ПК программы по Биологии

  • docx
  • 08.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОУД 12. Биология 210.docx

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КЛЮЧЕВСКИЙ ЛИЦЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИМЕНИА ЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВИЧА.ГУКОВА»

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УПР

КГБПОУ «Ключевский ЛПО

 имени А.В.Гукова »

___________________И.П. Кашич

«_____»_______________2022г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор КГБПОУ «Ключевский ЛПО имени А.В.Гукова »

___________________В.В. Репкин

 

«____»_________________2022 г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

общеобразовательной учебной дисциплины

ОУД.12. БИОЛОГИЯ

 

 

 

Профиль профессионального образования: естественнонаучный

Профессия СПО: 43.01.09 Повар, кондитер

Уровень изучения: базовый

Форма обучения: очная

 

 

 

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании методической комиссии

Протокол от «_____»_______2022 г. №____

 

 

 

 

 

                                                                   Ключи 2022

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413. Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 7 июня 2012 г. Регистрационный номер №24480 с учетом Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» для профессиональных образовательных организаций. Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол №3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 382 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО» 

 

Организация-разработчик: КГБПОУ «Ключевский ЛПО имени А.В.Гукова».

 

Разработчик: Сниткина И.Г., преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

 

 

1.    Пояснительная записка                                                                  

4

 

 

2.    Тематический план

 

9

3.    Содержание учебной дисциплины

 

10

4.    Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

 

23

5.    Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

 

25

6.    Лист внесения изменений

33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

1.      Пояснительная записка

 

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), с Уточнениями, одобренными Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО» Протокол № 3 от 25 мая 2017 г.

 

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии СПО 43.01.09 «Повар, кондитер», укрупнённых групп профессий, специальностей и направлений  подготовки профессионального образования 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательный цикл учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО естественнонаучного профиля, уровень изучения – профильный.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Содержание программы «Биология» направлено на достижение следующих целей:

получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

•овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

•развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей  обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

•воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

            •использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.     

В профессиональных  образовательных  организациях, реализующих  образовательную программу  среднего  общего  образования  в пределах  освоения ОПОП СПО на  базе  основного  общего  образования, изучение учебной  дисциплины «Биология» имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования, базируется на  знаниях обучающихся, полученных при изучении  биологии, химии, физики, географии в основной школе.

При освоении профессий СПО и специальностей СПО естественнонаучного профиля профессионального  образования  биология изучается  более  углубленно, как профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых профессий или специальностей. Это выражается в содержании обучения, количестве часов,  выделяемых на изучение  отдельных  тем учебной  дисциплины,  глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, демонстраций, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов и т.п.

При отборе содержания учебной дисциплины «Биология» использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.

Особое  внимание  уделено  экологическому  образованию и  воспитанию  обучающихся, формированию у них  знаний  о  современной  естественнонаучной картине мира, ценностных  ориентаций, что  свидетельствует  о  гуманизации  биологического образования.

Содержание учебной дисциплины предусматривает формирование у обучающихся общенаучных  знаний, умений и навыков, универсальных  способов  деятельности и ключевых компетенций,  включающих  умение  сравнивать  биологические  объекты, анализировать,  оценивать и  обобщать полученные  сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников.

Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

- сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно- научной картине мира;

- понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

- способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

- способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

- готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

- обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

- способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

- готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях,

ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой,

ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.

метапредметных:

− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

− повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

 − способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

 − умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

− способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

 

предметных:

 − сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

− владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

 − сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

Учебный процесс на уроках Биологии организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Основные интерактивные формы проведения учебных занятий: творческие задания; работа в малых группах; дискуссия; обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры); изучение и закрепление нового материала на интерактивной лекции (лекция-беседа, лекция – дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция, мини-лекция); эвристическая беседа; разработка проекта (метод проектов); метод кейсов (решение ситуационных упражнений и задач как разновидности метода кейсов).

