Департамент общего образования
Томской области
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
План для работы с молодым учителем
разработан в рамках курсов повышения квалификации по теме:
«Наставничество в образовательной организации: Слияние теории и практики»
Составлен: Моисеевой Р.И. – учителем начальных классов высшей квалификационной категории
На современном этапе развития образования в России вопрос о работе молодых специалистов в учреждениях образования поднимается на разных уровнях. Особенно остро стоит проблема, как привлечь в школу молодого учителя, где проходят обучение дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Не секрет, в таких школах работают специалисты предпенсионного и пенсионного возраста, поэтому необходим приток «свежих сил» - молодых, активных и компетентных педагогов, для которых необходимо создать определённые условия:
для безболезненного прохождения периода адаптации;
для принятия, понимания особенных детей и приспособления к новым условиям труда;
для вхождения в систему многосторонней деятельности;
для установления коммуникативных взаимоотношений на всех уровнях;
для желания продолжить педагогическую деятельность в образовательной организации.
Как правило, молодому учителю, начинающему свою педагогическую деятельность в любой школе не хватает:
знаний, полученных в высшем учебном заведении;
педагогического опыта;
умения работать с документацией;
навыка ведения классного руководства и др.
Поэтому молодому учителю нужна постоянная помощь наставника, чтобы с первых дней он чувствовал себя в школьной обстановке комфортно и уверенно во всех отношениях, чтобы не возникло разочарования в выбранной профессии, чтобы молодой учитель сумел «вжиться» в профессию, принять и полюбить её. Для этого важно грамотно выстроить работу, прежде всего, наметить цели.
Цели:
создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого учителя в условиях современной школы;
выявление уровня профессиональной компетентности и методической подготовки;
оказание практической помощи в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства молодого специалиста.
Исходя из намеченных целей, необходимо определить задачи работы:
помочь адаптироваться в коллективе, определить уровень профессиональной подготовки;
выбрать соответствующую форму организации методической работы;
ознакомить с нормативно-правовой документацией;
выявить ведущие потребности начинающего молодого учителя в учебном процессе;
способствовать овладению новыми формами, методами и приёмами обучения и воспитания учащихся с особыми образовательными потребностями;
способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности начинающего учителей;
формировать у начинающего учителя потребность в непрерывном самообразовании.
План работы с молодым учителем
Содержание деятельности |
Ожидаемые результаты |
Методы и формы |
Срок исполнения |
«Расскажи о себе» (определение круга вопросов, интересов, проблем в работе). Знакомство молодого учителя с традициями школы, с классом, в котором учитель будет преподавать |
Психологическое расположение, эмоциональный настрой молодого учителя на коммуникацию социумом образовательной организации |
Собеседование, введение в школьную жизнь
|
Август |
Диагностика профессиональной компетентности и адаптационных способностей молодого учителя: Тест: «Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности»; Опросник креативности Джонсона; Диагностика личностных особенностей (темперамент, характер, тревожность, ценностные ориентации, показатели здоровья). Разработка и утверждение плана работы с молодым специалистом, пришедшим на работу |
Подготовка молодого специалиста, в будущем состоявшегося учителя, повышение уровня аналитической культуры молодого специалиста
|
Взаимодействие посредством диагностики, теста. Анализ процесса адаптации молодого специалиста |
Август |
Ознакомление с нормативной базой введения ФГОС НОО ОВЗ. Знакомство с адаптированным учебным планом, программой, календарно-тематическим планированием, с документами строгой отчётности. Правила оформления школьной документации, классных журналов |
Знание практических требований и содержание программы; умение отбирать учебный материал; грамотное ведение документации, оформление личных дел учащихся, работа с классными журналами |
Консультация, знакомство с инструкциями, локальными актами, документацией строгой отчётности |
Сентябрь |
Освещение проблем активизации учебно-познавательной деятельности учащихся с нарушениями слуха |
Умение работать с классом на основе изучения личности ребенка, владение методикой проведения индивидуально-дифференцированной работы |
Оформление личных дел учащихся |
Октябрь |
Разработка тематических поурочных планов и планов воспитательной работы Разработка технологической карты урока
|
Овладение умением ставить цели, задачи, планировать этапы, соблюдать баланс времени, осуществлять отбор учебного материала, уметь соотносить существенную информацию с содержанием учебника. Овладение методикой проведения нетрадиционных уроков |
Консультация, посещение и анализ уроков учителя-наставника, практикум |
Октябрь |
Посещение уроков, организованных учителем-наставником с целью наблюдения по предложенной схеме с последующим его анализом. Наблюдение за педагогической деятельностью, поведением учителя
|
Знание традиционных и нетрадиционных типов уроков, умелое их проведение, оптимизация процесса обучения. Формирование эмпатии как понимание чувств особенных детей |
Наблюдение. Самостоятельная работа по повышению уровня теоретической и практической подготовки |
Ноябрь |
Проектная методика обучения. Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников |
Грамотное и профессиональное применение алгоритма подготовки работы над проектом, критерии оценивания, организация самостоятельной деятельности учащихся Умение проектировать воспитательную систему |
Чтение и ознакомление с проектной технологией, посещение уроков, индивидуальная беседа, практикум |
Декабрь |
Самоанализ урока. Особенности проектной деятельности в начальной школе с детьми, имеющими нарушения слуха. Дискуссия: «Трудные ситуации на уроке, ваш выход из неё». Работа с тетрадями и дневниками учащихся. Выполнение единых требований по орфографическому режиму |
Умение проводить самоанализ урока, видеть сильные и слабые стороны, проводить корректировку. Умение индивидуально работать с детьми. Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении нетрадиционной ситуации |
Практикум, самообразование, чтение методической литературы, проведение уроков для наставника. Работа в составе творческой группы |
Январь |
Контроль оценки знаний учащихся с нарушениями слуха. Дискуссия «Домашнее задание для особенных детей: как, сколько, когда?» Составление «Портфолио» молодого учителя
|
Умение объективно оценивать деятельность учащихся в соответствии с нормами оценивания. Овладение системой контроля и оценки знаний слабослышащих учащихся |
Консультация, чтение методической литературы, практические занятия |
Февраль |
Планирование работы классного руководителя. Дискуссия: «Факторы, влияющие на уровень воспитанности школьников». Работа с родителями (содержание, формы и методы работы)
|
Владение формами контакта с родителями, привлечение их к работе в классе, установление деловых отношений с учащимися. Умение вести протоколы родительских собраний. Умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую, на основе творческого поиска через самообразование |
Чтение методической литературы, консультации психолога, изучения опыта общения с особенными детьми. Нормы оценок. Критерии выставления оценок по итогам успеваемости |
Март |
Выбор методической темы по самообразованию на новый учебный год |
Становление молодого учителя как учителя-профессионала |
Консультация, беседа |
Апрель |
Выявление затруднений в работе молодого учителя. Подведение итогов работы за год. Анализ качества успеваемости учащихся. Отчёт о результатах работы по теме самообразования. Организация проверки знаний, умений и навыков учащихся. Составление учебно-методической базы на следующий год. Составление презентации |
Уметь анализировать свой опыт, трудности, успехи. Повышение методической, коррекционно-педагогической, интеллектуальной культуры молодого учителя |
Анкетирование, беседа. Круглый стол Собеседование по итогам за год (успеваемость качество, выполнение программы) |
Май |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.