ПЛАН-КОНСПЕКТ, 4 класс, ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ». ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ «ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ЗНАКАМ ПРЕПИНАНИЯ»
Оценка 4.9

ПЛАН-КОНСПЕКТ, 4 класс, ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ». ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ «ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ЗНАКАМ ПРЕПИНАНИЯ»

Оценка 4.9
docx
01.02.2020
ПЛАН-КОНСПЕКТ, 4 класс, ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ». ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ «ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ЗНАКАМ ПРЕПИНАНИЯ»
проверочная работа по теме Предложение.docx


Проверочная работа по теме «Предложение».
Защита проектов «Похвальное слово знакам препинания»

Тип урока

Контроль и учет знаний, решение частных задач

Педагогические задачи

Создать условия для проверки знаний по теме «Предложение»; совершенствовать умение выполнять исследовательские проекты; способствовать развитию умения пользоваться словарями, энциклопедиями, справочниками, Интернетом; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с историей знаков препинания; научатся выполнять исследовательский проект, выступать с защитой своего проекта, слушать проекты своих одноклассников и задавать вопросы по теме проекта

Метапредметные УУД

Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной

позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные
результаты

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; иметь мотивацию к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов, к работе на результат; проявлять уважительное отношение к иному мнению


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

1

2

3

4

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь).

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу

о проделанной работе.

– Прочитайте стихотворение В. Берестова «Кот Базилио и лиса Алиса» в задании 54. Прочитайте предложения, в которых вы поставили запятые.

– Назовите основы предложений.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Называют главные члены предложений, знаки препинания.

(См. РМ, Приложение 2).

Выделять существенную информацию
из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Найдите одинаковый звук в словах «лимон», «ива», «индюк», «иней». (Звук [и].)

– Какой звук обозначает буква «и»? (Гласный звук.)

– Спишите, продолжив закономерность.

– Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.

– Спишите, обозначьте ударение.

Выполняют числописание.

и ии и ии

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Работа над словами с непроверяемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

– Отгадайте загадку.

Ночью на небе один

Золотистый апельсин.

Миновали две недели,

Апельсина мы не ели,

Но осталась в небе только

Апельсиновая долька.

(Месяц.)

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

м

е

с

я

ц

 

 

 

с

 

 

 

 

н

 

 

 

 

ы

 

 

 

 

й

 


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

– Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «месяц»

Месяц1. Единица исчисления времени, равная одной двенадцатой части года. 2. Диск луны или его часть.

Подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом. Составляют предложения с этим словом.

(См. РМ, Приложение 3.)

 

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте предложения. Сравните сложное предложение и предложение с однородными членами.

Осенью перелетные птицы спешат на юг, в теплые страны.

Весело светит яркое солнышко, а на полях еще лежит снег.

– Какую роль играет запятая в каждом из них? Докажите свой ответ.

– Прочитайте тему урока.

– Объясните слова К. Г. Паустовского: «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться»

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание

в устной форме

IV. Объяснение нового материала.

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

Выводят языковые закономерности, лежащие в ос-

нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную

Осуществлять анализ объектов с опорой


Продолжение табл.

1

2

3

4

Наблюдение над языковым материалом.

Историческая справка

– Трудным было чтение в древней Руси: без знаков препинания и без пробелов между словами! Но вот появилась точка. Это был первый «дорожный указатель» в лабиринте слов. Вместе с точкой появились пробелы между словами, чтобы было куда этот знак поставить. От точки всё и пошло.

Она – мать не только знаков препинания, но и самой пунктуации. Слово «пунктуация» произошло от латинского слова «punktum», что означает «точка». После точки появились и другие знаки. Постепенно к концу XVIII века в русском языке сложилась система знаков препинания.

– Как же работают знаки препинания?

в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Отвечают на вопросы учителя.

Указывают две разные функции знаков препинания:

1. Разделяют простые предложения в сложном, однородные члены предложения.

2. Выделяют обособленные члены предложения, обращения, междометия, вводные слова

на визуализацию

V. Первичное закрепление знаний. 

Проект «История знаков препинания»

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Как передать читателю разные сообщения и разные чувства? Только словами здесь не обойтись. На помощь приходят знаки препинания.

– Что могут знаки препинания?

(См. РМ, Приложение 4.)

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

 

 

– Все знаки препинания несут на себе огромную смысловую нагрузку

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение

VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обоб-

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

(См. РМ, Приложение 5.)

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.

Понимать
на слух ответы учащихся.

Слушать собе-


Продолжение табл.

1

2

3

4

щению приобретенных знаний и умений.

Работа в тет-

ради (зада-

ние 55).

Организует работу в рабочей тетради.

