План деятельности учителя-наставника на второе полугодие

  • doc
  • 23.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПЛАН НА 2 ПОЛУГОДИЕ.doc

Департамент общего образования Томской области

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

                                                                                              

634041, г. Томск, ул. Дзержинского, 19

) Телефоны (факс):   (83822) 43-54-53; 43-26-69; 43-36-88.

: Электронный адрес:  sch15@mail2000.ru

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор

___________    А.В. Маланина

 

Принято решением МС

Протокол № ____

От «____» ________201 _г.

 

М.П.

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


План деятельности учителя,

Моисеевой Раисы Ивановны

по сопровождению профессиональной адаптации студентов, проходящих педагогическую практику в

ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

(наставничество)

на II полугодие 2016-207 учебного года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наставник:

Моисеева Раиса Ивановна

rimoiseeva@list.ru

 

Томск-2017

 

Содержание работы студентов 654 группы 2-ого курса педагогического факультета ТГПУ в период педагогической практики

на II полугодие 2016-2017 учебного года

 

(I полугодие 2016-2017 учебного года студенты проходили практику в процессе внеурочной деятельности)

 

Оценка студентами условий обучения детей с нарушениями слуха с точки зрения гигиены, психологии и педагогики (с опорой на методические материалы: презентации «Психологические особенности слабослышащих детей», «Методики замещающего онтогенеза»):

Ø  Знакомятся с портфолио обучающихся;

Ø  Ведут наблюдение за учащимися в процессе урочной деятельности;

Ø  Изучают классный журнал;

Ø  Наставник организует беседу с завучем по УР и по ВР, с учителями-предметниками, школьным врачом, социальным педагогом, педагогом-психологом.

 

Изучение уровня умственного, физического, нравственного развития детей, состояния их здоровья, характера взаимоотношений учителя и учащихся в процессе их жизнедеятельности – на уровне урочной деятельности:

Ø  Изучают планы работы классного руководителя;

Ø  Знакомятся с планами учителей-предметников;

Ø  При помощи наставника планируют учебную работу;

Ø  Посещают уроки учителя-наставника, учителей предметников;

Ø  Планируют и самостоятельно проводят тематические классные часы, готовят наглядные пособия, необходимую атрибутику;

Ø  Сопровождают организацию дежурства по классу в урочное время;

Ø  Участвуют в общественных делах класса, школы;

Ø  Проводят индивидуальные беседы с обучающимися, родителями;

Ø  По желанию посещают дополнительные занятия, кружки.

 

Подготовка и проведение учебной деятельности:

Ø  Работают в предметном кабинете;

Ø  Разрабатывают развёрнутый план урока;

Ø  Проводят самоанализ урока на основе таблицы;

Ø  Готовят наглядно-дидактический материал, к урокам.

 

Организация совместной деятельности:

Ø  Осваивают функции классного руководителя, организуя жизнь класса в условиях школы;

Ø  Контролируют посещаемость и успеваемость обучающихся;

Ø  Работают с родителями, законными представителями по деятельности родительского комитета;

Ø  Налаживают сотрудничество с ученическим активом класса – органом детского самоуправления;

Ø  Оказывают помощь слабоуспевающим детям;

Ø  Осуществляют индивидуально-дифференцированный подход на уроке;

Ø  Анализируют и оценивают результаты своей педагогической деятельности.

 

Практические задания для студентов-практикантов:

Ø  Определяют тип школы;

Ø  Доказывают осуществление в школе инновационного процесса по результатам;

Ø  Выясняют, есть ли в коллективе традиции, какие это традиции?

Ø  Определяют причины слабой мотивации к обучению;

Ø  Обозначают трудности в процессе взаимодействия с обучающимися;

Ø  Находят решение (с помощью наставника);

Ø  Фиксируют записи, отражающие взаимодействия обучающихся, их индивидуальные особенности;

Ø  Подготавливают методический материал для эмпирического исследования: анкеты, тесты, методики «Вставь недостающее слово», «Что меня радует?», «Почему я расстраиваюсь?», «Я и мои друзья», «Я и моя семья», выполняют рисунки на заданную тему;

Ø  Проводят сравнительный анализ учебной деятельности, составляют характеристику особенностей по усвоению учебного и материала на основе сбора информации.

 

 

Составление плана учебно-воспитательной работы на период педагогической практики II полугодие 2016-2017 учебного года

№ п/п

Планируемые мероприятия

Срок исполнения

Форма работы

Результат

1.

Знакомятся с портфолио обучающихся.

