Семенова Елена Валентиновна,
учитель основ безопасности жизнедеятельности,
Тучкова Елена Григорьевна,
учитель физической культуры
План - конспект открытого интегрированного занятия
«Один день в армии»
Класс: 8
Предметы интеграции: физическая культура (внеурочные занятия) и основы безопасности жизнедеятельности.
Тема урока физической культуры: «Эстафетный бег. Подвижные игры».
Тема урока основ безопасности жизнедеятельности: «Государственные основы в противодействии экстремизму и терроризму».
Цель урока: решение задач интегрированного урока средствами и методами учебных предметов «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности», рассмотрение темы урока с теоретической, практической, прикладной сторон.
Задачи:
- образовательная: закрепить у обучающихся знания, полученные на уроках ОБЖ: основные положения Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации «О противодействии терроризму», о видах кровотечения и алгоритме оказания первой доврачебной помощи, совершенствовать навыки командного взаимодействия во время выполнения эстафетных заданий;
- развивающая: развивать физические качества (скоростная выносливость, быстрота, ловкость), необходимые для прохождения воинской службы в рядах Вооруженных Сил РФ;
-воспитательная: воспитание у обучающихся чувства гордости и уважения к Российским Вооруженным силам, осознания необходимости качественной подготовки к службе в рядах Вооруженных сил, чувства товарищества, умения оказывать помощь в чрезвычайных ситуациях.
Форма: урок-конкурс
Оборудование и материалы аудиозаписи «Прощание славянки», указатели «1», «2», «3», фотографии ВС РФ, раздаточный материал (бланки меню), фломастеры, гимнастерка и пилотки, предметы личной гигиены (2 комплекта), спортивный инвентарь (скакалки, эстафетные указатели, флажки), секундомер.
Место проведения: спортивная площадка
Учебное содержание (план-конспект урока)
I. Организационный этап.
1.Построение, сдача рапорта
Звучит военный марш («Прощание Славянки»), под который участники строевым, шагом выходят и выстраиваются для проведения урока. Урок начинается сдачей рапорта физоргом учителю физкультуры (командиру).
Учитель физической культуры:
Дорогие ребята и гости! Интегрированный урок «Один день в армии» считается открытым.
II. Мотивационный этап
1.Вступительное слово. Беседа.
Учитель ОБЖ:
На нашей планете много государств и земель. Но не все страны живут дружно. Иногда бывают войны. Поэтому у каждой страны есть армия, то есть вооружённые силы. В армии служат солдаты и матросы, офицеры, генералы и адмиралы. Все они – защитники Отечества.
В современной армии сейчас действуют три главные группы Вооружённых Сил: сухопутные (или наземные) войска,
военно-воздушные
и военно-морские силы
На протяжении многих веков многочисленные вражеские орды опустошали Российские земли. Нашему народу приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками за независимость своей Родины. Вот почему профессия, защитника Отечества, так всегда ценилась на Руси. Даже враги России постоянно отмечали, что русский воин обладает несгибаемой волей к победе, проявляет стойкость в обороне и твердую решимость в наступлении.
III. Сообщение темы и целей урока
Учитель ОБЖ:
Сегодня мы проводим необычный интегрированный урок: когда ОБЖ и физкультура вместе. Тема нашего урока «Один день в армии». Сегодня отделениям предстоит продемонстрировать свою подготовку к службе в рядах Вооруженных сил. А какими качествами должны обладать защитники Отечества? (ответы обучающихся)
- А еще быть находчивыми и сообразительными!
IV. Актуализация опорных знаний уч-ся
Отгадайте загадки о военных профессиях:
1. Загадки о военных профессиях»
Кто, ребята, на границе
Нашу землю стережет?
Чтоб работать и учиться
Мог спокойно весь народ? (пограничник)
Кто плывет на корабле?
Он не тоскует о земле.
Он с ветром дружит и волной
Ведь море-дом его родной.? (моряк)
Самолет парит, как птица,
Там- воздушная граница.
На посту и днем и ночью
Наш солдат- военный… (летчик)
Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы.
Та машина в поле чистом
Управляется…(танкистом)
Я служу сейчас на флоте,
Слух хороший у меня.
Есть такой же и в пехоте —
Дружим с рацией не зря! (радист)
Заменит робота-машину
—
Сам обезвредит бомбу, мину.
