МКОУ «Луткунская средняя общеобразовательная школа»
План-конспект
открытого урока по биологии в 9б классе
Дата:05.04.2019г
Тема" Экологические факторы среды."
Разработал учитель биологии,
Гамзаева Эмбия Гамзабековна.
Директор МКОУ «Луткунская средняя общеобразовательная школа»
Ахмедов Эльдар Сейидханович 2019г
Биология : учебник для 9б класса
Школа: МКОУ «Луткунская средняя общеобразовательная школа»
Учитель биологии, Гамзаева Эмбия Гамзабековна
Дата:. 05.04.2019г
Класс: 9б
Тема урока. Экологические факторы среды
Тип урока. Урок «открытия» нового знания.
Цель занятия: углубить знания о экологических факторах и закономерностях влияния их на организмы и окружающую среду, сформировать у школьников экологическое сознание , понимание роли человека в окружающей среде.
Задачи:
Образовательные: научить объяснять влияние экологических факторов на живые организмы.
Развивающие: развивать у учащихся мыслительные способности, умение синтезировать и анализировать полученные знания, развивать речь и память, продолжить формирование умений и навыков работы в группе.
Воспитывающие: сформировать у учащихся интерес к науке экологии и желание изучать её закономерности, воспитывать у учащихся экологическую культуру и навыки самостоятельной работы.
Методы: словесный, беседа, работа с текстами..
Планируемые результаты.
Личностные УУД. Формирование бережного отношения к природе.
Познавательные УУД. Выделение главного в тексте, сравнение, сопоставление, построение графика.
Регулятивные УУД. Выдвижение задач урока, самоконтроля, коррекция знаний.
Коммуникативные УУД. Умение слушать другого, формирование умений и навыков работы в группе
Форма организации учебной деятельности; групповая, фронтальная.
Оборудование: презентация занятия, тестовые задания, задания для самостоятельной работы.
План урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний учащихся.
3.Изучение нового материала.
4.Закрепление знаний учащихся
5.Подведение итогов урока.
6.Домашнее задание.
Ход занятия
Ι. Организационный момент.
- взаимные приветствия педагога и учащихся;
- проверка отсутствующих;
- проверка подготовленности учащихся к занятию;
- организация внимания и внутренней готовности учащихся.
ΙΙ – Постановка целей, актуализация знаний в ходе эвристической беседы.
Оборудование: литературные тексты, компьютерная техника.
Ключевые слова и понятия: Абиотические факторы, антропогенные факторы, биотические факторы, толерантность, лимитирующие факторы.
Актуализация и мотивация знаний.
О чем мы говорили на предыдущем уроке? (Популяции, ее характеристиках). При помощи закрытого теста вместе вспомним основные понятия. (Работа в группах. Учащиеся составляют определения на магнитной доске).
Популяция - совокупность организмов одного вида, свободно скрещивающихся между собой, обитающих на определенной территории (ареале).
Обилие популяции - общее число организмов.
Рождаемость популяции – скорость прироста численности.
Смертность популяции - скорость сокращения численности.
Возрастной состав популяции – совокупность дорепродуктивных, репродуктивных, пострепродуктивных особей.
Экология - наука о взаимоотношениях между организмами и окружающих их средой.
Экологические факторы - любые внешние факторы, оказывающие прямое или опосредованное влияние на численность и географическое распространение организмов.(В последнем определении дается только левая часть определения)
У вас осталась левая часть определения. К какому понятию оно относится?
Тема нашего урока «Экологические факторы»
Почему нам необходимо изучать данную тему?
Какие вопросы мы должны раскрыть на уроке?
1.Виды экологических факторов.
2. Влияние факторов на организмы.
3. Закономерности влияния экологических факторов
Работа в парах. На каждой парте лежит литературный текст.
Вам необходимо при помощи учебника(с.264) определить вид экологического фактора, отраженный в данном тексте. Привести доказательства, подтверждающие вашу версию.
1,2 пара. Антропогенный фактор – влияние деятельности человека.
Максим Горький. Мать.
