План - конспект урока
Тема «Геологическое строение и рельеф Южной Америки» (7 класс)
Дураева
Ксения Анатольевна, учитель географии
МБОУ «СОШ №2», г. Грязовец
Цель урока: сформировать у учащихся представление огеологическом строении, рельефе и полезных ископаемых Южной Америки – их составе, происхождении, строении; познакомить учащихся с объектами рельефа Южной Америки.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научатся указывать формы рельефа в той или иной части Южной Америки; определять по географической карте и находить месторасположение полезных ископаемых; обозначать на контурной карте крупные формы рельефа. Получат возможность научиться объяснять основные черты современного рельефа материка на основе связи с историей формирования и строением земной коры.
Метапредметные:
· регулятивные: вырабатывание умения управлять своей познавательной деятельностью, выполнять учебные действия в соответствие с заданием; самостоятельное приобретение практических умений по работе с учебником, картой; определять цель, проблему в деятельности; выдвигать версии.
· коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в паре; излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.
· познавательные: умение давать определения понятиям, выявлять их главные признаки, сравнивать объекты; развитие интеллектуальных способностей; находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; выявлять причины и следствия простых явлений; устанавливать причинно- следственные связи – на простом и сложном уровне; представлять информацию в разных формах
Личностные: осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; аргументировано оценивать свои знания или пробелы в них.
Задачи урока:
1) Образовательные: выявить причины, влияющие на формирование различных форм рельефа на материке; установить взаимосвязь тектонического строения, рельефа и размещения полезных ископаемых.
2) Воспитательная: продолжить формировать представление о целостности природы и взаимосвязи её компонентов, воспитание позитивного отношения к информации, желания анализировать информацию, аккуратности при выполнении работы, уважения к ответам одноклассников, умения высказывать своё мнение, способствовать формированию чувства прекрасного и развитию кругозора, способствовать развитию самооценки.
3) Развивающая: продолжить формирование умений: выявлять причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, сопоставлять карты разного содержания, оформлять контурные карты, продолжить формировать у учащихся знания о природе Южной Америки; сформировать представление о тектоническом строении, рельефе и размещении полезных ископаемых; продолжить развивать интеллектуальные способности – критическое мышление, устную речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Основные понятия: Южно-американская платформа, Южно-Американская литосферная плита, плита Наска, Анды, Перуанский желоб, Гвианское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Амазонская низменность, мезас (тепуи), Ла-Платская низменность, Аконкагуа, вулкан Котопахи, Тихоокеанское Огненное кольцо, медные руды, «Медный пояс», сельва.
Оборудование: учебник Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Материки и океаны: в 2 ч. Ч.2. Материки планеты Земля: Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций; атлас Банников С.В., Домогацких Е.М. География. 7 класс. Материки и океаны; карты школьные стенные, ПК, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, интерактивная доска.
Форма организации учебной работы: фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Метод: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, рефлексивный.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
Этапы и смысловые блоки урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку, организация внимания |
Приветствие: - Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. |
Приветствуют учителя, подготавливают необходимое оборудование к уроку. Включаются в учебную деятельность. |
2. Мотивация к учебной деятельности |
Создание положительного эмоционального настроя, организация внимания. Приём «Обмен настроением». - Здравствуйте, ребята! Для начала мне хочется узнать с каким настроеним вы пришли ко мне на урок? Для этого посмотрите на «Словарик настроения» и найдите в списке прилагательное, которое описывает ваше настроение. Ответы учеников - Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по нашей планете Земля. Удачи вам и новых открытий! |
Внимательно слушают учителя. Приветствуют друг друга, настраиваются на рабочий ритм, на работу. |
3. Актуализация знаний учащихся и проверка домашнего задания
|
Опираясь на повторение пройденного материала перейти к постановке проблемы урока, формулированию темы, целей и задач: – На прошлом занятии вы приступили к изучению интереснейшего материка южного полушария – Южная Америка. Материк очень яркий, контрастный и удивительный. Рассмотрели особенности открытия и географического положения материка. - Теперь мы отправимся в новое путешествие и нам в этом поможет материал предыдущего урока. Итак первая станция «Номенклатурная» Задание 1. Подписать географические обьекты, нанесённые на карте. https://learningapps.org/display?v=p433iosac21 Ответы учеников Станция вторая «Галерея великих путешественников» Задание 2. Соотнесите портреты путешественников и исследователей, внесших большой вклад в открытие и изучение Южной Америки. https://learningapps.org/display?v=pigeypeh521 Ответы учеников Взаимопроверка. - Молодцы, ребята! Вы хорошо постарались! |
Слушают внимательно учителя. Вступают в диалог. Работают с интерактивной доской.