В рамках освоения общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» обучающимся предоставляется возможность подготовить и защитить индивидуальный проект по предложенным темам.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

В разделе программы «Содержание учебной дисциплины» курсивом выделен материал, который при изучении Биологии контролю не подлежит.

Содержание учебной дисциплины направлено на развитие общих компетенций:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.


 

 

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

 

Виды учебной работы

Кол-во часов

Обязательная аудиторная нагрузка (всего)

72

в том числе практические занятия

16

контрольные работы

3

Максимальная учебная нагрузка

108

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

1

 


 

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Наименование частей, разделов,

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающихся

Максимальная учебная нагрузка (часы)

Всего часов *

В т.ч. практические занятия, лабораторные работы (часы)

Контрольные работы

 

1

2

3

 

5

 Введение

2

 

 

3

1. Учение о клетке

10

3

1

15

2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

8

1

 

12

3. Основы генетики и селекции.

16

4

1

24

4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение.

16

3

 

24

5. Происхождение человека.

6

1

1

9

6. Основы экологии.

12

4

 

18

7. Бионика.

2

 

 

3

Всего часов

72

16

3

108

В столбце 6 таблицы проставляется сумма часов столбцов 2* и 4**

 

 

 

 

 

 

 

 


3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Введение

Объект изучения биологии — живая природа. Признаки живых организмов и их многообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и практической деятельности людей. Значение биологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования. Демонстрации:

·         Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера.

·         Царства живой природы.

Виды учебной деятельности:

Ознакомление с биологическими системами разного уровня: клеткой, организмом, популяцией, экосистемой, биосферой. Определение роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и практической деятельности людей. Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охране.

2

Раздел1. Учение о клетке.

 

 

10

Химическая организация клетки.

 

 

Клетка — элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки.

Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

Демонстрации:

·         Строение и структура белка.

·         Строение молекул ДНК и РНК

Виды учебной деятельности:

Умение проводить сравнение химической организации живых и неживых объектов. Получение представления о роли органических и неорганических веществ в клетке.

 

Строение и функции клетки.

 

Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.

Демонстрации:

·         Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений и животных.

·         Строение вируса.

 

Практические занятия:

1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.

2. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

3.  Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.

3

Виды учебной деятельности

Изучение строения клеток эукариот, строения и многообразия клеток растений и животных с помощью микропрепаратов. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.

 

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

Пластический и энергетический обмен.

 Строение и функции хромосом. ДНК — носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.

Демонстрации:

·          Репликация ДНК.

·         Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка.

·         Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

·         Фотосинтез.

Виды учебной деятельности:

Умение строить схемы энергетического обмена и биосинтеза белка.

Получение представления о пространственной структуре белка, молекул ДНК и РНК.

 

Жизненный цикл клетки.

Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов. Митоз. Цитокинез.

Демонстрации:

·         Фотографии схем строения хромосом.

·          Схема строения гена.

·         Митоз.

Контрольное тестирование №1 по разделу I.

Виды учебной деятельности:

Ознакомление с клеточной теорией строения организмов. Умение самостоятельно искать доказательства того, что клетка — элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов.

 

Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

 

 

8

Размножение организмов.

Организм — единое целое. Многообразие организмов. Размножение — важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

Демонстрации:

·         Многообразие организмов.

·         Деление клетки.

·         Митоз.

·         Бесполое размножение организмов.

·         Образование половых клеток.

·         Мейоз.

·         Оплодотворение у растений.

Виды учебной деятельности:

Овладение знаниями о размножении как о важнейшем свойстве живых организмов. Умение самостоятельно находить отличия митоза от

мейоза, определяя эволюционную роль этих видов деления клетки.

 

Индивидуальное развитие организма.

Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов.

Демонстрации:

·         Индивидуальное развитие организма.

·         Типы постэмбрионального развития животных.

Виды учебной деятельности:

Ознакомление с основными стадиями онтогенеза на примере развития позвоночных животных. Умение характеризовать стадии постэмбрионального развития на примере человека. Ознакомление с причинами нарушений в развитии организмов. Развитие умения правильно формировать доказательную базу эволюционного развития животного мира.

