КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КЛЮЧЕВСКИЙ ЛИЦЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИМЕНИА ЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВИЧА.ГУКОВА»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УПР КГБПОУ «Ключевский ЛПО имени А.В.Гукова » ___________________И.П. Кашич «_____»_______________2022г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор КГБПОУ «Ключевский ЛПО имени А.В.Гукова » ___________________В.В. Репкин
«____»_________________2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
общеобразовательной учебной дисциплины
ОУД.12. БИОЛОГИЯ
Профиль профессионального образования: естественнонаучный
Профессия СПО: 43.01.09 Повар, кондитер
Уровень изучения: базовый
Форма обучения: очная
РАССМОТРЕНО
на заседании методической комиссии
Протокол от «_____»_______2022 г. №____
Ключи 2022
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413. Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 7 июня 2012 г. Регистрационный номер №24480 с учетом Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» для профессиональных образовательных организаций. Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол №3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 382 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»
Организация-разработчик: КГБПОУ «Ключевский ЛПО имени А.В.Гукова».
Разработчик: Сниткина И.Г., преподаватель
|
стр.
|
1. Пояснительная записка |
4
|
2. Тематический план
|
9 |
3. Содержание учебной дисциплины
|
10 |
4. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
|
23 |
5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
|
25 |
6. Лист внесения изменений |
33 |
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), с Уточнениями, одобренными Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО» Протокол № 3 от 25 мая 2017 г.
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии СПО 43.01.09 «Повар, кондитер», укрупнённых групп профессий, специальностей и направлений подготовки профессионального образования 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательный цикл учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО естественнонаучного профиля, уровень изучения – профильный.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы «Биология» направлено на достижение следующих целей:
•получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
•овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
•развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
•воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
•использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение учебной дисциплины «Биология» имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования, базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологии, химии, физики, географии в основной школе.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО естественнонаучного профиля профессионального образования биология изучается более углубленно, как профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых профессий или специальностей. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем учебной дисциплины, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, демонстраций, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов и т.п.
При отборе содержания учебной дисциплины «Биология» использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.
Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них знаний о современной естественнонаучной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования.
Содержание учебной дисциплины предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, включающих умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать полученные сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников.
Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно- научной картине мира;
- понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
- способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;
- способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;
- готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
- обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;
- способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
- готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
ЛР 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях,
ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой,
ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.
метапредметных:
− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
− повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
− способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;
− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
предметных:
− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;
− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
− владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
Учебный процесс на уроках Биологии организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Основные интерактивные формы проведения учебных занятий: творческие задания; работа в малых группах; дискуссия; обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры); изучение и закрепление нового материала на интерактивной лекции (лекция-беседа, лекция – дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция, мини-лекция); эвристическая беседа; разработка проекта (метод проектов); метод кейсов (решение ситуационных упражнений и задач как разновидности метода кейсов).
В рамках освоения общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» обучающимся предоставляется возможность подготовить и защитить индивидуальный проект по предложенным темам.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
В разделе программы «Содержание учебной дисциплины» курсивом выделен материал, который при изучении Биологии контролю не подлежит.
Содержание учебной дисциплины направлено на развитие общих компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Виды учебной работы |
Кол-во часов |
Обязательная аудиторная нагрузка (всего) |
72 |
в том числе практические занятия |
16 |
контрольные работы |
3 |
Максимальная учебная нагрузка |
108 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
1 |
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование частей, разделов, |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающихся |
Максимальная учебная нагрузка (часы) |
||
Всего часов * |
В т.ч. практические занятия, лабораторные работы (часы) |
Контрольные работы |
|
|
1 |
2 |
3 |
|
5 |
Введение |
2 |
|
|
3 |
1. Учение о клетке |
10 |
3 |
1 |
15 |
2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов. |
8 |
1 |
|
12 |
3. Основы генетики и селекции. |
16 |
4 |
1 |
24 |
4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение. |
16 |
3 |
|
24 |
5. Происхождение человека. |
6 |
1 |
1 |
9 |
6. Основы экологии. |
12 |
4 |
|
18 |
7. Бионика. |
2 |
|
|
3 |
Всего часов |
72 |
16 |
3 |
108 |
В столбце 6 таблицы проставляется сумма часов столбцов 2* и 4**
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Введение |
Объект изучения биологии — живая природа. Признаки живых организмов и их многообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и практической деятельности людей. Значение биологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования. Демонстрации: · Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера. · Царства живой природы. Виды учебной деятельности: Ознакомление с биологическими системами разного уровня: клеткой, организмом, популяцией, экосистемой, биосферой. Определение роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и практической деятельности людей. Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охране. |
2 |
Раздел1. Учение о клетке. |
|
10 |
Химическая организация клетки.
