11.11.25г.
Учитель: Хасилбиева М.И.
Урок №:1
Класс: 3 «б» Предмет: «Литературное чтение» Тема урока: Л.Н.Толстой «Лев и собачка.»
Тип урока: урок изучения новых знаний
Цели урока: создание благоприятных условий для открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия произведений литературы, собственного суждения
Задачи урока:
Образовательная:
-познакомить учащихся с былью Толстого Л.Н. «Лев и собачка»;
-продолжить обучение над выразительным чтением для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения к событиям, героям и их поступкам.
Развивающая:
-способствовать развитию умения выделять главное, обобщать, доказывать, ставить и разрешать проблемы, делать выводы;
-развивать речь учащихся.
Воспитательная:
-воспитывать любовь к животным, чувство ответственности за них, доброжелательное отношение к окружающим;
-способствовать воспитанию уважительного отношения друг к другу, умение работать в парах.
Формы организации обучения: фронтальная, парная,групповая
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами из текста.
Метапредметные(УУД):
Познавательные УУД: умение перерабатывать и обобщать информацию; находить ответы на вопросы, используя свой опыт;
Регулятивные УУД: умение ставить цель на основе имеющихся знаний; контролировать результаты на работы;
Коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, сотрудничать с другими.
Личностные: формировать интерес к учению; осваивать роль ученика; формировать эстетические потребности, ценности и чувства.
Средства обучения: Учебник Л.Ф. Климанова «Литературное чтение» 3 класс, картинки с изображением героев рассказа «Лев и собачка», портрет Л.Н.Толстого, ,карточки для работы в группах и парах, карточки самооценки ,карточки для работы соседа по парте, презентация.
Структура урока
I. Организационный момент.
– Прозвенел звонок на урок. Доброе утро, ребята! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. (Создание ситуации успеха) (слайд 2)
– Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.
Психологически настраивает учащихся класса на урок
II. Актуализация знаний.
1.Проверка домашнего задания.(Работа в парах.)
- На столах у вас карточки, прочитайте пословицы и скажите, какие из них можно отнести к рассказам Л.Н. Толстого. Назовите эти рассказы. (слайд 3)
1.Будь храбр по уму и по сердцу.
2.Гордится отец, что у него сын храбрец.
3.Одним умением, без привычки, хорошо не сделаешь.
4.Кому потеха, а мне не до смеха.
5.Где смекнет боец, там врагу конец.
- Похожи ли эти два рассказа – «Акула» и «Прыжок»?
- В чем отличие рассказов?
- Почему в конце рассказа ничего не говорится об обезьяне? (Она не главный герой. Она только причина случившегося.
2.На доске записан вопрос «Чем должен жить человек?» (слайд 4)
- Л. Н. Толстой – писатель, постоянно думающий о тайнах человеческой души. Человек, который считал лучшими людьми тех, кто живёт своим разумом и чувством, а наиболее человечным того, кто размышляет о чужой жизни прежде, чем о своей. (слайд 5)
- А чему уже научил нас писатель своими произведениями? Докажите это примерами произведений Л. Толстого. (слайд 6)
- Какие ассоциации возникают у вас при словах дружба, друг? (слайд 7)
III. Целеполагание
- Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните.
- А сейчас прочитайте стихотворение про себя(слайд 8)
Бедная собака – бросили её
Старая собака – где её жильё?
Злой хозяин, вредный,
Выгнал за порог!
Перед неё, бедной,
Нет уже дорог.
– Ребята, как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение? (Грустно, печально.) Почему? (Ответы детей.)
– А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию.
– В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. (слайд 9)
Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Дети, а у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? (рассказы детей)
– А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили.
Ребята, у нас в мире есть Всемирное общество защиты животных с центром в Лондоне, а в России во многих городах тоже созданы “Общества защиты животных».
- Сейчас я включу голос животного, а вы определите, принадлежит ли он собаке. (слайд 10) А какому животному принадлежит? (звучит рычание льва) (ответы детей)
- Да вы правы, это голос льва. Кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нём можете рассказать? (Рассказ детей).
Рассказы детей: лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг.
- Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет. –
- Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся?
– О чём нам может рассказать заголовок? (О хищном льве и маленькой собачке.) (слайд 11)
– Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает?
– Что означает слово «быль»?
– Посмотрите, могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.
IV. Изучение нового материала
1.Первичное восприятие текста.
