План для работы с молодым учителем "Наставничество в образовательной организации: слияние теории и практики"

  • doc
  • 21.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Моисеева Р И План работы с молодым учителем.doc

Эмблема.tifДепартамент общего образования Томской области

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

 

План для работы с молодым учителем

разработан в рамках курсов повышения квалификации по теме:

«Наставничество в образовательной организации: Слияние теории и практики»

Составлен: Моисеевой Р.И. – учителем начальных классов высшей квалификационной категории

На современном этапе развития образования в России вопрос о работе молодых специалистов в учреждениях образования поднимается на разных уровнях. Особенно остро стоит проблема, как привлечь в школу молодого учителя, где проходят обучение дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Не секрет, в таких школах работают специалисты предпенсионного и пенсионного возраста, поэтому необходим приток «свежих сил» - молодых, активных и компетентных педагогов, для которых необходимо создать определённые условия:

для безболезненного прохождения периода адаптации;

для принятия, понимания особенных детей и приспособления к новым условиям труда;

для вхождения в систему многосторонней деятельности;

для установления коммуникативных взаимоотношений на всех уровнях;

для желания продолжить педагогическую деятельность в образовательной организации.

Как правило, молодому учителю, начинающему свою педагогическую деятельность в любой школе не хватает:

знаний, полученных в высшем учебном заведении;

педагогического опыта;

умения работать с документацией;

навыка ведения классного руководства и др.

Поэтому молодому учителю нужна постоянная помощь наставника, чтобы с первых дней он чувствовал себя в школьной обстановке комфортно и уверенно во всех отношениях, чтобы не возникло разочарования в выбранной профессии, чтобы молодой учитель сумел «вжиться» в профессию, принять и полюбить её. Для этого важно грамотно выстроить работу, прежде всего, наметить цели.

Цели:

создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого учителя в условиях современной школы;

выявление уровня профессиональной компетентности и методической подготовки;

оказание практической помощи в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства молодого специалиста.

Исходя из намеченных целей, необходимо определить задачи работы:

помочь адаптироваться в коллективе, определить уровень профессиональной подготовки;

выбрать соответствующую форму организации методической работы;

ознакомить с нормативно-правовой документацией;

выявить ведущие потребности начинающего молодого учителя в учебном процессе;

способствовать овладению новыми формами, методами и приёмами обучения и воспитания учащихся с особыми образовательными потребностями;

способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности начинающего учителей;

формировать у начинающего учителя потребность в непрерывном самообразовании.

План работы с молодым учителем

Содержание деятельности

Ожидаемые результаты

Методы и формы

Срок исполнения

«Расскажи о себе» (определение круга вопросов, интересов, проблем в работе).

Знакомство молодого учителя с традициями школы, с классом, в котором учитель будет преподавать

Психологическое расположение, эмоциональный настрой  молодого учителя на коммуникацию социумом образовательной организации

Собеседование, введение в школьную жизнь

 

Август

Диагностика профессиональной компетентности и адаптационных способностей молодого учителя:

Тест: «Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности»;

Опросник креативности Джонсона;

Диагностика личностных особенностей (темперамент, характер, тревожность, ценностные ориентации, показатели здоровья). Разработка и утверждение плана работы с молодым специалистом, пришедшим на работу

Подготовка молодого специалиста, в будущем состоявшегося учителя, повышение уровня аналитической культуры молодого специалиста

 

Взаимодействие посредством диагностики, теста. Анализ процесса адаптации молодого специалиста

Август

Ознакомление с нормативной базой введения ФГОС НОО ОВЗ.

Знакомство с адаптированным учебным планом, программой, календарно-тематическим планированием, с документами строгой отчётности. Правила оформления школьной документации, классных журналов

Знание практических требований и содержание программы; умение отбирать учебный материал; грамотное ведение документации, оформление личных дел учащихся, работа с классными журналами

Консультация, знакомство с инструкциями, локальными актами, документацией строгой отчётности

Сентябрь

Освещение проблем активизации учебно-познавательной деятельности учащихся с нарушениями слуха

Умение работать с классом на основе изучения личности ребенка, владение методикой проведения индивидуально-дифференцированной работы

Оформление личных дел учащихся

Октябрь

Разработка тематических поурочных планов и планов воспитательной работы

Разработка технологической карты урока

 

Овладение умением ставить цели, задачи, планировать этапы, соблюдать баланс времени, осуществлять отбор учебного материала, уметь соотносить существенную информацию с содержанием учебника. Овладение методикой проведения нетрадиционных уроков

Консультация, посещение и анализ уроков учителя-наставника, практикум

Октябрь

Посещение уроков, организованных учителем-наставником с целью наблюдения по предложенной схеме с последующим его анализом. Наблюдение за педагогической деятельностью, поведением учителя

 

Знание традиционных и нетрадиционных типов уроков, умелое их проведение, оптимизация процесса обучения. Формирование эмпатии как понимание чувств особенных детей

Наблюдение. Самостоятельная работа по повышению уровня теоретической и практической подготовки

Ноябрь

Проектная методика обучения.

Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников

Грамотное и профессиональное применение алгоритма подготовки работы над проектом, критерии оценивания, организация самостоятельной деятельности учащихся Умение проектировать воспитательную систему

Чтение и ознакомление с проектной технологией, посещение уроков, индивидуальная беседа, практикум

Декабрь

Самоанализ урока.

Особенности проектной деятельности в начальной школе с детьми, имеющими нарушения слуха.

Дискуссия: «Трудные ситуации на уроке, ваш выход из неё».

Работа с тетрадями и дневниками учащихся. Выполнение единых требований по орфографическому режиму

Умение проводить самоанализ урока, видеть сильные и слабые стороны, проводить корректировку. Умение индивидуально работать с детьми. Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении нетрадиционной ситуации

Практикум, самообразование, чтение методической литературы, проведение уроков для наставника.

Работа в составе творческой группы

Январь

Контроль оценки знаний учащихся с нарушениями слуха.

Дискуссия «Домашнее задание для особенных детей: как, сколько, когда?»

Составление «Портфолио» молодого учителя

 

Умение объективно оценивать деятельность учащихся в соответствии с нормами оценивания. Овладение системой контроля и оценки знаний слабослышащих учащихся

Консультация, чтение методической литературы, практические занятия

Февраль

Планирование работы классного руководителя.

Дискуссия: «Факторы, влияющие на уровень воспитанности школьников». Работа с родителями (содержание, формы и методы работы)

 

Владение формами контакта с родителями, привлечение их к работе в классе, установление деловых отношений с учащимися. Умение вести протоколы родительских собраний.

Умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую, на основе творческого поиска через самообразование

Чтение методической литературы, консультации психолога, изучения опыта общения с особенными детьми. Нормы оценок. Критерии выставления оценок по итогам успеваемости

Март

Выбор методической темы по самообразованию на новый учебный год

Становление молодого учителя как учителя-профессионала

Консультация, беседа

Апрель

Выявление затруднений в работе молодого учителя.

Подведение итогов работы за год. Анализ качества успеваемости учащихся. Отчёт о результатах работы по теме самообразования. Организация проверки знаний, умений и навыков учащихся. Составление учебно-методической базы на следующий год. Составление презентации

Уметь анализировать свой опыт, трудности, успехи.

Повышение методической, коррекционно-педагогической, интеллектуальной культуры молодого учителя

Анкетирование, беседа.

Круглый стол Собеседование по итогам за год (успеваемость качество, выполнение программы)

Май