Совсем не должен ошибаться,
Чтобы в живых потом остаться. (летчик)
Можешь ты солдатом стать
Плавать, ездить и летать,
А в строю ходить охота —
Ждет тебя, солдат, … (пехота)
- Молодцы! А сейчас покажите, какие вы сильные, ловкие, меткие.
V. Основной этап урока. Конкурсные задания.
Учитель физической культуры:
1. Конкурс «Подъем»
По команде «Отделение, подъем!», поочередно каждый участник должен надеть гимнастёрку и пилотку, ускориться, оббежать конус, вернуться назад, снять одежду и передать следующему участнику. Гимнастёрка должна быть застёгнута все пуговицы.
Оценивается скорость (время) и правильность выполнения.
2. Конкурс «На зарядку становись!».
Из названия ясно, что отделения должно выполнить комплекс упражнений для различных мышечных групп.
Оценивается точность и синхронность выполнения упражнений.
3. Конкурс «Приведи себя в порядок»
Из всего многообразия предметов, участники должны выбрать необходимые для утреннего туалета. Участник выбирает нужный предмет и возвращается к команде, только тогда стартует следующий участник.
Оценивается правильность выбора и количество выбранных предметов командой.
4.Конкурс «Завтрак»
Учитель ОБЖ:
«Щи да каша – пища наша» - знаменитое расхожее выражение. А также самая полезная и необходимая организму еда. Наверняка каждый из нас с удовольствием уплетал такую еду в походах или на праздновании Дня Победы. Она была введена в рацион армии еще при Петре Первом и с тех пор считается армейским блюдом. Ваше задание: составить правильную последовательность приготовления щей (для отделения «Смелые») и перловой каши с тушенкой (для отделения «Меткие»).
Оценивается правильность составления рецепта и скорость.
5. Конкурс «Теоретическая подготовка».
Учитель ОБЖ: Посмотрели мы на ловкость вашу, а теперь смекалку вашу проверим солдатскую.
Блицтурнир «Солдатский словарь». Отделения должны поочередно одним словом назвать предмет или понятие, которое используется в солдатской жизни:
- солдатские носки (портянки),
- неожиданная команда (тревога),
- кем мечтает стать каждый солдат (генерал),
- солдатское пальто (шинель),
- праздник со слезами на глазах (победа),
- полосатая рубашка (тельняшка),
- киллер на войне (снайпер),
- работает на ключе (радист).
Правильный ответ- 1 балл
- Продолжая раздел ОБЖ «Основы экстремизма и терроризма», сегодня мы закрепим знания о роли ВС РФ в борьбе с терроризмом.
Тест
Вам предлагается вопрос с вариантами ответов. При выборе ответов (1,2,3) вы всем отделением после быстрого совещания должны подбежать к указателю, обозначающему ответ.
Оценивается правильность ответов.
6. Конкурс «Командная Эстафета».
Проводят: учитель ОБЖ (1 задание), учитель физической культуры (2,3,4 задания).
Эстафета состоит из
4 заданий. Каждый участник выступает только на одном задании.
1 задание - перевязка раненого ( оценивается правильность выполнения
и скорость);
2 задание - прыжки через скакалку за 30 сек (оценивается кол-во прыжков);
3 задание – стрельба в мишень (оценивается кол-во попаданий);
4 задание - отжимание от пола за 20 сек (оценивается кол-во отжиманий).
7 Конкурс «Строевой смотр».
Учитель физической культуры.
Командир подает команды: «Отделение стройся!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Направо!», «Налево!», «На первый – второй, рассчитайсь!», «В две шеренги стройся!», «В одну шеренгу стройся!», «Направо!», «Шагом марш!» и др..
Оценивается правильность выполнения команд и внешний вид участников.
8. Конкурс «Письмо солдату».
Учитель ОБЖ:
- Не так давно прошла Всероссийская акция «Письмо солдату». Большое количество писем отправились из всех регионов России, от детей и взрослых, которые сопереживают и пишут доблестным солдатам свои пожелания. Вот и наши ребята из отделений составили в свободное время письмо солдату.
(Представитель от отделения зачитывает письмо).
Оценивается содержание и речевое оформление
V. Заключительная часть урока.
1. Минутка поэзии. Чтение участниками стихотворений об армии:
1 чтец:
Холодные ветры шумят натужно,
А в теплых окнах светят огоньки.
Солдат в строю.
