Учитель:
Цель программы
- ликвидация пробелов у учащихся в обучении по русскому языку и математике; - создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.
Задачи программы:
— создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;
— пробуждение природной любознательности;
— создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих школьников к слабому ученику
— вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности.
Программа направлена на удовлетворение потребностей:
Учащихся:
Получение знаний за курс 1 класса
Выбор форм получения знаний.
Родителей:
В создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;
В стабилизации отношений в семье: в смягчении конфликтных ситуаций в школе.
Школы:
Решение социально-педагогических и психологических проблем детей.
Педагогические технологии, используемые при работе:
- индивидуализация образовательного процесса;
- обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
- диалоговая форма обучения;
- игровые формы;
- памятки, карточки, творческие задании
- вовлечение в групповую работу
- вовлечение в проектную деятельность
Формы контроля:
- устные и письменные опросы;
- самостоятельные и проверочные работы;
- предметные тесты;
- собеседования;
- контрольные работы.
Принципы построения - приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка.
Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.
Планирование различных видов дифференцируемой помощи:
1. Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.
2. Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т. д.)
3. запись условия в виде значков, матриц, таблиц или словесно.
4. указание алгоритма решения или выполнения.
5. Указание аналогичной задачи, решенной раньше.
6. Объяснение хода выполнения подобного задания.
7. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.
8. Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.
9. Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания.
10. Выдача ответа или результата выполнения задания.
11. Расчленение сложного задания на элементарные составные части.
12. Постановка наводящих вопросов.
13. Указание правил, на основании которых выполняется задание.
14. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.
15. Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.
Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми
1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа,
разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться
к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными
пособиями и пр.
2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать
материал.
3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых
ученик отсутствовал по той или иной причине.
5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера
благожелательности.
6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников
концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы,
учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания
учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов,
раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при
затруднениях в усвоении нового материала.
7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются
упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах
или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для
стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и
указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным раз-
витием самостоятельности в учении.
8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников
подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится
подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных
затруднениях, предлагаются при необходимости карточки-консультации, даются
задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой
темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить
перегрузки школьников.
Работа с родителями
1 Организация индивидуальной беседы родителей и учителя
2. Родительское собрание Подкрепляется методическими рекомендациями и практикумом. Рекомендация методической литературы
по отдельным предметам.
3.Приглашение на уроки с целью определить интеллектуальный уровень ребёнка на фоне классного коллектива.
4.Создание коррекционных тетрадей
5.Обмен информацией между учителем и родителями об итогах практических заданий, на определённом этапе обучения.
6.Совместное выполнение произвольных заданий по предметам родителя и ученика.
7. Создание Папки - Копилки, где накапливаются задания для развития логического мышления (задачи на смекалку, кроссворды, ребусы, перевёртыши, каверзные вопросы)
Этапы работы со слабоуспевающими детьми:
I. Наметить учащихся со слабой успеваемостью.
II. Составление плана работы с детьми.
III. Реализация плана в течение учебного года.
IV. Подведение итогов работы. Анализ проделанной работы.
Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости
1 группа посредством содержания |
2 группа посредством организации деятельности |
3 группа посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания |
а) эмоционально-образный; б) аналитический (разъяснительный); в) деловой; г) необычный.
а) важность отдельных частей; б) трудность, сложность; в) новизна, познавательность материала; г) историзм, современные достижения науки; д) интересные факты, противоречия, парадоксы.
а) общественной б) личностной 5. Межпредметные связи |
|
|
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Этапы урока |
Виды помощи в учении |
В процессе контроля за подготовленностью учащихся |
|
При изложении нового материала
|
|
При организации самостоятельной работы |
|
В ходе самостоятельной работы на уроке |
|
Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников
Формируемые отношения |
Этапы работы |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Отношение к содержанию учебного материала |
Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости |
Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого |
Существенный, важный, но непривлекательный материал |
|
Отношение к процессу учения (усвоение знаний) |
Действует учитель – ученик только воспринимает |
Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса |
Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса |
Ученик действует самостоятельно |
Отношение к себе, к своим силам |
Поощрение успехов в учебе, работе, не требующей усилий |
Поощрение успеха в работе, требующей некоторых усилий |
Поощрение успеха в работе, требующей значительных усилий |
|
Отношение к учителю (коллективу) |
Подчеркнутая объективность, нейтралитет |
Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие |
Использование осуждения наряду с доброжелательностью, помощью и др. |
|
Профилактика неуспеваемости
Этапы урока |
Акценты в обучении |
В процессе контроля за подготовленностью учащихся
|
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания. |
При изложении нового материала
|
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал. |
В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке |
Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль. |
При организации самостоятельной работы вне класса |
Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников. |
1. При опросе слабоуспевающим школьникам даётся примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.
