ПЛАН-КОНСПЕКТ общеобразовательной дисциплины "Обществознание" тема "Мораль"
Оценка 4.6

ПЛАН-КОНСПЕКТ общеобразовательной дисциплины "Обществознание" тема "Мораль"

Оценка 4.6
docx
02.12.2021
ПЛАН-КОНСПЕКТ общеобразовательной дисциплины "Обществознание" тема "Мораль"
план-конспект урока_Мораль_Обществознание.docx

 

План-конспект общеОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ дисциплины

ОДП.06 Обществознание (вкл. экономику и право)

Методическая разработка преподавателя Москалёва А.В.

Дисциплина: «Обществознание (вкл. экономику и право)»

Группа: К-16/9

Тема занятия: «Мораль»

Дидактическая цель: расширить, систематизировать и углубить знания о морали; разграничить понятия мораль, право, нравственность.

Задачи:

образовательные: рассмотреть содержание понятия «мораль», «моральный поступок», моральные нормы, этика, «золотое правило нравственности»; принцип моральной автономии личности, гуманизм, моральные идеалы, нравственная культура личности; подвести обучающихся к осознанию важности соблюдения моральных норм, правил и последствий их нарушения; выяснить сходство и отличие морали и права.

развивающие: развивать свои умения анализировать конкретные ситуации с позиций норм морали, продолжить развивать умение анализировать, сравнивать, участвовать в беседе, рассуждать и делать выводы, работать с текстом учебника, актуализировать ранее изученное, составлять таблицу; умение анализировать свои поступки, поведение, события своей жизни; формировать у обучающихся умение приводить примеры различных жизненных ситуаций.

воспитывающие: воспитывать в обучающихся  нравственные качества, потребность в хороших поступках, содействовать воспитанию уважения к моральным нормам.

Формируемые компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Тип занятия: урок-семинар изучения нового материала

Организация деятельности студентов–индивидуальная и групповая дифференцированная работа.

Методы учения: продуктивный, репродуктивный, частично – поисковый.

Средства ИКТ, программные средства: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация, программы социального опроса, тестирования, интернет-ресурсы

Методическая литература:

Основные источники:

Никитин А.Ф. Обществознание. 10 кл. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/А.Ф. Никитин. – 6-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2010.

Дополнительные источники:

Сычев А.А. Обществознание: учебное пособие/ А.А. Сычев. – М.: альфа: ИНФРА-М, 2011.

Интернет-ресурсы:

https://interneturok.ru/obshestvoznanie/sfera-duhovnoy-kultury/moral/testcases

http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/pravo-i-moral.html

Этапы урока

Содержание

1. Организационный момент (15 мин)

Цели для преподавателя:

-  создать условия для включения в обучающихся в учебную деятельность;

- актуализация ранее изученного (установить уровень усвоения данного материала, обобщить и закрепить знания, предупредить типичные ошибки, стимулировать активность и инициативу обучающихся при опросе);

- способствовать повышению мотивации учения; 

- организовать совместное (преподаватель-студент)  целеполагание урока.

Цели для обучающихся:

- включиться в учебную деятельность;

- повторить пройденный материал;

- выяснить и устранить личные пробелы по изученной теме;

-  подготовиться к выполнению  заданий.

Цели этапа занятия достигаются посредством:

- объявления темы занятия и постановки общих целей с  вовлечением студентов в данный процесс;

- объявления темы занятия и постановки общий цели, задач с  вовлечением студентов в данный процесс;

- установления критерий оценивания результатов работы учащихся;

- определение средств обучения.

1.1.Проверка наличия обучающихся.

Приветствие.

1.2. Актуализация знаний

Устное выполнение задания на соответствие путем фронтального опроса с использование ПО ispring

Этические нормы – культура поведения

Религиозные нормы – нормы, установленные религией

Правовые нормы – нормы, установленные государством

Социальные нормы – нормы, установленные обществом

Моральные нормы – нормы, установленные воспитанием

1.3. Целевая установка на урок. Мотивация

Перед тем как приступить к изучению новой темы пройдите социологический опрос по средствам Ватсап.