 

Индивидуальное развитие человека.

Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

 

Практическое занятие:

 4. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.

1

Виды учебной деятельности:

Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательства их эволюционного родства.

Получение представления о последствиях влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие и репродуктивное здоровье человека.

 

Раздел 3. Основы генетики и селекции.

 

16

Основы учения о наследственности и изменчивости.

Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.  

      Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Демонстрации:

·         Моногибридное и дигибридное скрещивание.

·         Перекрест хромосом.

·         Сцепленное наследование.

 

 Практические занятия:

5. Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.

6. Решение генетических задач.

 

2

Закономерности изменчивости.

Наследственная, или генотипическая, изменчивость. Модификационная, или ненаследственная, изменчивость. Генетика человека. Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций.

Демонстрации:

·         Мутации.

 

Практические занятия

7. Анализ фенотипической изменчивости.

8. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.

 

2

Виды учебной деятельности:

Ознакомление с наследственной и ненаследственной изменчивостью и ее биологической ролью в эволюции живого мира. Получение представления о связи генетики и медицины. Ознакомление с наследственными болезнями человека, их причинами и профилактикой. Изучение влияния алкоголизма, наркомании, курения на наследственность на видеоматериале. Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.

 

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Генетика — теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений — начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

       Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).

Демонстрации:

·         Центры многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных.

·         Гибридизация.

·         Искусственный отбор.

·         Наследственные болезни человека.

·         Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.

Контрольное тестирование №2 по разделу 3.

Виды учебной деятельности:

Получение представления о генетике как о теоретической основе селекции.

Развитие метапредметных умений в процессе нахождения на карте центров многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных, открытых Н.И.Вавиловым. Изучение методов гибридизации и искусственного отбора.Умение разбираться в этических аспектах некоторых

достижений в биотехнологии: клонировании животных и проблемах клонирования человека. Ознакомление с основными достижениями современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

 

Раздел 4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение.

 

16

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.

Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его организация.

 

Практическое занятие:

9. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

1

Виды учебной деятельности:

Анализ и оценка различных гипотез происхождения

жизни. Получение представления об усложнении живых организмов на Земле в процессе эволюции. Умение экспериментальным путем выявлять адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Ознакомление с некоторыми представителями редких и исчезающих видов растений и животных. Проведение описания особей одного вида по морфологическому критерию при выполнении лабораторной  работы. Выявление черт приспособленности организмов к разным средам обитания (водной, наземновоздушной, почвенной).

 

 

История развития эволюционных идей.

Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира.

Виды учебной деятельности:

Изучение наследия человечества на примере знакомства с историей развития эволюционных идей К.Линнея, Ж.Б.Ламарка Ч.Дарвина. Оценивание роли эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира. Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение.

 

 

Микроэволюция и макроэволюция

Концепция вида, его критерии. Популяция — структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции.

Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.

Демонстрации

·         Критерии вида.

·          Структура популяции.

·         Адаптивные особенности организмов, их относительный характер.

·         Эволюционное древо растительного мира.

·         Эволюционное древо животного мира.

Представители редких и исчезающих видов растений и животных.

 

 Практические занятия:

10. Описание особей одного вида по морфологическому критерию.

11. Приспособление организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной).

2

Виды учебной деятельности:

Ознакомление с концепцией вида, ее критериями, подбор примеров того, что популяция — структурная единица вида и эволюции. Ознакомление с движущимися силами эволюции и ее доказательствами. Усвоение того, что основными направлениями эволюционного прогресса являются биологический прогресс и биологический регресс. Умение отстаивать мнение, о сохранении биологического многообразия как основе устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Умение выявлять

причины вымирания видов.

 

Раздел 5. Происхождение человека.

 

6

Антропогенез.

 

 

 

 

Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека.

Демонстрации:

·         Черты сходства и различия человека и животных.

·         Черты сходства человека и приматов.

·         Происхождение человека.

