План и конспект лекции Тема 1.4. Морская практика.
Оценка 4.6

План и конспект лекции Тема 1.4. Морская практика.

Оценка 4.6
Документация +7
doc
Междисциплинарный 8
5 кл—11 кл +1
25.12.2022
План и конспект лекции Тема 1.4. Морская практика.
План и конспект лекции Тема 1.4. Морская практика.
план Т.1.1.4.doc

Федеральное агентство по рыболовству

ФГБОУ ВО «КГТУ»

Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота

Калининградский морской рыбопромышленный колледж

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий центром

профессиональной подготовки

        

А. И. Первунин

«____» ______________ 2017г.

 

 

 

ПЛАН

 

проведения ЛЕКЦИИ

 

по программе профессионального обучения 

 

«Матрос»

 

для подготовки членов экипажей морских судов в соответствии с

требованиями международной конвенции ПДНВ 1978г, с поправками

 

Учебная дисциплина «Выполнение судовых  работ»

 

Тема 1.1. Морская практика.

 

 

 

 

     РАЗРАБОТЧИК

Преподаватель Центра профессиональной подготовки

 

А. В. Щербина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     ВЕРСИЯ

V.1

     ДАТА ВЫПУСКА

20.09.2017

     ДАТА ПЕЧАТИ

20.09.2017

 

 

 

 

 

            ПЛАН

 

ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ

(Тема 1.1.)

 

Тема:

Морская практика.

1.1.4. Рулевое устройство: команды на руль на английском языке и их выполнение.

 

 

Учебные вопросы:

1. Элементы рулевого устройства их виды и назначение. САУ и их назначение.

2. Правила технической эксплуатации рулевого устройства и уход за ним  Схемы перехода на ручное управление с автоматического и наоборот.

 

Учебные цели:

Приобретение знаний, умений и навыков в объеме выполнения функции «Судовождение на вспомогательном уровне» (колонки 1, 2 Таблицы А-II/4 Кодекса ПДНВ)

 

Время:

4

часа

 

Место проведения занятия:

Аудитория № 5309

 

Метод (форма) проведения:

Лекционное занятие.

 

Материальное обеспечение:

оборудование аудитории № 5309

 

Требования безопасности и ограничения:

Использовать только исправные компьютер и экран.

При обнаружении неисправности в работе оборудования аудитории

самостоятельных ремонтных работ не проводить.

Использовать имущество и оборудование аудитории только по по назначению.

При проведении лекционного занятия руководствоваться требованиями

Правил техники безопасности Центра ПП.


 

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

 

(5 мин)

 

1.

Определение готовности учебной группы к проведению лекционного занятия:

 

 

 

-      проверяю состояние имущества и готовность оборудования и технических средств аудитории, проверяю наличие слушателей.

2.

Напоминание изученного материала:

 

 

 

-      напоминаю, какие компетенции (знания, умения  и навыки), полученные ранее, могут пригодиться на лекционном занятии.

3.

Опрос обучаемых.

 

 

 

Основные вопросы контроля:

 

 

1.

Что является основой организации службы  на судах РП-, НИ- и транспортного флота?

2.

Доложите Правило №5 МППСС-72?

3.

 Основные обязанности матроса.

 

 

4.

Доведение требований безопасности:

 

 

 

-      довожу порядок безопасного обращения с имуществом и оборудованием аудитории;

-      убеждаюсь, что обучаемые усвоили доведенные до них требования безопасности и обладают достаточными знаниями в их выполнении.

 

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЛЕКЦИИ

 

(170

 

мин)

 


п.п

 

Учебные вопросы

Время

 

Действия преподавателя

Действия  обучаемых

1.

 

 

 

 

 

 

2.

1. Элементы рулевого устройства их виды и назначение. САУ и их назначение.

 

2. Правила технической эксплуатации рулевого устройства и уход за ним  Схемы перехода на ручное управление с автоматического и наоборот.

85

мин.

