Проверочная работа по теме «Предложение».
Защита проектов «Похвальное слово знакам препинания»
Тип урока |
Контроль и учет знаний, решение частных задач |
Педагогические задачи |
Создать условия для проверки знаний по теме «Предложение»; совершенствовать умение выполнять исследовательские проекты; способствовать развитию умения пользоваться словарями, энциклопедиями, справочниками, Интернетом; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные |
Познакомятся с историей знаков препинания; научатся выполнять исследовательский проект, выступать с защитой своего проекта, слушать проекты своих одноклассников и задавать вопросы по теме проекта |
Метапредметные УУД |
Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений |
Личностные |
Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; иметь мотивацию к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов, к работе на результат; проявлять уважительное отношение к иному мнению |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание
деятельности учащегося |
Формируемые
способы учащегося |
||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь). |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте стихотворение В. Берестова «Кот Базилио и лиса Алиса» в задании 54. Прочитайте предложения, в которых вы поставили запятые. – Назовите основы предложений. |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Называют главные члены предложений, знаки препинания. (См. РМ, Приложение 2). |
Выделять существенную информацию Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу |
||||||||||||||||||||||||
Минутка чистописания. |
Проводит минутку чистописания. – Найдите одинаковый звук в словах «лимон», «ива», «индюк», «иней». (Звук [и].) – Какой звук обозначает буква «и»? (Гласный звук.) – Спишите, продолжив закономерность. – Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл. – Спишите, обозначьте ударение. |
Выполняют числописание. и ии и ии Нет друга – ищи, а нашел – береги. |
|||||||||||||||||||||||||
Работа над словами с непроверяемым написанием |
Организует работу над словами с непроверяемым написанием. – Отгадайте загадку. Ночью на небе один Золотистый апельсин. Миновали две недели, Апельсина мы не ели, Но осталась в небе только Апельсиновая долька. (Месяц.) |
Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. – Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «месяц» |
Месяц – 1. Единица исчисления времени, равная одной двенадцатой части года. 2. Диск луны или его часть. Подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом. Составляют предложения с этим словом. (См. РМ, Приложение 3.) |
|
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте предложения. Сравните сложное предложение и предложение с однородными членами. Осенью перелетные птицы спешат на юг, в теплые страны. Весело светит яркое солнышко, а на полях еще лежит снег. – Какую роль играет запятая в каждом из них? Докажите свой ответ. – Прочитайте тему урока. – Объясните слова К. Г. Паустовского: «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться» |
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока |
Принимать и сохранять учебную цель в устной форме |
IV. Объяснение нового материала. |
Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. |
Выводят языковые закономерности, лежащие в ос- нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную |
Осуществлять анализ объектов с опорой |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
Наблюдение над языковым материалом. Историческая справка |
– Трудным было чтение в древней Руси: без знаков препинания и без пробелов между словами! Но вот появилась точка. Это был первый «дорожный указатель» в лабиринте слов. Вместе с точкой появились пробелы между словами, чтобы было куда этот знак поставить. От точки всё и пошло. Она – мать не только знаков препинания, но и самой пунктуации. Слово «пунктуация» произошло от латинского слова «punktum», что означает «точка». После точки появились и другие знаки. Постепенно к концу XVIII века в русском языке сложилась система знаков препинания. – Как же работают знаки препинания? |
в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Отвечают на вопросы учителя. Указывают две разные функции знаков препинания: 1. Разделяют простые предложения в сложном, однородные члены предложения. 2. Выделяют обособленные члены предложения, обращения, междометия, вводные слова |
на визуализацию |
V. Первичное закрепление знаний. Проект «История знаков препинания» |
Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Как передать читателю разные сообщения и разные чувства? Только словами здесь не обойтись. На помощь приходят знаки препинания. – Что могут знаки препинания? (См. РМ, Приложение 4.) |
Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.
