­ Вспомните, о чем писали письма эти литературные герои. ­ Какое значение имели эти письма для дальнейшего развития сюжета?  (1­2 ответа) ­ Подведем итог. Таким образом, письма в художественной литературе являлись …  (средством характеристики героя). А еще? Приемом развития сюжета. Отметим это в своих листах­картах. Мы получили информацию о художественном письме. Но в эпистолярном жанре есть и такое понятие, как личное письмо. Именно к этому жанру мы и обратимся в практической части нашего урока.  Но   вначале  проведем  небольшую  лексико­орфографическую   работу.  Подумаем   над значением следующих терминов, которые уже прозвучали сегодня на уроке, и запишем их в листы­карты. ­ Что значит слово эпистола?  Слайд №   19   Эпистола (лат. Epistola) – письмо, послание.   Слайд №20 Эпистолярный жанр – 1) относящийся к частной переписке, к письмам; 2)  имеющий форму письма, переписки (литературное произведение в форме письма, в  котором излагаются размышления и суждения автора по поводу определенного  предмета). Слайд № 21 ­ эпистолярная литература Письмо (имеет 4 значения) Слайд № 22 Письмо: 1. Умения, навыки письма, а также само писание. 2. Система графических знаков, употребляемых для писания. 3. Бумага с написанным текстом, посылаемая кому­либо для сообщения чего­либо. 4. Стиль, манера художественного изображения. ­Какое из этих значений мы выберем? Слайд № 23 Адресат – тот, кому адресовано письмо. Адресант – тот, кто пишет письмо. ­Вспомним, как называются такие пары слов? (паронимы, т.е. слова, сходные по своему  звучанию, но совершенно различные по смыслу). Готовясь к ЕГЭ, мы выполняли задание  А2, связанное с этим понятием. А теперь эстафета урока переходит к 3­й группе. «Структура личного письма и его  стилистическое оформление». 3­я группа. Письма бывают разные, но есть общие советы для написания  личных писем. Слайд №  24 ­   (читают по цепочке): Согласно правилам хорошего тона, этикета письма пишут только на хорошей бумаге. Ни в коем случае нельзя писать письма карандашом: худшего проявления невоспитанности  вряд ли можно придумать. Письма пишут от руки, но возможно и печатное письмо. Почерк должен быть разборчивым, аккуратным, исключающим неправильное прочтении е слов. Мысли должны быть хорошо продуманы, тщательно подобраны слова и фразы.  Важно дать верный тон своему письму, т.е. уметь сообразоваться с возрастом, с уважением, с душевным состоянием лиц,  которым мы пишем. Писать нужно просто, задушевно. Правила этикета запрещают написание в начале письма собственных новостей. Сначала пишут об адресате и о том, что его интересует, и только затем о себе самом. Содержание письма должно быть подчинено логике, а не тому, что придет в голову. В   письме   важно   не   только   содержание,   но   и   оформление.   Письма   с   многочисленными ошибками   не   допускаются.   Это   невежливо.   При   затруднении   следует   обратиться   к справочной литературе. Заканчивая письмо, уместно снова обратиться к адресату с вопросами о его жизни. Если возникла необходимость что­то дописать и информация важна, следует написать:PS (postscriptum – после написанного), а затем необходимое. Подпись в конце письма необходима. Анонимные письма пишут только люди, не отличающиеся порядочностью. В конце письма ставят дату написания. Отправляют письмо в конверте, написав адрес получателя и адрес отправителя. Слайд № 25  (образец) Хочу добавить:  ­   Помните:   написанное   не   исчезает.   Мысли,   бездумно   изложенные   на   бумаге,   могут существовать   сотни   лет.   (Вспомним   пословицу:   «Что   написано   пером,   не   вырубить топором».) ­ И еще: письма, написанные под сильным эмоциональным воздействием, следует отложить на сутки и перечитать, а затем или отправить, или без сожаления разорвать на мелкие кусочки. Таким образом, еще одно требование к написанию письма: выдержанный тон. При написании письма соблюдается определенная последовательность изложения. И для того, чтобы легче было написать письмо, мы подготовили небольшую памятку.  Слайд № 26 Памятка Структура личного письма 1.Приветствие. 2. Цель написания письма. 3. Обращение. 4. Изложение того, что хочешь написать, и вопросы о том, что хочешь узнать. 5. Заключение. 6. Подпись. 7. Дата. Я хочу прокомментировать данную структуру письма. Итак, 1) ­  Приветствие.  Да, любое письмо должно начинаться с приветствия. Назовите формы приветствия: «Здравствуйте», «Привет», «Добрый день». Написать эти слова не составляет никакого труда и занимает секунды. Мне лично не нравятся письма, в которых нет приветствия. Помните фразу: ничто не ценится так дорого и не дается так дешево, как вежливость. Будьте вежливы! 2)­Сформулируйте  цель  своего письма, кратко, четко и логично изложите ее, после чего прочитайте, как будто это читает  тот, кому адресовано письмо. Все  ли понятно?  При необходимости откорректируйте написанное. 3)Не менее  важна и  форма  обращения.  Обратимся  к  письмам  А.С.Пушкина к  Наталье Николаевне,   в   которых   каждая   строчка   дышит   любовью   и   заботой,   и   понаблюдаем   за разнообразием используемых в письмах поэта обращениями. (Листы на столах) Назовите их.  Конечно, это век 19, утонченный и изящный. В современном мире звучат совсем другие интонации. Но те не менее, необходимо использовать приемлемую для собеседника форму обращения. Не забывайте, что фамильярность и надменность никогда не приносили успеха, зато уважение и признание – всегда принесут положительный результат. 4)Ребята, скажите, о чем сегодня можно написать другу? Какие темы, по вашему мнению, заинтересуют его? Давайте проведем блиц­турнир «Скажи!».      Выбираем двух участников. ­   Вы   должны   по   очереди   очень   быстро   называть   актуальные   темы,   к   которым   можно обратиться в письме. Победителем становится тот, кто скажет свое слово последним. (музыка,   спорт,   рисование,   компьютер,   новинки   литературы,   обмен   впечатлениями, общение   со   сверстниками,   взаимоотношения   с   родителями,   будущая   профессия, впечатления от пребывания в другом городе на лоне природы и т.д.) ­ Вы видите, насколько многообразной может быть тематика писем. Главное!  Старайтесь в одном письме обсуждать не более 3­х вопросов: не перегружайте своего собеседника лишней информацией или подробностями, не относящимися к делу. 5)А какова, по­вашему, роль заключения в письме?  (подвести итог, спросить о чем­либо, попрощаться, выразить какую­то просьбу). Действительно, заключение – это небольшое обобщение того, что было сказано в письме ранее.   В заключении обычно используют словесные формы прощания. Назовите их. (До свидания, до скорой встречи, пока, целую, жду ответа и др.) Слайд № 27  «Письмо А теперь перейдем к заключительной части нашего урока – творческой работе     другу».  Прочитайте   вновь   план,   т.е.   структуру   письма.   Выберите   тему   или   круг   тем, которые  заинтересовали бы вашего друга: что вы хотите поведать ему в первую очередь? Не   забывайте,   что   это   будет   личное,   а   не   деловое   письмо,   поэтому   стремитесь   к эмоциональности и живости вашей письменной речи.  И еще: помните, что в «письмах умного человека отражается характер тех, кому они  адресованы» (Лихтенберг) Слайд №28 ­  песня «Письма лета» (Иванушки) (После   окончания   работы   ребята   несколько   писем   зачитываются,   а   остальные   ребята вкладывают в конверты и подписывают их, сверяясь с карточкой­информатором и сдаются для проверки, опускаются в стилизованный почтовый ящик). Итог урока. ­ Что нового вы узнали на уроке? ­ У кого­нибудь из вас появилось желание написать личное письмо? ­Замените ли вы электронную переписку перепиской от руки?  Слайд №29 Дом. задание: На   дом   я   хочу   предложить   работу   в   духе   лучших   немецких   традиций.   Своеобразным заключением средневековой эпистолярной литературы, одновременно предваряющей эпоху Реформации, служат «Письма светлых людей» И.Рейхмана и особенно «Письма темных людей». Напишите письма друзьям, восхваляя их «души прекрасные порывы», и письма «темных людей» (т.е. письма, обличающие человеческие недостатки). Слайд №30  Темы писем для конкурса И еще одно  задание на перспективу  (об участии в областном конкурсе «Лучший урок письма­2014».  Раздать темы. Оценки за урок.  Вот и закончился наш урок письма.  Вы   познакомились   со   многими   материалами   писем,   причем,   самых   разных:   любовных, трогательных, дружеских. Изменяется время. Изменяются люди, но живое человеческое общение с помощью письма будет существовать всегда. И станут ближе друг к другу дети  и родители, друзья и близкие. Пишите письма и свято храните те, которые приходят вам. Может быть, с них начнется ваш личный архив, история вашей семьи, а значит, и история нашей малой родины.