Как вы понимаете добро?

а) Нормы морали.

б) Конкретные поступки, которые вы расцениваете как хорошие.

в) Отсутствие зла.

В чём, по вашему мнению, основная причина зла в мире?

а) Во внешних обстоятельствах : голод, стихийные бедствия.

б) Основная причина зла в природе людей: их алчность, зависть, не умение справится с   собственными желаниями.

Чем вы в первую очередь руководствуетесь в своих поступках?

а) Соображениями пользы.

б) Совестью.

в) Сиюминутными желаниями.

г) Соблюдением приличий.

В чём главное предназначение морали?

а) Мораль помогает дать оценку действиям окружающих  и собственным поступкам.

б) Мораль способствует личностному росту.

в) В реальной жизни мораль не играет никакой роли, без неё можно обойтись.

Выводы по опросу

 

 

А теперь, прослушайте внимательно притчу «Яма».

«Однажды пастух обидел одного человека, а тот затаил на него злобу и решил отомстить ему. Он знал, что обидчик пасет животных в определенном месте, где почти никто не ходит, и решил воспользоваться этим: выкопать глубокую яму, чтобы пастух упал в нее. Поздней ночью человек начал копать. Когда он копал, то представлял себе, как его обидчик попадает в яму и, может быть, что-нибудь себе сломает, или умрет в ней, не имея возможности вылезти оттуда. Или, по крайней мере, в яму упадет его корова, овца или, на худой конец, коза. Долго и упорно он копал, мечтая о мести, не замечая, как яма становилась все глубже и глубже. Но вот забрезжил рассвет, и он очнулся от своих мыслей. Каково же было его отчаяние, когда он увидел, что за это время выкопал такую глубокую яму, что сам не сможет вылезти из нее».

- Какое отношение она имеет к сегодняшнему уроку?

- Мы живем в обществе, в котором существуют определенные ценности. Практически ежедневно мы стоим перед выбором - протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не касается, пройти мимо бездомной собаки или накормить ее, угостить товарища своим завтраком или съесть его самому, навредить человеку, или простить его. Чтобы понять, какой выбор нужно сделать, мы опираемся на два регулятора: мораль и право. Они указывают как нам себя вести.

- С какими из этих двух слов вы уже знакомы? (Право)

- С правом мы уже знакомы, а с таким регулятором, как мораль - мы сегодня и познакомимся.

- У вас имеются технологические карты урока, которые в течение сегодняшнего урока заполним и этот материал будет считаться кратким конспектом.

 

Итак, тема занятия «Мораль».

- План нашего урока вы видите на экране.

1. Мораль: понятие, задачи, функции, - моральные ценности, принципы

2. Мораль и нравственность

3. Мораль и право

 

Действия: составление краткого конспекта, путем заполнения технологической карты урока, прослушивание и анализ сообщений, выполнение ситуационных задач, тестирование.

 

- Давайте исходя из плана сформулируем цель нашего урока.

Цель: расширить, систематизировать и углубить знания о морали; разграничить понятия мораль, право, нравственность

- Кроме этого, на уроке решим проблему нашего урока-семинара, а именно разъясним разницу между следующими понятиями: мораль, право, нравственность.

Наш урок будет построен в форме беседы, поэтому на уроке сегодня сможете получить две отметки за активность особо отличившимся и отметку по итоговой работе, включающую в себя выполнение кейс-заданий и тестирования.

Таким образом, сегодня должны поставить себе как минимум две задачи в виде мотива:

Мотивация 1: найти решение проблемы урока

Мотивация 2: получить положительные отметки

2. Основной этап (45 мин)

 

Цели для преподавателя:

-организовать внимание обучающихся;

-добиться восприятия, осознания, первичной систематизации новых знаний;

- способствовать развитию познавательных способностей обучающихся;

- организации активной самостоятельной деятельности обучающихся;

- организации творческой работы для разрешения проблемной ситуации;

- создать для каждого студента ситуацию «успешности»

 

Цели для обучающихся:

- активность познавательной деятельности;

- проявлять интеллектуальную, творческую инициативу;

-эффективность восприятия и осмысления нового материала;

 

Цели этапа урока достигаются посредством:

- обеспечения понимания планируемого результата деятельности, основных путей его достижения;

 - составления краткого конспекта урока;

- прослушивания и анализа сообщений;

- реализации принципов опережающего обучения (домашнее задание - подготовка сообщений по заданной теме)

 

2.1 Основной этап урока. Работа с технологической картой, составление краткого конспекта урока.