Каждый день над рабочей слободкой, в дымном, масляном воздухе, дрожал и ревел фабричный гудок, и, послушные зову, из маленьких серых домов выбегали на улицу, точно испуганные тараканы, угрюмые люди, не успевшие освежить сном свои мускулы. В холодном сумраке они шли по немощенной улице к высоким каменным клеткам фабрики, она с равнодушной уверенностью ждала их, освещая грязную дорогу десятками жирных квадратных глаз. Грязь чмокала под ногами. Раздавались хриплые восклицания сонных голосов, грубая ругань зло рвала воздух, а встречу людям плыли иные звуки — тяжелая возня машин, ворчание пара. Угрюмо и строго маячили высокие черные трубы, поднимаясь над слободкой, как толстые палки.
Вечером, когда садилось солнце и на стеклах домов устало блестели его красные лучи, — фабрика выкидывала людей из своих каменных недр, словно отработанный шлак, и они снова шли по улицам, закопченные, с черными лицами, распространяя в воздухе липкий запах машинного масла, блестя голодными зубами. Теперь в их голосах звучало оживление и даже радость, — на сегодня кончилась каторга труда, дома ждал ужин и отдых.
День проглочен фабрикой, машины высосали из мускулов людей столько силы, сколько им было нужно. День бесследно вычеркнут из жизни, человек сделал еще шаг к своей могиле, но он видел близко перед собой наслаждение отдыха, радости дымного кабака и — был доволен.
М.Горький. «Тимка».
Вокруг — очень грустно; поле, засоренное разным хламом, вонючий овраг, вдали — черная роща и нефтяные цистерны, всюду протянулись бесконечные заборы. Кое-где сиротливо торчат ветлы и березы.
Ни одного яркого пятна, все выцвело, слиняло, небо испачкано дымом химического завода, а в центре этой бескрасочной жизни — грязный, полусгнивший дом Хлебникова
3 пара. Абиотический фактор – влияние факторов неживой природы.
М.Горький. Ледоход.
На реке, против города, семеро плотников спешно чинили ледорез, ободранный за зиму слободскими мещанами на топливо.
Весна запоздала в том году — юный молодец Март смотрел Октябрем; лишь около полуден — да и то не каждый день — в небе, затканном тучами, являлось белое — по-зимнему — солнце и ныряло в голубых проталинах между туч, поглядывая на землю неприветливо и косо.
Уже была пятница страстной недели, а капель к ночи намерзала синими сосулями в пол-аршина длиною; лед на реке, оголенной от снега, тоже был синеватый, как зимние облака.
Там и тут на широкой полосе реки криво торчали сосновые ветви, обозначая дороги, полыньи и трещины во льду; они поднимались вверх, точно руки утопающего, изломанные судорогами. Томительной скукой веет от реки: пустынная, прикрытая ноздреватой коростой, она лежит безотрадно прямою дорогой во мглистую область, откуда уныло и лениво дышит сырой, холодный ветер.
4 пара. Биотический фактор – взаимоотношения между живыми организмами.
В.М.Смирин. «Звери в природе»
На острове Медном практически нет грызунов. Есть в небольшом количестве домовые мыши в районе бывшего поселка Преображенское, но их слишком мало, чтобы они могли играть заметную роль в питании песца. Птицы тоже не могут служить постоянным источником корма. Поэтому главный корм медновского песца - это то, что приносит море. Главное место кормежки песцов – литораль, то есть полоса мелководья, обнажающаяся во время отлива. Копаясь в водорослях, песец находит рыбу, беспозвоночных, никогда не пропускает мертвую или больную птицу.
Мы приехали на Медный в конце мая. В это время основной пищей песцов были бокоплавы – мелкие рачки, в изобилии встречающиеся на мелководье и влажном прибрежном песчано-галечном пляже.
Учащиеся определяют фактор, дают пояснения.
Влияние антропогенных факторов, биотических факторов на живые организмы мы изучим на других уроках. Сегодня мы боле подробно остановимся на влиянии абиотического фактора.
Оценивание работы в парах.
Работа в группах. Влияние абиотических факторов.
1 группа.
