Конспект урока по русскому языку (письмо) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Д а т а : 3 0 . 0 9 . 1 5
У р о к 22
Тема:
Письмо заглавной и строчной букв Ё (ё)
Ц е л и д е я т е л ь н о с т и п е д а г о г а :
Образовательные:
1) научить писать заглавную и строчную букву Ё, ё; закреплять навык правильного письма, сформировать в
памяти чёткий образ буквы Ё, ё; отрабатывать умение правильно обозначать звук [о] буквами о, ё;
Развивающие:
2) создать условия для развития фонематического слуха и культуры произношения, развитие познавательной
активности учащихся; умения работать дружно и сообща, развивать умение следовать заданным вербальным
инструкциям учителя; совершенствовать мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления;
развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, речь, эмоции; мелкую
моторику кистей рук; развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказывать своё
мнение; расширение кругозора и словарного запаса;
Воспитательные:
3) создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого
ребёнка; формирование качества взаимовыручки, аккуратности при выполнении заданий, ответственности,
любознательности; воспитание усидчивости, уверенности в своих возможностях.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: знают заглавную и строчную букву Ё, ё; умеют проводить звукобуквенный анализ как основу
перевода слова звучащего в слово написанное; писать заглавную и строчную букву Ё, ё; соблюдать гигиенические
требования при письме (правильная посадка за рабочим столом, положение тетради во время работы, положение
ручки в руке); получат возможность научиться писать заглавную и строчную букву Ё, ё.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий –
УУД):
П о з н а в а т е л ь н ы е : общеучебные – понимание соотношения звука и соответствующей ему буквы; создание
единства звука, зрительного образа обозначающей его буквы и двигательного образа этой буквы; логические –
осуществление анализа поэлементного состава печатных и письменных заглавных и строчных букв; сравнение
начертания заглавных и строчных письменных букв.
Р е г у л я т и в н ы е : умеют принимать и сохранять учебную задачу; составлять план и последовательность
действий.
К о м м у н и к а т и в н ы е : умеют формулировать собственное мнение и позицию; выстраивать конструктивные
способы взаимодействия с окружающими; соблюдать грамматические нормы устной речи.
Л и ч н о с т н ы е : имеют желание учиться; осознают необходимость самосовершенствования; оценивают свою
активность в деятельности; осуществляют самоконтроль при проведении графических работ; сохраняют
положительную мотивацию к учебе, к усвоению новых действий; проявляют старание в применении усвоенных
знаний.
I. Организационный момент.
Х о д у р о к а
Прозвенел звонок весёлый,
И вошли вы в светлый класс!
Что здесь нужно? Не лениться
И старательно учиться.
II. Вступительное слово учителя.
– На уроке чтения вы познакомились с необычной буквой – Ё. Она выполняет важную и большую работу в
словах. Чем же эта буква необычна? (Буква ё может обозначать два звука (в начале слова) или один звук ([о]
после мягкого согласного).)
1Н а д о с к е : А, О, У, И, Ы, Е, Ё, Я.
– Назовите гласные буквы, которые обозначают один звук; два звука.
Мало слов встречали,
Где Ё стоит в начале...
Ты первым делом назовёшь
Три слова: «ёлка», «ёрш» и «ёж».
И всё ужасно колко:
И ёж, и ёрш, и ёлка!
А. Шибаев
– Сегодня мы научимся писать прописную и строчную букву Ё, ё; слоги и слова с этой буквой.
III. Изучение нового материала.
1. Работа с образцом заглавной буквы Ё.
– Рассмотрите образец заглавной буквы Ё. Опишите направление движения руки при написании буквы Ё. (Буква
Ё состоит из двух элементов. Начинаем писать чуть ниже вспомогательной линии. Ведем округлую линию
влево; не дойдя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки.
От этой точки начинаем писать второй элемент. Ведем округлую линию чуть влево, затем вниз; не доходя до
нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии, поднимаемся вверх над нижней
линией рабочей строки. Ставим над буквой две точки.)
– Запишите эту букву в воздухе. Самостоятельно обведите и допишите буквы на 1–2й строчках.
2. Письмо соединений заглавной буквы Ё с гласными буквами.
– Прочитайте соединения букв на следующих строчках. Как надо читать букву Ё в начале слова? Запишите
соединения букв.
– Посмотрите на только что написанные буквы и соединения букв. На пустой строчке напишите те элементы,
буквы и соединения букв, которые у вас не получились или которые вы хотели бы написать ещё лучше. Продолжите
заданную последовательность заглавных букв.
3. Игра на внимание «Найди такую же тройку букв».
– Рассмотрите заданную тройку букв. Найдите такую же. Подчеркните ее красным карандашом.
– Запишите заданную последовательность букв на свободной строке. Продолжите запись до конца строки.
Есть в лесу три полочки:
(Хлопают в ладоши.)
Ели – ёлки – ёлочки,
(Руки вверх – в стороны – вниз.)
Лежат на елях небеса,
(Руки вверх.)
На ёлках – птичьи голоса,
(Руки в стороны.)
Внизу на ёлочках – роса.
(Руки вниз, присели.)
4. Работа с образцом строчной буквы ё.
– Рассмотрите образец строчной буквы ё. Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по
разному они пишутся?
– Опишите направление движения руки при написании буквы ё.
(Начинаем писать букву с середины рабочей строки. Ведем линию вверх с наклоном вправо; чуть не дойдя до
верхней линии рабочей строки, закругляем влево, доводим до верхней линии, ведем вниз; не доходя до нижней
линии рабочей строки, начинаем закруглять вправо до середины рабочей строки.)
2– Самостоятельно обведите и допишите буквы на 1й и 3й строчках.
5. Письмо гласных букв.
– Прочитайте буквосочетания на 4–5й строчках. Чем они отличаются? Запишите каждое сочетание букв по три
раза. (Учитель показывает образец записи на доске.)
6. Работа со схемами.
– Рассмотрите картинки. Впишите букву в слово, руководствуясь схемой. Какую букву вписали? Объясните
почему. (В середине слова буква ё отдаёт команду «мягкости» согласному.)
– Прочитайте новые слова. (Мёд, пёс, свёкла.)
– Какие одинаковые звуки есть в этих словах? (Звук [о].)
3