Департамент общего образования Томской области
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
634041, г. Томск, ул. Дзержинского, 19
) Телефоны (факс): (83822) 43-54-53; 43-26-69; 43-36-88.
: Электронный адрес: sch15@mail2000.ru
|
План деятельности учителя,
Моисеевой Раисы Ивановны
по сопровождению профессиональной адаптации студентов, проходящих педагогическую практику в
ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
(наставничество)
на II полугодие 2016-207 учебного года
Наставник:
Моисеева Раиса Ивановна
rimoiseeva@list.ru
Томск-2017
Содержание работы студентов 654 группы 2-ого курса педагогического факультета ТГПУ в период педагогической практики
на II полугодие 2016-2017 учебного года
(I полугодие 2016-2017 учебного года студенты проходили практику в процессе внеурочной деятельности)
Оценка студентами условий обучения детей с нарушениями слуха с точки зрения гигиены, психологии и педагогики (с опорой на методические материалы: презентации «Психологические особенности слабослышащих детей», «Методики замещающего онтогенеза»):
Ø Знакомятся с портфолио обучающихся;
Ø Ведут наблюдение за учащимися в процессе урочной деятельности;
Ø Изучают классный журнал;
Ø Наставник организует беседу с завучем по УР и по ВР, с учителями-предметниками, школьным врачом, социальным педагогом, педагогом-психологом.
Изучение уровня умственного, физического, нравственного развития детей, состояния их здоровья, характера взаимоотношений учителя и учащихся в процессе их жизнедеятельности – на уровне урочной деятельности:
Ø Изучают планы работы классного руководителя;
Ø Знакомятся с планами учителей-предметников;
Ø При помощи наставника планируют учебную работу;
Ø Посещают уроки учителя-наставника, учителей предметников;
Ø Планируют и самостоятельно проводят тематические классные часы, готовят наглядные пособия, необходимую атрибутику;
Ø Сопровождают организацию дежурства по классу в урочное время;
Ø Участвуют в общественных делах класса, школы;
Ø Проводят индивидуальные беседы с обучающимися, родителями;
Ø По желанию посещают дополнительные занятия, кружки.
Подготовка и проведение учебной деятельности:
Ø Работают в предметном кабинете;
Ø Разрабатывают развёрнутый план урока;
Ø Проводят самоанализ урока на основе таблицы;
Ø Готовят наглядно-дидактический материал, к урокам.
Организация совместной деятельности:
Ø Осваивают функции классного руководителя, организуя жизнь класса в условиях школы;
Ø Контролируют посещаемость и успеваемость обучающихся;
Ø Работают с родителями, законными представителями по деятельности родительского комитета;
Ø Налаживают сотрудничество с ученическим активом класса – органом детского самоуправления;
Ø Оказывают помощь слабоуспевающим детям;
Ø Осуществляют индивидуально-дифференцированный подход на уроке;
Ø Анализируют и оценивают результаты своей педагогической деятельности.
Практические задания для студентов-практикантов:
Ø Определяют тип школы;
Ø Доказывают осуществление в школе инновационного процесса по результатам;
Ø Выясняют, есть ли в коллективе традиции, какие это традиции?
Ø Определяют причины слабой мотивации к обучению;
Ø Обозначают трудности в процессе взаимодействия с обучающимися;
Ø Находят решение (с помощью наставника);
Ø Фиксируют записи, отражающие взаимодействия обучающихся, их индивидуальные особенности;
Ø Подготавливают методический материал для эмпирического исследования: анкеты, тесты, методики «Вставь недостающее слово», «Что меня радует?», «Почему я расстраиваюсь?», «Я и мои друзья», «Я и моя семья», выполняют рисунки на заданную тему;
Ø Проводят сравнительный анализ учебной деятельности, составляют характеристику особенностей по усвоению учебного и материала на основе сбора информации.
