ПК программы по Экологии

  • docx
  • 08.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОУД 14. Экология 210.docx

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КЛЮЧЕВСКИЙ ЛИЦЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИМЕНИА ЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВИЧА.ГУКОВА»

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УПР

КГБПОУ «Ключевский ЛПО

 имени А.В.Гукова »

___________________И.П. Кашич

«_____»_______________2022г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор КГБПОУ «Ключевский ЛПО имени А.В.Гукова »

___________________В.В. Репкин

 

«____»_________________2022 г.

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

общеобразовательной учебной дисциплины

оуд.14. Экология

 

 

 

Профиль профессионального образования: естественнонаучный

Профессия СПО:43.01.09 Повар, кондитер

Уровень изучения: базовый

Форма обучения: очная

 

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании методической комиссии

Протокол от «_____»_______2022 г. №____

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключи2022

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413. Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 7 июня 2012 г. Регистрационный номер №24480 с учетом Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины Экология для профессиональных образовательных организаций. Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол №3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 382 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО» 

 

Организация-разработчик: КГБПОУ «Ключевский ЛПО имени А.В.Гукова».

 

Разработчик: Сниткина И.Г., преподаватель


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

4

2.       ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

10

3.       СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

11

4.       УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИРАБОЧЕЙ

       ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

16

5.       КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

18

6.       ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

23

 


1.      Пояснительная записка

 

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Экология», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), с Уточнениями, одобренными Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО» Протокол № 3 от 25 мая 2017 г.

 

 

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности (специальностям)/по профессии (профессиям) СПО43.00.00 Сервис и туризм / 43.01.09 Повар - кондитер.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:общеобразовательный цикл учебных дисциплин по выбору, формируемых изобязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО естественнонаучного профиля, уровень изучения – базовый.

 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Содержание программы «Экология» направлено на достижение следующих целей:

 

·         получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях

их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории

возникновения и развития экологии как естественно-научной и социальной дисциплины, ее роли в формировании картины мира; о методах научного познания;

·         овладение  умениями логически мыслить,  обосновывать место и роль  экологических  знаний  в практической деятельности людей, развитии  современных технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить наблюдения за природными и искусственными  экосистемами  с целью их  описания и  выявления  естественных и антропогенных изменений;

·         развитие познавательных интересов, интеллектуальных и  творческих  способностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;

·         воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования,

бережного  отношения к природным ресурсам и  окружающей  среде,  собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;

·         использование приобретенных  знаний и  умений по  экологии  в повседневной

жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе.

 

В программе  отражены  важнейшие  задачи,  стоящие перед  экологией, решение которых направлено на рациональное природопользование, на охрану окружающей среды и создание здоровьесберегающей среды обитания человека.

Экология — научная дисциплина, изучающая все аспекты взаимоотношений живых организмов и среды, в которой они обитают, а также последствия взаимодействия систем «общество» и «природа», условия недопущения либо нейтрализации этих последствий. Объектами изучения  экологии являются живые  организмы,  в частности человек,  а также системы «общество» и «природа», что выводит экологию за рамки естественнонаучной дисциплины и превращает ее в комплексную социальную дисциплину.

Экология на основе изучения  законов взаимодействия человеческого общества и

природы предлагает пути восстановления нарушенного природного баланса. Экология,  таким  образом,  становится  одной из  основополагающих научных  дисциплин о  взаимоотношениях природы и  общества,  а  владение  экологическими  знаниями

является одним из необходимых условий реализации специалиста в любой будущей

профессиональной деятельности.

Основу содержания учебной дисциплины «Экология» составляет концепция устойчивого развития. В  соответствии  с ней  выделены  содержательные линии:  экология как научная  дисциплина и  экологические  закономерности;  взаимодействие  систем «природа» и  «общество»; прикладные  вопросы  решения  экологических проблем  в рамках концепции  устойчивого развития; методы научного познания  в  экологии:

естественно-научные и гуманитарные аспекты.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу  среднего  общего  образования  в пределах  освоения ОПОП СПО на базе  основного  общего  образования,  учебная  дисциплина «Экология» изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологии, химии, физики, географии в основной

школе. Вместе  с  тем изучение  экологии имеет  свои  особенности  в  зависимости  от профиля профессионального образования,  специфики осваиваемых профессий СПО

или специальностей СПО.

Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

При отборе содержания учебной дисциплины «Экология» использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.