Ведут наблюдение за учащимися в процессе урочной деятельности.

Изучают классный журнал.

Наставник организует беседу с завучем по УР и по ВР, с учителями-предметниками, школьным врачом, социальным педагогом, педагогом-психологом.

Участвуют в заседании методического объединения.

Занятие «Современные образовательные технологии в учебном процессе.

Организуют и проводят уроки с использованием здоровьесберегающих технологий с помощью наставника

Январь 2-ая декада 2017

Наблюдение Заседание МО Практикум Консультация Самоанализ

2.

Изучают планы работы классного руководителя.

Знакомятся с планами учителей-предметников.

При помощи наставника планируют учебную работу.

Посещают уроки учителя-наставника, учителей предметников.

Выбирают тему по самообразованию

Январь 3-я декада 2017

Практическая деятельность Диагностика Отчёт Посещение

3.

Планируют и самостоятельно проводят тематические классные часы, готовят наглядные пособия, необходимую атрибутику.

Сопровождают организацию дежурства по классу в урочное время.

Участвуют в общественных делах класса, школы.

Усваивают основные положения и рекомендации по созданию портфолио студента-практиканта.

Фиксируют и определяются со структурой содержания и порядком ведения портфолио.

Февраль 1-ая декада 2017

Индивидуальная работа Консультация Оценивание Анализ Наблюдение

4.

Проводят индивидуальные беседы с обучающимися, родителями.

По желанию посещают дополнительные занятия, кружки.

Практическая помощь в подготовке открытого урока в рамках школы, Практическое занятие:

«Мотивация познавательной активности на уроке у детей с особенностями в развитии»

Февраль 2-ая декада 2017

Наблюдение Посещение

5.

Работают в предметном кабинете.

Разрабатывают развёрнутый план урока.

Практическое занятие: «Изучение уровня воспитанности учащихся».

Посещение молодыми специалистами уроков педагога – наставника.

Разработка технологической карты урока на основе презентации: «Механизмы составления карты урока»

Февраль 3-я декада 2017

Наблюдение Диагностика Анкетирование Индивидуальная работа консультация

6.

Проводят самоанализ урока на основе таблицы.

Готовят наглядно-дидактический материал, к урокам.

Участвуют в заседании МО (выступление по теме самообразования).

Представляют открытые уроки.

Организуют проведение классного часа, проводят самоанализ личной деятельности

Март 1-ая декада 2017

Анализ Наблюдение Индивидуальная консультация Беседа Пояснение

7.

Осваивают функции классного руководителя, организуя жизнь класса в условиях школы.

Контролируют посещаемость и успеваемость обучающихся.

Работают с родителями, законными представителями по деятельности родительского комитета

Март 2-ая декада 2017

Синтез Анализ Беседа Консультация

8.

Налаживают сотрудничество с ученическим активом класса – органом детского самоуправления.

Оказывают помощь слабоуспевающим детям.

Практическое занятие: «Инновационные процессы в обучении. Новые образовательные, педагогические  технологии». Проектная деятельность в начальной школе

Март 3-я декада 2017

Практическая деятельность

9.

Осуществляют индивидуально-дифференцированный подход на уроке.

Анализируют и оценивают результаты своей педагогической деятельности.

Тема: «Правила работы с личными делами учащихся».

Тема: «Анализ урока. Виды анализа урока».

Тема: «Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический).

Посещение уроков. Посещение наставником, педагогами открытых уроков

Апрель 1-ая декада 2017

Консультация Практикум Наблюдение Консультация Наблюдение Анализ

10.

Доказывают осуществление в школе инновационного процесса по результатам.

Выясняют, есть ли в коллективе традиции, какие это традиции?

Работа с тетрадями и дневниками учащихся. Выполнение единых требований по орфографическому режиму

Апрель 2-ая декада 2017

Консультация Беседа

11.

Определяют причины слабой мотивации к обучению.

Обозначают трудности в процессе взаимодействия с обучающимися.

Находят решение (с помощью наставника).

Фиксируют записи, отражающие взаимодействия обучающихся, их индивидуальные особенности.

Отчёт учителя-наставника о работе студента-практиканта.

Степень выраженности личностных качеств студента-практиканта

Апрель 3-я декада 2017

Анализ

12.

Отчёт студентов-практикантов о проделанной работе.

Составление личной карты самообразования. Уровень сформированности  организационных и коммуникативных умений студента-практиканта. Работа с родителями (содержание, формы и методы работы)

Май 1-ая декада 2017

Сообщение Анализ Помощь Консультация Беседа

13.