Составление плана учебно-воспитательной работы на период педагогической практики II полугодие 2016-2017 учебного года |
||||
№ п/п |
Планируемые мероприятия |
Срок исполнения |
Форма работы |
Результат |
1. |
Знакомятся с портфолио обучающихся. Ведут наблюдение за учащимися в процессе урочной деятельности. Изучают классный журнал. Наставник организует беседу с завучем по УР и по ВР, с учителями-предметниками, школьным врачом, социальным педагогом, педагогом-психологом. Участвуют в заседании методического объединения. Занятие «Современные образовательные технологии в учебном процессе. Организуют и проводят уроки с использованием здоровьесберегающих технологий с помощью наставника |
Январь 2-ая декада 2017 |
Наблюдение Заседание МО Практикум Консультация Самоанализ |
|
2. |
Изучают планы работы классного руководителя. Знакомятся с планами учителей-предметников. При помощи наставника планируют учебную работу. Посещают уроки учителя-наставника, учителей предметников. Выбирают тему по самообразованию |
Январь 3-я декада 2017 |
Практическая деятельность Диагностика Отчёт Посещение |
|
3. |
Планируют и самостоятельно проводят тематические классные часы, готовят наглядные пособия, необходимую атрибутику. Сопровождают организацию дежурства по классу в урочное время. Участвуют в общественных делах класса, школы. Усваивают основные положения и рекомендации по созданию портфолио студента-практиканта. Фиксируют и определяются со структурой содержания и порядком ведения портфолио. |
Февраль 1-ая декада 2017 |
Индивидуальная работа Консультация Оценивание Анализ Наблюдение |
|
4. |
Проводят индивидуальные беседы с обучающимися, родителями. По желанию посещают дополнительные занятия, кружки. Практическая помощь в подготовке открытого урока в рамках школы, Практическое занятие: «Мотивация познавательной активности на уроке у детей с особенностями в развитии» |
Февраль 2-ая декада 2017 |
Наблюдение Посещение |
|
5. |
Работают в предметном кабинете. Разрабатывают развёрнутый план урока. Практическое занятие: «Изучение уровня воспитанности учащихся». Посещение молодыми специалистами уроков педагога – наставника. Разработка технологической карты урока на основе презентации: «Механизмы составления карты урока» |
Февраль 3-я декада 2017 |
Наблюдение Диагностика Анкетирование Индивидуальная работа консультация |
|
6. |
Проводят самоанализ урока на основе таблицы. Готовят наглядно-дидактический материал, к урокам. Участвуют в заседании МО (выступление по теме самообразования). Представляют открытые уроки. Организуют проведение классного часа, проводят самоанализ личной деятельности |
Март 1-ая декада 2017 |
Анализ Наблюдение Индивидуальная консультация Беседа Пояснение |
|
7. |
Осваивают функции классного руководителя, организуя жизнь класса в условиях школы. Контролируют посещаемость и успеваемость обучающихся. Работают с родителями, законными представителями по деятельности родительского комитета |
Март 2-ая декада 2017 |
Синтез Анализ Беседа Консультация |
|
8. |
Налаживают сотрудничество с ученическим активом класса – органом детского самоуправления. Оказывают помощь слабоуспевающим детям. Практическое занятие: «Инновационные процессы в обучении. Новые образовательные, педагогические технологии». Проектная деятельность в начальной школе |
Март 3-я декада 2017 |
Практическая деятельность |
|
9. |
Осуществляют индивидуально-дифференцированный подход на уроке. Анализируют и оценивают результаты своей педагогической деятельности. Тема: «Правила работы с личными делами учащихся». Тема: «Анализ урока. Виды анализа урока». Тема: «Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Посещение уроков. Посещение наставником, педагогами открытых уроков |
Апрель 1-ая декада 2017 |
Консультация Практикум Наблюдение Консультация Наблюдение Анализ |
|
10. |
Доказывают осуществление в школе инновационного процесса по результатам. Выясняют, есть ли в коллективе традиции, какие это традиции? Работа с тетрадями и дневниками учащихся. Выполнение единых требований по орфографическому режиму |
Апрель 2-ая декада 2017 |
Консультация Беседа |
|
11. |
Определяют причины слабой мотивации к обучению. Обозначают трудности в процессе взаимодействия с обучающимися. Находят решение (с помощью наставника). Фиксируют записи, отражающие взаимодействия обучающихся, их индивидуальные особенности. Отчёт учителя-наставника о работе студента-практиканта. Степень выраженности личностных качеств студента-практиканта |
Апрель 3-я декада 2017 |
Анализ |
|
12. |