Всегда он там, где нужно,
Будь это степи, горы иль пески!
2 чтец:
Солдат на марше.
Родине присяга
В его душе незыблемо живет.
Как вечный свет
Единственного стяга,
Ведущего вперед, всегда вперед.
3 чтец:
Солдат - в делах.
Пускай не сахар служба,
Превыше прочих чувств
Отчизне долг.
К тому же в трудный час
Мужская дружба
Поможет и на выручку придет.
4 чтец:
Солдат - в учебе.
Все постигнуть надо.
Чтоб защищать страну.
Коль грянет гром,
И для него заветная награда -
Быть первым в сложном деле боевом!
2. Напутственное слово.
Вот и подошла к концу наша конкурсная программа «Один день в армии». Быть защитником Отечества, просто быть солдатом – это значит быть:
- сильным,
- умным,
- выносливым,
- находчивым;
- ловким
- и честным.
Готовьте себя к службе в Армии. Занимайтесь спортом, вырабатывайте в себе мужество, стойкость. Есть такая пословица: «Тяжело в учении, легко в бою», а солдатский долг – это нелегкая работа. И пусть на щитах наших воинов всегда будет девиз: «Честь и Родина превыше всего!»
Всем желаем счастья, мира, удачи в жизни!
Успехов вам!
3.Подведение итогов, награждение.
Приложение
Конкурс «Щи да каша»
Задание: составить правильную последовательность (от 1 до 5 ) приготовления армейских блюд.
Перловая каша с тушенкой
· Нарезанный лук и морковь доводим до румяности в казанке -
· Перебранную перловую крупу зальем водой и доведем до кипения - .
· В казанок с обжаренными овощами добавляем тушенку. Солим. Перчим.
· Закрываем казанок крышкой и томим на слабом огне до готовности. Приятного аппетита!
· Выкладываем перловку, добавляем горячую воду и варим до загустения
Щи с квашеной капустой и свининой
· Сваренное до полуготовности мясо отделяем от кости, режем на небольшие кусочки и кладём назад в бульон.
· В кастрюлю для варки наливаем холодную воду, кладем свинину. Варим бульон один час.
· Очищенный картофель вместе с квашеной капустой добавляем в кастрюлю. Доводим бульон до кипения вместе с капустой и картошкой. Варим еще 10 минут.
· Готовую зажарку добавляем в бульон. Варим на маленьком огне еще 10-15 минут. Приятного аппетита!
· Обжариваем лук и морковь на сковородке с растительным маслом
Конкурс «Теоретическая подготовка»
Тест «Основы противодействия терроризму»
1. Назовите основной документ среди остальных, регламентирующий борьбу с терроризмом:
* Конституция РФ;
* Уголовный кодекс РФ.
* Федеральный закон «О противодействии терроризму».
2. Могут ли Вооруженные Силы Российской Федерации применятся для пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации?
* Нет, не могут.
* Да, могут.
* Нет однозначного ответа.
3. Самое главное правило при случае любого теракта:
* Немедленно сорваться на помощь.
* Взять себя в руки, сохранять спокойствие.
* Поделиться информацией с окружающими.
4. Порекомендуйте безопасные действия для группы людей при захвате их террористами.
* Не задавать вопросы и не смотреть террористам в глаза.
* Выражать свое неудовольствие, кричать, призывать на помощь.
* Проинформировать захватчиков о социальном статусе заложников
5. Чем может помощь простое население в предотвращении взрывов?
* Раздавать листовки об опасности.
* Заучить правила безопасности.
* Своевременно сообщать о неизвестных опасных предметах
Самоанализ интегрированного внеурочного занятия
по физической культуре и основам безопасности жизнедеятельности.
В проведенном интегрированном занятии «Один день в армии» объединены блоки знаний двух различных предметов – физической культуры (внеурочные занятия) и основ безопасности жизнедеятельности, где предусмотрена роль каждого учителя. Тема урока физической культуры «Эстафетный бег. Подвижные игры», тема урока основ безопасности жизнедеятельности «Государственные основы в противодействии экстремизму и терроризму».
Актуальность выбранной темы определено недостаточным уровнем физического развития, двигательной активности допризывной молодежи, отсутствием необходимой мотивации к самостоятельной подготовке к военной службе. Считаем, что данную проблему можно и нужно решать еще в школе, посредством интегрирования и межпредметных связей уроков физической культуры и ОБЖ.