В целом  учебная  дисциплина «Экология»,  в  содержании которой  ведущим компонентом являются научные  знания и научные методы познания, не  только позволяет сформировать у обучающихся целостную картину мира, но и пробуждает у них

эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, готовность к выбору

действий определенной направленности, умение критически оценивать свои и чужие

действия и поступки.

            Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

- устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;            

 -  готовность к продолжению  образования, повышению квалификации  в избранной профессиональной  деятельности, используя полученные  экологические знания;

- объективное  осознание  значимости компетенций  в  области  экологии  для человека и общества;

- умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

- готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;

- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;

ЛР 7Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой,

ЛР 15 Стремящийся к трудоустройству в агро-индустриальных и других отраслях экономики Алтайского края, готовый к внедрению инновационных технологий в экономически значимых сферах региона, демонстрирующий профессиональные, предпринимательские качества, направленные на саморазвитие и реализацию личностного потенциала и развитие экономики края,

ЛР 19 Способный анализировать производственную ситуацию,  быстро принимать решения.

·         метапредметных :

- овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;

- применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

- умение  определять цели и  задачи  деятельности,  выбирать  средства их  достижения на практике;

- умение использовать различные источники  для получения  сведений  экологической направленности и  оценивать  ее  достоверность  для  достижения поставленных целей и задач;

·         предметных:

- сформированность представлений  об  экологической культуре как  условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество—природа»;

- сформированность  экологического мышления и  способности  учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

- владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

- владение  знаниями  экологических императивов,  гражданских прав и  обязанностей  в  области  энерго- и ресурсосбережения  в интересах  сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

- сформированность личностного  отношения к  экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

- сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

Учебный процесс на уроках Экологииорганизован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Основные интерактивные формы проведения учебных занятий: творческие задания; работа в малых группах; дискуссия; обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры); изучение и закрепление нового материала на интерактивной лекции (лекция-беседа, лекция – дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция, мини-лекция); эвристическая беседа; разработка проекта (метод проектов); метод кейсов (решение ситуационных упражнений и задач как разновидности метода кейсов).

В рамках освоения общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» обучающимся предоставляется возможность подготовить и защитить индивидуальный проект по предложенным темам.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

В разделе программы «Содержание учебной дисциплины» курсивом выделен материал, который при изучении Экологии контролю не подлежит.

Содержание учебной дисциплины направлено на развитие общих компетенций:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.

ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

 

 

Виды учебной работы

 

Кол-во часов

Обязательная аудиторная нагрузка (всего)

 

72

в том числе практические занятия

 

4

контрольные работы

 

4

Максимальная учебная нагрузка

 

108

Промежуточная аттестация (указывается в соответствии с учебным планом)в фрме дифференцированного зачета

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Наименование частей, разделов,

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающихся

Максимальная учебная нагрузка (часы)

Всего часов *

В т.ч. практические занятия, лабораторные работы (часы)

Контрольные работы

 

1

2

3

 

5

Введение

3

 

 

5

1. Экология как научная дисциплина.

13

1

1

19

2. Среда обитания человека и экологическая безопасность.

24

1

1

36

3. Концепция устойчивого развития.

16

1

1

24

4. Охрана природы.

16

1

1

24

Всего часов

72

4

4

108

В столбце 6 таблицы проставляется сумма часов столбцов 2* и 4**

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Введение

Объект изучения экологии — взаимодействие живых систем. История развития экологии. Методы, используемые в экологических исследованиях1. Роль экологии в формировании  современной картины мира и  в практической  деятельности людей.Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.

Виды учебной деятельности:

Знакомство с объектом изучения экологии. Определение роли экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Демонстрация значения экологии при освоении профессии «Повар, кондитер».

3

Раздел 1. Экология как научная дисциплина.

 

13

Общая  экология.

Среда  обитания и факторы  среды. Общие  закономерности  действия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера. Демонстрации:

·         Экологические факторы и их влияние на организмы.

·         Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.

 

Практическое занятие:

1.      Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося.

1

Виды учебной деятельности:

Умение выявлять общие закономерности действия факторов среды на организм. Получение представлений о популяции, экосистеме, биосфере.

 

Социальная экология.

Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека,  ее  специфика и  состояние. Демография и проблемы  экологии. Природные ресурсы, используемые человеком. Понятие «загрязнение среды».

