План – конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему "Почему образуются лужи?"
Оценка 4.8

План – конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему "Почему образуются лужи?"

Оценка 4.8
docx
04.04.2020
План – конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему "Почему образуются лужи?"
почему образуются лужи.docx

План – конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

на тему "Почему образуются лужи?"

Актуальность.

«Детский мир чист, светел и прекрасен, полон удивления и волнения. Это наша беда, что для большинства из нас подобное видение, такое подлинное переживание прекрасного и трепет благоговения уже утрачены, когда мы достигаем взрослости. Если бы я смогла повлиять на добрую фею, которая незримо присутствует при крещении всех детей, я бы попросила, чтоб её подарком всем детям в мире стало чувство удивления, которое сохранялось бы на протяжении всей жизни, как противоядие против скуки и разочарований последующих лет, бесплодных занятий с искусственными вещами, как независимый источник нашей силы…»

Рейчел Карсон.

«Чувство удивления» 1956 г.

Каждый ребёнок – первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что снег – это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает воробей, понял, что ветер может быть ласковым и прохладным – летом, злым и колючим – зимой. Так дети впервые воспринимают природу, её явления, тянутся к ней, пытаются понять окружающий мир. Но иногда загадки природы ставят их в тупик, и они в растерянности бегут с вопросами к нам, взрослым. И тут наша очередь прийти к ним на помощь. Очень часто из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать правильную линию поведения и в природе, и среди людей, что во многом осложняет их жизнь в будущем.

Приоритетным направлением в моей работе является формирование у детей элементарных естественнонаучных представлений. Существенную роль в этом направлении играет поисково-исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

Возрастная группа: старшая (5-6 лет).

Количество детей: 12 человек.

Цели:

·         Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь детей по теме.

·         Развивать речь детей, воображение, логическое мышление.

·         Обогатить знания детей об экспериментировании, научить применять на практике эти методы.

 

Задачи:

1. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ  РАЗВИТИЕ:

• Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;

• Формировать умение высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.

2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ:

·        Закрепить в сознании детей признаки весны, сезонные изменения в     природе;

·        Развивать любознательности детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ.

3. РЕЧЕВОЕ  РАЗВИТИЕ:

          Активизировать словарный запас детей;

4. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ  РАЗВИТИЕ:

·        Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания изобразительного, словесного, музыкального искусства, мира природы;

·        Формирование интереса к удовлетворению потребности детей в самовыражении.

5. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

• Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физминутки.

Дидактический материал:

     Демонстрационный: интерактивная доска, показ слайдов, макет ландшафта из фольги, губки, емкость с водой, прозрачные стаканы с землей, заготовки емкостей из пластиковых бутылок с песком, черноземом и глиной, мерные стаканы, мяч.

Раздаточный: раскраска по теме «Весенние лужи», цветные карандаши на каждого ребенка.

      Предварительная работа:

·        слушание музыки «Весна» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского;

·        наблюдения за весенними явлениями природы на прогулке, экскурсии;

·        беседа о весне, о том, как дикие животные встречают весну;

·        использование дидактических игр «Какое время года?», «Бывает – не бывает», «Угадай-ка», сюжетно-дидактических игр «Собираемся на прогулку», «Путешествие в весенний лес»;

·        рассматривание репродукций картин по теме;

·        знакомство с литературными произведениями;

·        разучивание пословиц, песен, загадок, закличек, стихотворений о весне, весенних явлениях.

Предполагаемый результат:

1.Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач.
2.Умение использовать разные способы и приемы познания.
3.Интерес к экспериментированию у детей.
4.Готовность к логическому познанию.

 

1.     Оргмомент.

Воспитатель предлагает встать детям в круг:

 

Солнце, солнце, высоко (На цыпочках руки тянем вверх)

Нам от солнышка тепло. (Легкие поглаживания руками по лицу)

Тает снег от лучей, (Приседание)

Звонко побежал ручей. (Бег по кругу)

Вы за ручейком бегите,

Лужи все перешагните. (Ходьба по кругу)

Вот веселый воробей

В лужице купается, (Руки перекрещены за спиной, прыжки на 2 ногах по кругу)

Чистит свои перышки (Легкое поглаживание рук)

И отряхается. (Потрясти кистями)

А теперь полетели и на место тихо сели.

2.     Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, а сейчас закройте глаза и послушайте звуки природы.

(СЛАЙД 1 -звучит весенняя капель, пение птиц…)

А каком времени года идет речь? (дети: весна)

Правильно, это весна (СЛАЙД 2)  – замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (дети- долгожданная, другие версии).

Какие приметы весны вы знаете? (игра с мячом: вопрос-ответ)

Вы так много знаете о весне, мы все ее ждем с нетерпением, а что весной бывает хорошего или плохого:

 Дидактическое упражнение «Хорошо - плохо» (интерактивная доска)

(дети выполняют упражнения на интерактивной доске СЛАЙДЫ 3-7)

Воспитатель: Ребята, вы догадаетесь, о чём мы сегодня будем говорить, если угадаете загадку:

В ней купаться невозможно,
Перепрыгнуть очень сложно.
Нет для белых туфель хуже
Оказаться в грязной…( дети- Луже)

 

Воспитатель: Ребята, вы задавали себе вопрос, как же получаются лужи? Давайте разбираться!   Гуляя по улицам, все дети не могут пройти мимо луж. Где лужи обычно образуются?  Где их больше - в ямках или на возвышенностях?  На земле, площадке с покрытием, в песочнице или на асфальте? На рыхлой земле или на утоптанных дорожках?