На какие группы делятся растения по отношению к температуре, влажности, свету? Как эти факторы влияют на животных? (с.265 – 266)
По отношению к свету.
1.Светолюбивые
2.Теневыносливые
Животные ведут дневной(большинство птиц)образ жизни или ночной(летучие мыши).
По отношению к влажности.
1. Влаголюбивые
2. Засухоустойчивые
Животные могут получать воду путем окисления жиров.
По отношению к температуре.
1. Теплолюбивые
2.Холодостойкие.
Теплокровные животные выдерживают наибольший диапазон температур.
На организмы также влияют вторичные климатические факторы.
2. Группа. Дайте понятие толерантности. Изобразите кривую толерантности, используя учебник с.268 – 269 и дополнительные данные. Сделайте выводы.
Дополнительные данные (http://festival.1september.ru/articles/560266/pril2.ppt)
Зависимость частоты дыхательных движений лягушки от температуры воды
Температура воды, 0С |
+5 |
+10 |
+15 |
+25 |
+30 |
+40 |
+45 |
Частота дыхательных движений |
3 |
40 |
75 |
110 |
120 |
32 |
15 |
Оптимальная температура, при которой наблюдается наибольшее число вертикальных движений дна ротовой полости (110-120 дыхательных движений в минуту), составляет +25…+300 С.
При понижении температуры частота дыхательных движений уменьшается (до 76 при +150 С), что свидетельствует о понижении интенсивности обмена веществ в организме лягушки и, следовательно, уменьшении количества потребляемого кислорода. При температуре +50 С лягушка впадает в оцепенение. Дальнейшее понижение температуры может привести к гибели животного.
При повышении температуры наблюдается уменьшение числа вертикальных движений дна ротовой полости (до 32 при +400 С), что может быть связано с перегревом животного и нарушением процессов жизнедеятельности. Дальнейшее повышение температуры может привести к гибели животного.
Толерантность - терпение. Организмы плохо реагируют как на недостаток, так и на избыток действия экологического фактора. (Закон Шелфорда, закон толерантности)
3 группа. Дать формулировку закона минимума. Назвать автора этого закона. Пояснить закон конкретными примерами (с.269 -270).
Закон «Успешное выживание живых организмов зависит от комплекса условий, ограничивающим или лимитирующим, фактором является любое состояние среды, приближающееся или выходящее за границу устойчивости для организмов данного вида».
Для организма решающее значение имеют лимитирующие условия (то вещество или фактор, которые оказались в минимуме).
Пример. На плодородной почве, при наличии света и тепла, но без воды растение развиваться не будет. Вода в данном случае – лимитирующий фактор.
Оценивание работы в группах.
Закрепление и проверка изученного материала.
Мы с вами изучили виды экологических факторов, влияние факторов на организмы, закономерности влияния экологических факторов.
1.Какие экологические факторы нам известны?
2. Как влияет недостаток или избыток любого фактора?
3.Как мы можем использовать закон минимума?
Сейчас мы с вами узнаем, кто был внимателен на уроке? Для этого мы выполним небольшой тест. Время выполнения 6 минут.
Биология 9 класс. Экологические факторы. Вариант 1. Выберите один правильный ответ
1. Все компоненты природной среды, влияющие на состояние организмов, популяций, сообществ, называют 1) абиотическими факторами 2) биотическими факторами 3) экологическими факторами 4) движущими силами эволюции
2. Лимитирующий фактор – это фактор, который
1) находится в неограниченном количестве. 2) является минимальным. 3) не влияет на организмы. 4) является неблагоприятным для организма.
3. Какой из факторов среды не относится к абиотическому?
