План – конспект урока литературе в 6 классе по теме: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»
Оценка 4.9

План – конспект урока литературе в 6 классе по теме: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

Оценка 4.9
doc
23.11.2019
План – конспект урока литературе в 6 классе по теме:     Урок  доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»
уроки француского языка.doc

МКОУ «Кироваульская СОШ»

 

 

 

 

 

 

План – конспект урока литератур

в 6 классе по теме:

 

 

Урок  доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: учитель русского

 языка и литературы Шаихова Р.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет: Литература

Класс: 6

Тема урока: Урок  доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

Цели урока.

Обучающая

·                     Показать на примере рассказа В. Распутина, какое значение в жизни имеет доброта;

Развивающие

·                     развивать умение анализировать художественный текст;

·                     развивать устную речь учащихся;

·                     развивать навыки критического мышления;

Воспитательная

·                     воспитание гуманизма.

Оборудование:  мультимедийная презентация, портрет писателя, листы  А 4, фломастеры

Ход урока

Деятельность учителя

 

Деятельность обучающихся

 

Возможные риски

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята.  У нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их.

- Партнёры по лицу, поприветствуйте друг друга, улыбнитесь друг другу, а теперь  поприветствуйте друг друга партнёры по плечу.

 

 2. Вызов. Введение в тему.

- Наш сегодняшний урок хочется начать со следующего четверостишия:

Как хорошо, что доброта

Живёт на свете вместе с нами.

Без доброты - ты сирота,

Без доброты - ты серый камень.

- О чём эти строчки стихотворения?

- Ребята, а как вы понимаете, что такое доброта?

 

3. Словарная работа.

-  Вот какое толкование слов «добро» и «доброта» даётся в толковом словаре Ожегова

Добро.  Все  хорошее,   положительное,  все,  что  приносит  счастье,  благополучие,  пользу  (противоп.:  зло)

Доброта. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

 

4. Осмысление.

- Доброта. Именно это человеческое качество является основным у героев произведений Валентина Григорьевича Распутина.

- Ребята, какое произведение Распутина вы дома прочитали?

- Как вы думаете, почему мы начали урок с беседы о доброте?  Как связано слово «доброта» с рассказом «Уроки французского»?

- Значит, о  чём   мы  сегодня будем говорить на уроке?

-Тема нашего сегодняшнего урока «Урок доброты по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». Запишите тему урока в тетради.

- В качестве эпиграфа возьмём высказывание  великого русского писателя Л.Н.Толстого:

Чем человек добрее и умнее, тем больше он замечает добра в людях.

 

Запишите эпиграф урока в тетради.

- Согласны ли вы с высказыванием Л.Н.Толстого?

- Как вы думаете, кому из героев рассказа можно отнести эти слова? Почему?    

 

5. Слово о писателе.

- Говорить о произведении Распутина, не сказав о нем самом несколько слов, просто нельзя, ибо мы упустим что-то очень важное, главное. Давайте вспомним биографию В.Распутина.

- Где и когда родился В.Распутин?

 

 

- Какое было детство у писателя?

 

 

 

- Рассказ « Уроки французского» Распутин по праву назвал автобиографическим.                            – А какое произведение называется автобиографическим?

 

 

- Какие события из жизни автора отражаются в рассказе?

Подумайте 3-5 секунд, обсудите с партнёром по лицу.  (по 10 сек.)

Структура РЕЛЛИ РОБИН

 

 

6. Работа по тексту.

 Обучающая структура  МИКС ПЭА ШЭА.

- Образуйте пару!

 

 

1 вопрос: Какие чувства и мысли вызвал у вас рассказ? Подумайте 3-5 секунд, обсудите в парах.

Начинает тот, кто выше ростом. У вас

20 секунд. А теперь поменяйтесь ролями.

- Попросим  одну пару высказать своё мнение по этому вопросу.

2 вопрос: Мы знаем, что главному герою рассказа пришлось  встречаться с разными трудностями. Какие черты характера мальчика проявились в борьбе с этими трудностями?

Начинает тот, у кого волосы светлее.

 У вас 20 секунд. А теперь поменяйтесь ролями.

-  Попросим озвучить свой ответ  следующую пару.

3 вопрос: Какую роль в жизни мальчика сыграла учительница Лидия Михайловна?  Начинает тот, у кого в одежде больше светлого.

У вас 20 секунд. А теперь поменяйтесь ролями.

-  Давайте послушаем эту пару о  роли учительницы в жизни мальчика.

 

7. Сравнительная характеристика главных героев. Работа по учебнику.

 

- Ребята, найдите в тексте описание мальчика и учительницы. Давайте прочитаем эти отрывки.

- Мы видим, что в тексте описание мальчика и учительницы Распутин расположил рядом в соседних абзацах.

- Как вы думаете, почему?

- Какое выразительное средство при описании героев использовал автор?

 - В.Г. Распутин часто в своих произведениях использует антитезу.

- Что это за литературный прием?

 

8. Составление таблицы.

- Ребята, в рассказе мы видим положительные поступки и отрицательные поступки героев. Давайте в тетради нарисуем таблицу из двух граф, в 1 графе запишите «Положительные поступки героев», во 2 графе – «Отрицательные поступки героев». А сейчас вы будете заполнять эти графы примерами из рассказа. На это вам даётся   30 сек.

- Прочертите линию после вашего последнего ответа.