|
4. Изучение нового материала 4.1. Целевая установка. |
Подведение учащихся к самостоятельной постановке темы урока, целей и задач путем недостающих знаний для решения определенных задач: - Итак, мы уже знаем, что особенности природы любого материка очень сильно зависят от его географического положения (Африка – самый жаркий материк, Австралия – самый сухой). - Давайте подумаем вместе: а какой еще природный компонент влияет абсолютно на все остальные (климат, внутренние воды, особенности почв, животный и растительный мир)? (Рельеф) - Но ведь рельеф это результат процессов, происходящих в литосфере. - Давайте сделаем выводы и попытаемся сформулировать тему урока. О чём мы сегодня говорить? (Тема: Геологическое строение и рельеф Южной Америки) Вывесить на экран тему - Ребята, подумайте и скажите, какую цель мы сегодня должны поставить перед собой? Цель урока: изучить геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Южной Америки. - Как вы думаете, какие вопросы очень важно рассмотреть при изучении такой темы? 1. В чем особенность геологического строения материка Ю.Америка? 2. Какие основные формы рельефа встречаются на материке Ю.Америка? 3. Какие закономерности существуют в размещении полезных ископаемых на материке? - Ребята, в конце урока мы должны ответить на следующий вопрос, с помощью тех знаний, которые мы приобретём. Проблемный вопрос: Как вы думаете, будет ли рельеф Ю. Америки через тысячи лет представлен такими же формами рельефа? |
Слушают внимательно учителя. Отвечают на вопросы, слушают других, дополняют ответы товарищей. Записывают тему урока. Участвую в коллективном обсуждении учебной проблемы. Вместе с учителем ставят цель урока и познавательные задачи. |
4.2. «Рельеф Южной Америки» |
Формирование навыков самостоятельного осмысления и оценки обучающимися своих знаний; формирование логических умений: анализ, построение цепочек рассуждения: - Теперь приступим к исследованию поверхности материка. Откройте атлас «Физическую карту Южной Америки» стр 36. Скажите какие формы рельефа вы видите на материке? (Горы и равнины) - Где расположены горы? (На западе) - Где расположены равнины? (На востоке) - Наличие двух форм рельефа позволяет разделить Южную Америки на две части. Западная часть материка – гористая, восточная – равнинная. - Как вы думаете с чем связано такое разделение материка по формам рельефа? Ответы учеников - Причины таких контрастов нужно искать в особенностях геологического строения материка. Третья станция «Геологическая» -Воспользуемся картой «Строение земной коры» на стр.8-9. Что мы по ней можем определить? Ответы учеников - Обратим внимание на западную часть материка. Тектоническая структура какого возраста там находится? (Кайнозойская складчатость) - На какой плите лежит данная территория? (На Южно-Американской литосферной плите) - С какой плитой она сталкивается? (С Наско) - Это столкновение сопровождается образованием глубоководного Перуанского жёлоба и берегового горного хребта. - Теперь сопоставим карту тектоническую с физической и скажем какой форме рельефа соответствуют складчатые области? (горы Анды) - Анды состоят из двух параллельных горных хребтов: Восточная Кордильера и Западная Кордильера. Здесь находится самая высокая точка материка – г. Аконгагуа - Ребята, как вы думайте, эта территория устойчива? (Нет) - А как это выражается эта неустойчивость? (Области землетрясений и вулканов) - В горах Анды часто происходят землетрясения и извержения вулканов. Очень сильные землетрясения происходят каждые 10-15 лет. Станция «Низменности и плоскогорья» - Обратимся к восточной части Южной Америки. Что лежит в основании данной части материка? (Южно-Американская платформа) - Какой это участок земной коры? (Устойчивый) - Теперь сопоставим тектоническую карту с физической. Какой форме рельефа соответствует платформа? (Равнинам) - Восток материка не имеет в рельефе резких колебаний высот, здесь редки землетрясения, отсутствуют действующие