– Я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно в далеком городе Лондоне, столице Англии.
Л. Н. Толстой не был в Англии, никогда не был в Лондоне. Возможно, эту историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка».
– После чтения ответьте на вопрос: о чем (а не о ком) эта быль?
Прослушивание записи рассказа
– Понравился рассказ?
2.Словарная работа.
– Ребята, поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.
– Смысл каких слов вам был непонятен? (слайд 12)
Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.
Барин – богатый человек, который имеет прислугу.
Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.
Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.
Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.
Издохла – умерла.
Засовы – большие дверные задвижки.
– Вы очень внимательно слушали эту историю. Ответьте на вопрос: о чем эта быль?
– Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ?
– Какой эпизод показался вам самым напряженным?
– Назовите главных героев были.
– Где происходит действие?
– Было ли вам кого-нибудь жалко?
Физкультминутка(слайд 13)
Все ребята дружно встали (Выпрямиться)
И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)
На носочках потянулись, (Встать на носки, потянуться.)
А потом назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки за голову.)
Как пружинки мы присели (Присесть.)
V. Первичное закрепление с выходом во внешнюю речь.
1.Анализ произведения
-Какие чувства у вас возникли при чтении этого рассказа?
– Я рада, что ни один из вас не назвал чувство – безразличие. Это значит, что вы умеете сопереживать, вам небезразличны герои прочитанных произведений.
-В какие моменты они возникли?
-Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится? (слайд 14)
-Как выглядят животные?
-А что бы вы подписали под этой иллюстрацией?
- Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву?
- Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом? Подтвердите словами из текста.
-Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки?
-Как вы думаете, почему лев не тронул собачку?
-В чём проявилась забота льва по отношению к собачке?
- Как вёл себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста.
- Отчего лев умер?
- Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории?
2.Работа в группах
- Далее работаем в группах. Распределите работу в группах таким образом, чтобы в ней принял участие каждый.
1 группа
Прочитайте первую часть рассказа. Найдите слова, описывающие собачку и льва. Подготовьте групповое чтение вслух.
2 группа
Прочитайте первую часть рассказа. Попробуйте объяснить поведение героев. Какие слова вам в этом помогут? Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог между ними мог состояться при первой встрече. Придумайте и приготовьтесь его показать.
3 группа
Определите вторую часть рассказа и найдите важные слова, описывающие поведение льва. Приготовьте чтение этой части для чтения вслух.
4 группа
Прочитайте третью (последнюю) часть рассказа. Обратите внимание на поведение льва. Какие слова использует для этого автор? Приготовьте чтение этой части для чтения вслух. Подумайте, какую интонацию для этого надо выбрать.
5 группа
Прочитайте первую часть рассказа. Попробуйте объяснить поведение героев. Какие слова вам в этом помогут? Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог между ними мог состояться при первой встрече. Придумайте и приготовьтесь его показать.
6 группа
Определите вторую часть рассказа и найдите важные слова, описывающие поведение льва. Приготовьте чтение этой части для чтения вслух.
Отчёт 1 и 2,5 групп.
Помните о задаче вашего чтения. Что будете сообщать при чтении слушателям? Что должны понять слушатели из вашего чтения?
- Какие слова помогли объяснить поведение героев?
- Изобразите без слов главных героев.
- Если бы они умели разговаривать, какой бы диалог между ними мог состояться?
- Ребята, как вы думаете, справились группы со своим заданием?
Отчёт 3 и 4,6 групп.
- Как вы оцениваете поведение льва в следующем эпизоде? (Чтение до слов «…в одной клетке»).
(– Лев проявляет заботу. Он полюбил собачку.)
- Справилась 3 группа со своим заданием?
- Прочитаем последнюю часть рассказа. Отметьте все слова, описывающие поведение льва.
- Отчего умер лев? Как это его характеризует?
(- Лев умер от тоски. Он оказался преданным другом.)
- Справилась 4 группа со своим заданием?
- Испытали ли вы чувство удовлетворения от такой концовки?
- Подумайте, почему Л. Толстой именно на этом ставит точку.
- В любом произведении автор хочет выразить свою основную мысль – идею произведения.
- На мой взгляд, здесь две основные мысли. Какие?
(- Чтобы мы задумались о дружбе, преданности, смерти.)
Физкультминутка.