|
Клетка — элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. Демонстрации: · Строение и структура белка. · Строение молекул ДНК и РНК Виды учебной деятельности: Умение проводить сравнение химической организации живых и неживых объектов. Получение представления о роли органических и неорганических веществ в клетке. |
|
Строение и функции клетки.
|
Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. Демонстрации: · Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений и животных. · Строение вируса. |
|
Практические занятия: 1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. 2. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. 3. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам. |
3 |
|
Виды учебной деятельности Изучение строения клеток эукариот, строения и многообразия клеток растений и животных с помощью микропрепаратов. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам. |
|
|
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. |
Пластический и энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК — носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Демонстрации: · Репликация ДНК. · Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. · Обмен веществ и превращение энергии в клетке. · Фотосинтез. Виды учебной деятельности: Умение строить схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Получение представления о пространственной структуре белка, молекул ДНК и РНК. |
|
Жизненный цикл клетки. |
Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов. Митоз. Цитокинез. Демонстрации: · Фотографии схем строения хромосом. · Схема строения гена. · Митоз. Контрольное тестирование №1 по разделу I. Виды учебной деятельности: Ознакомление с клеточной теорией строения организмов. Умение самостоятельно искать доказательства того, что клетка — элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. |
|
Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов. |
|
8 |
Размножение организмов. |
Организм — единое целое. Многообразие организмов. Размножение — важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. Демонстрации: · Многообразие организмов. · Деление клетки. · Митоз. · Бесполое размножение организмов. · Образование половых клеток. · Мейоз. · Оплодотворение у растений. Виды учебной деятельности: Овладение знаниями о размножении как о важнейшем свойстве живых организмов. Умение самостоятельно находить отличия митоза от мейоза, определяя эволюционную роль этих видов деления клетки. |
|
Индивидуальное развитие организма. |
Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Демонстрации: · Индивидуальное развитие организма. · Типы постэмбрионального развития животных. Виды учебной деятельности: Ознакомление с основными стадиями онтогенеза на примере развития позвоночных животных. Умение характеризовать стадии постэмбрионального развития на примере человека. Ознакомление с причинами нарушений в развитии организмов. Развитие умения правильно формировать доказательную базу эволюционного развития животного мира. |
|
Индивидуальное развитие человека. |
Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. |
|
Практическое занятие: 4. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства. |
1 |
|
Виды учебной деятельности: Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательства их эволюционного родства. Получение представления о последствиях влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие и репродуктивное здоровье человека. |
|
|
Раздел 3. Основы генетики и селекции. |
|
16 |
Основы учения о наследственности и изменчивости. |
Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Демонстрации: · Моногибридное и дигибридное скрещивание. · Перекрест хромосом. · Сцепленное наследование. |
|
Практические занятия: 5. Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. 6. Решение генетических задач.
|
2 |
|
Закономерности изменчивости. |
Наследственная, или генотипическая, изменчивость. Модификационная, или ненаследственная, изменчивость. Генетика человека. Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций. Демонстрации: · Мутации. |
|
Практические занятия 7. Анализ фенотипической изменчивости. 8. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.
