лучшедома
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА «Класс Пресмыкающиеся или Рептилии»

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА «Класс Пресмыкающиеся или Рептилии»

Разработки уроков
doc
биология
7 кл—9 кл
26.03.2020
Цель урока: Познакомить учащихся с общей характеристикой класса Пресмыкающихся. Тип урока: комбинированный. Формы работы учащихся: Фронтальная беседа, исследовательская деятельность, работа с таблицами, работа с учебником. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, таблицы. Оборудование: таблицы «Систематика Пресмыкающихся», «Многообразие Пресмыкающихся», Презентация к уроку «Класс пресмыкающиеся»; Влажный препарат змеи. Скелет змеи.ЦОР теоретический модуль, тестовый номер .видеоролик.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Откр. урок Класс Пресмыкающиеся (конспект урока БИНОМ) (Автосохраненный).doc

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

«Класс  Пресмыкающиеся или  Рептилии»

1.    Архипова Татьяна Михайловна

2.    МАОУ «Лицей №29» г. Тамбов

3.    Учитель биологии

4.    Биология

5.    7 класс

6.    Тип Хордовые.

7.    Беркинблит М.С., ГлаголевС.М., Чуб В.В.,  Биология

Тема урока: Класс  Пресмыкающиеся или  Рептилии

Цель урока: Познакомить учащихся с общей характеристикой класса Пресмыкающихся.

Задачи урока:

Обучающие:

  • Раскрыть особенности внешнего строения, связанные с наземным образом жизни;
  • показать черты усложнения в их организации по сравнению с земноводными.

Развивающие:

·          развивать коммуникативную и исследовательскую  компетентности учащихся;

·        развивать общеучебные навыки; умения работать с учебником,

·        развивать умения выделять главное  и второстепенное; работать с таблицей, сравнивать , делать выводы,

·        развивать культуру речи, логическое мышление.

Воспитательные:         

·        воспитывать умение слушать;

·        воспитывать культуру умственного труда..

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: Фронтальная беседа, исследовательская деятельность, работа с таблицами, работа с учебником.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, таблицы.

 Оборудование:  таблицы «Систематика Пресмыкающихся», «Многообразие Пресмыкающихся», Презентация  к уроку «Класс пресмыкающиеся»;

Влажный препарат змеи. Скелет змеи.ЦОР теоретический модуль, тестовый номер .видеоролик.

Планируемые результаты: Обучающиеся узнают особенности строения и жизнедеятельности рептилий как наземных позвоночных

Структура и ход урока:

1.Организационный момент:

определение целей и задач урока.

2. Проверка знаний

С.р.

1вариант

Закончи предложения:

  1. Широкая голова лягушки плавно переходит в …..  .
  2. Передняя конечность состоит из трёх  отделов:  …..
  3. Между пальцами задней конечности лягушки натянуты…..
  4. Малый круг кровообращения начинается в …
  5. К лёгким течёт кровь- ….
  6. Толстая кишка открывается в особое расширение - ….
  7. Сердце трёхкамерное, состоит из…..
  8. Выделительная система земноводных представлена: ….
  9. У лягушки оплодотворение ….
  10. Современных  земноводных делят на три отряда:

2 вариант

Закончи предложения:

1.      В позвоночнике земноводных различают следующие отделы:……

2.      Взрослые земноводные дышат …. и…. .

3.      Отделы задней конечности лягушки: …..

4.      Кожа земноводных покрыта  ,,,,

5.      Глаза снабжены защищающими от повреждения органами - ….

6.      Скелет лягушки состоит из следующих отделов:…..

7.      У земноводных присутствуют крупные пищеварительные железы-…. ….

8.      Большой круг кровообращения лягушки заканчивается в …..

9.      В сердце амфибий ….. камеры.

10.  Вышедший из икринки головастик дышит……..

Сегодня на уроке мы знакомимся с новым классом позвоночных животных Классом Пресмыкающихся – это истинно наземные животные.

(слайд1)

3.Актуализация знаний:

Почему класс Пресмыкающиеся получил такое название?

(слайд2)

Почему их называют «детьми солнца»?

Почему в тропиках больше ночных пресмыкающихся?

Почему ящерицы, обитающие в пустыне, в жаркое время забираются на верхушки кустарников?

Какая самая главная проблема для животных, живущих на суше? (высыхание)

4.Изучение нового материала:

Наша задача:

Выяснить каким образом животные суши – класса пресмыкающихся приспособились к жизни в своей среде обитания.

В настоящее время на Земле насчитывается около 6500 видов рептилий, т.е. почти втрое больше. Чем современных земноводных. Ныне живущих пресмыкающихся делят на 4 отряда: Чешуйчатые(более5500), Черепахи(около 210), Крокодилы (около 25)и Клювоголовые(ящерица Гаттерия).

(слайд3);

 ЦОР информац модуль Многообразие пресмыкающихся

Общая характеристика пресмыкающихся.

1. Внешнее строение пресмыкающихся.  ( учебник стр. 135-136) 

А) отделы тела: голова, шея, туловище, конечности, хвост.