– Все знаки препинания несут на себе огромную смысловую нагрузку |
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение |
VI. Дальнейшая работа |
Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. (См. РМ, Приложение 5.) |
Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями. |
Понимать Слушать собе- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
щению приобретенных знаний и умений. Работа в тет- ради (зада- ние 55). |
Организует работу в рабочей тетради. – Прочитайте задание. Назовите сказку А.Толстого. («Золотой ключик, или Приключения Буратино».) – Кому адресовано объяснение Лисы? (Буратино.) – Поставьте, где нужно, запятые. – Найдите и спишите сложное предложение. Выделите в нем грамматические основы |
Выполняют задание в рабочей тетради. Выписывают сложное предложение. Наутро из ямки вырастет небольшое деревцо, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты. |
седника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания |
Работа в тет- ради (зада- ние 56) |
– Прочитайте задание 56. Поставьте, где нужно, запятые. – Распределите предложения в две группы. В квадратиках перед предложениями с однородными членами поставьте цифру 1, перед сложными предложениями – цифру – 2 |
Делят предложения на две группы. Стояла осень на дворе, и ветер дул сырой. Каштанка съела много, но не наелась. Туча по небу идет, бочка по морю плывет. Я шел зимою вдоль болота в галошах, в шляпе и в очках. Небо над головой было очень светлое, а к горизонту оно густело, и цвет его напоминал свинец |
|
VII. Итог урока. Рефлексия |
Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке |
Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Какие знаки препинания вы знаете? – Какую роль выполняют знаки препинания? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
|
|
Домашнее задание |
Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. – Выполнить задание 57 в рабочей тетради; закончить предложения: • Знаки препинания необходимы, так как с их помощью… • Знаки препинания выполняют две основные функции: … • Во-первых, чтение до конца XV века было… • Во-вторых, эмоции, сообщения можно выразить… • Наконец, особую роль выполняют знаки препинания в Интернете: … • Теперь, я думаю, становится понятным, что знаки препинания… |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
Приложение 1
Организация начала урока
Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.
– Проверим готовность к уроку.
Заходите, дети, в класс,
Прозвенел звонок сейчас.
Все тихонько быстро встали,
Подравнялись и собрались.
Скажем «здравствуйте» друг другу
И посмотрим на столы:
Всё, что нужно, принесли?
А теперь тихонько сели,
На меня все посмотрели.
Начинаем наш урок,
Рты закрыли на замок.
Сообщают о готовности к уроку.
Определяют самоготовность (настроен ли слушать учителя, воспринимать материал урока).
Приложение 2
Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь)
Мы не грабим, не воруем,
Не шалим, не озоруем,
Жить мы учим простаков,
Чудаков и добряков.
А за выучку за эту
Мы берём у них монету.
Приложение 3
Работа над словами с непроверяемым написанием
Однокоренные слова: месячник, месячишко, месячный, ежемесячно.
Синоним: луна.
Пословицы и поговорки:
Солнце сияет, а месяц светит.
Летний день месяц кормит.
Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обуты.
У каждого месяца свои порядки.
Взойдёт красно солнышко – прощай светел месяц.
Предложения:
Из-за облаков выплыл серп молодого месяца.
Завод выполнил месячный план выпуска продукции.
Приложение 4
Проект «История знаков препинания»
– Остроумный английский писатель Бернард Шоу говорил, что есть 50 способов сказать слово «да» и 500 способов сказать слово «нет». А чтобы написать эти слова, есть только один способ. Но вот одно и то же слово, записанное несколько раз: да. Да? Да! Да?! Да – а – а…
Вот как определил смысл каждого знака препинания в своём весёлом стихотворении «Точка, точка, запятая...» А. Шибаев:
Точки, палочки, крючки...
Неприметные значки,
А во время чтения
Требуют почтения!
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК
Бурным чувствам
Нет конца:
Пылкий нрав
У молодца!
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК
Вечно думая
Над смыслом,
Изогнулся
Коромыслом.
МНОГОТОЧИЕ
Стоят три кумушки
Рядком.
Ведут беседу,
Но – тайком,
Какими-то
Далёкими
Туманными
Намёками...
ДВОЕТОЧИЕ
Двоеточие
Глазастое
Ходит,
Знаниями
Хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам,
Что к чему...
ТИРЕ
Ляжет палочкой
На строчку:
- Проходите
По мосточку.
КАВЫЧКИ
Всегда подслушать
Норовят
То, что другие
Говорят...