|
2 |
|
Виды учебной деятельности: Ознакомление с наследственной и ненаследственной изменчивостью и ее биологической ролью в эволюции живого мира. Получение представления о связи генетики и медицины. Ознакомление с наследственными болезнями человека, их причинами и профилактикой. Изучение влияния алкоголизма, наркомании, курения на наследственность на видеоматериале. Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм. |
|
|
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. |
Генетика — теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений — начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека). Демонстрации: · Центры многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных. · Гибридизация. · Искусственный отбор. · Наследственные болезни человека. · Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность. Контрольное тестирование №2 по разделу 3. Виды учебной деятельности: Получение представления о генетике как о теоретической основе селекции. Развитие метапредметных умений в процессе нахождения на карте центров многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных, открытых Н.И.Вавиловым. Изучение методов гибридизации и искусственного отбора.Умение разбираться в этических аспектах некоторых достижений в биотехнологии: клонировании животных и проблемах клонирования человека. Ознакомление с основными достижениями современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. |
|
Раздел 4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение. |
|
16 |
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. |
Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его организация. |
|
Практическое занятие: 9. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. |
1 |
|
Виды учебной деятельности: Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. Получение представления об усложнении живых организмов на Земле в процессе эволюции. Умение экспериментальным путем выявлять адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Ознакомление с некоторыми представителями редких и исчезающих видов растений и животных. Проведение описания особей одного вида по морфологическому критерию при выполнении лабораторной работы. Выявление черт приспособленности организмов к разным средам обитания (водной, наземновоздушной, почвенной).
|
|
|
История развития эволюционных идей. |
Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира. Виды учебной деятельности: Изучение наследия человечества на примере знакомства с историей развития эволюционных идей К.Линнея, Ж.Б.Ламарка Ч.Дарвина. Оценивание роли эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира. Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение.
|
|
Микроэволюция и макроэволюция |
Концепция вида, его критерии. Популяция — структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс. Демонстрации · Критерии вида. · Структура популяции. · Адаптивные особенности организмов, их относительный характер. · Эволюционное древо растительного мира. · Эволюционное древо животного мира. Представители редких и исчезающих видов растений и животных. |
|
Практические занятия: 10. Описание особей одного вида по морфологическому критерию. 11. Приспособление организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной). |
2 |
|
Виды учебной деятельности: Ознакомление с концепцией вида, ее критериями, подбор примеров того, что популяция — структурная единица вида и эволюции. Ознакомление с движущимися силами эволюции и ее доказательствами. Усвоение того, что основными направлениями эволюционного прогресса являются биологический прогресс и биологический регресс. Умение отстаивать мнение, о сохранении биологического многообразия как основе устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Умение выявлять причины вымирания видов. |
|
|
Раздел 5. Происхождение человека. |
|
6 |
Антропогенез.
|
Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека. Демонстрации: · Черты сходства и различия человека и животных. · Черты сходства человека и приматов. · Происхождение человека. |
|
Практическое занятие: 12. Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека. |
1 |
|
Виды учебной деятельности: Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека. Развитие умения строить доказательную базу по сравнительной характеристике человека и приматов, доказывая их родство. Выявление этапов эволюции человека. |
|
|
Тема 2. Человеческие расы. |
Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма. Демонстрации: · Человеческие расы. Контрольное тестирование №3 по разделам 4,5. Виды учебной деятельности: Умение доказывать равенство человеческих рас на основании их родства и единства происхождения. Развитие толерантности, критика расизма во всех его проявлениях. |
|
Раздел 6. Основы экологии. |
|
12 |
Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.
|
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества — агроэкосистемы и урбоэкосистемы. Демонстрации · Экологические факторы и их влияние на организмы. · Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. · Ярусность растительного сообщества. · Пищевые цепи и сети в биоценозе. · Экологические пирамиды. · Схема экосистемы. · Схема агроэкосистемы. |
|
Практические занятия: 13. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. 14. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля). |
2 |
|
Виды учебной деятельности: Изучение экологических факторов и их влияния на организмы. Знакомство с экологическими системами, их видовой и пространственной структурами. Умение объяснять причины устойчивости и смены экосистем. Ознакомление с межвидовыми взаимоотношениями в экосистеме: конкуренцией, симбиозом, хищничеством, паразитизмом. Умение строить ярусность растительного сообщества, пищевые цепи и сети в биоценозе, а также экологические пирамиды. Знание отличительных признаков искусственных сообществ — агроэкосистемы и урбоэкосистемы. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля). Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и агроценозе. |
|
|
Биосфера — глобальная экосистема. |
Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Демонстрации: · Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. · Биосфера. · Круговорот углерода (азота и др.) в биосфере. Виды учебной деятельности: Ознакомление с учением В.И.Вернадского о биосфере как о глобальной экосистеме. Наличие представления о схеме экосистемы на примере биосферы, круговороте веществ и превращении энергии в биосфере. Умение доказывать роль живых организмов в биосфере на конкретных примерах. |
|
Биосфера и человек. |
Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана. Демонстрации: · Особо охраняемые природные территории России. Виды учебной деятельности: Нахождение связи изменения в биосфере с последствиями деятельности человека в окружающей среде. Умение определять воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии. Ознакомление с глобальными экологическими проблемами и умение определять пути их решения. Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводного аквариума). Решение экологических задач. Демонстрирование умения постановки целей деятельности, планирования собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов. Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям, животным и их сообществам) и их охране.