Подготавливают методический материал для эмпирического исследования: анкеты, тесты, методики «Вставь недостающее слово», «Что меня радует?», «Почему я расстраиваюсь?», «Я и мои друзья», «Я и моя семья», выполняют рисунки на заданную тему.

«Формы и методы определения уровня ЗУН учащихся и сравнительного анализа».

Отчёт о результатах работы по теме самообразования. Выбор методической темы по самообразованию на новый учебный год

Май 2-ая декада 2017

Практическая деятельность Консультация

14.

Проводят сравнительный анализ учебной деятельности, составляют характеристику особенностей по усвоению учебного и материала на основе сбора информации.

Собеседование по итогам работы года (успеваемость, качество).

Выполнение учебных программ и их анализ.

Качество успеваемости учащихся. Практическая помощь в оформлении журналов, выставлении итоговых оценок. Совместное составление отчётной презентации: «Я – педагог!»

Май 3-я декада 2017

Беседа Практическая деятельность Анализ Подведение итогов

 

Схема записи фронтального коррекционного занятия-урока по развитию слухового восприятия (РСВ) и формированию произношения (ФП) для обучающихся 4-ого класса отделения слабослышащих детей

Тема: Работа по серии картинок «В лесу»

Фронтальное занятие по развитию речи и слухового восприятия для детей с нарушением слуха и речи 9-11 лет.

Тема занятия: «В лесу»

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о лиственных и хвойных деревьях, диких животных, обитающих в смешанном лесу.

Коррекционно-образовательные задачи:

1.Учить правильно употреблять в устной речи имена существительные единственного числа мужского и женского рода.

Коррекционно-развивающие задачи:

1.Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме.

2.Способствовать развитию просодической стороны речи.

3. Развивать слуховое восприятие.

4.Развивать элементарную диалогическую речь.

Коррекционно-воспитательные задачи:

1.Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.

2.Воспитывать интерес и бережное отношение к животным.

Оборудование:

Звукоусиливающий аппарат «Вербатон-1», наушники, вибратор

Демонстрационный материал: картинки АВК «В лесу»

Фигуры животных, силуэты деревьев, маски животных

Раздаточный материал: рисунки частей животных, деревьев.

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций о жителях смешанного леса животных;

Схемы «Лес», «Животные леса»

 

Ход занятия

Организационный момент.

Настройка аппаратуры:

Пед: Сними(те) аппараты -Я снял аппараты.

Пед: Надень(те) наушники -Я надел наушники.

Пед: Попроси микрофон – Раиса Ивановна, дайте, пожалуйста микрофон.

2.Сообщение темы занятия. Сегодня мы будем говорить о лесе, животных, которые обитают в лесу, а где живут животные? Игра «Кто, где живет?», будем говорить о животных.

3.Проговаривание слов, фраз в ритмической структуре.

1) III это слон 2) слона я знаю 3) Добрый день

4.Работа по серии картинок «В лесу»

1) Самостоятельное рассматривание картинок. Посмотрите.

2) Слушайте, я расскажу. Рассказ педагога по картинкам

3) Коллективный рассказ по серии картинок. Будем говорить по-порядку, сначала я, потом ты.

5. Развитие слухового восприятия (работа за экраном)                    

Слушайте, я буду говорить это или это… слушайте. Дети воспроизводят по своим возможностям.

6. Упражнение «Маленький учитель» (ребёнок проводит работу за экраном в качестве учителя) фразы те же.

7. Рассказ по серии картинок (закрытых) «В лесу».

8.Перенос ситуации в другое пространство.

Снимите наушники, наденьте аппараты.

9. Игра драматизация по серии картинок «В лесу»

10. Анализ урока: Что ты говорил? Как ты говорил? С кем ты говорил? О чём ты говорил? Все дети говорили хорошо, похлопайте себе.

После урока провести беседу с учащимися с целью установления:

Уяснили ли они новый материал?;

Были ли затруднения с его усвоением речевого материала и какие?;

Что вызвало интерес школьников на уроке?

Дать оценку содержания урока по следующим параметрам:

Соответствие содержания требованиям программы;

Логика подачи материала;

Соответствие содержания основным задачам урока;

Степень воздействия содержания на развитие познавательных интересов учащихся, их речевое и эмоциональное развитие;

Студенты анализируют серию уроков и изучают работу педагога-наставника.

Педагог-наставник вырабатывает соответствующие предложения для студентов по проведению коррекционного урока.