 

Практическое занятие:

12. Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека.

1

Виды учебной деятельности:

Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека. Развитие умения строить доказательную базу по сравнительной характеристике человека и приматов, доказывая их родство. Выявление этапов эволюции человека.

 

Тема 2. Человеческие расы.

Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма.

Демонстрации:

·         Человеческие расы.

Контрольное тестирование №3 по разделам 4,5.

Виды учебной деятельности:

Умение доказывать равенство человеческих рас на основании их родства и единства происхождения. Развитие толерантности, критика расизма во всех его проявлениях.

 

Раздел 6. Основы экологии.

 

12

Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества — агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

Демонстрации

·         Экологические факторы и их влияние на организмы.

·         Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.

·         Ярусность растительного сообщества.

·         Пищевые цепи и сети в биоценозе.

·         Экологические пирамиды.

·         Схема экосистемы.

·         Схема агроэкосистемы.

 

Практические занятия:

13. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.

14. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).

2

Виды учебной деятельности:

Изучение экологических факторов и их влияния на организмы. Знакомство с экологическими системами, их видовой и пространственной структурами. Умение объяснять причины устойчивости и смены экосистем. Ознакомление с межвидовыми взаимоотношениями в экосистеме: конкуренцией, симбиозом, хищничеством, паразитизмом. Умение строить ярусность растительного сообщества, пищевые цепи и сети в биоценозе, а также экологические пирамиды. Знание отличительных признаков искусственных сообществ — агроэкосистемы и урбоэкосистемы. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.

Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля). Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и агроценозе.

 

Биосфера — глобальная экосистема.

Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.

Демонстрации:

·         Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.

·         Биосфера.

·         Круговорот углерода (азота и др.) в биосфере.

Виды учебной деятельности:

Ознакомление с учением В.И.Вернадского о биосфере как о глобальной экосистеме. Наличие представления о схеме экосистемы на примере биосферы, круговороте веществ и превращении энергии в биосфере.

Умение доказывать роль живых организмов в биосфере на конкретных примерах.

 

Биосфера и человек.

Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.

Демонстрации:

·         Особо охраняемые природные территории России.

Виды учебной деятельности:

Нахождение связи изменения в биосфере с последствиями деятельности человека в окружающей среде. Умение определять воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей

будущей профессии. Ознакомление с глобальными экологическими проблемами и умение определять пути их решения. Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводного аквариума). Решение экологических задач. Демонстрирование умения постановки целей деятельности, планирования собственной деятельности для

достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов.

Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям, животным и их сообществам) и их охране.

 

 

Практические занятия:

15. Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе. Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум).

16. Решение экологических задач.

2

Раздел 7. Бионика.

 

2

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики.

Рассмотрение бионикой особенностей морфо-физиологической организации живых организмов и их использования для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфо-функциональных черт организации растений и животных. Демонстрации

·         Модели складчатой структуры, используемой в строительстве.

·         Трубчатые структуры в живой природе и технике.

·         Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и технике.

Экскурсии

·         Многообразие видов.

·         Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе.

·         Многообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма, сельскохозяйственная выставка).

·         Естественные и искусственные экосистемы своего района

Дифференцированный зачет

Виды учебной деятельности:

Ознакомление с примерами использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных при создании совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Знакомство с трубчатыми структурами в живой природе и технике, аэродинамическими и гидродинамическими устройствами в живой природе и технике. Умение строить модели складчатой структуры, используемые в строительстве.

 

 

ИТОГО

72

Тематика индивидуальных проектов

·         Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.

·          Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.

·         Драматические страницы в истории развития генетики.

·          Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении

·          История развития эволюционных идей до Ч. Дарвина.

·          «Система природы» К. Линнея и ее значение для развития биологии.

·          Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.

·          Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка различных гипотез происхождения

·          Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.

·          Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.

·          Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.

·          Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.

·          Витамины, ферменты, гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.

·          Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.

·          Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме — биосфере.

·          Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчиво

·         Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.

·          Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.

·          Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.

·          Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.