Отчёт студентов-практикантов о проделанной работе. Составление личной карты самообразования. Уровень сформированности организационных и коммуникативных умений студента-практиканта. Работа с родителями (содержание, формы и методы работы) |
Май 1-ая декада 2017 |
Сообщение Анализ Помощь Консультация Беседа |
|
13. |
Подготавливают методический материал для эмпирического исследования: анкеты, тесты, методики «Вставь недостающее слово», «Что меня радует?», «Почему я расстраиваюсь?», «Я и мои друзья», «Я и моя семья», выполняют рисунки на заданную тему. «Формы и методы определения уровня ЗУН учащихся и сравнительного анализа». Отчёт о результатах работы по теме самообразования. Выбор методической темы по самообразованию на новый учебный год |
Май 2-ая декада 2017 |
Практическая деятельность Консультация |
|
14. |
Проводят сравнительный анализ учебной деятельности, составляют характеристику особенностей по усвоению учебного и материала на основе сбора информации. Собеседование по итогам работы года (успеваемость, качество). Выполнение учебных программ и их анализ. Качество успеваемости учащихся. Практическая помощь в оформлении журналов, выставлении итоговых оценок. Совместное составление отчётной презентации: «Я – педагог!» |
Май 3-я декада 2017 |
Беседа Практическая деятельность Анализ Подведение итогов |
Схема записи фронтального коррекционного занятия-урока по развитию слухового восприятия (РСВ) и формированию произношения (ФП) для обучающихся 4-ого класса отделения слабослышащих детей
Тема: Работа по серии картинок «В лесу»
Фронтальное занятие по развитию речи и слухового восприятия для детей с нарушением слуха и речи 9-11 лет.
Тема занятия: «В лесу»
Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о лиственных и хвойных деревьях, диких животных, обитающих в смешанном лесу.
Коррекционно-образовательные задачи:
1.Учить правильно употреблять в устной речи имена существительные единственного числа мужского и женского рода.
Коррекционно-развивающие задачи:
1.Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме.
2.Способствовать развитию просодической стороны речи.
3. Развивать слуховое восприятие.
4.Развивать элементарную диалогическую речь.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1.Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.
2.Воспитывать интерес и бережное отношение к животным.
Оборудование:
Звукоусиливающий аппарат «Вербатон-1», наушники, вибратор
Демонстрационный материал: картинки АВК «В лесу»
Фигуры животных, силуэты деревьев, маски животных
Раздаточный материал: рисунки частей животных, деревьев.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций о жителях смешанного леса животных;
Схемы «Лес», «Животные леса»
Ход занятия
Организационный момент.
Настройка аппаратуры:
Пед: Сними(те) аппараты -Я снял аппараты.
Пед: Надень(те) наушники -Я надел наушники.
Пед: Попроси микрофон – Раиса Ивановна, дайте, пожалуйста микрофон.
2.Сообщение темы занятия. Сегодня мы будем говорить о лесе, животных, которые обитают в лесу, а где живут животные? Игра «Кто, где живет?», будем говорить о животных.
3.Проговаривание слов, фраз в ритмической структуре.
1) III это слон 2) слона я знаю 3) Добрый день
4.Работа по серии картинок «В лесу»
1) Самостоятельное рассматривание картинок. Посмотрите.
2) Слушайте, я расскажу. Рассказ педагога по картинкам
3) Коллективный рассказ по серии картинок. Будем говорить по-порядку, сначала я, потом ты.
5. Развитие слухового восприятия (работа за экраном)
Слушайте, я буду говорить это или это… слушайте. Дети воспроизводят по своим возможностям.
6. Упражнение «Маленький учитель» (ребёнок проводит работу за экраном в качестве учителя) фразы те же.
7. Рассказ по серии картинок (закрытых) «В лесу».
8.Перенос ситуации в другое пространство.
Снимите наушники, наденьте аппараты.
9. Игра драматизация по серии картинок «В лесу»
10. Анализ урока: Что ты говорил? Как ты говорил? С кем ты говорил? О чём ты говорил? Все дети говорили хорошо, похлопайте себе.
После урока провести беседу с учащимися с целью установления:
Уяснили ли они новый материал?;
Были ли затруднения с его усвоением речевого материала и какие?;
Что вызвало интерес школьников на уроке?
Дать оценку содержания урока по следующим параметрам:
Соответствие содержания требованиям программы;
Логика подачи материала;
Соответствие содержания основным задачам урока;
Степень воздействия содержания на развитие познавательных интересов учащихся, их речевое и эмоциональное развитие;
Студенты анализируют серию уроков и изучают работу педагога-наставника.