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку
Руки в стороны согнули
Вверх подняли – помахали,
Спрятали за спину их,
Оглянулись:
Через правое плечо,
Через левое плечо.
Дружно присели
Пяточки задели,
На носочки поднялись
Опустили руки вниз.
VI. Вторичное закрепление
1.Работа с иллюстративным материалом
– Как лев относился к собачке?
– Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.)
Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится? (слайд 15)
– Когда животные подружились, и лев не хотел никому отдавать собачку
Как выглядят животные?
– Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. А собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится, лев её защитит.
- А что бы вы подписали под этой иллюстрацией?(слайд 16)
– Дружба животных. Нам вместе очень весело.
– Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.
– Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст.
– В дружбу.
- Как повёл себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста. (слайд 17)
– С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитайте. (Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих.)
– Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найдите этот момент в тексте и прочитайте. (Дал новую собачку.)
– Почему он убил другую собачку? (Не остыла боль утраты, остался верен своей подруге.)
- Отчего лев умер?
– Он не хотел оставаться один, так как потерял друга.
Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории?
– Чтобы мы были добрее к животным и заботились о них.
Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились.
2.Составление синквейна(Работа в группах)
Составим синквейны про произведению "Лев и собачка".(слайд 18)
1 группа:синквейн про льва.
2 группа:синквейн про льва, после смерти собачки.
3 группа:синквейн о собачке.
4 группа:синквейн по всему произведению.
5 группа:синквейн про льва, после смерти собачки.
6 группа: синквейн о собачке
|
1 группа:синквейн про льва. |
2 и 5 группа:синквейн про льва, после смерти собачки. |
|
Лев Заботливый, дружелюбный Играет, заботится, радуется Лев стал другом собачки Друг |
Лев Грустный, печальный Грустит, тоскует, вспоминает Лев грустит по собачке Дружба
|
|
3 и 6 группа:синквейн о собачке.
|
4 группа:синквейн по всему произведению. |
|
Собачка Ласковая, маленькая Дружила, заболела, умерла Собачка - лучший друг льва Смерть |
История Грустная, печальная Описывает, учит, рассказывает Грустная история одной дружбы Быль. |
Проверка(слайд 20)
3. Творческое задание
Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече? Даю две минуты на размышление.
Проверка. (на голове детей маски льва и собаки)
Диалог:
Собака: Не тронь меня, я добрая!
Лев: Какая интересная собачка. Боишься, да?
Собака: Да, я тебя боюсь. Ты такой большой. А я ведь маленькая.
Лев: Не бойся меня, собачка. Я огромный, но добрый.
Собачка: Давай тогда дружить!
Лев: Давай, ты мне нравишься. Будем дружить! Я тебя не дам в обиду.
VII. Итог урока.
- Наш урок подходит к концу. Какое задание вы могли бы предложить для домашней работы?
- Подведем итог.
- Что дал вам этот урок? Что нам открыл автор в этом рассказе? Какова была цель писателя? (ответы детей: Чтобы мы пожалели собаку... Посочувствовали ей...)
- Дети, прислушайтесь к слову “посочувствовали”. К чему же обращается писатель? (К нашим чувствам.)
- Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем, празднуем вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез.
-Рассказ прекрасный. Спасибо Л.Н.Толстому за его добрые рассказы.
-Да, дети. Мы замечательный рассказ прочитали с вами, но мне он не очень по душе...А вы не догадались почему? (разные ответы детей)
Домашнее задание. (слайд 21)
-Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.
VIII. Рефлексия.
- Понравился ли вам урок? Что именно? Что на уроке вы делали с наибольшим удовольствием?
- Насколько мы с вами достигли цели, поставленной в начале урока?
-Наш урок подошёл к концу, вам осталось лишь оценить свою работу на уроке. Поработаем с листом самооценки. Оцените себя на лестнице успеха.
Лист самооценки
Оцени сегодняшний урок знаком «+»,«-»(слайд 22)
|
Деятельность |
«+»,«-» |
|
Сегодня на уроке я узнал(а) |
|
|
Сегодня на уроке я научился(лась) |
|
|
Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать |
|
|
Самым неожиданным для меня сегодня стало |
|
|
Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше |
|
|
Осталось непонятным |
|
|
Я доволен своей работой. |
|
|
Я старался, но не всё получилось. |
|
|
Я недоволен своей работой. |
|
|
Оценка (1-5 баллов) |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.