-Термин «мораль» впервые встречается во 2 веке в трудах древнеримского юриста, политика и философа Цицерона. Но определенные правила поведения существовали задолго до появления самого термина «мораль». Еще в VI веке до н.э. Конфуцием было сформулировано «золотое правило», которое гласит: Не делай другому того, чего себе не желаешь.

- Какие ассоциации у вас возникают при слове «мораль»? (хорошее, доброе, правильное).

- Давайте посмотрим, какое определение дается в учебнике на странице 126. На слайде представлено еще одно определение понятия мораль. Мораль - нравственные правила поведения, основанные на представлениях людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости, долге, чести и совести и др. Записать понравившееся.

-Совокупность моральных норм, принципов, идеалов – это  моральные ценности, например, положительные моральные ценности – добро, справедливость, совесть, честь, а отрицательные моральные ценности –это зло, эгоизм.

Выполнение заданий №1,3,4 стр. 133

Прослушивание сообщения на тему «Универсальные моральные принципы»

1.       Правило талиона «око за око, зуб за зуб», Ветхий завет

2.       Золотое правило нравственности «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе», древние мудрецы: Будда, Конфуций, Фалес, Христос

3.       Заповедь любви «люби ближнего своего», Новый завет

4.       Принцип золотой середины « «избегай крайности и соблюдай меру», Аристотель

5.       Категорический императив «поступай так, чтобы основания твоего поступка могли стать всеобщим законом», «всегда относись к человеку, как к цели, а не только как к средству», Кант

6.       Принцип наибольшего счастья «обеспечь наибольшее счастье для наибольшего числа людей», философы Бентам, Милль

7.       Принципы справедливости « 1. Каждый человек должен иметь равные права в отношении свобод. 2. социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы от них можно было бы разумно ожидать преимущества для всех, и доступ к положениям и должностям был бы открыт всем», философ Джон Ролз

 

Таким образом, функциями морали являются (заполнение конспекта – на экране расшифровка, обучающиеся соотносят к понятию):

Оценочная – рассмотрение поступков в координатах добра и зла,

Регулятивная – установление норм, принципов, правил поведения,

Контролирующая – контроль над выполнением норм на основе общественного суждения и/или совести человека,

Интегрирующая – поддержание единства человечества и  целостности духовного мира человека,

Воспитательная – формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора.

 

Прослушивание сообщений

1         группа  -  анализируют период древности

2         группа  -  анализирует период средневековья

3         группа  -  анализирует период нового времени

4         группа  -  анализируют период новейшей истории

Было задание группам:

-проанализировать подход к происхождению морали и основные моральные принципы;

-найти понятие нравственного  идеала для данного периода времени

-сформулировать понятие морали для данного периода

 

Выслушав выступление обучающихся мы приходим к выводу, что с изменением исторической ситуации меняется и само представление о морали и нравственности.

Выделяется 3 основных этапа в формировании нравственной культуры

1.Формирование элементарной нравственности

2.Формирование конвенциональной нравственности

3.Формирование автономной нравственности

Этап формирования нравственной культуры

Примеры проявления

1.    Формирование элементарной нравственности

2.    Формирование конвенциональной нравственности

3.    Формирование автономной нравственности

Нравственное поведение основано на послушании, подражании, страх и боязнь наказания

Мнение окружающих, что обо мне подумают

 

Основано на саморегуляции и чувстве совести,  на нравственном сознании

-Некоторые ученые считают, что между понятиями «мораль» и «нравственность»  можно поставить знак =,  а кто-то утверждает, что это  - не одно и то же.

Мораль

Нравственность

правила поведения (как надо поступать)

практические поступки людей

-У людей есть образец поведения, но все ли следуют нормам морали?