Педагог-наставник вырабатывает соответствующие предложения для студентов по проведению коррекционного урока.
Студентам предлагается план урока:
Цель, задачи урока, их реализация (методы, приёмы и средства обучения, используемые учителем, их эффективность);
Структура урока;
Способы активизации внешней и внутренней учебной деятельности учащихся;
Сочетание различных методов обучения;
Оригинальные методические приёмы, используемые учителем;
Сменяемость видов учебно-познавательной деятельности обучающихся, её оправданность;
Воспитательные аспекты урока, пути их реализации (содержание, организация учебной деятельности, воздействие на эмоционально-волевую сферу и пр.);
Индивидуальный подход к учащимся (на каких этапах урока присутствует, как организуется);
Организация индивидуально-дифференцированного подхода на уроке;
Работа учителя с домашним заданием (организация проверки выполненного домашнего задания).
Особое внимание педагог необходимо уделить домашнему заданию. Исходя из психофизиологических особенностей обучающихся, характер домашнего задания согласуется по форме и по содержанию;
Объём домашнего задания устанавливается индивидуально для каждого обучающегося, исходя из его возможностей;
При определении уровня домашнего задания, необходимо учитывать особенности речевого и слухового развития детей.
· Содержание учебного предмета:
Ø Закономерности развития природы, общества, мышления, познаваемости мира;
Ø Связь теории с практикой;
Ø Ориентация на использование полученных знаний в будущей профессии;
Ø Ознакомление учащихся с последними достижениями науки и пр.
· Методы обучения:
Ø Развития мышления учащихся, их самостоятельности и активности;
Ø Формирование качеств творческой личности;
Ø Отбор методов обучения;
Ø Применение методов обучения для решения конкретных дидактических задач;
Ø Использование методов, стимулирующих познавательную активность учащихся;
Ø Обретение умений и навыков самостоятельной работы.
· Методы проверки и оценки знаний:
Ø Формирование ответственного отношения к учению, потребности в самоконтроле;
Ø Использование методики взаимоконтроля и индивидуализации учёта знаний;
Ø Комментирование ответов и письменных работ учащихся.
· Организационные формы обучения:
Ø Их чёткость;
Ø Следование разработанному плану и педагогическая обоснованность отступлений от него;
Ø Соблюдение основных требований дидактики к рациональному использованию времени урока.
· Степень активности учащихся на уроке:
Ø Вовлечение их в самостоятельную работу;
Ø Пробуждение интереса к изучаемому материалу;
Ø Формирование самооценки учащихся.
· Роль учителя:
Ø Его отношение к преподаваемому предмету, к своей профессии;
Ø Мастерство педагога;
Ø Умение вовлечь учащихся в активный мыслительный процесс;
Ø Поддержать пробудившуюся тягу к знаниям и т.д.
13. На ряде уроков провести наблюдение за отношением учителя к слабоуспевающему ученику. Установите, не наблюдается ли следующий стереотип:
· Учитель даёт ему меньше времени на обдумывание ответа;
· Если услышит неверный ответ, не повторит вопроса, не подскажет, спрашивает другого или отвечает сам;
· Иногда «либеральничает» (положительно оценивает неверный ответ);
· Чаще, чем сильных учеников, ругает за неправильный ответ;
· Реже, чем их, хвалит за правильный ответ;
· Реже ему улыбается, не смотрит в глаза;
· Реже вызывает. Иногда вообще не работает с ним на уроке.
Примерная схема анализа внеклассного мероприятия
1. Общие сведения:
· Дата проведения мероприятия, его тема, участники (класс, кружок, школьный коллектив учащихся и т.д.), кто проводит;
· Чем обусловлен выбор темы (классными / школьными традициями, системой воспитательной работы класса / школы, возрастными особенностями учащихся и пр.);
· Воспитательные цели и конкретные задачи, которые должны быть решены в результате этого мероприятия;
· Форма внеклассного мероприятия (сообщение учащихся, диспут, беседа, викторина, коллективное творческое дело (КТД), устный журнал, классный час и т.п.), целесообразность её избрания;
· План или сценарий воспитательного мероприятия.
2. Анализ подготовки мероприятия:
· Кто является инициатором проведения мероприятия (педагог, сами учащиеся, родители и т.д.) и как оно готовилось;
· Учёт интересов школьников при выборе мероприятия, их отношение к выполнению заданий, самостоятельность, инициатива школьников;
· Формирование новых понятий и представлений в ходе подготовки и проведения занятия.
