План беседы с детьми старшего дошкольного возраста по урегулированию конфликта между детьми.
Цель: создать условия для урегулирования конфликта;
Задачи:
1. Образовательная: Создать условия для формирования умений выходить из конфликта;
2. Развивающая: Способствовать развитию навыков бесконфликтного общения и развития эмпатии;
3. Воспитательная: Воспитание уважительного отношения к сверстникам;
Фразы клише воспитателя для разрешения конфликтной ситуации между дошкольниками:
1. «Что ты чувствуешь...»
2. «А тебе нравиться...»
3. «А почему ты так...»
4. «Когда тебе говорили…, что ты чувствовал?»
5. «Ты обратил внимание...»
6. «А если бы твой друг сделал…, тебе бы понравилось?»
7. «Что бы ты сделал, что бы...»
8. «Давай посмотрим на эту ситуацию с другой стороны...»
Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
Существует 3 тактики поведения в конфликте:
1. Жесткая
Ø Тактика давления — предъявление требований, указаний, приказов, угрозы, вплоть до ультиматума, предъявление компрометирующих материалов, шантаж. В конфликтах «по вертикали» применяется в двух из трех ситуаций.
Ø Тактика физического насилия (ущерба) — уничтожение материальных ценностей, физическое воздействие, нанесение телесных повреждений, блокирование чужой деятельности и т. п.
Ø Тактика захвата и удержания объекта конфликта. Применяется в межличностных, межгрупповых, межгосударственных конфликтах, где объект материален. Для конфликтов между группами и государствами чаще всего представлена как сложная деятельность, где используются политические, военные, экономические и иные средства.
Ø Тактика психологического насилия (ущерба) — оскорбление, грубость, негативная личностная оценка, дискриминационные меры, дезинформация, обман, унижение, диктат в межличностных отношениях. Вызывает у оппонента обиду, задевает самолюбие, достоинство и честь.
2. Нейтральная
Ø Тактика коалиций. Цель — усиление своего ранга в конфликте. Выражается в образовании союзов, увеличении группы поддержки за счет руководителей, друзей и др., обращений в СМИ, органы власти.
Ø Санкционирование. Воздействие на оппонента с помощью взыскания, увеличения рабочей нагрузки, наложения запрета, установления блокад, невыполнения распоряжений под каким-либо предлогом, открытого отказа от выполнения.
Ø Тактика демонстративных действий. Применяется для привлечения внимания окружающих к своей персоне (публичные высказывания, жалобы на состояние здоровья, невыход на работу, демонстративная попытка самоубийства, голодовки, демонстрации и т. п.).
3. Мягкая
Ø Тактика обоснования своей позиции применяется наиболее часто. Основана на использовании фактов, логики для подтверждения своей позиции (убеждение, просьбы, выдвижение предложений и т. д.).
Ø Тактика дружелюбия. Включает корректное обращение, подчеркивание общего, демонстрацию готовности решать проблему, предъявление необходимой информации, предложение помощи, оказание услуги, извинение, поощрение.
Ø Тактика сделок. Предусматривает взаимный обмен благами, обещаниями, уступками, извинениями.
Рассмотрим подробнее эти стили поведения:
Ø Уклонение (избегание, уход). Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. При таком стиле предполагается тенденция ухода от ответственности за решения. Данное поведение возможно, если исход конфликта для индивида не особенно важен, либо если ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, либо у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу.
Ø Соперничество: характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей власти, принуждения, иных средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него. Ситуация воспринимается индивидом как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения: предполагаются жесткая позиция по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта в случае их сопротивления.
Ø Приспособление (уступчивость). Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Данный подход возможен, когда вклад индивида не слишком велик или, когда предмет разногласия более существен для оппонента, чем для индивида. Такое поведение в конфликте используется, если ситуация не особенно значима, если важнее сохранить хорошие отношения с оппонентом, чем отстаивать собственные интересы, если у индивида мало шансов на победу, мало власти.
Ø Сотрудничество означает, что индивид проявляет активность в поисках решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывает при этом и свои интересы. Предполагаются открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует положительной работы и участия всех сторон. Если у оппонентов есть время, а решение проблемы имеет для всех важное значение, то при таком подходе возможны всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдением интересов всех участников.
Ø При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особенно никто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль поведения применим при условии, если оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени.
Конфликты детей:
Причины конфликтов детей |
Способ решения конфликтов |
Недостаточное развитие детей игровых умений и навыков |
Обучение игровым навыком |
Ссоры, из-за игрушки |
1.Осознание взрослым право на собственность 2.Задачи взрослых – помочь детям найти возможность договориться друг с другом |
Спор, из-за распределения ролей. Ребенка не принимают в игру, т.к. роли все распределены |
Взрослый показывает пример собственного речевого поведения в конфликте |
Детям важно, чтобы педагог обратил внимание на его эмоц. состояние |
Взрослый должен помочь детям осознать его чувства |
Дети проявляют агрессию |
Необходимо обеспечить каждому ребенку возможность отреагировать различные эмоц., переживания безопасного для детей и окр. людей(штриховка, лепка и тд) |
Острое противостояние детей |
Прервать и запретить драку |
Вербальная агрессия (дразнять детей) |
1.Сделать замечание дразнящему 2.Успокоить ребенка, который может быть ранимым и чувствительным |
Пошаговая инструкция перехода от жесткой тактики к нейтральной:
1 шаг. «Стоп» «Я не дам обижать. У нас правило «Не драться!»
Цель: напоминание правил и создание предпосылок для конструктивных способов решения спора.
2 шаг. «Ты готов поговорить или подождём, пока ты «остынешь?» (поглаживание и того, и другого).
3 шаг. «Прислушайся к себе» (кулаки сжаты, глаза сужены)
4 шаг. «Тайм-аут» «Посиди, когда твои кулаки разожмутся, глаза раскроются, тогда поговорим…
Цель: снятие физического напряжения у ребёнка.
5 шаг. Совместное обсуждение чувств и интересов обоих участников конфликта. «Что ты хочешь сказать? Что ты чувствуешь? Почему это получилось?»
Цель: учить детей выражать свои чувства, учить слушать другого, учить сочувствию и взаимопониманию.
6 шаг. Поиск компромисса. «Как нам быть?»
Цель: учить детей уважать свою точку зрения, вначале научить (помочь с поиском возможных вариантов, затем предоставить возможность самим детям решать свои проблемы.
Рекомендации для воспитателя. Организация бесконфликтного общения с дошкольниками:
1.Создать в группе систему традиций и ценностей;
2.Уделять особое внимание «изолированным детям», привлекать их к совместной деятельности группы. Найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности (чаще хвалить, поощрять их в группе);
3.Распеделить между воспитанниками поручения;
4.Важно сформировать у детей позитивное самоотношение «Я хороший». Для этого следуют следующие условия:
Ø Знания детей своих достоинств на основе словесной высокой его оценки взрослым;
Ø Дошкольники должны иметь опыт побед в игровых, познавательных заданиях;
Ø Дети должны иметь право на ошибку;
Ø Воспитывать у детей умение соблюдать социальные нормы в поведении и общении со взрослыми и сверстниками;
Для предотвращения конфликтной ситуации воспитатель должен:
Ø Не оценивать действия детей (жадный, плохой, неуклюжий, трусливый и тд)
Ø Защищать права на ошибку
Ø Беседовать о чувствах (конфликт глазами каждого ребенка с нейтральной стороны)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.