Виды учебной деятельности:

Знакомство с предметом изучения социальной экологии. Умение выделять основные черты среды, окружающей человека.

 

Прикладная  экология.

Экологические проблемы: региональные и  глобальные. Причины  возникновения  глобальных  экологических проблем. Возможные  способы решения глобальных экологических проблем.

Контрольное тестирование №1 по разделу 1.

Виды учебной деятельности:

Умение выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их возникновения, а также возможные пути снижения последствий на окружающую среду.

 

Раздел 2. Среда обитания человека и экологическая безопасность.

 

24

Среда  обитания человека.

Окружающая человека  среда и  ее компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда.

Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания.

Виды учебной деятельности:

Овладение знаниями об особенностях среды обитания человека и ее основных компонентов. Умение формировать собственнуюпозицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «комфорт среды обитания человека», получаемым из разных источников, включая рекламу. Знание основных экологических требований к компонентам окружающей человека среды.

 

Тема 2. Городская среда.

Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека.

Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства.

Дороги и  дорожное  строительство  в  городе. Экологические требования к  дорожному  строительству  в  городе. Материалы, используемые при  дорожном строительстве в городе. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства дорог.

       Экологические проблемы промышленных и  бытовых  отходов в  городе. Твердые бытовые  отходы и  способы их  утилизации. Современные  способы переработки промышленных и бытовых отходов.

 

Практическое занятие:

2. Описание жилища человека как искусственной экосистемы.

1

Виды учебной деятельности:

Знакомство с характеристиками городской квартиры как основного экотопа современного человека.Умение определять экологические параметры современного человеческого жилища.Знание экологических требований к уровню шума, вибрации, организации строительства жилых и нежилых помещений, автомобильных дорог в условиях города.

 

Тема 3. Сельская среда.

Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское хозяйство и  его  экологические проблемы. Пути  решения  экологических проблем сельского хозяйства.

Демонстрация

·         Схема агроэкосистемы.

Контрольнаяработа №2 по разделу 2.

Виды учебной деятельности:

Знание основных экологических характеристик среды обитания человека в условиях сельской местности.

 

Раздел 3. Концепция устойчивого развития.

 

16

Возникновение концепции устойчивого развития.

Глобальные экологические проблемы и способы их решения. Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». Эволюция  взглядов на  устойчивое  развитие. Переход к модели «Устойчивость и развитие».

Демонстрации:

·         Использование ресурсов и развитие человеческого потенциала.

Виды учебной деятельности:

Знание основных положений концепции устойчивого развитияи причин ее возникновения.Умение формировать собственную позицию по отношению

к сведениям, касающимся понятия «устойчивое развитие».

 

«Устойчивость и развитие».

 

 

 

 

 

 

Способы решения  экологических проблем  в рамках концепции «Устойчивость и развитие». Экономический,  социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. Экологические след и индекс человеческого развития.

Демонстрации:

·         Индекс «живой планеты».

·         Экологический след.

 

Практическое занятие

3.Решение экологических задач на устойчивость и развитие.

1

Контрольная работа №3 по разделу 3.

Виды учебных действий:

Знание основных способов решения экологических проблем

в рамках концепции «Устойчивость и развитие».Умение различать экономическую, социальную, культурнуюи экологическую устойчивость. Умение вычислять индекс человеческого развития по отношению к окружающей среде.

 

Глава 4. Охрана природы.

 

16

Природоохранная деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История охраны природы в России. Типы организаций, способствующих охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы России.

Демонстрации:

·         Ярусность растительного сообщества.

·         Пищевые цепи и сети в биоценозе.

·         Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.

·         Особо охраняемые природные территории России.

 

Практическое занятие:

4. Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы.

1

Экскурсия

Естественные и искусственные  экосистемы  района,  окружающего  обучающегося.

Виды учебной деятельности:

Знание истории охраны природы в России и основных типов

организаций, способствующих охране природы.Умение определять состояние экологической ситуации окружающей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу.

 

Природные ресурсы и их охрана.

Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Социально-экономические аспекты экологических проблем.

Природные ресурсы и  способы их  охраны. Охрана  водных  ресурсов  в России. Охрана почвенных  ресурсов  в России. Охрана лесных ресурсов  в России. Возможности  управления  экологическими  системами  (на примере лесных  биогеоценозов и водных биоценозов).

Контрольное тестирование №4 по разделу 4.