3. Анализ хода мероприятия:
· Содержание мероприятия;
· Насколько убедительно, чётко, эмоционально раскрыты перед школьниками цели и задачи мероприятия;
· Какие знания, умения и навыки приобрели учащиеся, их увлечённость ходом мероприятия;
· Результативность мероприятия (овладели ли ученики новыми знаниями, умениями и навыками, изменились ли их личностные
:
1-й этап: коллективное целеполагание. Участники определяют тему, цели, задачи предстоящей деятельности, определяют перспективные линии, которые могут стимулировать продвижение дела. Педагогический смысл этапа: выработать у участников убеждение в общественной значимости и необходимости предстоящего дела, вызвать общее увлечение им.
2-й этап: коллективное планирование. Обсуждение различных предложений, вариантов плана, конкурс на лучшую разработку плана, определение оптимального для данных условий варианта, подбор материалов, составление вопросов-заданий.
3-й этап: коллективная подготовка дела. Распределение поручений между участниками дела, определение заданий микрогруппам, выбор ответственных, проведение анкеты, организация контроля за выполнением заданий и необходимых репетиций.
4-й этап: проведение дела. Конференция, деловая игра, диспут и пр. Содержание и методика проведении дела зависят от его формы, цели и задач, а также от возраста воспитанников.
5-й этап: коллективный анализ. Обсуждение следующих вопросов: что удалось, что не получилось и почему, чему научились, что надо учесть в будущей работе.
18. Изучить опыт работы классного руководителя с родителями. С этой целью:
1. В беседе с ним выяснить следующие вопросы:
· считает ли работу с родителями обязательной и необходимой частью своих должностных обязанностей;
· в чём видит смысл работы с родителями;
· какие формы и методы работы с родителями использует;
· привлекает ли родителей к осуществлению воспитательной работы с классом;
· ведётся ли психолого-педагогическое просвещение родителей, какие формы, методы и приёмы для этого используются;
· какая помощь оказывается многодетным семьям в воспитании детей;
· как классный руководитель работает с семьями, не обеспечивающими воспитания;
· как часто собирается родительский комитет, какие вопросы он решает, имеет ли он возможность влиять на «трудных» родителей;
· в чём видит трудности в работе с родителями и как их разрешает.
2. По возможности посетить и провести наблюдение за ходом родительского собрания, собирая материал для ответа на следующие вопросы:
· число родителей, присутствовавших на собрании, их отношение к численности класса (все, большинство, меньшинство, малая часть);
· проблемы, которые учитель поставил перед родителями;
· заинтересованность родителей на собрании, их активность;
· стиль взаимоотношений учителя с родителями и родителей друг с другом;
· формы и методы работы учителя с родителями.
19. Посетив несколько уроков других студентов, определите, к какой модели можно отнести их общение с детьми:
· Педагог возвышается над классом, «парит» в мире знаний, он отстранён от обучающихся, которых рассматривает в качестве объекта своей деятельности. Он мало интересуется учениками, контакта с классом нет, учащиеся пассивны и безынициативны.
· На лицо дистанция – педагог подчёркивает своё превосходство, не обучает, а только сообщает информацию; сотрудничества между ним и обучающимися нет; отношения снисходительно-покровительственные, обратная связь отсутствует. На уроке царит равнодушие.
· Строит отношения избирательно: либо с сильными, либо со слабыми.
· Слышит только себя, поглощен своими мыслями, не чувствует партнёра.
· Действует по плану, не обращая внимания на изменившиеся обстоятельства, но то, что спланировано, не всегда осуществимо.
· Учитель – инициатор процесса, пресекает инициативу учащихся.
· Учитель мучается сомнениями, копается в себе: правильно ли его понимают.
· Преобладают дружеские характеристики.
· Учитель тактичен, искренен, заинтересован в успехе учеников, он открыт для общения, поощряет инициативу и самостоятельность учащихся.
20. Проведите самооценку сформированности умения анализировать урок, отвечая на следующие вопросы:
· Умеете ли Вы ставить цели и задачи при анализе урока?
· Помогает ли Вам данный вид аналитической деятельности оптимально строить стратегию последующих действий, вносить коррективы в свой опыт?