|
|
Практические занятия: 15. Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе. Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). 16. Решение экологических задач. |
2 |
|
Раздел 7. Бионика. |
|
2 |
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. |
Рассмотрение бионикой особенностей морфо-физиологической организации живых организмов и их использования для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфо-функциональных черт организации растений и животных. Демонстрации · Модели складчатой структуры, используемой в строительстве. · Трубчатые структуры в живой природе и технике. · Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и технике. Экскурсии · Многообразие видов. · Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе. · Многообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма, сельскохозяйственная выставка). · Естественные и искусственные экосистемы своего района Дифференцированный зачет Виды учебной деятельности: Ознакомление с примерами использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных при создании совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Знакомство с трубчатыми структурами в живой природе и технике, аэродинамическими и гидродинамическими устройствами в живой природе и технике. Умение строить модели складчатой структуры, используемые в строительстве. |
|
|
ИТОГО |
72 |
Тематика индивидуальных проектов |
· Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние. · Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение. · Драматические страницы в истории развития генетики. · Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении · История развития эволюционных идей до Ч. Дарвина. · «Система природы» К. Линнея и ее значение для развития биологии. · Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. · Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка различных гипотез происхождения · Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма. · Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества. · Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов. · Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка. · Витамины, ферменты, гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке. · Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей. · Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме — биосфере. · Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчиво · Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах. · Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени. · Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах. · Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах. · Рациональное использование и охрана невозобновляемых природных ресурсов (на конкретных примерах). · Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение. · Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения. |
|
ВСЕГО |
|
108 |
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Биология»:
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места – 30;
- рабочее место преподавателя;
- лаборантская комната;
- дидактический материал по всем разделам;
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, динамические пособия, иллюстрирующие биологические процессы, модели, муляжи и микропрепараты биологических объектов и др.);
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
Оборудование для проведения лабораторных и практических работ:
- микроскопы
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
3. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"».
4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
5. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» для профессиональных образовательных организаций / А.Г.Резанов, Е.А.Резанова, Е.О.Фадеева. — М. : Издательский центр «Академия», 2015. — 20 с. Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол №3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 382 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»
6. Биология для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /
В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е. О. Фадеева ; под ред. В. М. Константинова. –
3-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2016. – 336 с.
Дополнительные источники:
1. Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М., 2014.
2. Лукаткин А.С., Ручин А.Б., Силаева Т.Б. и др. Биология с основами экологии: учебник для студ. учреждений высш. образования. — М., 2014.
3. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология: базовый уровень, 10—11 класс. — М., 2014.
Интернет-ресурсы:
www. sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).
www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).
www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).
www. vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии — экологии на сервере Воронежского университета).
www.biology.ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты).
www.informika.ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).
www.nrc.edu.ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете).
www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического центра МГУ им. М. В. Ломоносова).
www. kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам).
www. schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах).
www. bril2002. narod. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»).