·          Рациональное использование и охрана невозобновляемых природных ресурсов (на конкретных примерах).

·          Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.

·          Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.

 

ВСЕГО

 

108

 

 

 


4. условия реализации РАБОЧЕЙ программы дисциплины

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

        «Биология»:

 

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места – 30;

 - рабочее место преподавателя;

- лаборантская комната;

- дидактический материал по всем разделам;

- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, динамические пособия, иллюстрирующие биологические процессы, модели, муляжи и микропрепараты биологических объектов и др.);

Технические средства обучения:

 - компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиапроектор;

Оборудование для проведения лабораторных и практических работ:

- микроскопы

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федера­ции».

2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государ­ственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

3. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 "Об утверж­дении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"».

4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получе­ния среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или спе­циальности среднего профессионального образования».

5. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» для  профессиональных  образовательных  организаций  / А.Г.Резанов,  Е.А.Резанова, Е.О.Фадеева. — М. : Издательский центр «Академия», 2015. — 20 с. Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол №3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 382 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО» 

 

6. Биология для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /

В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е. О. Фадеева ; под ред. В. М. Константинова. –

3-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2016. – 336 с.

Дополнительные источники:

1. Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М., 2014.

2. Лукаткин А.С., Ручин А.Б., Силаева Т.Б. и др. Биология с основами экологии: учебник для студ. учреждений высш. образования. — М., 2014.

3. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология: базовый уровень, 10—11 класс. — М., 2014.

Интернет-ресурсы:

www. sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).

 www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).

www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).

www. vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии — экологии на сервере Воронежского университета).

 www.biology.ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты).

www.informika.ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).

www.nrc.edu.ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете).

www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического центра МГУ им. М. В. Ломоносова).

www. kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам).

www. schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах).

 www. bril2002. narod. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

5. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

 

Контролируемый результат (предметные, метапредметные результаты)

Показатели оценки (поведенческие индикаторы)

Методы и формы контроля

Предметные результаты

В каждую строку столбца вносятся предметные результаты, заявленные в рабочей программе

Показатели формулируются для каждого результата в соответствии с представленными выше требованиями

Указываются методы и формы, установленные Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации

− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

- объясняет роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

Текущий контроль (тестирование,

устный и письменный опрос, доклад,

сообщение, индивидуальное задание, отчет).

− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

 

- владеет основными положениями биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, знает законы Г.Менделя, закономерности изменчивости и наследственности;

- располагает информацией о строении и функционировании биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

- владеет знаниями о сущности биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

- владеет информацией о вкладах выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

- знает биологическую терминологию и символику.

Текущий контроль (тестирование,

устный и письменный опрос, доклад,

сообщение, индивидуальное задание, отчет).

− владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

- выявляет приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- анализирует и оценивает различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- изучает изменения в экосистемах на биологических моделях;

 

Текущий контроль (устный и

письменный опрос, практико-

ориентированное задание, доклад,

сообщение, домашние наблюдения и исследования, индивидуальное задание, отчет).

Формализованное наблюдение за

использованием знаний и умений в

практической деятельности.

 − сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

- решает элементарные биологические задачи; составляет элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывает особенности видов по морфологическому критерию;

- сравнивает биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

Текущий контроль (устный и письменный опрос, доклад, сообщение, отчет).

Формализованное наблюдение за навыками использования Интернет-

ресурсов и пр. источников.

− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

 

- находит информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

 

- использует приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

- оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

 

Текущий контроль (устный и письменный опрос, доклад, сообщение, индивидуальное задание, отчет).

Формализованное наблюдение за навыками использования Интернет-

ресурсов и пр. источников.