 

 

 

 

 

 

 

85

мин

 

 

 

 

Довожу до слушателей тему лекции, изучаемые на ней вопросы и определенный планом лекции учебный  материал, особо обращая внимание слушателей на наиболее важные понятия и элементы лекции, по ходу лекции демонстрирую слайды, таблицы, и другие пособия в соответствии с изучаемыми учебными вопросами, демонстрирую порядок и правила производства расчетов, отвечаю на частные вопросы слушателей.

 

 

 

Слушают и конспектируют лекционный материал, производят (участвуют в производстве) расчетов,

в случае непонимания - задают преподавателю вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект лекции.

 

 

Тема: Рулевое устройство: команды на руль на английском языке и их выполнение.

 

Вопрос 1. Элементы рулевого устройства их виды и назначение. САУ и их назначение.

Вопрос 2. Правила технической эксплуатации рулевого устройства и уход за ним  Схемы перехода на ручное управление с автоматического и наоборот.

 

 

Вопрос 1.

Рулевое устройство служит для управления судном.

С помощью рулевого устройства можно изменять направление движения судна или удерживать его на заданном курсе.

Во время удержания судна на заданном курсе задачей рулевого устройства является противодействие внешним силам: ветру и течению, которые могут привести к отклонению судна от заданного курса.

 

Рулевое устройство состоит из:

Руль  - позволяет удерживать судно на заданном курсе и изменять направление его движения.

Он состоит из стальной плоской или обтекаемой пустотелой конструкции – пера руля, и вертикального поворотного вала – баллера, жестко соединенного с пером руля. На верхний конец баллера выведенного на одну из палуб насажен сектор или рычаг – румпель к которому прикладывается внешнее усилие, поворачивающее баллер.

Рулевой двигатель - через привод поворачивает баллер, что обеспечивает перекладку руля. Двигатели бывают паровые, электрические и электрогидравлические. Двигатель устанавливается в румпельном отделении судна.

Пост управления - служит для дистанционного управления рулевым двигателем. Он установлен в рулевой рубке. Органы управления обычно монтируют на одной колонке с авторулевым. Для контроля за положением пера руля относительно диаметральной плоскости судна служат указатели – аксиометры.

В зависимости от принципа действия различают пассивные и активные рули.

Пассивными называют рулевые устройства, позволяющие производить поворот судна только во время хода, во время движения воды относительно корпуса судна. В отличие от него активный руль позволяет осуществлять поворот судна независимо от того, движется оно или стоит.

По положению пера руля относительно оси вращения баллера различают:

- обыкновенный руль – плоскость пера руля расположена за осью вращения гребного винта

- полубалансирный руль – только большая часть пера руля находится позади оси вращения гребного винта, за счет чего возникает уменьшенный момент вращения при перекладке руля

- балансирный руль – перо руля расположено так по обеим сторонам оси вращения, что при перекладке руля не возникают какие-либо моменты

Если необходимо повернуть перо руля, нужно запустить электродвигатель с определенной частотой вращения который сопряжен с рулевой колонкой на ходовом мостике.

Через электрические приборы (сельсины, вращающиеся трансформаторы) крутящий момент от штурвала рулевой колонки на ходовом мостике передается на электродвигатель рулевого устройства и от него на перо руля.

При неисправности электрической рулевой машины руль приводится в движение с помощью управляемого вручную механизма состоящего из ручного штурвального привода.

Путем поворота штурвала через червячную передачу вращение передается на румпель и от него на баллер руля.

На современных судах используют рулевое устройство с электрогидравлическим двигателем.

При вращении штурвала на рулевой колонке в ходовой рубке срабатывает предающий и приемный датчик телемотора на рулевой колонке и рулевой машине. Перетекающая под давлением в трубопроводе  жидкость приводит в движение шток в приемнике темотора, который передает движение на рулевой насос в соответствующем направлении. От рулевого насоса движение передается на баллер руля.

 

Вопрос 2.