– Прочитайте задание. Назовите сказку А.Толстого.

(«Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

– Кому адресовано объяснение Лисы? (Буратино.)

– Поставьте, где нужно, запятые.

– Найдите и спишите сложное предложение. Выделите в нем грамматические основы

Выполняют задание в рабочей тетради.

Выписывают сложное предложение.

Наутро из ямки вырастет небольшое деревцо, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты.

седника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою

точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания

Работа в тет-

ради (зада-

ние 56)

– Прочитайте задание 56. Поставьте, где нужно, запятые.

– Распределите предложения в две группы. В квадратиках перед предложениями с однородными членами поставьте цифру 1, перед сложными предложениями – цифру – 2

Делят предложения на две группы.

 Стояла осень на дворе, и ветер дул сырой.

 Каштанка съела много, но не наелась.

 Туча по небу идет, бочка по морю плывет.

 Я шел зимою вдоль болота в галошах, в шляпе и в очках.

 Небо над головой было очень светлое, а к горизонту оно густело, и цвет его напоминал свинец

VII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности


Окончание табл.

1

2

3

4

 

– Какие знаки препинания вы знаете?

– Какую роль выполняют знаки препинания?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

 

 

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 57 в рабочей тетради; закончить предложения:

•  Знаки препинания необходимы, так как с их помощью…

•  Знаки препинания выполняют две основные функции: …

•  Во-первых, чтение до конца XV века было…

•  Во-вторых, эмоции, сообщения можно выразить…

•  Наконец, особую роль выполняют знаки препинания в Интернете: …

•  Теперь, я думаю, становится понятным, что знаки препинания…

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

 

Приложение 1

Организация начала урока

Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

Заходите, дети, в класс,

Прозвенел звонок сейчас.

Все тихонько быстро встали,

Подравнялись и собрались.

Скажем «здравствуйте» друг другу

И посмотрим на столы:

Всё, что нужно, принесли?

А теперь тихонько сели,

На меня все посмотрели.

Начинаем наш урок,

Рты закрыли на замок.

Сообщают о готовности к уроку.

Определяют самоготовность (настроен ли слушать учителя, воспринимать материал урока).

Приложение 2

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь)

Мы не грабим, не воруем,

Не шалим, не озоруем,

Жить мы учим простаков,

Чудаков и добряков.

А за выучку за эту

Мы берём у них монету.

Приложение 3

Работа над словами с непроверяемым написанием

Однокоренные слова: месячник, месячишко, месячный, ежемесячно.

Синоним: луна.

Пословицы и поговорки:

Солнце сияет, а месяц светит.

Летний день месяц кормит.

Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обуты.

У каждого месяца свои порядки.

Взойдёт красно солнышко – прощай светел месяц.

Предложения:

Из-за облаков выплыл серп молодого месяца.

Завод выполнил месячный план выпуска продукции.

Приложение 4

Проект «История знаков препинания»

– Остроумный английский писатель Бернард Шоу говорил, что есть 50 способов сказать слово «да» и 500 способов сказать слово «нет». А чтобы написать эти слова, есть только один способ. Но вот одно и то же слово, записанное несколько раз: да. Да? Да! Да?! Да – а – а…

Вот как определил смысл каждого знака препинания в своём весёлом стихотворении «Точка, точка, запятая...» А. Шибаев:

Точки, палочки, крючки...

Неприметные значки, 
А во время чтения 
Требуют почтения!
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК

Бурным чувствам 
Нет конца: 
Пылкий нрав
У молодца!

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК

Вечно думая
Над смыслом,
Изогнулся
Коромыслом.

МНОГОТОЧИЕ

Стоят три кумушки
Рядком.
Ведут беседу,
Но – тайком,
Какими-то
Далёкими
Туманными
Намёками...

ДВОЕТОЧИЕ

Двоеточие
Глазастое
Ходит,
Знаниями
Хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам,
Что к чему...

ТИРЕ

Ляжет палочкой
На строчку:
- Проходите 
По мосточку.

КАВЫЧКИ

Всегда подслушать
Норовят
То, что другие
Говорят...

СКОБКИ

Словам раскрывают объятья:
- Ждём в гости вас, 
Милые братья!

ЗАПЯТАЯ

Выйдет на дорожку – 
Всем подставит ножку!

ТОЧКА

Загораживает путь, 
Предлагает отдохнуть.

Заранее подготовленные ученики читают шуточный диалог.

– Вчера над нашей школой завис неопознанный летающий объект.

– Да?! Ты его видел собственными глазами?

– Да.

– А там были живые существа? Они пытались с тобой заговорить?

– Да, только я ничего не понял.