Предметные и метапредметные результаты, проверяемые совместно

На основе анализа связи и сопоставимости предметных и метапредметных результатов целесообразно объединить их в группы

 

Показатели формулируются на основе ранее сформулированных

Указываются методы и формы, установленные Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации

− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

- демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- использование различных методов решения практических задач; 

- использование различных ресурсов для достижения поставленных целей

 

Практические занятия

Семинары

Учебно-практические

конференции

Викторины

 

− повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни,

человека) в ходе работы с различными источниками информации;

- демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- использование различных средств и методов при реализации своих идей и  практических задач

Семинары

Учебно-практические

конференции

Конкурсы 

Викторины

 

− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

-эффективный поиск необходимой информации;

-использование  различных  источников информации, включая электронные;

-  демонстрация  способности  самостоятельно использовать    и  критически  оценивать необходимую  информацию  для  выполнения

поставленных учебных задач;

Наблюдение за навыками

работы в глобальных,

и локальных

информационных сетях, библиотеках.

 

− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

-  демонстрация  способности  самостоятельно анализировать  и  представлять  необходимую

информацию  для  выполнения  поставленных учебных задач;

-  самоанализ  и  коррекция  результатов собственной  работы,  интерпретирование

информации,  в  том  числе  передаваемой  по каналам  средств  массовой  информации  и  по

Интернету;

- сформированность  собственной  позиции  по отношению к информации, получаемой из разных

источников.

Интерпретация

результатов наблюдений

за деятельностью

обучающегося в процессе освоения образовательной

программы.

− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

 

- приобретение  начального  опыта  и  навыков исследования  практической  составляющей дисциплины (связи с профессией и др. отраслями экономики);  публичного  представления  её

результатов,  в  том  числе  с  использованием средств информационных  и коммуникационных технологий;

-демонстрация  коммуникативных  навыков, готовности  выслушать  и  понять  другую  точку зрения, корректность и толерантность в общении, участие  в дискуссиях,  в  том числе в  социальных сетях.

 

Подготовка рефератов,

докладов, проектов, 

Деловых игр  (моделирование

социальных и

профессиональных

ситуаций).

 

 

 

 

 

 

 

− способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

 

-  демонстрация  способности  самостоятельно анализировать  и  представлять  необходимую

информацию  для  выполнения  поставленных учебных задач.

Подготовка рефератов,

докладов, проектов, 

Деловых игр

(моделирование

социальных и

профессиональных

ситуаций).

способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

 

-  демонстрация  способности  самостоятельно анализировать  и  представлять  необходимую

информацию  для  выполнения  поставленных учебных задач.

Подготовка рефератов,

докладов, проектов, 

Деловых игр

(моделирование

социальных и

профессиональных

ситуаций).

− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

 

-  демонстрация  способности  самостоятельно анализировать  и  представлять  необходимую

информацию  для  выполнения  поставленных учебных задач.

Подготовка рефератов,

докладов.

 

Метапредметные результаты, проверяемые через индивидуальный проект

В каждую строку столбца вносятся метапредметные результаты, заявленные в рабочей программе и проверяемые через индивидуальный проект

Показатели оценки индивидуального проекта и его защиты определены Положением об индивидуальном проекте

Оценка осуществляется по особой процедуре, прописанной в Положении об индивидуальном проекте

− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

 

− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

 

 

 

Личностные результаты *

В столбик вносятся личностные результаты

− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно- научной картине мира;

− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

 − способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

− способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

 − готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

− способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

 − готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

ЛР7.Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР9.Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях,

ЛР10.Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой,

ЛР11.Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры

 

 

 

проявление активной жизненной позиции;

- демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности;

- сознательное отношение к продолжению образования;

демонстрация форсированности мировоззрения,

отвечающего современным реалиям;

- демонстрация интереса к достижением  науки.

Публичные выступления с подготовленными
сообщениями, презентациями;
подготовленные доклады, рефераты,
конспекты;
исследовательская работа и проектная
деятельность;
наблюдение и оценка на практических
занятиях;
самооценивание и взаимооценивание

* Личностные результаты проверяются в ходе неперсонифицированного внутреннего мониторинга качества образования, проводимого в соответствии с графиком ПОО

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

6. ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

Номер страницы, дата внесения изменения

Содержание внесенного изменения

ФИО лица, внесшего изменение, подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Посмотрите также