 

Студентам предлагается план урока:

Цель, задачи урока, их реализация (методы, приёмы и средства обучения, используемые учителем, их эффективность);

Структура урока;

Способы активизации внешней и внутренней учебной деятельности учащихся;

Сочетание различных методов обучения;

Оригинальные методические приёмы, используемые учителем;

Сменяемость видов учебно-познавательной деятельности обучающихся, её оправданность;

Воспитательные аспекты урока, пути их реализации (содержание, организация учебной деятельности, воздействие на эмоционально-волевую сферу и пр.);

Индивидуальный подход к учащимся (на каких этапах урока присутствует, как организуется);

Организация индивидуально-дифференцированного подхода на уроке;

Работа учителя с домашним заданием (организация проверки выполненного домашнего задания).

Особое внимание педагог необходимо уделить домашнему заданию. Исходя из психофизиологических особенностей обучающихся, характер домашнего задания согласуется по форме и по содержанию;

Объём домашнего задания устанавливается индивидуально для каждого обучающегося, исходя из его возможностей;

При определении уровня домашнего задания, необходимо учитывать особенности речевого и слухового развития детей.

 

·  Содержание учебного предмета:

Ø    Закономерности развития природы, общества, мышления, познаваемости мира;

Ø    Связь теории с практикой;

Ø    Ориентация на использование полученных знаний в будущей профессии;

Ø    Ознакомление учащихся с последними достижениями науки и пр.

·                                                  Методы обучения:

Ø               Развития мышления учащихся, их самостоятельности и активности;

Ø               Формирование качеств творческой личности;

Ø               Отбор методов обучения;

Ø  Применение методов обучения для решения конкретных дидактических задач;

Ø  Использование методов, стимулирующих познавательную активность учащихся;

Ø  Обретение умений и навыков самостоятельной работы.

·                                                                                              Методы проверки и оценки знаний:

Ø Формирование ответственного отношения к учению, потребности в самоконтроле;

Ø Использование методики взаимоконтроля и индивидуализации учёта знаний;

Ø Комментирование ответов и письменных работ учащихся.

·                                                                                                                                              Организационные формы обучения:

Ø Их чёткость;

Ø Следование разработанному плану и педагогическая обоснованность отступлений от него;

Ø Соблюдение основных требований дидактики к рациональному использованию времени урока.

·                                                                                                                                                                                              Степень активности учащихся на уроке:

Ø Вовлечение их в самостоятельную работу;

Ø Пробуждение интереса к изучаемому материалу;

Ø Формирование самооценки учащихся.

·                                     Роль учителя:

Ø Его отношение к преподаваемому предмету, к своей профессии;

Ø Мастерство педагога;

Ø Умение вовлечь учащихся в активный мыслительный процесс;

Ø Поддержать пробудившуюся тягу к знаниям и т.д.

13. На ряде уроков провести наблюдение за отношением учителя к слабоуспевающему ученику. Установите, не наблюдается ли следующий стереотип:

·        Учитель даёт ему меньше времени на обдумывание ответа;

·        Если услышит неверный ответ, не повторит вопроса, не подскажет, спрашивает другого или отвечает сам;

·        Иногда «либеральничает» (положительно оценивает неверный ответ);

·        Чаще, чем сильных учеников, ругает за неправильный ответ;

·        Реже, чем их, хвалит за правильный ответ;

·        Реже ему улыбается, не смотрит в глаза;

·        Реже вызывает. Иногда вообще не работает с ним на уроке.

Примерная схема анализа внеклассного мероприятия

1.     Общие сведения:

·        Дата проведения мероприятия, его тема, участники (класс, кружок, школьный коллектив учащихся и т.д.), кто проводит;

·        Чем обусловлен выбор темы (классными / школьными традициями, системой воспитательной работы класса / школы, возрастными особенностями учащихся и пр.);

·        Воспитательные цели и конкретные задачи, которые должны быть решены в результате этого мероприятия;

·        Форма внеклассного мероприятия (сообщение учащихся, диспут, беседа, викторина, коллективное творческое дело (КТД), устный журнал, классный час и т.п.), целесообразность её избрания;

·        План или сценарий воспитательного мероприятия.

2.     Анализ подготовки мероприятия:

·        Кто является инициатором проведения мероприятия (педагог, сами учащиеся, родители и т.д.) и как оно готовилось;

·        Учёт интересов школьников при выборе мероприятия, их отношение к выполнению заданий, самостоятельность, инициатива школьников;

·        Формирование новых понятий и представлений в ходе подготовки и проведения занятия.

