ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
«Класс Пресмыкающиеся или Рептилии»
1. Архипова Татьяна Михайловна
2. МАОУ «Лицей №29» г. Тамбов
3. Учитель биологии
4. Биология
5. 7 класс
6. Тип Хордовые.
7. Беркинблит М.С., ГлаголевС.М., Чуб В.В., Биология
Тема урока: Класс Пресмыкающиеся или Рептилии
Цель урока: Познакомить учащихся с общей характеристикой класса Пресмыкающихся.
Задачи урока:
Обучающие:
Развивающие:
· развивать коммуникативную и исследовательскую компетентности учащихся;
· развивать общеучебные навыки; умения работать с учебником,
· развивать умения выделять главное и второстепенное; работать с таблицей, сравнивать , делать выводы,
· развивать культуру речи, логическое мышление.
Воспитательные:
· воспитывать умение слушать;
· воспитывать культуру умственного труда..
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: Фронтальная беседа, исследовательская деятельность, работа с таблицами, работа с учебником.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, таблицы.
Оборудование: таблицы «Систематика Пресмыкающихся», «Многообразие Пресмыкающихся», Презентация к уроку «Класс пресмыкающиеся»;
Влажный препарат змеи. Скелет змеи.ЦОР теоретический модуль, тестовый номер .видеоролик.
Планируемые результаты: Обучающиеся узнают особенности строения и жизнедеятельности рептилий как наземных позвоночных
Структура и ход урока:
1.Организационный момент:
определение целей и задач урока.
2. Проверка знаний
С.р.
1вариант
Закончи предложения:
2 вариант
Закончи предложения:
1. В позвоночнике земноводных различают следующие отделы:……
2. Взрослые земноводные дышат …. и…. .
3. Отделы задней конечности лягушки: …..
4. Кожа земноводных покрыта ,,,,
5. Глаза снабжены защищающими от повреждения органами - ….
6. Скелет лягушки состоит из следующих отделов:…..
7. У земноводных присутствуют крупные пищеварительные железы-…. ….
8. Большой круг кровообращения лягушки заканчивается в …..
9. В сердце амфибий ….. камеры.
10. Вышедший из икринки головастик дышит……..
Сегодня на уроке мы знакомимся с новым классом позвоночных животных Классом Пресмыкающихся – это истинно наземные животные.
(слайд1)
3.Актуализация знаний:
Почему класс Пресмыкающиеся получил такое название?
(слайд2)
Почему их называют «детьми солнца»?
Почему в тропиках больше ночных пресмыкающихся?
Почему ящерицы, обитающие в пустыне, в жаркое время забираются на верхушки кустарников?
Какая самая главная проблема для животных, живущих на суше? (высыхание)
4.Изучение нового материала:
Наша задача:
Выяснить каким образом животные суши – класса пресмыкающихся приспособились к жизни в своей среде обитания.
В настоящее время на Земле насчитывается около 6500 видов рептилий, т.е. почти втрое больше. Чем современных земноводных. Ныне живущих пресмыкающихся делят на 4 отряда: Чешуйчатые(более5500), Черепахи(около 210), Крокодилы (около 25)и Клювоголовые(ящерица Гаттерия).
(слайд3);
ЦОР информац модуль Многообразие пресмыкающихся
Общая характеристика пресмыкающихся.
1. Внешнее строение пресмыкающихся. ( учебник стр. 135-136)
А) отделы тела: голова, шея, туловище, конечности, хвост.
(Слайд 4) стр. 135-136
(Слайд 5)
В) органы головы: глаза, имеющие третье веко, ноздри, терморецепторы.
Б) покров тела: сухая кожа с роговыми чешуйками. Происходит линька.( у взрослых змей 3-4 раза в год)
(Слайд 6)
- Что такое линька?
Демонстрация влажного препарата змеи, живой черепахи
2. Внутренне строение пресмыкающихся
Работа с учебником и таблицей (стр.136-140).
1.Скелет пресмыкающихся( учебник стр. 136-137)
Усложнение скелета пресмыкающихся: отделы скелета, особенности каждого из них, строение шейного позвонка, обеспечивающего подвижность головы. Особенности расположения конечностей по бокам тела, влияющие на своеобразное передвижение ящерицы.