 

Согласно Правилам Регистра морское судно должно иметь основной и запасной рулевые приводы, а если они оба расположены ниже грузовой ватерлинии, то дополнительно должен быть установлен аварийный привод.

Все приводы должны действовать независимо друг от друга и отвечать определенным требованиям Регистра. Так, перекладка полностью погруженного в воду руля с борта на борт на переднем ходу должна обеспечиваться основным приводом – при максимальной скорости судна положением 35ºодного борта до 30º другого не более чем за 28 с.

Запасным приводом при скорости, равной половине максимальной, но не менее 7 узлов, с 20º одного борта до 20º другого не более чем за 60 с.

 Аварийным приводом при скорости не менее 4 узлов с борта на борт без регламентированного времени перекладки.

Рулевое устройство должно иметь ограничители, допускающие перекладку руля не более чем на 36,5º на каждый борт. Так как перекладка руля на угол больше 35º практически не улучшает поворотливость судна, система управления рулевым приводом должна прекращать дальнейшую перекладку руля при отклонении его от ДП судна на угол более 35º. Около каждого поста управления рулевыми приводами должны быть установлены аксиометры. Разница между действительным углом перекладки руля и углом, показываемым каждым аксиометром не должна превышать ± 1º при электрическом аксиометре и ± 2º - при механическом.

Запасной привод должен быть в постоянной готовности к действию, хорошо расхоженным и смазанным. Переход с основного привода на запасной не должна превышать 2 мин, а аварийный – 5 мин. Баллер руля не должен иметь скручивания сверх допустимых пределов. При угле скручивания баллра 5´ и более может быть допущен к дальнейшей эксплуатации с разрешения инспектора Регистра при условии пересадки сектора или румпеля новую шконку. При угле скручивания 15´ и более баллер подлежит заводскому ремонту или замене. Проверка баллера руля на скручивание должна проводится при каждой постановке судна в док, после случаев касания кормой грунта, навал кормой на причал или другое судно, а также после сжатия судна льдом и плавании в штормовых условиях.

Уход за рулевым устройством – одна их важнейших задач судового экипажа.

Не реже 1 раза в неделю должен производиться тщательный осмотр устройства с опробованием в действии и устранением обнаруженных неисправностей. При подготовке судна к выходу в море рулевое устройство в целом должно быть осмотрено и испытано путем пробной перекладки руля. При этом должны быть проверены точность показаний всех аксиометров, легкость перекладки руля на оба борта основным и запасным приводами. исправность системы управления прекращающей перекладку руля на угол более  35º.

Во время плавания рулевое устройство надо осматривать на каждой вахте. Все трущиеся части передачи от поста управления к рулевой машине должны смазываться не реже 1 раза в сутки.

Особое внимание следует уделять повседневному уходу за штуртросовой передачей. Штуртросовые цепи, имеющие износ 10% и более первоначальной толщины, надлежит своевременно заменять.

Износ нагелей, шкивов направляющих блоков допускается не более 10%, а втулок не более 5% от первоначального диаметра. Шкивы должны быть в исправном состоянии, не иметь трещин и обломанных щек. Желоб, по которому движется на роликах тележка с буферной пружиной штуртроса, должен быть чистым, слабину штуртроса надо своевременно выбирать талрепами.

 

Уход за механической и электрической частями рулевого устройства осуществляется в соответствии с Правилами технической эксплуатации судовых вспомогательных механизмов и оборудования.

В случае навала кормой, касания грунта, ударов льдин о перо руля и т. д., а также, если наблюдалась ненормальная работа руля на переходе, должен быть произведен осмотр руля со шлюпки старшим механиком и старшим помощником капитана и водолазный осмотр. При осмотре проверяется состояние штырей и петель руля и рудерпоста, фланца, соединяющего рудерпис с баллером руля, состояние пера руля, исправность баллера и величина зазоров между петлями рудерписа и рудерпоста на предмет определения проседания руля.