· Что вызывает у Вас трудности при анализе урока:
Ø Наблюдение;
Ø Осмысление;
Ø Фиксация;
Ø Оценка сценария урока
· Умеете ли Вы оценить урок как целостное явление и одновременно видеть его многоаспектность, т.е. уровень решения образовательных, воспитательных, развивающих задач?
· На чём Вы концентрируете внимание, анализируя урок:
Ø На подаче нового материала;
Ø На работе учащихся;
Ø На поддержании рабочей дисциплины;
Ø На соблюдении хронометрических параметров урока
· Проводите Вы анализ урока поэтапно (опрос, изложение нового материала, закрепление и т.д.) или на основе непосредственного содержания действий учителя и учащихся?
21. 1. Напишите о наиболее актуальных для Вас проблемах, с которыми пришлось столкнуться в ходе практики (IV курс).
1. Из этих проблем выберите наиболее значимую для Вас и подробно опишите ситуацию, в которой эта проблема возникла. Эта проблема не обязательно должна представлять собой явный конфликт, она может возникнуть как на уроке, так и во внеучебной деятельности, в межличностном взаимодействии с учеником, учителем, родителем ученика, классом и т.д. В описании ситуации сформулируйте предположения о причинах, вызвавших данную проблему, охарактеризуйте действия учителя по разрешению проблемы и реакцию на них учащихся, выскажите мнение об эффективности предпринятых действий, дайте прогноз дальнейшего развития ситуации, сформулируйте выводы.
2. Выберите одного из «проблемных» (в аспекте дисциплины и/или успеваемости) учащихся, проведите психолого-педагогическую диагностику для выявления причин девиантного поведения или низкой успеваемости, разработайте план организации его педагогического сопровождения и предпримите попытку его реализации. Представьте результат рефлексивного осмысления проведенной работы с данным учащимся.
3. Разработайте презентацию по практике, в которой укажите цели, задачи и этапы прохождения практики, анализ степени достижения поставленной цели и решения задач, отразите ключевые моменты практики, сформулируйте выводы.
Отчётные материалы о выполнении заданий практики по педагогике
1. Общие сведения:
· Фамилия, имя, отчество студента;
· Факультет, курс, группа;
· Место прохождения педагогической практики (краткие общие сведения о школе – см. раздел «Содержание работы студентов в период педагогической практики», пункт 1-й);
· Класс, с которым работал студент, (краткая записка о состоянии учебно-воспитательной работы в классе. уровне развития и состоянии здоровья учащихся, характере их взаимоотношений с учителями, педагогами дополнительного образования и воспитателями). Содержание записки подтверждается собранными в приложении материалами наблюдений и изучения данных вопросов;
· Сроки прохождения практики.
2. Индивидуальный план работы студента (указываются ФИО) в период педагогической практики и понедельные планы-сетки (см. раздел «Содержание работы студентов в период педагогической практики», пункт 3-й). Планы подтверждаются отметками о выполнении намеченного, и заверяется руководителем практики:
· План выполнен полностью;
· План выполнен частично (указать, что не выполнено и по какой причине);
· План не выполнен (указать причину невыполнения и отметить, какая же работа была проведена за время педпрактики).
3. Справка о проведении учебной работы в период педагогической практики, в которой указывается:
· Общее количество посещенных уроков, из них
Ø По предмету специальности студента, в том числе у других студентов;
Ø По другим предметам в своём классе. (Прилагаются материалы выполнения предложенных преподавателем педагогики заданий по дидактике - см. раздел «Примерные задания, предлагаемые студентам во время практики» №№ 8-13).
· Общее количество самостоятельно проведённых уроков, в том числе с использованием различных ТСО;
· Освоение ТСО в период педагогической практики
Тема урока или внеурочного занятия |
Применяемые ТСО |
Этапы урока или внеурочного занятия |
Решаемые дидактические задачи |
Эффективность решения дидактических задач (по качественному состоянию выполнения учащимися соответствующих учебных заданий) |
|
|
|
|
|
· Перечень изученных за время практики учебных программ, планов, учебных, учебно-методических и методических пособий по предмету преподавания.
Краткие педагогические выводы, сделанные на основании изучения.