Контролируемый результат (предметные, метапредметные результаты) |
Показатели оценки (поведенческие индикаторы) |
Методы и формы контроля |
Предметные результаты |
||
В каждую строку столбца вносятся предметные результаты, заявленные в рабочей программе |
Показатели формулируются для каждого результата в соответствии с представленными выше требованиями |
Указываются методы и формы, установленные Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации |
− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач; |
- объясняет роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; |
Текущий контроль (тестирование, устный и письменный опрос, доклад, сообщение, индивидуальное задание, отчет). |
− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
|
- владеет основными положениями биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, знает законы Г.Менделя, закономерности изменчивости и наследственности; - располагает информацией о строении и функционировании биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем; - владеет знаниями о сущности биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере; - владеет информацией о вкладах выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки; - знает биологическую терминологию и символику. |
Текущий контроль (тестирование, устный и письменный опрос, доклад, сообщение, индивидуальное задание, отчет). |
− владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе; |
- выявляет приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; - анализирует и оценивает различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; - изучает изменения в экосистемах на биологических моделях;
|
Текущий контроль (устный и письменный опрос, практико- ориентированное задание, доклад, сообщение, домашние наблюдения и исследования, индивидуальное задание, отчет). Формализованное наблюдение за использованием знаний и умений в практической деятельности. |
− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи; |
- решает элементарные биологические задачи; составляет элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывает особенности видов по морфологическому критерию; - сравнивает биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа; |
Текущий контроль (устный и письменный опрос, доклад, сообщение, отчет). Формализованное наблюдение за навыками использования Интернет- ресурсов и пр. источников. |
− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
|
- находит информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
- использует приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде; - оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами; - оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
|
Текущий контроль (устный и письменный опрос, доклад, сообщение, индивидуальное задание, отчет). Формализованное наблюдение за навыками использования Интернет- ресурсов и пр. источников. |
Предметные и метапредметные результаты, проверяемые совместно |
||
На основе анализа связи и сопоставимости предметных и метапредметных результатов целесообразно объединить их в группы
|
Показатели формулируются на основе ранее сформулированных |
Указываются методы и формы, установленные Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации |
− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; |
- демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности; - использование различных методов решения практических задач; - использование различных ресурсов для достижения поставленных целей
|
Практические занятия Семинары Учебно-практические конференции Викторины
|
− повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; |
- демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности; - использование различных средств и методов при реализации своих идей и практических задач |
Семинары Учебно-практические конференции Конкурсы Викторины
|
− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; |
-эффективный поиск необходимой информации; -использование различных источников информации, включая электронные; - демонстрация способности самостоятельно использовать и критически оценивать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач; |
Наблюдение за навыками работы в глобальных, и локальных информационных сетях, библиотеках.
|
− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; |
- демонстрация способности самостоятельно анализировать и представлять необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач; - самоанализ и коррекция результатов собственной работы, интерпретирование информации, в том числе передаваемой по каналам средств массовой информации и по Интернету; - сформированность собственной позиции по отношению к информации, получаемой из разных источников. |
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. |
− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
|
- приобретение начального опыта и навыков исследования практической составляющей дисциплины (связи с профессией и др. отраслями экономики); публичного представления её результатов, в том числе с использованием средств информационных и коммуникационных технологий; -демонстрация коммуникативных навыков, готовности выслушать и понять другую точку зрения, корректность и толерантность в общении, участие в дискуссиях, в том числе в социальных сетях.
|
Подготовка рефератов, докладов, проектов, Деловых игр (моделирование социальных и профессиональных ситуаций).
|
− способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;
|
- демонстрация способности самостоятельно анализировать и представлять необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач. |
Подготовка рефератов, докладов, проектов, Деловых игр (моделирование социальных и профессиональных ситуаций). |
− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
|
- демонстрация способности самостоятельно анализировать и представлять необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач. |
Подготовка рефератов, докладов, проектов, Деловых игр (моделирование социальных и профессиональных ситуаций). |
− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
|
- демонстрация способности самостоятельно анализировать и представлять необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач. |
Подготовка рефератов, докладов.
|
Метапредметные результаты, проверяемые через индивидуальный проект |
||
В каждую строку столбца вносятся метапредметные результаты, заявленные в рабочей программе и проверяемые через индивидуальный проект |
Показатели оценки индивидуального проекта и его защиты определены Положением об индивидуальном проекте |
Оценка осуществляется по особой процедуре, прописанной в Положении об индивидуальном проекте |
− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; |
||
− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
|
||
− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
|
|
|
Личностные результаты * |
||
В столбик вносятся личностные результаты − сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно- научной картине мира; − понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека; − способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования; − владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере; − способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе; − готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; − обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования; − способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде; − готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами; ЛР7.Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. ЛР9.Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях, ЛР10.Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой, ЛР11.Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры
|
проявление активной жизненной позиции; - демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности; - сознательное отношение к продолжению образования; демонстрация форсированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям; - демонстрация интереса к достижением науки. |
Публичные
выступления с подготовленными |
* Личностные результаты проверяются в ходе неперсонифицированного внутреннего мониторинга качества образования, проводимого в соответствии с графиком ПОО
6. ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
Номер страницы, дата внесения изменения |
Содержание внесенного изменения |
ФИО лица, внесшего изменение, подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.