ПЛАН КОНСПЕКТ №
Тренера-преподавателя
Тихонова Евгения Викторовича
Тема: Особенности обучения акробатике и совершенствование ее элементов и акробатических прыжков в условиях зала для самбо . Место проведения: Спортивный зал борьбы МБОУ СОШ № 11 Дата проведения: _______________ г. Инвентарь и оборудование: борцовский ковер ( татами). Основные задачи: 1. Стойки, выпады, приседы.
1.Построение, рапорт, проверка группы – 5 минут.
2. Современная спортивная акробатика. – 35 минут.
3. Построение группы. Подведение итогов урока – 5 минут.
Современная спортивная акробатика – один из древнейших видов спорта. Слово «акробат» произошло от греческого «акробатэс» – поднимающийся вверх или тот, «кто ходит высоко». Первоначально слово означало, вероятно, «канатный плясун», а потом им стали называть всякого искусника в проявлении своей силы и ловкости. Акробатика как вид спорта впервые была утверждена в Советском Союзе в 1939 г. и сразу же получила признание в общей системе физического воспитания и развития молодого советского поколения, как один из ценных и интересных видов физической культуры и спорта. Доступность и эмоциональность акробатических упражнений позволяют широко использовать их на занятиях с детьми, подростками и взрослыми. Благодаря этому, акробатическая подготовка включена в школьную программу. В последние десятилетия акробатика широко используется в подготовке спортсменов других видов спорта. Спортсмены, выполняющие на тренировочных занятиях различные акробатические упражнения, традиционно добиваются более высоких спортивных результатов. Подготовка гимнастов, прыгунов в воду, прыгунов с трамплина и фигуристов немыслима без использования акробатических упражнений. Несмотря на то, что спортивная борьба не является видом спорта, в программу которого введены акробатические упражнения, они занимают значительное место в подготовке борцов любого стиля (спортивная борьба, национальная борьба). Они воспитывают решительность и смелость, ускоряют и облегчают обучение определенной группе приемов и конкретному приему. Акробатические упражнения являются первым из наиболее эффективных средств координационной подготовки борцов. Среди них выделяют перекаты, кувырки, повороты с фазой полета, перевороты без фазы полета, шпагаты, акробатические мосты и многие другие. Акробатические упражнения входят в число наиболее эффективных средств специальной физической подготовки борцов. При выполнении различных сальто, переворотов, кувырков, перекатов развиваются скоростносиловые качества, ориентировка в пространстве, быстрота реакции, навыки самостраховки при падениях, ловкость. В. П. Коркин, выдающийся якутский тренер, подготовивший плеяду чемпионов и призеров Олимпийских игр, мира, Европы по вольной борьбе, считает, что для специальной подготовки борцов должны использоваться следующие акробатические упражнения: а) для развития гибкости – индивидуальные упражнения, упражнения в парах и тройках (акробатический мост, шпагаты, подготовительные упражнения); б) для развития ловкости – индивидуальные, парные и групповые упражнения (перекаты, акробатические прыжки, повороты, кувырки, задания, перевороты); в) для развития силовых способностей – индивидуальные (подготовительные упражнения, упоры, стойки, задания), в парах (поддержки, упоры, стойки, входы, задания) и тройках (висы, упоры, седы, поддержки, стойки). По мнению ряда авторов, некоторые группы акробатических упражнений обязательно должны применяться в тренировочном процессе борцов: •кувырки необходимы в борьбе как источник повышения координации тела и как способ маневрирования борцом на ковре, а также для подготовки организма борца к выполнению основных технических действий; различные варианты стоек (на голове, на руках, на предплечьях, ходьба в стойке на руках и т. д.) необходимы в борьбе для развития статического равновесия, ловкости, способности производить мельчайшие корректировки положения тела, необходимые для сохранения равновесия, силы бросков. В борьбе часто возникают ситуации, когда борец оказывается в положении «вверх ногами», так как при захвате атакующим борцом обеих ног соперника возможности сохранения равновесия для защищающегося спортсмена крайне ограничены, умение выполнять стойки необходимо как элемент защитного действия. Выполняя в нужный момент стойку на руках, голове или предплечьях, борец может разорвать захват и перейти в глухую защиту; перекаты необходимы борцу как элемент защитного действия, при котором он может избежать падения на лопатки. При выполнении перекатов Д. А. Завьялов, А. Н. Заремба развивается гибкость, развиваются навыки падений и ведения поединка в положении лежа; элементы акробатического переворота необходимы в борьбе, как для защиты, так и для атакующих действий. Элементы переворота при атаке помогают борцу оказаться в привычной для него ситуации и выполнить красивый амплитудный бросок. Элементы переворота при защите также координируют борца в пространстве, что позволяет быстро проанализировать ситуацию и предпринять дальнейшие действия; вращения являются неотъемлемой частью вольной борьбы, так как в постоянно меняющейся обстановке тело спортсмена часто подвергается одновременным или последовательным вращениям вокруг поперечной и продольной его осей; акробатический и борцовский «мост» необходим в борьбе как источник гибкости и как элемент защиты. Резерв гибкости и умение держаться на мосту помогает избежать поражения на «туше». При хорошо развитых силе и гибкости борцу легко принять положение высокого и прочного моста за счет того, что он оптимально прогибается в шейном, грудном и поясничном отделах позвоночного столба с опорой на нижнюю часть лица, плотно прижав подбородок к ковру. Большое многообразие бросков из стойки и партера выполняется с целью положить соперника на лопатки, а ему, чтобы избежать чистого поражения, необходимо своевременно встать на мост. Борец должен уметь не только стоять на мосту, но и, преодолевая усилия противника, уйти с моста, или, выполняя определенные приемы, поставить противника в опасное положение (на мост) и дожать его на лопатки. шпагат необходим в борьбе как элемент защитного действия, если соперник успел выполнить захват ноги, то, выполняя шпагат, соперник может применить контратакующие действия, так как для него анализируемое положение является весьма удобным, несмотря на то, что площадь опоры весьма мала: защищающийся опирается о ковер лишь одной (незахваченной) ногой. Однако возможность к перемещению центра тяжести тела в оптимальное положение, необходимое для сохранения устойчивости, остается весьма высокой. Акробатические упражнения, в зависимости от задач, стоящих перед конкретным занятием, применяются: в подготовительной части (для разминки); в основной (с целью совершенствования физических качеств); в заключительной (как средство повышения эмоционального тонуса и восстановления работоспособности). Цель исследования: разработка комплекса акробатических упражнений для интеграции их в тренировочный процесс борцов самбо. В работе были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, контрольные упражнения для выявления развития двигательных качеств, методы математической статистики. Результаты исследования. Несмотря на то, что техника выполнения акробатических упражнений очень схожа с техникой специально акробатическая подготовка в тренировочном..ражнений в разных видах спорта, чаще всего тренеры используют акробатику как средство общей физической подготовки, т. е. используют лишь минимум из всего многообразия акробатических упражнений. Безусловная польза применения акробатики для множества видов спорта и, в частности, для борьбы на практике, к сожалению, является невостребованной, оставаясь лишь в трудах ученых. Визуальный анализ результатов выступления самбистов на международных соревнованиях показал неспособность ряда борцов выполнять сложно-координационные приемы борьбы, как в стойке, так и в партере. Это послужило причиной детального исследования применения акробатических упражнений в тренировочном процессе борцов самбо.
Построение, подведение итогов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.