"Письмо - дорога к сердцу" (интегрированный урок русского языка и литературы), 11 класс

"Письмо - дорога к сердцу" (интегрированный урок русского языка и литературы), 11 класс

"Письмо - дорога к сердцу" (интегрированный урок русского языка и литературы), 11 класс

"Письмо - дорога к сердцу" (интегрированный урок русского языка и литературы), 11 класс

"Письмо - дорога к сердцу" (интегрированный урок русского языка и литературы), 11 класс

"Письмо - дорога к сердцу" (интегрированный урок русского языка и литературы), 11 класс

"Письмо - дорога к сердцу" (интегрированный урок русского языка и литературы), 11 класс

"Письмо - дорога к сердцу" (интегрированный урок русского языка и литературы), 11 класс

"Письмо - дорога к сердцу" (интегрированный урок русского языка и литературы), 11 класс

"Письмо - дорога к сердцу" (интегрированный урок русского языка и литературы), 11 класс

"Письмо - дорога к сердцу" (интегрированный урок русского языка и литературы), 11 класс

"Письмо - дорога к сердцу" (интегрированный урок русского языка и литературы), 11 класс

"Письмо - дорога к сердцу" (интегрированный урок русского языка и литературы), 11 класс

"Письмо - дорога к сердцу" (интегрированный урок русского языка и литературы), 11 класс

"Письмо - дорога к сердцу" (интегрированный урок русского языка и литературы), 11 класс

"Письмо - дорога к сердцу" (интегрированный урок русского языка и литературы), 11 класс

"Письмо - дорога к сердцу" (интегрированный урок русского языка и литературы), 11 класс

"Письмо - дорога к сердцу" (интегрированный урок русского языка и литературы), 11 класс

"Письмо - дорога к сердцу" (интегрированный урок русского языка и литературы), 11 класс

"Письмо - дорога к сердцу" (интегрированный урок русского языка и литературы), 11 класс

"Письмо - дорога к сердцу" (интегрированный урок русского языка и литературы), 11 класс

"Письмо - дорога к сердцу" (интегрированный урок русского языка и литературы), 11 класс

"Письмо - дорога к сердцу" (интегрированный урок русского языка и литературы), 11 класс

"Письмо - дорога к сердцу" (интегрированный урок русского языка и литературы), 11 класс

"Письмо - дорога к сердцу" (интегрированный урок русского языка и литературы), 11 класс

"Письмо - дорога к сердцу" (интегрированный урок русского языка и литературы), 11 класс
Скачать файл