(Слайд 7)
6. Проверка заполнения таблицы(презентация, слайды №)
a) Пищеварительная система ящерицы:
( учебник стр.137)
отграничение ротовой полости от глотки, подвижность языка, наличие зубов, приросших к челюстям, их функции.
(Слайд 8)
Просмотр видеофрагмента о ядовитых зубах гадюки.
b) Дыхательной система ящерицы: ( учебник стр.137-138)
гортань, трахея, бронхи, ячеистые легкие, механизм дыхания, связанный с жизнью на суше(при помощи грудной клетки.).Кожа в дыхании практически не участвует, т.к. покрыта плотными роговыми чешуйками.
Частота дыхания зависит от температуры окружающей среды.
У ящериц при 15 градусах-26 дых движ. в мин.
при 25 - 31
при 35 -37
(Слайд 9)
c) кровеносная система: ( учебник стр.138-139)
трехкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке, два круга кровообращения большой и малый.
(Слайд 10)
Животные холоднокровные, т.к. кровь смешанная и количества кислорода, поставляемого ею в организм недостаточно для окисления веществ и поддержания высокой температуры тела.
Оптимальная температура для жизни пресмыкающихся от 20 до 40 градусов цельсия, отклонкения в любую сторону приводят к угнетению их жизнедеятельности. В зимнее время животные впадают в спячку(приспособление для перенесения неблагоприятных условий.).
d) Выделительная система и половая система ( учебник стр.139)
- главные органы выделения пресмыкающихся. Это биологические фильтры крови, удаляющие из организма продукты обмена веществ в виде жидкости. В отличие от земноводных организм экономит воду. Моча переходит из почек по мочеточникам в мочевой пузырь, а от туда в клоаку – расширение прямой кишки
(Слайд 11)
e) Размножение пресмыкающихся. ( учебник стр.139)
-Какие приспособления к размножению на суше выработались у пресмыкающихся в процессе эволюции?(оплодотворение внутреннее; большой запас питательных веществ; Плотная кожистая или известковая скорлупа; Яйцеживорождение- в северных областях)
(Слайд 12)
Т.о. мы убедились, что у пресмыкающихся – сложный организм состоящий из взаимно связанных друг с другом органов.
Что координирует работу всех органов?
f) Нервная система и органы чувств ящерицы ( учебник стр.136)
(Слайд 13)
Змеи имеют специальный орган между глаз, состоящий из 7000 нервных окончаний, позволяющий уловить разницу температур в 0.002 градуса. Это помогает змее почувствовать мышь на расстоянии 40 см. Знаменитые дудочки заклинателей змеи не слышат (ведь у них нет ушей!), а чувствуют! Звук передается к среднему уху через кости.
регенерация
5. Закрепление знаний:
Работа с ТСПО урок № 53 №313,314, 317
Задача:
Пресмыкающиеся характеризуются следующими признаками: сухая кожа с роговым покровом, легочное дыхание, трехкамерное сердце, непостоянная температура тела, внутреннее оплодотворение, яйца с плотной оболочкой и большим количеством желтка. Укажите, какие признаки говорят о более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными, какие – о приспособленности этих животных к наземно-воздушной среде обитания и какие признаки являются общими для земноводных и пресмыкающихся.
(работа с учебником Краткое содержание,стр. 139-140)
2.Работа с таблицей “Черты усложнения во внутреннем строении у пресмыкающихся животных”.
Слайд №14 ЦОР строение ящерицы
Упражнения по пройденному материалу
Дайте пояснение терминам:
Хордовые животные
Пресмыкающиеся
Линька
Регенерация
Холоднокровность
6. Домашнее задание
$54.таблица, ТСПО №322,333
Сообщения о представителях отрядов пресмыкающихся + интересные факты:
Приложение 1(найти и проработать теоретические и практические модули по теме Класс пресмыкающихся)
Информационные ресурсы:
Пепеляева О.А., Сунцова И.В. - Поурочные разработки по биологии,
1. М. «ВАКО» 2006г.432 стр.-«В помощь школьному учителю»
2. http://festival.1september.ru/articles/591401/
3. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.