Основное противоречие морали- между знанием и поступком, человек знает моральные нормы, но склонен поступать зло

 

- А что такое право?

Право - система общеобязательных правил поведения, установленных государством.

- Что объединяет  понятия мораль и право, и что их отличает?

·         Когда впервые появляется мораль и когда право? 

·         Что было раньше и почему?

·         Что является общим, а в чем отличия?

Общим является:

Мораль и право относится к социальным нормам; выступает мерой свободы в обществе; регулирует общественные отношения.

Отличия:

1. право возникает позже морали

2. нормы морали добровольные, а права обязательные

3. мораль поддерживает общественные отношения 

4. право регулирует отношения, которые подконтрольны государству законного и времени

- Давайте сравним этих два регулятора жизни- право и мораль и заполним результат в таблице.

Заполнение таблицы «Мораль и право»

Вопросы для сравнения

Право

Мораль

Кто вырабатывает

Государство

Общество

Где закреплено?

В законах государства

Нет письменного закрепления

Каковы последствия нарушения?

Наступает юридическая ответственность

Общественное осуждение, критика, “угрызение” совести

Выполнение

Обязательно

Не обязательно

Что регулирует?

служат для регулирования и оценки поступков человека.

3.                  Подведение итогов (20 мин)

Цель для преподавателя:

- провести анализ и оценку успешности достижения цели урока;

- организации творческой работы для разрешения проблемной ситуации;

 

Цель для обучающихся:

- просвети анализ по результатам выполненного задания;

- решать практические и теоретические задачи в соответствии с поставленными задачами;

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль результатов заданий

 

Цели этапа достигаются посредством:

- объявление результатов проделанной работы;

- объяснения дальнейших действий;

- обеспечение планируемого результата деятельности;

- определение критериев, позволяющих обучающимися самостоятельно определять степень достижения запланированного результата;

- организации активной самостоятельной деятельности обучающихся при выполнении различных видов контроля знаний.

3.1.  Проверка ранее изученного.

Выполнение кейс-заданий (ситуационных задач) с сайта https://interneturok.ru – тренажеры по трем блокам самостоятельно, последующий анализ вслух.

Самооценка- Критерии оценивания:

3 правильных ответов –«5»

2 правильных ответов, один и которых из 3 блока –«4»

2 правильных ответов, один и которых из 1-2 блока –«3»

–«3»

1 правильный ответ –«2»

Анализ решения ситуационных задач

Освоение сегодняшнего материала проверим, выполнив тестирование с сайта https://interneturok.ru

Критерии оценивания:

5 правильных ответов –«5»

4 правильных ответов –«4»

3 правильных ответов –«3»

2-1 правильных ответов –«2»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Резерв времени-разминка: Игра «Крестики-нолики». 

Вопросы для игры.

1. Выбирая между добром и злом человек делает моральный выбор (да).

2. Быть моральным это значит отвечать за свои поступки, совершать добрые делам (да).

3. Мораль представляет собой нормы, установленные государством (нет).

4. Высоконравственным считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим, ответственного за свои поступки и т.д. (да).

5. Нравственные поступки требуют наград, слова благодарности (нет).

6. Золотое правило нравственности учит нас относиться к людям так, как хотим мы, что бы относились к нам (да).

7. Мораль и право регулируют поведение человека в обществе (да).

8. Нарушение моральных норм наказывается общественным мнением (да).

9. Выполнение норм морали обязательно (нет).

3.2. Выставление отметок. Выводы по проблеме урока

Вывод по проблеме.

МОРАЛЬ        - это правила поведения (как надо поступать)

НРАВСТВЕННОСТЬ - это практические поступки людей

ПРАВО           -  общеобязательных правил поведения, установленные государством

3.3. Домашнее задание на доске: параграф 15, стр. 134, задания уровня Б (ответ представить не более 5 предложений)

В заключении хочу сказать: прежде чем сделать что либо, нужно оценить последствия поступка и задать себе вопрос каково было бы мне, если бы так поступили со мной? Поэтому задумываться о своих поступках, любите людей как самого себя, любите самого себя.