– Да…

Заранее подготовленный ученик рассказывает о диалоге писателя и издателя.

– Знаки препинания дают возможность сказать гораздо больше, чем записано буквами. Иногда знаки мы читаем вместо слов. Французский писатель Виктор Гюго, закончив роман «Отверженные», послал его издателю вместе с письмом, в котором был только вопросительный знак (?). Издатель также ответил письмом без слов: !

Писатель спрашивает примерно так:

– Ну как? Понравилось? Можно будет это издать?

Ответ издателя можно понять так:

– Замечательно! Великолепно! Я немедленно издам эту книгу!

Заранее подготовленный ученик рассказывает о путешественнике.

Путешественник в момент опасности обещал в случае спасения «поставить статую золотую, пику держащую».

Однако, когда опасность миновала, путешественнику не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: «Поставить статую, золотую пику держащую».

Так, не изменив ни одного слова в обещании, он сильно сократил свои расходы. Он просто поставил запятую в другом месте.

Одна и та же фраза может менять смысл в зависимости от поставленного знака препинания:

Казнить нельзя, помиловать!

Казнить, нельзя помиловать!

Приложение 5

Проект «Смайлики – что это?»

Особые функции знаков препинания в Интернете.

Смайлики, эмограммы (англ. smile – «улыбка») – это значки, составленные из знаков препинания, букв и цифр, обозначающие какие-либо эмоции. Они широко используются при общении в Интернете – в письмах, форумах, чатах и т. п. В последнее время текстовые смайлики постепенно уходят в прошлое, а на смену им приходят графические – забавные картинки, изображающие лица, предметы, знаки.

Смайлики - мусор или веяние времени?

Основные смайлики:

:-) Счастливая улыбка. Используется для выражения сарказма или оценки шуточного утверждения.

;-) Подмигивающая улыбка. Заигрывающая или саркастическая улыбка. Означает: «Не бейте меня за то, что я только что сказал».

:-( Мрачная улыбка. Используется, если не понравилось последнее утверждение или вы огорчены чем-либо.

:-I Независимая улыбка. Лучше, чем предыдущая, но не так хороша, как :-).

:-> Угрожающая, резкая, ехидная улыбка.

>:-> По-настоящему грозный комментарий.

>;-> Подмигивающая грозная физиономия.

История смайлика.

40 лет назад родился самый весёлый и жизнерадостный символ Интернета – Его Улыбчивость Смайлик, и не отметить это событие хотя бы одной улыбкой просто грешно. Но сейчас, когда вы читаете эту статью, праздник уже давно прошёл, и самое время задуматься – а что же известно нам о самом известном обитателе Сети...

Для Интернета смайлик, наверное, то же, что для человечества колесо. Нет, возможно, он и не движущая сила, но то, что улыбающихся рожиц в Сети не меньше, чем колес на улицах, это точно.

За 40 лет, которые прошли с момента появления «старейшины» рода эмотиконов (emoticon – научное название смайлика), сменилось уже несколько поколений смайлов. Они с неизменной улыбкой на лице прошли трудный эволюционный путь, приспосабливаясь к различным средам обитания, веяниям времени и прихотям творцов-человеков.

Смайлики («улыбочки») прочно вошли в нашу жизнь и теперь употребляются далеко не только в электронных средствах общения. Их уже можно встретить на заборах, в газетах и журналах, на плакатах и даже в литературных произведениях. Причем ещё пару лет назад, употребляя в статье этот термин, приходилось долго объяснять, что же это такое, сопровождая объяснения просьбой повернуть голову на 90 градусов, чтобы в значке :-) читатель вдруг неожиданно для себя видел улыбку, а не двоеточие и тире со скобкой.


 

Проверочная работа по теме «Предложение»

Проверочная работа по теме «Предложение»

Организационная структура урока

Организационная структура урока

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4 щению приобретенных знаний и умений

Продолжение табл. 1 2 3 4 щению приобретенных знаний и умений

Окончание табл. 1 2 3 4 –

Окончание табл. 1 2 3 4 –

Всё, что нужно, принесли? А теперь тихонько сели,

Всё, что нужно, принесли? А теперь тихонько сели,

Приложение 4 Проект «История знаков препинания» –

Приложение 4 Проект «История знаков препинания» –

Ходит, Знаниями Хвастая:

Ходит, Знаниями Хвастая:

Заранее подготовленный ученик рассказывает о диалоге писателя и издателя

Заранее подготовленный ученик рассказывает о диалоге писателя и издателя

Подмигивающая улыбка. Заигрывающая или саркастическая улыбка

Подмигивающая улыбка. Заигрывающая или саркастическая улыбка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2020