СКОБКИ
Словам раскрывают объятья:
- Ждём в гости
вас,
Милые братья!
ЗАПЯТАЯ
Выйдет на дорожку –
Всем подставит ножку!
ТОЧКА
Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть.
Заранее подготовленные ученики читают шуточный диалог.
– Вчера над нашей школой завис неопознанный летающий объект.
– Да?! Ты его видел собственными глазами?
– Да.
– А там были живые существа? Они пытались с тобой заговорить?
– Да, только я ничего не понял.
– Да…
Заранее подготовленный ученик рассказывает о диалоге писателя и издателя.
– Знаки препинания дают возможность сказать гораздо больше, чем записано буквами. Иногда знаки мы читаем вместо слов. Французский писатель Виктор Гюго, закончив роман «Отверженные», послал его издателю вместе с письмом, в котором был только вопросительный знак (?). Издатель также ответил письмом без слов: !
Писатель спрашивает примерно так:
– Ну как? Понравилось? Можно будет это издать?
Ответ издателя можно понять так:
– Замечательно! Великолепно! Я немедленно издам эту книгу!
Заранее подготовленный ученик рассказывает о путешественнике.
Путешественник в момент опасности обещал в случае спасения «поставить статую золотую, пику держащую».
Однако, когда опасность миновала, путешественнику не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: «Поставить статую, золотую пику держащую».
Так, не изменив ни одного слова в обещании, он сильно сократил свои расходы. Он просто поставил запятую в другом месте.
Одна и та же фраза может менять смысл в зависимости от поставленного знака препинания:
Казнить нельзя, помиловать!
Казнить, нельзя помиловать!
Приложение 5
Проект «Смайлики – что это?»
Особые функции знаков препинания в Интернете.
Смайлики, эмограммы (англ. smile – «улыбка») – это значки, составленные из знаков препинания, букв и цифр, обозначающие какие-либо эмоции. Они широко используются при общении в Интернете – в письмах, форумах, чатах и т. п. В последнее время текстовые смайлики постепенно уходят в прошлое, а на смену им приходят графические – забавные картинки, изображающие лица, предметы, знаки.
Смайлики - мусор или веяние времени?
Основные смайлики:
:-) Счастливая улыбка. Используется для выражения сарказма или оценки шуточного утверждения.
;-) Подмигивающая улыбка. Заигрывающая или саркастическая улыбка. Означает: «Не бейте меня за то, что я только что сказал».
:-( Мрачная улыбка. Используется, если не понравилось последнее утверждение или вы огорчены чем-либо.
:-I Независимая улыбка. Лучше, чем предыдущая, но не так хороша, как :-).
:-> Угрожающая, резкая, ехидная улыбка.
>:-> По-настоящему грозный комментарий.
>;-> Подмигивающая грозная физиономия.
История смайлика.
40 лет назад родился самый весёлый и жизнерадостный символ Интернета – Его Улыбчивость Смайлик, и не отметить это событие хотя бы одной улыбкой просто грешно. Но сейчас, когда вы читаете эту статью, праздник уже давно прошёл, и самое время задуматься – а что же известно нам о самом известном обитателе Сети...
Для Интернета смайлик, наверное, то же, что для человечества колесо. Нет, возможно, он и не движущая сила, но то, что улыбающихся рожиц в Сети не меньше, чем колес на улицах, это точно.
За 40 лет, которые прошли с момента появления «старейшины» рода эмотиконов (emoticon – научное название смайлика), сменилось уже несколько поколений смайлов. Они с неизменной улыбкой на лице прошли трудный эволюционный путь, приспосабливаясь к различным средам обитания, веяниям времени и прихотям творцов-человеков.
Смайлики («улыбочки») прочно вошли в нашу жизнь и теперь употребляются далеко не только в электронных средствах общения. Их уже можно встретить на заборах, в газетах и журналах, на плакатах и даже в литературных произведениях. Причем ещё пару лет назад, употребляя в статье этот термин, приходилось долго объяснять, что же это такое, сопровождая объяснения просьбой повернуть голову на 90 градусов, чтобы в значке :-) читатель вдруг неожиданно для себя видел улыбку, а не двоеточие и тире со скобкой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.