3.     Анализ хода мероприятия:

·        Содержание мероприятия;

·        Насколько убедительно, чётко, эмоционально раскрыты перед школьниками цели и задачи мероприятия;

·        Какие знания, умения и навыки приобрели учащиеся, их увлечённость ходом мероприятия;

·        Результативность мероприятия (овладели ли ученики новыми знаниями, умениями и навыками, изменились ли их личностные

:

1-й этап: коллективное целеполагание. Участники определяют тему, цели, задачи предстоящей деятельности, определяют перспективные линии, которые могут стимулировать продвижение дела. Педагогический смысл этапа: выработать у участников убеждение в общественной значимости и необходимости предстоящего дела, вызвать общее увлечение им.

2-й этап: коллективное планирование. Обсуждение различных предложений, вариантов плана, конкурс на лучшую разработку плана, определение оптимального для данных условий варианта, подбор материалов, составление вопросов-заданий.

3-й этап: коллективная подготовка дела. Распределение поручений между участниками дела, определение заданий микрогруппам, выбор ответственных, проведение анкеты, организация контроля за выполнением заданий и необходимых репетиций.

4-й этап: проведение дела. Конференция, деловая игра, диспут и пр. Содержание и методика проведении дела зависят от его формы, цели и задач, а также от возраста воспитанников.

5-й этап: коллективный анализ. Обсуждение следующих вопросов: что удалось, что не получилось и почему, чему научились, что надо учесть в будущей работе.

18. Изучить опыт работы классного руководителя с родителями. С этой целью:

1. В беседе с ним выяснить следующие вопросы:

·  считает ли работу с родителями обязательной и необходимой частью своих должностных обязанностей;

·  в чём видит смысл работы с  родителями;

·  какие формы и методы работы с родителями использует;

·  привлекает ли родителей к осуществлению воспитательной работы с классом;

·  ведётся ли психолого-педагогическое просвещение родителей, какие формы, методы и приёмы для этого используются;

·  какая помощь оказывается многодетным семьям в воспитании детей;

·  как классный руководитель работает с семьями, не обеспечивающими воспитания;

·  как часто собирается родительский комитет, какие вопросы он решает, имеет ли он возможность влиять на «трудных» родителей;

·  в чём видит трудности в работе с родителями и как их разрешает.

2. По возможности посетить и провести наблюдение за ходом родительского собрания, собирая материал для ответа на следующие вопросы:

·    число родителей, присутствовавших на собрании, их отношение к численности класса (все, большинство, меньшинство, малая часть);

·    проблемы, которые учитель поставил перед родителями;

·    заинтересованность родителей на собрании, их активность;

·    стиль взаимоотношений учителя с родителями и родителей друг с другом;

·    формы и методы работы учителя с родителями.

19. Посетив несколько уроков других студентов, определите, к какой модели можно отнести их общение с  детьми:

·       Педагог возвышается над классом, «парит» в мире знаний, он отстранён от обучающихся, которых рассматривает в качестве объекта своей деятельности. Он мало интересуется учениками, контакта с классом нет, учащиеся пассивны и безынициативны.

·       На лицо дистанция – педагог подчёркивает своё превосходство, не обучает, а только сообщает информацию; сотрудничества между ним и обучающимися нет; отношения снисходительно-покровительственные, обратная связь отсутствует. На уроке царит равнодушие.

·       Строит отношения избирательно: либо с сильными, либо со слабыми.

·       Слышит только себя, поглощен своими мыслями, не чувствует партнёра.

·       Действует по плану, не обращая внимания на изменившиеся обстоятельства, но то, что спланировано, не всегда осуществимо.

·       Учитель – инициатор процесса, пресекает инициативу учащихся.

·       Учитель мучается сомнениями, копается в себе: правильно ли его понимают.

·       Преобладают дружеские характеристики.

·       Учитель тактичен, искренен, заинтересован в успехе учеников, он открыт для общения, поощряет инициативу и самостоятельность учащихся.

20. Проведите самооценку сформированности умения анализировать урок, отвечая на следующие вопросы:

·     Умеете ли Вы ставить цели и задачи при анализе урока?

·     Помогает ли Вам данный вид аналитической деятельности оптимально строить стратегию последующих действий, вносить коррективы в свой опыт?