1) образование свалок 2) влажность воздуха 3) температура воды 4) влияние света. 4. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от: 1) резких колебаний температуры; 5. Интенсивность действия фактора среды, в пределах которых процессы жизнедеятельности организмов протекают наиболее интенсивно – фактор 1) ограничивающий 2) оптимальный 3) антропогенный 4) биотический
6. Факторы среды, взаимодействующие в биогеоценозе 1) антропогенные и абиотические 2) антропогенные и биотические 3) абиотические и биотические 4) антропогенные, биотические, абиотические В задании 7 выберите три верных ответа из шести. Запишите цифры в порядке возрастания. 7. К антропогенным экологическим факторам относят
1) внесение органических удобрений в почву 2) уменьшение освещенности в водоемах с увеличением глубины 3) выпадение осадков 4) прекращение вулканической деятельности 5) прореживание саженцев сосны 6) обмеление рек в результате вырубки лесов |
Биология 9 класс. Экологические факторы. Вариант 2. Выберите один правильный ответ 1.Совокупность физических и химических факторов неживой природы, воздействующих на организм в среде его обитания - фактор 1) биотический 2) антропогенный 3) абиотический 4) экологический
2. Кто сформулировал закон минимума? 1) Эрнст Геккель 2) В.Н.Сукачев 3) Юстус Либих 4) В.И.Вернадский
3. Какой из факторов среды не относится к абиотическому? 1) недостаток света 2) увеличение влажности воздуха 3) гибель растений при заморозке 4) уничтожение леса обыкновенным шелкопрядом
4 От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают: 1) водяные пары; 5. Ограничивающий фактор в биоценозе для животных 1) свет 2) воздух 3) пища 4) почва
6. К каким экологическим факторам относится опыление насекомыми растений? 1) биотическим 2) абиотическим 3) антропогенным 4) не является экологическим фактором
В задании 7 выберите три верных ответа из шести. Запишите цифры в порядке возрастания. 7. К абиотическим факторам относят
1) внесение органических удобрений в почву 2) уменьшение освещенности в водоемах с увеличением глубины 3) выпадение осадков 4) прекращение вулканической деятельности 5) прореживание саженцев сосны 6) обмеление рек в результате вырубки лесов
|
Самопроверка теста по таблице ответов.
Ответы на тест по теме «Экологические факторы».
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Ответы 1 варианта |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
4 |
156 |
Ответы 2 варианта |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
1 |
234 |
Рефлексия.
После самопроверки и самооценивания проводится выявление затруднений работы с тестом.
Домашнее задание.
1) Прочитать с.264 – 270 учебника.
2) Написать мини - сочинение на выбор:
а) абиотические факторы моего села;
б) антропогенные факторы моего села;
в) биотические факторы моего села.
Литература.
1. Каменский А.А. Введение в общую биологию - М.: Дрофа, 2012.
2. Ердаков Л.Н. Экология. Учебное пособие для 10 -11 классов. – Новосибирск: Книжница, 1996.
3. Фадеева Г.А. Неделя экологии в школе. – Волгоград: Учитель, 2006.
4. http://festival.1september.ru/articles/560266/pril2.ppt
Приложение 1.Оценочный лист работы по теме «Экологические факторы».
Этап урока |
Форма работы |
Форма оценивания |
Критерии оценки |
Оценка |
1. Повторение |
Выполнение теста |
Взаимооценка в группе |
Оценка «5» 1.Правильное составление определений. Активная позиция в группе. Оценка «4» 1. Допущена одна ошибка. Оценка «3» Допущены две ошибки. Низкая работа в группе.
|
|
2. Изучение нового материала |
Работа по учебнику, С.264 – 270, работа с текстами.
|
Взаимооценка в группе |
Оценка «5» 1. Правильное выполнение всего задания. 2. Активная работа в группе. Оценка «4» 1. Допуск нескольких незначительных ошибок (1-2) или неаккуратные записи в тетради. 2. Неактивная работа в группе. Оценка «3» 1. Допуск незначительных ошибок (3-4) и неаккуратные записи.
|
|
3.Устная работа на уроке |
Индивидуальные выступления на уроке |
Самооценка |
Оценка «5» 1. Правильные логические высказывания. Оценка «4» 1. Допуск незначительных ошибок или неправильная формулировка предложений. Оценка «3» 1. Наличие нескольких грубых ошибок. |
|
4.Закрепление |
Выполнение теста |
Самооценка |
Оценка «5» - нет ошибок Оценка «4» - одна или две ошибки Оценка «3» - три ошибки |
|
5. Подведение итогов |
|
Выведение общей оценки |
Определяется по среднему показателю
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.