 

Опыт №1. Проверяем, как зависит образование луж от рельефа местности.
Из листа фольги устраиваем ландшафт с бугорками и ямками. После этого просим детей полить все это водой, как поливает землю тучка во время дождя (мочить губку в воде и выжимать ее на макет, имитируя «тучку»). Пусть дети посмотрят, куда течет вода ,и где она в конце концов скапливается.
Побуждаем детей сделать вывод - вода стекает с вершин в ямки. Значит, лужи - это вода, стекшая вниз, в углубления на местности.

Воспитатель: Но на фольге, ребята, проверять просто - она не впитывает воду. Что-то похожее происходит, когда вода течет на асфальт - на нем лужи образуются быстрее, чем на земле. А земля воду впитывает. Давайте посмотрим, как это происходит.

Опыт №2. Водопроницаемость почвы.
Возьмем стакан с сухой землей. Пусть дети нальют в него немножечко воды. Через прозрачные стенки будет видно, как вода просачивается вглубь по  трещинкам и проходам в почве. Через некоторое время вся вода с поверхности уйдет вглубь. 
А теперь пусть дети добавляют и добавляют воды до тех пор, пока она не перестанет впитываться. В какой-то момент на поверхности земли в стакане появится лужа. Если посмотреть сбоку, то можно увидеть, что все полости и трещинки заполнены водой.
Дети делают вывод - лужа появляется тогда, когда воды столько, что земля ее уже впитывать не может.

Воспитатель: Но почему же тогда не во всех ямах стоят лужи? Почему в одних местах вода сразу впитывается в землю, а в других стоит днями и неделями? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем еще один опыт.

Переходим к столику для опыта № 3:

Речь с движением «Лужи».

Шлёп-шлёп-шлёп, \ритмичные хлопки по коленям\

Иду по лужам. \ходьба мелкими шажками\

Хлюп-хлюп-хлюп, \хлопки по коленям\

Вода в ботинках. \ходьба мелкими шажками\

Кап-кап-кап, \руки вверх, ритмично опускать ладошки\

Мне зонтик нужен. \округлые ладони над головой – «зонт»\

Оп-оп-оп -

Вода по спинке \скрестить руки на груди, ритмично похлопывать по плечам\

Буль-буль-буль - \пружинка\

Упала шапка. \наклон головы вперёд\

Ой-ой-ой -

Кругом вода! \кружатся вокруг себя\

 

 Опыт №3. Как зависит то, сколько впитается воды, от состава почвы. (Отрежем от пластиковой бутылки верхнюю часть (там, где горлышко), чтобы получилось что-то типа прозрачной воронки. Возьмем три емкости - с песком, с хорошей рыхлой землей, и с землей с большим содержанием глины. Если есть обычная глина, то можно взять и ее. Вставим в емкость с песком нашу воронку - горлышко бутылки воткнем в грунт. Теперь попросите детей вылить в нее воду. Примерно 50 грамм. Воду надо будет лить точно столько же и в другие емкости, поэтому лучше всего взять мерный стакан.)

 И считайте хором, за сколько секунд вода полностью впитается из воронки в грунт. Можно даже взять секундомер. Запишите результат. Теперь точно так же поступите с емкостями с другими образцами земли: погружайте воронку все время на одну и ту же глубину и наливайте одно и то же количество воды. Результаты записывайте, а потом сравните - где было быстрее (в песке), где медленнее (в глинистой земле).

Дети делают вывод - скорость впитывания воды зависит от состава земли. Если вода впитывается плохо - значит земля глинистая, и на этом месте образуется лужа.

Д/И на интерактивной доске (СЛАЙД 8):

Дети соединяют картинки с изображением песка, чернозема, глины с картинками луж разных размеров.

3.     Заключение.

Предложить детям сделать вывод по схеме: Лужи образуются потому, что вода (1) стекает (2) в углубления на местности. Это происходит, когда воды столько, что она уже не может впитываться в почву. А сколько ее может впитаться зависит от того, из чего состоит почва в этом месте (3) (СЛАЙД 9).

4.     Рефлексия.

Ребята, вы хорошо поэкспериментировали, а теперь предлагаю взять раскраски (по теме) и раскрасить их.


 

План – конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему "Почему образуются лужи?"

План – конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему "Почему образуются лужи?"

Закрепить в сознании детей признаки весны, сезонные изменения в природе; ·

Закрепить в сознании детей признаки весны, сезонные изменения в природе; ·

Тает снег от лучей, (Приседание)

Тает снег от лучей, (Приседание)

Воспитатель: Но на фольге, ребята, проверять просто - она не впитывает воду

Воспитатель: Но на фольге, ребята, проверять просто - она не впитывает воду

Результаты записывайте, а потом сравните - где было быстрее (в песке), где медленнее (в глинистой земле)

Результаты записывайте, а потом сравните - где было быстрее (в песке), где медленнее (в глинистой земле)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2020