·     Что вызывает у Вас трудности при анализе урока:

Ø  Наблюдение;

Ø  Осмысление;

Ø  Фиксация;

Ø  Оценка сценария урока

·                                      Умеете ли Вы оценить урок как целостное явление и одновременно видеть его многоаспектность, т.е. уровень решения образовательных, воспитательных, развивающих задач?

·                                      На чём Вы концентрируете внимание, анализируя урок:

Ø          На подаче нового материала;

Ø          На работе учащихся;

Ø          На поддержании рабочей дисциплины;

Ø          На соблюдении хронометрических параметров урока

·                                      Проводите Вы анализ урока поэтапно (опрос, изложение нового материала, закрепление и т.д.) или на основе непосредственного содержания действий учителя и учащихся?

21. 1. Напишите о наиболее актуальных для Вас проблемах, с которыми пришлось столкнуться в ходе практики (IV курс).

1. Из этих проблем выберите наиболее значимую для Вас и подробно опишите ситуацию, в которой эта проблема возникла. Эта проблема не обязательно должна представлять собой явный конфликт, она может возникнуть как на уроке, так и во внеучебной деятельности, в межличностном взаимодействии с учеником, учителем, родителем ученика, классом и т.д. В описании ситуации сформулируйте предположения о причинах, вызвавших данную проблему, охарактеризуйте действия учителя по разрешению проблемы и реакцию на них учащихся, выскажите мнение об эффективности предпринятых действий, дайте прогноз дальнейшего развития ситуации, сформулируйте выводы.

2. Выберите одного из «проблемных» (в аспекте дисциплины и/или успеваемости) учащихся, проведите психолого-педагогическую диагностику для выявления причин девиантного поведения или низкой успеваемости, разработайте план организации его педагогического сопровождения и предпримите попытку его реализации. Представьте результат рефлексивного осмысления проведенной работы с данным учащимся.

3. Разработайте презентацию по практике, в которой укажите цели, задачи и этапы прохождения практики, анализ степени достижения поставленной цели и решения задач, отразите ключевые моменты практики, сформулируйте выводы.

 

 

 

Отчётные материалы о выполнении заданий практики по педагогике

1. Общие сведения:

·                 Фамилия, имя, отчество студента;

·                 Факультет, курс, группа;

·                 Место прохождения педагогической практики (краткие общие сведения о школе – см. раздел «Содержание работы студентов в период педагогической практики», пункт 1-й);

·                 Класс, с которым работал студент, (краткая записка о состоянии учебно-воспитательной работы в классе. уровне развития и состоянии здоровья учащихся, характере их взаимоотношений с учителями, педагогами дополнительного образования и воспитателями). Содержание записки подтверждается собранными в приложении материалами наблюдений и изучения данных вопросов;

·                 Сроки прохождения практики.

2. Индивидуальный план работы студента (указываются ФИО) в период педагогической практики и понедельные планы-сетки (см. раздел «Содержание работы студентов в период педагогической практики», пункт 3-й). Планы подтверждаются отметками о выполнении намеченного, и заверяется руководителем практики:

·                 План выполнен полностью;

·                 План выполнен частично (указать, что не выполнено и по какой причине);

·                 План не выполнен (указать причину невыполнения и отметить, какая же работа была проведена за время педпрактики).

3. Справка о проведении учебной работы в период педагогической практики, в которой указывается:

·                 Общее количество посещенных уроков, из них

Ø  По предмету специальности студента, в том числе у других студентов;

Ø  По другим предметам в своём классе. (Прилагаются материалы  выполнения предложенных преподавателем педагогики заданий по дидактике - см. раздел «Примерные задания, предлагаемые студентам во время практики» №№ 8-13).

·        Общее количество самостоятельно проведённых уроков, в том числе с использованием различных ТСО;

·        Освоение ТСО в период педагогической практики

Тема урока или внеурочного занятия

Применяемые  ТСО

Этапы урока или внеурочного занятия 

Решаемые дидактические задачи

Эффективность  решения дидактических задач (по качественному состоянию выполнения учащимися соответствующих учебных заданий)

 

 

 

 

 

·       Перечень изученных за время практики учебных программ, планов, учебных, учебно-методических и методических пособий по предмету преподавания.

Краткие педагогические выводы, сделанные на основании изучения.