· Работа в учебном кабинете с дидактическими материалами и наглядными пособиями:
Ø Какая работа проводилась в учебном кабинете (оформление методических стендов, систематизация дидактических материалов, составление картотеки кабинетной литературы и т.п.);
Ø Изготовление, ремонт или систематизация наглядных пособий с привлечением учащихся: плакаты, диаграммы и графики, схемы, макеты, модели, рисованные фильмы по предмету и т.п.;
Ø Подбор, систематизация и изготовление дидактических материалов: карточки индивидуальных заданий по различным темам; кроссворды; текстовые подборки; нестандартные задачи; проблемные задания; примерные темы сочинений, рефератов, проектов и пр.
· Конспект одного своего урока и его самоанализ;
· Анализ одного из уроков студентов.
Примерная схема конспекта урока
Урок по _________________ в ___ классе ___ ГОУ СОШ № _____
студента(ки) _______________, курса ___, ф-та __________ ГОУ ВПО МГПУ дата проведения ______________.
· Тема урока;
· Цель и задачи урока;
· Структура урока;
· Содержание и методика проведения;
· Оборудование урока (наглядность, доска, записи, которые будут сделаны в тетрадях учащихся, ТСО);
· Использованная литература.
Примерная схема общедидактического анализа урока
1. Подготовка учителя и ученика к уроку:
· Наличие у учителя плана урока и его качество (определены ли цель и задачи урока, как они решаются в течение урока, всё ли план предусматривает, правильно ли распределено время по отдельным видам работы, как раскрыта связь данного урока с предыдущим, в какой мере соблюдены логическая связь и последовательность всех частей урока);
· Подготовлен ли своевременно весь необходимый материал;
· Готовы ли учащиеся к уроку (наличие у них необходимых учебных пособий, тетрадей, карт, ручек, карандашей и т.п.);
· Удовлетворение требованиям СанПиН к организации обучения (обеспечение чистоты в классе, состояние классной доски и освещённости, соблюдение воздушно-температурного режима, соответствие размещения учащихся в классе состоянию их здоровья, контроль за рабочей позой учащихся, способы поддержания работоспособности обучающихся).
2. Содержание урока:
· Ясность цели данного урока, способы доведения её до сознания учащихся;
· Научность изложения учебного материала, правильность и точность сообщаемых данных, обобщений, выводов;
· Логическая стройность, систематичность и последовательность раскрытия темы;
· Связь с современностью, показ учащимся конкретных примеров взаимосвязи теории и практики;
· Соответствие учебного материала возрастным особенностям обучающихся;
· Соответствие содержания урока на поставленным воспитательным задачам, какие чувства и интересы у учеников оно возбуждает;
· Развивающие аспекты отобранного на урок учебного материала, их соответствие поставленной развивающей задаче.
3. Методы обучения:
· Организация опроса и повторения ранее пройденного на уроке:
− Направлены ли поставленные вопросы на проверку базовых знаний;
− Стимулирует ли постановка вопросов учеников к самостоятельному размышлению и творческой работе;
− Способы привлечения внимания и заинтересованности учащихся к ответам одноклассников во время опроса;
− Логическая последовательность выдвигаемых вопросов и заданий;
− Способствует ли опрос лучшему пониманию и закреплению учебного материала.
· Методы, применяемые учителем для сообщения новых знаний, их соответствие целям и задачам урока, содержанию учебного материала, возрастным особенностям школьников;
· Какие виды и формы познавательной деятельности обучающихся использовались на различных этапах урока, частота их смены и способы активизации познавательной деятельности;
· Приёмы проверки и закрепления вновь приобретённых знаний, их педагогическая целесообразность и соответствие дидактическим и методическим требованиям, санитарно-гигиеническим нормам;
· Использование наглядности на уроке:
− Соблюдается ли мера в использовании наглядности;
− Соответствует ли применение наглядности дидактическим правилам её использования;
− Удовлетворяют ли используемые средств наглядности требованиям эстетического воспитания личности.
· ТСО на уроке:
− На каких этапах урока и, с какой целью используется;
− Как влияет на состояние познавательной деятельности учащихся: обеспечивает ли облегчение осмысления и усвоения учебного материала; стимулирует ли познавательную активность школьников;
− Соблюдаются ли требования СанПиН к использованию ТСО в процессе обучения.
· Самостоятельная работа учащихся на уроке, её связь с содержанием урока, использование учебника в организации самостоятельной работы, объём времени урока, занимаемый самостоятельной работой школьников.
· Дифференциация и индивидуализация обучения на уроке: методы и приёмы организации, этапы урока, цели и задачи осуществления, эффективность их решения.