 

Технологическая карта урока

Дата:

 

Тема:

 

План:

1. Мораль: понятие, задачи, функции, - моральные ценности, принципы

2. Мораль и нравственность

3. Мораль и право

Краткий конспект урока

Мораль

- это

 

 

 

 

Моральные ценности

- это совокупность моральных норм, принципов, идеалов

положительные моральные ценности – добро, справедливость, совесть, честь и т.д.

отрицательные моральные ценности – зло, эгоизм

Универсальные моральные принципы

 

Наименование

Суть

Автор

1.

«око за око, зуб за зуб»

 

 

2.

«(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе»

 

3.

«люби ближнего своего»

 

 

4.

«избегай крайности и соблюдай меру»

 

 

5.

«поступай так, чтобы основания твоего поступка могли стать всеобщим законом», «всегда относись к человеку, как к цели, а не только как к средству»

 

6.

«обеспечь наибольшее счастье для наибольшего числа людей»

 

7.

« 1. Каждый человек должен иметь равные права в отношении свобод.

2. социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы от них можно было бы разумно ожидать преимущества для всех, и доступ к положениям и должностям был бы открыт всем»

 

Функциями

морали

Наименование

Суть

 

 

рассмотрение поступков в координатах добра и зла

 

установление норм, принципов, правил поведения

 

контроль над выполнением норм на основе общественного суждения и/или совести человека

 

поддержание единства человечества и  целостности духовного мира человека

 

формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора

Исторический период

Нравственный идеал

период древности

 

 

период средневековья

 

 

период нового времени

 

 

период новейшей истории

 

 

Этап

формирования нравственной культуры

Формирование элементарной нравственности

Нравственное поведение основано на послушании, подражании, страх и боязнь наказания

 

Формирование конвенциональной нравственности

Мнение окружающих, что обо мне подумают

 

Формирование автономной нравственности

Основано на саморегуляции и чувстве совести,  на нравственном сознании

Мораль и право

Вопросы для сравнения

Право

Мораль

Кто вырабатывает

 

 

Где закреплено?

 

 

Каковы последствия нарушения?

 

 

Выполнение

 

 

Что регулирует?

 

 

ВЫВОД:

 

 

 

МОРАЛЬ

- это правила поведения (как надо поступать)

НРАВСТВЕННОСТЬ

- это практические поступки людей

ПРАВО

-  общеобязательных правил поведения, установленные государством

Домашняя работа

параграф 15, стр. 134, задания уровня Б (ответ представить не более 5 предложений)

 


 

Скачано с www.znanio.ru

План-конспект общеОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ дисциплины

План-конспект общеОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ дисциплины

Никитин А.Ф. Обществознание. 10 кл

Никитин А.Ф. Обществознание. 10 кл

Проверка наличия обучающихся.

Проверка наличия обучающихся.

Цели для обучающихся: - активность познавательной деятельности ; - проявлять интеллектуальную, творческую инициативу; -эффективность восприятия и осмысления нового материала;

Цели для обучающихся: - активность познавательной деятельности ; - проявлять интеллектуальную, творческую инициативу; -эффективность восприятия и осмысления нового материала;

Выделяется 3 основных этапа в формировании нравственной культуры 1

Выделяется 3 основных этапа в формировании нравственной культуры 1

Основной этап (45 мин) Цели для преподавателя: - организовать внимание обучающихся; -добиться восприятия, осознания, первичной систематизации новых знаний; - способствовать развитию познавательных способностей обучающихся; -…

Основной этап (45 мин) Цели для преподавателя: - организовать внимание обучающихся; -добиться восприятия, осознания, первичной систематизации новых знаний; - способствовать развитию познавательных способностей обучающихся; -…

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Наименование Суть рассмотрение поступков в координатах добра и зла установление норм, принципов, правил поведения контроль над выполнением норм на основе общественного суждения и/или совести человека…

Наименование Суть рассмотрение поступков в координатах добра и зла установление норм, принципов, правил поведения контроль над выполнением норм на основе общественного суждения и/или совести человека…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2021