Основной целью занятия явилось решение задач интегрированного занятия средствами и методами учебных предметов «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности», рассмотрение темы занятия с теоретической, практической, прикладной сторон.
На протяжении всего занятия реализовывались образовательные, развивающие и воспитательные задачи, которые работали на перспективу дальнейших занятий.
Методы и приемы подобраны в соответствии с темой, целью, задачами и формой проведения занятия (конкурс).
В основе структуры занятия лежал алгоритм работы, который включает в себя постановку проблемы, определение цели занятия, деятельность учащихся и учителей, оценку результата деятельности и выводы. В соответствии с этим в занятии выделены следующие этапы.
Подготовительный этап включал:
Определение темы, заданий, требующих реализации межпредметных связей, восполнения пробелов учебных программ, составление плана-конспекта, предусматривающего роль каждого учителя.
Распределение учеников на 2 отделения, четкая постановка задач перед каждой группой учащихся. организация выполнения творческого задания для конкурса «Письмо солдату», заучивание стихотворений об армии.
Организационный этап урока:
Мотивационно - ориентировочный момент, в котором выделены организованное начало урока (выход учеников под музыкальное сопровождение, построение и сдача рапорта) определение темы, задач урока, мотивация учебной деятельности (беседа о роли армии), актуализация опорных знаний (загадки о военных профессиях), подготовка организма учащихся к работе в основной части урока в соответствии с поставленными задачами. (7 мин).
Основной этап урока нацелен на освоение и выполнение тренировочных заданий в форме восьми конкурсных заданий. На этом этапе в большинстве заданий («Подъем», «На зарядку становись!», «Приведи себя в порядок») использовался метод учебного предмета «Физическая культура» - эстафетный бег. Реализация межпредметной связи с ОБЖ проходила во время выполнения задания «Теоретическая подготовка», где обучающиеся должны были выполнить тест «Основы терроризма» (включающий в себя вопросы о роли ВС в борьбе с терроризмом) в необычной «подвижной» форме: выбрав вариант ответа , всем отделением подбежать к указателю (1,2,3). Для предупреждения утомления, восстановления работоспособности, а также с целью ознакомления с рациональным питанием – сбалансированным рационом военнослужащих ВС- учителем ОБЖ проведен конкурс «Щи да каша». С целью закрепления знаний, полученных на уроках ОБЖ обучающихся о видах кровотечения и алгоритма оказания первой доврачебной помощи, учителем ОБЖ организовано проведшие задания «Перевяжи раненого». С целью развития физических качеств (скоростная выносливость, быстрота, ловкость), необходимые для прохождения воинской службы в рядах Вооруженных Сил РФ учителем физической культуры проведена командная эстафета. (30 мин.)
Заключительный этап включал напутственное слово учителей, лирическое минутку (чтение стихотворений), подведение итогов конкурсов, награждение отделений. (3 мин.).
Считаем, что этапы занятия выстроены в единую логическую цепочку, согласно требований к проведению уроков предметной области «Основы безопасности жизнедеятельности и физической культуры».
Данная форма проведения занятия служила развитию у учащихся навыков взаимодействия в группах, что очень важно для сплочения коллектива. Внутрипредметная и межпредметная связи позволили развивать интерес, как к изучаемым предметам, так и к смежным дисциплинам (история, литература).
На протяжении всего занятия сохранялось образовательное оздоровительное и значение урока.
Хочется так же отметить высокую дисциплинированность, командную сплоченность класса, интерес и желание учеников качественно выполнять задания. На уроке нам удалось решить поставленные задачи, достичь цели и избежать при этом перегрузки учащихся. Плотность урока достаточная и соответствует оптимальной плотности уроков физической культуры.
Выводы:
1. Все занятие подчинено авторскому замыслу, занятие объединено основной темой (сюжетное занятие).
2. Интегрированное занятие составляет единое целое: этапы и компоненты урока – это фрагменты целого и находятся в логикоструктурной зависимости.
3. Методы интерактивного занятия направлены на активное использование знаний и умений, полученных на уроках разных предметов.
4. Интегрированные уроки и занятия необходимо давать периодически, чтобы ученики увидели взаимосвязь между учебными дисциплинами и поняли, что знания в одной дисциплине облегчают понимание теоретических основ, изучаемых в других областях.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.