Дифференцированный зачет.

Виды учебной деятельности:

Умение пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением — для оценки состояния окружающей среды и ее потребности в охране.

 

ИТОГО

 

72

Тематика индивидуальных проектов

·         Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.

·         Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.

·         Возможности  управления почвенными ресурсами  в рамках концепции  устойчивого развития.

·         Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы: способы решения проблемы исчерпаемости.

·         Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных факторов.

·         История и развитие концепции устойчивого развития.

·         Окружающая человека  среда и  ее компоненты: различные  взгляды на  одну проблему.

·         Основные экологические приоритеты современного мира.

·         Особо неблагоприятные  в  экологическом  отношении  территории России:  возможные способы решения проблем.

·         Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы.

·         Популяция как экологическая единица.

·         Причины возникновения экологических проблем в городе.

·         Причины возникновения экологических проблем в сельской местности.

·         Проблемы водных ресурсов и способы их решения  (на примере России).

·         Проблемы почвенной эрозии и способы ее решения в России.

·         Проблемы устойчивости лесных экосистем в России.

·         Система контроля за экологической безопасностью в России.

·         Современные требования к экологической безопасности продуктов питания.

·         Среда обитания и среды жизни: сходство и различия.

·         Структура экологической системы.

·         Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития.

·         Твердые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации.

·         Энергетические ресурсы и проблема их исчерпаемости.

36

ВСЕГО

 

108


 

4. условия реализации РАБОЧЕЙ программы дисциплины

 

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

«Экология»:

 

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места – 30;

- рабочее место преподавателя;

- лаборантская комната;

- дидактический материал по всем разделам;

- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, динамические пособия, иллюстрирующие экологические процессы, модели, муляжи и микропрепараты биологических объектов и др.);

Технические средства обучения:

 - компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиапроектор;

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федера­ции».

2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государ­ственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

3. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 "Об утверж­дении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"».

4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получе­ния среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или спе­циальности среднего профессионального образования».

5. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» для  профессиональных  образовательных  организаций  /  П.М.Скворцов, Е.В.Титов, Е.В.Колесова, Я.В.Скворцова. — М. : Издательский центр «Академия», 2015.— 13 с. Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол №3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 382 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО».

6. П.М.  Скворцов.Основы экологии. (Ожидается в 1 половине 2016 г)

 

Дополнительные источники:

1.Валова В.Д. Экология. — М., 2012.

2. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности

СПО. М., 2017

3.Марфенин Н.Н. Экология и концепция устойчивого развития. — М., 2013.

4. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. Экология (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.

5. Основы экологического мониторинга. — Краснодар, 2012.

6. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Подунова Л.Г.  Экология и гигиена человека: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

7. Тупикин Е.И. Общая  биология  с  основами  экологии и природоохранной  деятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

8. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология  (базовый  уровень). 10— 11 классы. — М., 2014.

 

Интернет-ресурсы:

1.www.ecologysite.ru  (Каталог экологических сайтов).

2. www.ecoculture.ru  (Сайт экологического просвещения).

3. www. ecocommunity. ru  (Информационный  сайт,  освещающий проблемы  экологии России).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

5. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

 

Контролируемый результат (предметные, метапредметные результаты)

Показатели оценки (поведенческие индикаторы)

Методы и формы контроля

Предметные результаты

В каждую строку столбца вносятся предметные результаты, заявленные в рабочей программе

Показатели формулируются для каждого результата в соответствии с представленными выше требованиями

Указываются методы и формы, установленные Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации

- сформированность представлений  об экологической культуре как  условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество—природа»;

 

Знакомится с объектом изучения экологии. Определяет роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Осознаёт значение экологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.

 Учится выявлять общие закономерности действия факторов среды на организм. Получение представлений о популяции, экосистеме, биосфере.

Знакомится с предметом изучения социальной экологии. Учится выделять основные черты среды, окружающей человек.

Формирует умение  выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их возникновения, а также возможные пути снижения последствий на окружающую среду.