· Задание на дом:
− Объём задания (соответствие требованиям СанПиН по временным затратам на выполнение заданного);
− Характер задание (репродуктивное или творческое; письменное или устное; единое для всех или дифференцированное; обязательное или по выбору и т.п.);
− Инструктаж учителя о порядке его выполнения;
− На каком этапе уроке дано домашнее задание, как это сделано.
4. Поведение учащихся на уроке:
· Интерес к содержанию урока и его понимание;
· Активность учащихся на уроке: наличие у них вопросов к учителю и их содержание;
· Дисциплина и способы её поддержания.
5. Поведение учителя на уроке:
· Умение владеть классом, контакт с учащимися, последовательность в выполнении предъявляемых к ним требований;
· Педагогический такт (доброжелательное отношение к учащимся, уважение к их достоинству и т.д.);
· Речь учителя, её логичность, доказательность, чёткость, грамотность, образность, эмоциональность, темп и пр.;
· Мимика, жесты, пантомимика, их выразительность и педагогическая целесообразность;
· Естественность поведения и свобода перемещения, зависимость учителя от конспекта;
· Руководящая роль учителя на уроке, способы её осуществления.
6. Результаты урока:
· Достигнуты ли цели и задачи урока, выполнен ли намеченный план;
· Какие задачи урока не удалось решить и почему, что не получилось выполнить и каковы причины этого;
· Качество знаний учащихся:
− Их глубина и прочность;
− Усвоена ли основная идея урока;
− Умеют ли учащиеся правильно отвечать на вопросы «почему?», «каким образом?», «что из этого следует?»;
− Какие выводы умеют делать ученики из учебного материала урока;
− Какая часть урока лучше запечатлелась в их памяти, чем это можно объяснить.
· Воспитательное и развивающее значение урока.
· Возможности проведения урока по данной теме другими, наиболее рациональными способами.
4. Справка о проведение внеклассной работы с учащимися:
· Формы внеклассной работы, в которых практикант принимал участие
Формы воспитательной работы, в которых участвовал студент во время практики |
||||||||
Общешкольные дела |
Внеклассная работа по предмету |
Внеклассная работа с классом |
||||||
Тема дела |
Форма проведения |
Вид участия |
Тема дела |
Форма проведения |
Вид участия |
Тема дела |
Форма проведения |
Вид участия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· Анализ внеклассного мероприятия сокурсника (см. схему анализа);
· Сценарий своего внеклассного мероприятия (см. схему конспекта внеклассного воспитательного мероприятия);
· Самоанализ проведённого студентом внеклассного мероприятия (даётся самоанализ того мероприятия, сценарий которого он представляет);
· Знакомство с работой классного руководителя
Функционал классного руководителя |
Характеристика плана воспитательной работы классного. руководителя. |
Задачи воспитательной работы с классом |
Работа с классом |
Взаимодействие с учителями и педагогами, работающими с классом |
Работа с родителями и семьями учащихся |
|
Содержание и формы работы с детским коллективом |
Индивидуальная работа с учащимися |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
Классификация причин неуспеваемости
1. Педагогические:
· Низкая интенсивность учебной деятельности;
· Низкая эффективность учебной деятельности;
· Пропуски занятий;
· Отсутствие дифференцированного подхода со стороны учителя;
· Недостаток заботы родителей.
2. Психологические:
· Несформированность мотивов учебной деятельности;
· Недисциплинированность;
· Нарушения в эмоционально-волевой сфере;
· Большие пробелы в знаниях;
· Отсутствие надлежащих умений и навыков;
· Низкий уровень познавательных способностей.
3. Нейрофизиологические и санологические:
· Общая ослабленность организма;
· Слабый тип высшей нервной деятельности;
· Нарушения зрения, слуха, артикуляции;
· Микропоражения коры головного мозга.
8. Сделать протокольную запись урока, придерживаясь следующего плана:
· Записать общие сведения: дата наблюдения; школа, класс; место урока в расписании учебного дня; фамилия, имя, отчество учителя: количество учащихся на уроке.
· Тема урока, его место в общей системе уроков по данной теме.
· Цели и задачи урока.
· Готовность к уроку:
Ø Санитарно-гигиеническое состояние кабинета и доски;
Ø Наличие наглядных пособий и ТСО, их использование на уроке;
Ø Состояние рабочих мест учащихся;
Ø Психологическая готовность учащихся к уроку.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.