 

(Слайд 4)       стр. 135-136 

 

 (Слайд 5)

 

        В) органы головы: глаза, имеющие третье веко, ноздри, терморецепторы.

Б) покров тела: сухая кожа с роговыми чешуйками. Происходит линька.( у взрослых  змей 3-4 раза в год)

(Слайд 6)

 

- Что такое линька?

Демонстрация влажного препарата змеи, живой черепахи

2. Внутренне строение пресмыкающихся

Работа с учебником и таблицей (стр.136-140).

 

 

 

 

1.Скелет пресмыкающихся( учебник стр. 136-137) 

Усложнение скелета пресмыкающихся: отделы скелета, особенности каждого из них, строение шейного позвонка, обеспечивающего подвижность головы. Особенности расположения конечностей по бокам тела, влияющие на своеобразное передвижение ящерицы.

(Слайд 7)

6. Проверка заполнения таблицы(презентация, слайды №)

a)      Пищеварительная система ящерицы:

( учебник стр.137) 

 отграничение ротовой полости от глотки, подвижность языка, наличие зубов, приросших к челюстям, их функции.

(Слайд 8)

 

Просмотр видеофрагмента о ядовитых зубах гадюки.

b)      Дыхательной система ящерицы: ( учебник стр.137-138) 

 

гортань, трахея, бронхи, ячеистые легкие, механизм дыхания, связанный с жизнью на суше(при помощи грудной клетки.).Кожа в дыхании практически не участвует, т.к. покрыта плотными роговыми чешуйками.

Частота дыхания зависит от температуры окружающей среды.

У ящериц при 15 градусах-26 дых движ. в мин.

                  при 25              - 31

                  при 35              -37

(Слайд 9)

c)      кровеносная система: ( учебник стр.138-139) 

 

 трехкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке, два круга кровообращения большой и малый.

(Слайд 10)

 

Животные холоднокровные, т.к. кровь смешанная и количества кислорода, поставляемого ею в организм недостаточно для окисления веществ и поддержания высокой температуры  тела.

Оптимальная температура для жизни пресмыкающихся от 20 до 40 градусов цельсия, отклонкения в любую сторону приводят к угнетению их жизнедеятельности. В зимнее время животные впадают в спячку(приспособление для перенесения неблагоприятных условий.).

d)     Выделительная система и половая система ( учебник стр.139) 

- главные органы выделения пресмыкающихся. Это биологические фильтры крови, удаляющие из организма продукты обмена веществ в виде жидкости. В отличие от земноводных организм экономит воду. Моча переходит из почек по мочеточникам в мочевой пузырь, а от туда в клоаку – расширение прямой кишки

(Слайд 11)

e)      Размножение пресмыкающихся. ( учебник стр.139) 

-Какие приспособления к размножению на суше  выработались  у пресмыкающихся в процессе эволюции?(оплодотворение внутреннее; большой запас питательных веществ; Плотная кожистая или известковая скорлупа; Яйцеживорождение- в северных областях)

(Слайд 12)

Т.о. мы убедились, что у пресмыкающихся – сложный организм состоящий из взаимно связанных друг с другом органов.

Что координирует работу всех органов?

f)       Нервная система и органы чувств ящерицы  ( учебник стр.136) 

 (Слайд 13)

Змеи имеют специальный орган между глаз, состоящий из 7000 нервных окончаний, позволяющий уловить разницу температур в 0.002 градуса. Это помогает змее почувствовать мышь на расстоянии 40 см. Знаменитые дудочки заклинателей змеи не слышат (ведь у них нет ушей!), а чувствуют! Звук передается к среднему уху через кости.

регенерация

5. Закрепление знаний:

 

Работа с ТСПО урок № 53 №313,314, 317

 

       

 

 

 

 

 

 

 Задача:

Пресмыкающиеся характеризуются следующими признаками: сухая кожа с роговым покровом, легочное дыхание, трехкамерное сердце, непостоянная температура тела, внутреннее оплодотворение, яйца с плотной оболочкой и большим количеством желтка. Укажите, какие признаки говорят о более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными, какие – о приспособленности этих животных к наземно-воздушной среде обитания и какие признаки являются общими для земноводных и пресмыкающихся.

 (работа с учебником Краткое содержание,стр. 139-140)

2.Работа с таблицей “Черты усложнения во внутреннем строении у пресмыкающихся животных”.

Слайд №14  ЦОР строение ящерицы

Упражнения по пройденному материалу

Дайте пояснение терминам:

Хордовые животные

Пресмыкающиеся

Линька

Регенерация

Холоднокровность

6. Домашнее задание

$54.таблица, ТСПО №322,333

Сообщения о представителях отрядов пресмыкающихся + интересные факты:

  1. Змеи,
  2.  Ящерицы,
  3. Хамелеоны
  4. Черепахи

Приложение 1(найти и проработать теоретические и практические модули по теме Класс пресмыкающихся)

 

 

 

 

 

 

Информационные ресурсы:

Пепеляева О.А., Сунцова И.В.  -  Поурочные разработки по биологии,

1.      М. «ВАКО» 2006г.432 стр.-«В помощь школьному учителю»

2.      http://festival.1september.ru/articles/591401/


3.     Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)