·                                                                         Работа в учебном кабинете с дидактическими материалами и наглядными пособиями:

Ø               Какая работа проводилась в учебном кабинете (оформление методических стендов, систематизация дидактических материалов, составление картотеки кабинетной литературы и т.п.);

Ø               Изготовление, ремонт или систематизация наглядных пособий с привлечением учащихся: плакаты, диаграммы и графики, схемы, макеты, модели, рисованные фильмы по предмету и т.п.;

Ø               Подбор, систематизация и изготовление дидактических материалов: карточки индивидуальных заданий по различным темам; кроссворды; текстовые подборки; нестандартные задачи; проблемные задания; примерные темы сочинений, рефератов, проектов и пр.

·                                                                                                                          Конспект одного своего урока и его самоанализ;

·                                                                                                                          Анализ одного из уроков студентов.

Примерная схема конспекта урока

Урок по _________________ в ___ классе ___ ГОУ СОШ № _____

студента(ки) _______________, курса ___, ф-та __________ ГОУ ВПО МГПУ дата проведения ______________.

·     Тема урока;

·     Цель и задачи урока;

·     Структура урока;

·     Содержание и методика проведения;

·     Оборудование урока (наглядность, доска, записи, которые будут сделаны в тетрадях учащихся, ТСО);

·     Использованная литература.                                

Примерная схема общедидактического анализа урока

1.                          Подготовка учителя и ученика к уроку:

·                     Наличие у учителя плана урока и его качество (определены ли цель и задачи урока, как они решаются в течение урока, всё ли план предусматривает, правильно ли распределено время по отдельным видам работы, как раскрыта связь данного урока с предыдущим, в какой мере соблюдены логическая связь и последовательность всех частей урока);

·                     Подготовлен ли своевременно весь необходимый материал;

·                     Готовы ли учащиеся к уроку (наличие у них необходимых учебных пособий, тетрадей, карт, ручек, карандашей и т.п.);

·                             Удовлетворение требованиям СанПиН к организации обучения (обеспечение чистоты в классе, состояние классной доски и освещённости, соблюдение воздушно-температурного режима, соответствие размещения учащихся в классе состоянию их здоровья, контроль за рабочей позой учащихся, способы поддержания работоспособности обучающихся).  

2.                Содержание урока:

·     Ясность цели данного урока, способы доведения её до сознания учащихся;

·     Научность изложения учебного материала, правильность и точность сообщаемых данных, обобщений, выводов;

·     Логическая стройность, систематичность и последовательность раскрытия темы;

·     Связь с современностью, показ учащимся конкретных примеров взаимосвязи теории и практики;

·     Соответствие учебного материала возрастным особенностям обучающихся;

·     Соответствие содержания урока на поставленным воспитательным задачам, какие чувства и интересы у учеников оно возбуждает;

·     Развивающие аспекты отобранного на урок учебного материала, их соответствие поставленной развивающей задаче.

3.                Методы обучения:

·     Организация опроса и повторения ранее пройденного на уроке:

Направлены ли поставленные вопросы на проверку базовых знаний;

Стимулирует ли постановка вопросов учеников к самостоятельному размышлению и творческой работе;

Способы привлечения внимания и заинтересованности учащихся к ответам одноклассников во время опроса;

Логическая последовательность выдвигаемых вопросов и заданий;

Способствует ли опрос лучшему пониманию и закреплению учебного материала.

·                                                     Методы, применяемые учителем для сообщения новых знаний, их соответствие целям и задачам урока, содержанию учебного материала, возрастным особенностям школьников;

·                                                     Какие виды и формы познавательной деятельности обучающихся использовались на различных этапах урока, частота их смены и способы активизации познавательной деятельности;

·                                                     Приёмы проверки и закрепления вновь приобретённых знаний, их педагогическая целесообразность и соответствие дидактическим и методическим требованиям, санитарно-гигиеническим нормам;

·                                                     Использование наглядности на уроке:

Соблюдается ли мера в использовании наглядности;

  Соответствует ли применение наглядности дидактическим правилам её использования;

  Удовлетворяют ли используемые средств наглядности требованиям эстетического воспитания личности.

·                                            ТСО на уроке:

       На каких этапах урока и, с какой целью используется;

       Как влияет на состояние познавательной деятельности учащихся: обеспечивает ли облегчение осмысления и усвоения учебного материала; стимулирует ли познавательную активность школьников;

       Соблюдаются ли требования СанПиН к использованию ТСО в процессе обучения.

·        Самостоятельная работа учащихся на уроке, её связь с содержанием урока, использование учебника в организации самостоятельной работы, объём времени урока, занимаемый самостоятельной работой школьников.

·        Дифференциация и индивидуализация обучения на уроке: методы и приёмы организации, этапы урока, цели и задачи осуществления, эффективность их решения.