Входной контроль: собеседование

Оперативный контроль в форме:

-фронтальный устный опрос,

-тестовый контроль

 

- сформированность  экологического мышления и  способности  учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

 

Овладевает знаниями об особенностях среды обитания человека и ее основных компонентов. Умеет формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «комфорт среды обитания человека», получаемым из разных источников, включая рекламу Знает основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды

Тестирование, оценка решений ситуационных задач и выполнения самостоятельной внеаудиторной работы

- владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

Знакомится с характеристиками городской квартиры как основного экотопа современного человека. Умеет определять экологические параметры современного человеческого жилища. Знает экологические требования к уровню шума, вибрации, организации строительства жилых и нежилых помещений, автомобильных дорог в условиях города

Знает основные экологические характеристики среды обитания человека в условиях сельской местности

Оперативный контроль в форме:

- индивидуальный устный опрос,

-фронтальный устный опрос,

-тестовый контроль,

-проверка и оценка отчётов по практическим работам,

-проверка и оценка рефератов и сообщений

 

- владение  знаниями  экологических императивов,  гражданских прав и  обязанностей  в  области  энерго- и ресурсосбережения  в интересах  сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

Знает основные положения концепции устойчивого развития и причины ее возникновения. Умеет формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «устойчивое развитие»

Знает основные способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». Умеет различать экономическую, социальную, культурную и экологическую устойчивость. Умение вычислять индекс человеческого развития по отношению к окружающей среде

Оперативный контроль в форме:

- индивидуальный устный опрос,

-фронтальный устный опрос,

 

-проверка и оценка отчётов по практическим работам,

- проверка и оценка рефератов и сообщений

- сформированность личностного  отношения к  экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

Знает историю охраны природы в России и основные типы организации, способствующие охране природы. Умеет определять состояние экологической ситуации окружающей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу

Оперативный контроль в форме:

- индивидуальный устный опрос,

-фронтальный устный опрос,

-тестовый контроль,

-проверка и оценка отчётов по практическим работам,

-проверка и оценка рефератов и сообщений

 

- сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

 

Умеет пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением — для оценки состояния окружающей среды и ее потребности в охране

Рубежный контроль в форме:

-письменная контрольная работа,

- проверка и оценка презентаций

Итоговый контроль –   дифференцированный зачёт

 

Предметные и метапредметные результаты, проверяемые совместно

На основе анализа связи и сопоставимости предметных и метапредметных результатов целесообразно объединить их в группы

Показатели оценки индивидуального проекта и его защиты определены Положением об индивидуальном проекте

Оценка осуществляется по особой процедуре, прописанной в Положении об индивидуальном проекте

- овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;

 

 

 

- применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

 

 

 

- умение  определять цели и  задачи  деятельности,  выбирать  средства их  достижения на практике;

 

 

 

- умение использовать различные источники  для получения  сведений  экологической направленности и  оценивать  ее достоверность  для  достижения поставленных целей и задач;

 

 

 

Метапредметные результаты, проверяемые через индивидуальный проект

В каждую строку столбца вносятся метапредметные результаты, заявленные в рабочей программе и проверяемые через индивидуальный проект

Показатели оценки индивидуального проекта и его защиты определены Положением об индивидуальном проекте

Оценка осуществляется по особой процедуре, прописанной в Положении об индивидуальном проекте

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания

- умение ориентироваться в различных источниках биологической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников

- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы

 

 

Личностные результаты *

В столбик вносятся личностные результаты

- устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;   

 -  готовность к продолжению  образования, повышению квалификации  в избранной профессиональной  деятельности, используя полученные экологические знания;

- объективное  осознание  значимости компетенций  в  области  экологии  для человека и общества;

- умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

- готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;

- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;

ЛР 7Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой,

ЛР 15 Стремящийся к трудоустройству в агро-индустриальных и других отраслях экономики Алтайского края, готовый к внедрению инновационных технологий в экономически значимых сферах региона, демонстрирующий профессиональные, предпринимательские качества, направленные на саморазвитие и реализацию личностного потенциала и развитие экономики края,

ЛР 19 Способный анализировать производственную ситуацию,  быстро принимать решения.

 

 

-проявлениегражданственности, патриотизма;

-знаниеисториисвоей страны, достижений отечественныхучёных;

емонстрация сформированностимировоззрения,

отвечающегосовременнымреалиям;

 

Интерпретация результатов

наблюдений задеятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

*Личностные результаты проверяются в ходе неперсонифицированного внутреннего мониторинга качества образования, проводимого в соответствии с графиком ПОО

 

 

 

 

 

 

 


 

6.ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

Номер страницы, дата внесения изменения

Содержание внесенного изменения

ФИО лица, внесшего изменение, подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Посмотрите также