2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал.
5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель должен чаще обращаться к ним с вопросами на понимание, привлекать их в качестве помощников, стимулировать вопросы учеников при затруднении в освоении нового материала.
В ходе самостоятельной работы слабоуспевающим даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности.
При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашнего задания, при необходимости предлагаются карточки консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения нового. Объём домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.
Краткая характеристика слабоуспевающих учащихся 3 «б» класса.
1.Васильев Семен
2.Искакова Малика
3.Пикулина София
4.Садовой Дмитрий
Эти дети требуют особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могут перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль правильности выполнения.
Список слабоуспевающих обучающихся в 2020-2021учебном году
№ п/п |
ФИ ученика |
Примечание |
|
1 |
Пикулина София |
Отсутствие навыков самостоятельности в работе, низкая техника чтения. Низкая техника письма |
|
2 |
Садовой Дмитрий |
Низкие способности |
|
3 |
Искакова Малика |
Низкие способности, недостаточная домашняя под-готовка. Нарушение орфографической зоркости. |
|
4 |
Васильев Семен |
Низкие способности. Нарушение орфографической зоркости. |
Планируемые мероприятия. Сроки их реализации.
1.Индивидуальные дополн. занятия. |
Сроки. |
Индивидуальные занятия. |
каждый день |
|
|
2. Дифференцированные задания. Работа с тетрадью. |
Методические пособия. |
1. Карточки для индивидуальной работы. |
1. Арасланова Г. А. «Справочник тренажёров по русскому языку». |
2. Задания с выбором ответа. |
2. Вахрушева Т. В., Попова Е.В. «300 упражнений по русскому языку». |
3. Деформированные задания. |
3. Нефёдова Е. А., Узорова О. В. «350 правил и упражнений по русскому языку». |
4. Тетради – тренажёры. |
4. Узорова.О. В., Нефёдова Е. А. «Справочное пособие по русскому языку». 5.Голубь В.Т. Зачётная тетрадь «Тематический контроль по русскому языку. 1 класс». |
5. «Разрезные» теоремы. |
6. Ушакова О. Д. «Проверялочка». |
6. Перфокарты. |
7. Шукейло В. А. «Сборник проверочных и контрольных работ». |
3. Дифференцированный контроль. |
Сроки. |
1. Контрольные диктанты. |
По плану четверти. |
2. Словарные диктанты. |
|
3. Самостоятельные работы. |
|
4. Проверочные работы. |
|
5. Тесты. |
|
|
|
4.Консультации для родителей. |
Сроки. |
Индивидуальные консультации. |
После уроков по мере необходимости. |
Прогнозируемый результат
Учащиеся к концу 3 класса должны уметь:
- применять правила правописания на изученные орфограммы;
- различать звуки и буквы; гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
- воспроизводить наизусть результаты табличного сложения любых однозначных чисел;
- решать задачи в одно, в два действия
Отчет по работе со слабоуспевающими учащимися
Ф.И.О. ученика |
Причины неуспеваемости |
Использованы виды опроса |
Формы ликвидации пробелов |
Результат работы |
|
|
|
|
|
Индивидуальная карта ученика
Ф.И.О. учителя .…
Фамилия ученика ……………………….
Класс………………………………….
Предмет ………………………
№ п\п |
Планируемые мероприятия |
Сроки их реализации |
|
1. |
Индивидуальные дополнительные занятия . (Тематика занятий) |
Дата
|
Сроки |
|
|
|
|
2. |
Дифференцированные задания. ( Указать методическое пособие.) |
|
|
|
|
|
|
3. |
Дифференцированный контроль знаний. Темы. |
|
|
|
|
|
|
4. |
Работа с тетрадью. |
|
|
|
|
|
|
5. |
Консультации для родителей. (Тема) |
|
|
|
|
|
|
6. |
Создание ситуации успеха на уроке. |
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.