·        Задание на дом:

       Объём задания (соответствие требованиям СанПиН по временным затратам на выполнение заданного);

       Характер задание (репродуктивное или творческое; письменное или устное; единое для всех или дифференцированное; обязательное или по выбору и т.п.);

       Инструктаж учителя о порядке его выполнения;

       На каком этапе уроке дано домашнее задание, как это сделано.

4.            Поведение учащихся на уроке:

·       Интерес к содержанию урока и его понимание;

·       Активность учащихся на уроке: наличие у них вопросов к учителю и их содержание;

·       Дисциплина и способы её поддержания.  

5.            Поведение учителя на уроке:

·        Умение владеть классом, контакт с учащимися, последовательность в выполнении предъявляемых к ним требований;

·        Педагогический такт (доброжелательное отношение к учащимся, уважение к их достоинству и т.д.);

·        Речь учителя, её логичность, доказательность, чёткость, грамотность, образность, эмоциональность, темп и пр.;

·        Мимика, жесты, пантомимика, их выразительность и педагогическая целесообразность;

·        Естественность поведения и свобода перемещения, зависимость учителя от конспекта;

·        Руководящая роль учителя на уроке, способы её осуществления.

6.            Результаты урока:

·        Достигнуты ли цели и задачи урока, выполнен ли намеченный план;

·        Какие задачи урока не удалось решить и почему, что не получилось выполнить и каковы причины этого;

·        Качество знаний учащихся:

  Их глубина и прочность;

  Усвоена ли основная идея урока;

  Умеют ли учащиеся правильно отвечать на вопросы «почему?», «каким образом?», «что из этого следует?»;

  Какие выводы умеют делать ученики из учебного материала урока;

  Какая часть урока лучше запечатлелась в их памяти, чем это можно объяснить.

·        Воспитательное и развивающее значение урока.

·                                      Возможности проведения урока по данной теме другими, наиболее рациональными способами.

4. Справка о проведение внеклассной работы с учащимися:

·     Формы внеклассной работы, в которых практикант принимал участие

Формы воспитательной работы, в которых участвовал студент во время практики

Общешкольные дела

Внеклассная работа по предмету

Внеклассная работа с классом

Тема дела

Форма проведения

Вид участия

Тема дела

Форма проведения

Вид участия

Тема дела

Форма проведения

Вид участия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·  Анализ внеклассного мероприятия сокурсника (см. схему анализа);

·  Сценарий своего внеклассного мероприятия (см. схему конспекта внеклассного воспитательного мероприятия);

·  Самоанализ проведённого студентом внеклассного мероприятия (даётся самоанализ того мероприятия, сценарий которого он представляет);

·  Знакомство с работой классного руководителя


 

Функционал классного руководителя

Характеристика плана воспитательной работы классного. руководителя.

Задачи воспитательной работы с классом

Работа с классом

Взаимодействие с учителями и педагогами, работающими с классом

Работа с родителями и семьями учащихся

Содержание и формы работы с детским коллективом

Индивидуальная работа с учащимися

 

 

 

 

 

 

 

Классификация причин неуспеваемости

1. Педагогические:

·        Низкая интенсивность учебной деятельности;

·        Низкая эффективность учебной деятельности;

·        Пропуски занятий;

·        Отсутствие дифференцированного подхода со стороны учителя;

·        Недостаток заботы родителей.

2. Психологические:

·        Несформированность мотивов учебной деятельности;

·        Недисциплинированность;

·        Нарушения в эмоционально-волевой сфере;

·        Большие пробелы в знаниях;

·        Отсутствие надлежащих умений и навыков;

·        Низкий уровень познавательных способностей.

3. Нейрофизиологические и санологические:

·        Общая ослабленность организма;

·        Слабый тип высшей нервной деятельности;

·        Нарушения зрения, слуха, артикуляции;

·        Микропоражения коры головного мозга.

8. Сделать протокольную запись урока, придерживаясь следующего плана:

·        Записать общие сведения: дата наблюдения; школа, класс; место урока в расписании учебного дня; фамилия, имя, отчество учителя: количество учащихся на уроке.

·        Тема урока, его место в  общей системе уроков по данной теме.

·        Цели и задачи урока.

·        Готовность к уроку:

Ø Санитарно-гигиеническое состояние кабинета и доски;

Ø Наличие наглядных пособий и ТСО, их использование на уроке;

Ø Состояние рабочих мест учащихся;

Ø Психологическая готовность учащихся к уроку.


Скачано с www.znanio.ru