При ежегодном возобновлении судну документов на право плавания рулевое устройство в целом представляется инспектору Регистра для освидетельствования и проверки его в действии.

 

 

Согласно требованием Международной конвенции ПДНВ – 78/95, рулевой матрос обязан уметь переходить с автоматического на ручной режим работы авторулевого и обратно. Такая операция осуществляется только по команде вахтенного помощника капитана. Для перехода с автоматического режима управлением рулем на следящий (ручной) рулевой должен четко и полно подтвердить команду, согласно хорошей морской практике. Затем выполнить переключение управления рулем на ручной режим или на автоматический, в соответствии с командой вахтенного помощника капитана. Проверку перехода с автоматического управления рулем на ручное и обратно выполняют, по крайне мере, один раз за вахту.

Заступая на вахту рулевым, вахтенный матрос обязан получить на это разрешение от вахтенного помощника капитана. прием и сдача вахты на руле должны происходить только на ручном управлении рулем. Рулевой, сдающий вахту, должен доложить о курсе судна по гирокомпасу и по магнитному компасу. Рулевой принимающий вахту должен отрепетовать курс судна по компасам. Принимающий вахту должен выяснить у сдающего, как судно слушается руля. Запрещено производить смену вахтенных рулевых во время циркуляции судна.

Рулевой обязан выполнить только команды капитана, вахтенного помощника капитана или лоцмана по указанию капитана.

Во время вахты рулевой должен удерживать судно строго на заданном курсе, сравнивать показания курсов по гирокомпасу и магнитному компасу, немедленно докладывать вахтенному помощнику капитана о большом расхождении курсов, следить за работой рулевого устройства, своевременно докладывать о неисправностях.

Любая команда, подаваемая рулевому вахтенным помощником капитана, должна быть отрепетована рулевым.

При изменении курса рулевой должен докладывать вахтенному помощнику капитана о промежуточных значениях курса, кратных 10º. Рулевой должен систематически докладывать вахтенному помощнику о том, как судно слушается руля, куда уваливается. Во время маневрирования судна рулевой должен внимательно следить не только за подаваемыми командами на руль, но и за работой главного двигателя.

Рулевой обязан понимать все общепринятые команды, подаваемые на руль, и уметь действовать по ним.

Согласно требованиям международной Конвенции ПДНВ – 78/95 матрос, участвующий в несении навигационной вахты, обязан понимать команды на руль на английском языке.

Чтобы понимать команды на руль, подаваемые на английском языке, и действовать по ним, рулевой, кроме перечисленных словосочетаний должен знать на английском языке все числительные, по крайне мере, от 0 до 360.

После поставки судна на якорь или окончания швартовки рулевой имеет право отойти от руля только с разрешения вахтенного помощника капитана.

 

 

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ  ЛЕКЦИИ

 

(5

 

мин.)

 

1.

Опрос по завершению лекционного занятия.

 

 

 

Контрольные вопросы:

 

 

1.

Назовите основные элементы рулевого уст-ва судна: расположение, назначение?

2.

Какие основные элементы САУ морского судна?

3.

Каковы основные требования к рулевому уст-ву морского судна?

4.

Как осуществляется уход за механ. и электр. частями рулевого уст-ва морского судна?

2.

Разбор хода и подведение итогов лекции. Ответы на вопросы слушателей.

3.

Задание на самостоятельную подготовку:

 

 

 

Повторение т.1.1.4

Работа с конспектом и дополнительной учебной литературой

 

 

 

Преподаватель

А. В. Щербина

 

(Ф.И.О. ,  подпись)

 


Федеральное агентство по рыболовству

Федеральное агентство по рыболовству

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ (Тема 1

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ (Тема 1

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (5 мин) 1

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (5 мин) 1

Вопрос 1. Рулевое устройство служит для управления судном

Вопрос 1. Рулевое устройство служит для управления судном

В случае навала кормой, касания грунта, ударов льдин о перо руля и т

В случае навала кормой, касания грунта, ударов льдин о перо руля и т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.