- Дальше работаем по структуре СТЁ ЗЕ КЛАСС (перемешай класс). Задача ваша в том, что вы будете молча передвигаться по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей к своему списку.

- Я вижу у многих  большой список. Давайте попросим Данила прочитать сначала свой список положительных и отрицательных поступков героев, а потом идеи, взятые у других участников.

- А у кого есть другие идеи?

 

9. Работа над образом учительницы

- Одним из ярких представителей Добра является  Лидия Михайловна. Давайте остановимся на этом образе. Чтобы дать характеристику учительнице, будем использовать обучающую структуру ДЖОТ ТОТС (запишите мысли). Перед вами лежат маленькие листочки, у каждой группы их 16 штук. На этих листочках вы должны написать слова, характеризующие Лидию Михайловну и её поступки.  Прежде чем написать, вы должны громко проговорить придуманное слово, чтобы слова не повторялись. Не соблюдая очередности, записываете слова на листочках, кладёте их в центр стола лицевой стороной вверх, в центре стола окажутся у вас 16 листочков.

- Участник под № 2 из  первой группы прочитай слова, характеризующие учительницу. Участник под № 2 из второй группы прочитай те слова, которые у первой группы не встречались

- Из рассказа мы знаем, что учительница потеряла работу, но осталась ее доброта, ее душевная щедрость. Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой поступок.

10. Стадия рефлексии

– Для чего, как вы думаете, создан этот рассказ?

Исход борьбы добра и зла может решить только добрый человек, который протянет руку помощи, проявить милосердие и любовь, таким человеком оказалась молодая учительница.

- Какой урок вы для себя взяли с сегодняшнего урока?

11. Итог урока.

- Возвращаемся к эпиграфу урока. Ваше предположение по поводу того, к кому можно отнести высказывание Л. Толстого, подтвердилось?

- Так какую роль сыграла доброта в жизни героев рассказа?

12. Оценивание ответов учащихся.

13. Домашнее задание.

Написать  сочинение «Каким я вижу современного учителя»

 

 

 

Стоя приветствуют гостей.

 

Партнёры по лицу  и по плечу приветствуют друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О доброте

Высказывают свои мнения о  доброте

 

 

 

 

 

 

 

 

Зачитывают на слайде толкование слов «добро», «доброта»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ «Уроки французского»

 

 

В рассказе говорится о доброте, о добрых поступках учительницы.

 

 

О доброте

 

 

Записывают тему урока в тетради.

 

 

 

 

 

 

Один ученик читает слова Л.Н.Толстого

 

Записывают эпиграф в тетради

 

Высказывают свои мнения

 

Высказывают свои мнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В.Распутин родился в 1937 году в Сибири, в деревне Усть- Уде  Иркутской области?

 

Детство писателя пришлось на военные и послевоенные годы. Голод, холод, тяжёлая работа – через всё это прошёл Распутин.

 

 

 

 

Автобиографическим называется произведение, в котором автор описывает события из своей личной жизни.

 

Герой рассказа, так же как Распутин, живёт трудной жизнью: он находится далеко от своей семьи, испытывает голод. Прототип Лидии Михайловны – Анастасия Прокопьевна Копылова, учительница Распутина.

 

 

 

Встают, задвигают стулья, смешиваются под музыку. Когда музыка останавливается, участники образуют пару с ближайшим человеком.

 

 

В парах по очереди отвечают на поставленный вопрос.

 

 

 

 

 

 

В парах по очереди отвечают на поставленный вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В парах по очереди отвечают на поставленный вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Находят в тексте описание главных героев, читают.

 

 

 

 

Чтобы сравнить этих двух героев.

Использовал антитезу.

 

 

Антитеза – это противопоставление понятий, явлений, мыслей

 

 

 

В тетради чертят таблицу из двух граф, в 1-ой графе записывают  «Положительные поступки героев», во 2-ой графе – «Отрицательные поступки героев». Заполняют таблицу примерами из рассказа.

 

 

 

Молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей к своему списку.

 

 

Данил зачитывает свою запись.

 

 

 

 

По желанию добавляют что- то новое к списку Данила.

 

 

 

 

 

 

 

Записывают слова, характеризующие Лидию Михайловну и её поступки.  Прежде чем написать, громко проговаривают придуманное слово, чтобы слова не повторялись. Не соблюдая очередности, записывают слова на листочках, кладут их в центр стола лицевой стороной вверх.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы показать, какую роль играет доброта в жизни человека. Добрый человек всегда делает добро и видит вокруг только добро.

 

 

 

Высказывают свои мнения

 

 

 

- Да, подтвердилось.

 

 

 

Мнения обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

План – конспект урока литературе в 6 классе по теме: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

План – конспект урока литературе в 6 классе по теме:     Урок  доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

План – конспект урока литературе в 6 классе по теме: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

План – конспект урока литературе в 6 классе по теме:     Урок  доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

План – конспект урока литературе в 6 классе по теме: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

План – конспект урока литературе в 6 классе по теме:     Урок  доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

План – конспект урока литературе в 6 классе по теме: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

План – конспект урока литературе в 6 классе по теме:     Урок  доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

План – конспект урока литературе в 6 классе по теме: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

План – конспект урока литературе в 6 классе по теме:     Урок  доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

План – конспект урока литературе в 6 классе по теме: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

План – конспект урока литературе в 6 классе по теме:     Урок  доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

План – конспект урока литературе в 6 классе по теме: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

План – конспект урока литературе в 6 классе по теме:     Урок  доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.11.2019