Конспект урока по русскому языку (письмо) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Д а т а : 2 4 . 0 9 . 1 5
У р о к 18
Тема:
Письмо заглавной и строчной букв Я (я)
Ц е л и д е я т е л ь н о с т и п е д а г о г а : познакомить с буквой Я, я; научить писать заглавную Я, упражнять в
письме заглавной буквы; способствовать развитию моторики, фонематического слуха; воспитывать аккуратность.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: знают, как проводить звуковой анализ слов (мяч, пять, дыня); правило обозначения звука [а] после
мягких согласных буквой я; умеют выполнять письмо заглавной буквы Я; называть различие печатной и прописной
буквы Я; соблюдать гигиенические требования при письме; получат возможность научиться писать заглавную букву
Я.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий –
УУД):
П о з н а в а т е л ь н ы е : общеучебные – создание единства звука, зрительного образа обозначающей его буквы и
двигательного образа этой буквы; логические – осуществление анализа поэлементного состава печатной и письменной
заглавной буквы Я.
Р е г у л я т и в н ы е : умеют удерживать цель деятельности до получения ее результата; анализировать собственную
работу; вносить изменения в процесс деятельности с учетом возникших трудностей.
К о м м у н и к а т и в н ы е : умеют выстраивать коммуникативноречевые действия, направленные на учет позиции
собеседника (вслух говорит один, а другие внимательно слушают).
Л и ч н о с т н ы е : проявляют старание в самостоятельной деятельности; сохраняют положительную мотивацию к
учебе, к усвоению новых действий.
I. Вступительное слово учителя.
Х о д у р о к а
Всем на свете буква Я
Доложить готова:
– А вы знаете, кто я?
Вы не знаете, кто я.
Я не только буква Я –
Буква, слог и слово!
А. Шибаев
– Что такого удивительного увидел в букве Я поэт?
– Давайте познакомимся с этой буквой на странице «Букваря» и научимся писать заглавную букву Я в прописи.
II. Изучение нового материала.
1. Работа по учебнику. Звуковой анализ слов «мяч», «пять», «дыня».
– Рассмотрите картинку в учебнике. Прочитайте слово «мяч», ведя указкой по схеме звукового состава слова.
– Произнесите слово так, чтобы отчётливо был слышен первый звук. Назовите этот звук. Какой это звук, какой
фишкой обозначается? Назовите его твёрдую пару.
– Произнесите слово так, чтобы отчётливо был слышен второй звук. (Мьааач.)
– Назовите этот звук. Какой это звук?
– Запомните правило: звук [а] после мягких согласных никогда не обозначается буквой А; после мягких согласных
звук [а] обозначается буквой Я. (Несколько учеников повторяют правило.)
2. Заполнение таблицы.
– После твёрдого согласного надо писать букву А. Какую букву надо писать после мягкого согласного, если
слышим звук [а]?
1синяя
фишка
а
зеленая
фишка
я
3. Знакомство с буквой Я.
– Поставьте во вторую клетку схемы букву Я. Произнесите слово так, чтобы отчётливо был слышен третий звук.
Назовите этот звук.
ʼ
– Обозначьте мягкий согласный звук [ч ] фишкой зелёного цвета. Запомните, у этого звука нет твёрдой пары.
– Проведите самостоятельно звуковой анализ слов «пять» и «дыня». (Далее проводится самопроверка.)
– Обозначьте звук [а] после мягкого согласного буквой Я.
– Сравните количество звуков в словах «пять» и «дыня», «пять» и «мяч», «дыня» и «мяч».
– Назовите другие слова, обозначающие числа, в которых столько же звуков, сколько в слове «пять». (Два, три,
семь.)
4. Работа в прописи. Образец заглавной буквы Я.
– Рассмотрите образец заглавной буквы Я. Опишите направление движения руки при написании буквы Я.
(Заглавную букву Я начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки. Ведем вверх вправо, но не доводим
до середины широкой вспомогательной линии; закругляем влево и пишем полуовал. Он как бы лежит на верхней
линии рабочей строки.
Затем пишем второй элемент – палочку с закруглением внизу. Второй элемент начинаем писать от середины
вспомогательной строки. Ведем вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведем вниз; чуть не дойдя до
нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии, ведем линию вверх вправо до
середины рабочей строки.)
– Запишите эти элементы в воздухе; в прописи.
– В чём секрет написания письменных букв? (Они пишутся с наклоном.)
Мы c сорокойбелобокой дружно делаем уроки.
Мы писали и считали, и от этого устали.
Встали по порядку, сделаем зарядку.
Крылья расправляем, по комнате летаем.
Приседаем столько раз, сколько пальчиков у нас.
Головою повертели, снова за уроки сели.
5. Работа в прописи. Самостоятельное выполнение заданий.
Запись букв под диктовку (на свободных строках). Учитель называет слово, дети записывают изученные
гласные буквы: Я, А, а.
– Яков, мак, Янис, рак, каша, Андрей. (Я, а, Я, а, а, а, А.)
– Найдите одинаковые с образцом тройки букв. Объясните, почему другие не подходят. Чем они отличаются от
образца?
6. Работа в тетради «Я учусь писать и читать» (с. 20).
III. Итог урока.
– Что интересного вы узнали о букве Я?
2