вулканы. - Длительное разрушение платфотмы и вертикальные движения привели к образованию Бразильского и Гвианского плоскогорий. Разломы земной коры разбили плоскогорья на отдельные массивы. Рельеф плоскогорий разнообразен. - Здесь встречаются причудливые столовые горы, которые называются тепуи или меза. - Какие равнины будут находиться в прогибах платформы? (Низменности) - С помощью физической карты назовите низменные равнины. (Амазонская, Оринокская, Ла-Платская) -Это плоские, часто заболоченные пространства, сложенные осадочными породами. - Амазонская низменность самая большая низменность на Земле, площадь свыше 5 млн км². Большая часть Амазонской низменности занята тропическими лесами, которые в Южной Америке называют сельвой. Вывод: размещение основных форм рельефа зависит от внутреннего строения земной коры. |
Слушают внимательно учителя. Отвечают на вопросы, слушают других, дополняют ответы товарищей Анализируют. Представляют, полученную информацию в письменном виде. Работают с картами в атласе. |
4.3. Физкультмитка |
- А сейчас пришло время немного отдохнуть вашим глазкам, и я предлагаю немного расслабиться и послушать этническую музыку индейцев Перу. Перку является не только родиной картофеля и табака, это еще место интересной культуры индейцев, которые являются прекрасными музыкантами. |
Слушают музыку, релаксируют. |
4.4. «Полезные ископаемые» |
-Станция «Полезные ископаемые» - Разнообразие геологических условий Южной Америки определяет и разнообразие полезных ископаемых. - Откройте стр.72 в учебнике, заполните схему «Полезные ископаемые Южной Америки», пользуясь текстом параграфа и физической картой Южной Америки Полезные ископаемые Южной Америки Платформы (выступы плоскогорий): железные руды, марганцевые руды, никель, бокситы Платформа (прогибы, низменности): нефть, газ, уголь Новая складчатость (Анды): медные руды, молибденовые руды, оловянные руды, серебряные руды |
Слушают внимательно учителя. Отвечают на вопросы, слушают других, дополняют ответы товарищей Анализируют. Работают с схемой. Работают с текстом учебника на стр.72-73. |
5. Обобщение и систематизация знаний
|
Вопросы и задания для закрепления, полученных знаний: - Мы исследовали поверхность материка, узнали геологическое строение, особенности рельефа и размещение полезных ископаемых Южной Америки. Станция «Умники и умницы» Задание 1. Используя физическую карту «Южная Америка» и карту «Строение земной коры», вставьте в текст пропущенные слова. https://learningapps.org/display?v=pjdecuvh221 Станция «Картографическая» Задание 2. Подпишите формы рельефа Южной Америки. https://learningapps.org/display?v=pit035fq221 - Ребята, как вы думаете, мы выполнили цель нашего урока? Ответы учеников - А теперь вернёмся к вопросу, который мы себе задали в начале урока. Проблемный вопрос: Как вы думаете, будет ли рельеф Ю. Америки через тысячи лет представлен такими же формами рельефа? Ответы учеников |
Осуществляют самопроверку, систематизируют знания. Отвечают на проблемный вопрос. Высказывают своё мнение о разрушительной и созидательной деятельности внутренних и внешних сил Земли. |
6. Рефлексия деятельности учащихся
|
- Ребята, на давайте посмотрим какие впечатление у вас остались от урока. «Гора успеха» - Найдите своё место на нашей горе успеха. - Я очень рада за вас и мне было очень приятно с вами работать. Спасибо за внимание! |
Оценивают свои достижения, определяют свое эмоциональное состояние. |
7. Итоги урока |
Благодарит детей за урок. Оценивает работу учащихся: - Итак, наш урок подошел к концу, надеемся, что полученные знания не оставили вас равнодушными. Благодарю всех за отличную работу. Я думаю, что оценки за урок у всех могут быть только отличными. Всем спасибо. |
Подводят итоги урока. |
8. Домашнее задание |
Параграф 36 читать. На вопросы ответить устно. Вопрос 1,2 «От теории к практике» письменно в тетради. |
Записывают домашнее задание |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.