План-конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе . Тема урока: «Аленький цветочек»
Оценка 4.6

План-конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе . Тема урока: «Аленький цветочек»

Оценка 4.6
docx
20.08.2021
План-конспект 	открытого урока по литературному чтению в 4  классе . Тема урока: «Аленький цветочек»
конс Ален.цвет.-АФ.docx

 

               Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кчунказмалярская СОШ»

                

                

                                                                          План-конспект

               открытого урока по литературному чтению в 4  классе

               Дата: 23.01.2019г

Тема урока: «Аленький цветочек»

 

 

 

                               https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/03d3/0005206a-044ff6ac/img7.jpg

Разработал и провел   учитель   начальных классов, первой категории , Абдулкеримова Френгиз Абдурзаевна .                                                                        

 

 

 

 

Директор МКОУ «Кчунказмалярская СОШ»

Абдуллаев Абдулкерим Абдурахманович         

 

 

Конспект открытого урока по русскому языку во 4 классе

Автор-разработчик учитель начальных классов

         первой категории , Абдулкеримова Френгиз Абдурзаевна

 

 

Тема урока:С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» 2 урок.

 

1.      

Базовый учебник «Литературное чтение» 4 класс, авторы Л.Ф. Климанов, В.Г. Горецкий и др.

 

 

            Цели  урока:Создать условия для работы над понятиями: любовь к ближнему и       самопожертвование;На примере героев сказки продолжить работу по воспитанию нравственных качеств человека.

9. Задачи:

- обучающие:•       Создать условия для формирования умения воссоздавать картины, нарисованные автором в произведении.

• Формирование умения через создание системы образов анализировать содержание текста.

• Формирование читательских умений и навыков.

-развивающие:•Развивать литературную речь, умение высказывать собственное мнение.

·        Развивать внимание, память.

·        Формирование собственных впечатлений и переживаний при чтении художественного текста                                                                                                                       -воспитательные:Создать условия дляформирования нравственных представлений у учащихся.

10    .Тип урока:комбинированный урок

11.Формы работы учащихся: фронтальная, групповая и индивидуальная.

12.Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.  

13Структура и ход  урока

IОрг. момент. Эмоциональный настрой на урок.

Прозвенел звонок,

Начинается урок!

Я, ты, он, она-

Вместе дружная семья.

Улыбнитесь соседу справа,

Улыбнитесь соседу слева,

Если только улыбнуться.

 

То начнутся чудеса –

 

От улыбок прояснятся

И глаза и небеса

Ну- ка взрослые и дети

Улыбнитесь поскорей,

Чтобы стало на планете

И светлей и теплей!

II.  Сообщение темы, цели урока.

Свой урок я не случайно начала с этого стихотворения, он имеет непосредственное отношение к нашей теме.                                                       

      Предлагается синквейн без первой строчки

1.      _ _ _ _ _ _ _ _

2.      Нежная, всепрощающая

3.      Заботится, оберегает, жертвует

4.      Жить ради других.

5.      Чувство.

Вопрос:

Определить первое слово синквейна .

Сегодня мы поговорим о любви к ближнему. Нужно ли говорить об этом сейчас. Почему?

III.Проверка домашнего задания.

Но прежде чем мы начнем говорить по теме нашего урока , давайте вспомним с каким произведением вы познакомились на прошлом уроке и кто его автор?

 

Сейчас мы проверим, кто был внимательным на прошлом уроке. Перед вами лежит тест, выполните его.

 

А теперь каждый проверит себя, как он справился с заданием.

Оцените свою работу по 3 балльной шкале.

1.Как звали Аксакова?

a)      Сергей Тимофеевич

b)     Алексей Тимофеевич

c)      Сергей Данилович

2. Где родился Аксаков?

a)     В Москве

b)    В Уфе

c)     В Оренбурге

3.Кто рассказал ему сказку об аленьком цветочке?

a)     Крестьянка Марфа

b)    Ключница Пелагея

c)     Бабушка

4.Для кого он написал сказку?

a)     Для сына

b)    Для внука

c)     Для внучки.

 

5.К какой группе сказок относится сказка «Аленький цветочек»?

a)     Авторская

 

 б)Народная

6.

IV.Фронтальная работа.

Сегодня мы с вами все побудим в роли исследователей. Прочитав сказку «Аленький цветочек» мы дадим характеристику главным героям. Сначала мы охарактеризуем купца. (Составляем кластер.)

 Как относился купец к своим дочерям? Почему вы так решили?

Прочитайте отрывок, о чем подумал купец, когда чудище сказало ему о его участи за сорванный цветок. Как это характеризует купца?

 

«Зверь лесной, чудо морское… и записки с него заручной не взял»

-Какую черту характера подчеркивает автор?

Вот мы и дали характеристику купцу.

 А теперь я предлагаю вам разбиться  на 3 группы.

V. Групповая работа.

Давайте вспомним правила работы в группах.Прочитайте правила, которые вы должны соблюдать при работе в группах:

* Не кричи! * Не перебивай! * Уважай товарища!

 

Задания найти слова, характеризующие героев, наклеить карточки со словами на листок. Зачитать их, сделать обобщение и дать характеристику герою.

1 группа-  старшую и среднюю сестру.

-Какое мнение у вас сложилось о сестрах и почему? Какие подарки попросили сестры? О чем это говорит?

–Как встретили дочери своего отца? Что каждую из них волновало?

-Как отреагировали старшие дочери на рассказ отца и на предложение спасти его?

 -Почему сёстры хотели помешать возвращению сестры во дворец?

2 группа-  младшую сестру

- Какой подарок попросила младшая дочь? О чем это говорит?

-Как встретила дочь своего отца? Что уё волновало?

-Почему младшая дочь решила вернуться вместо отца к чудищу?

- Как произошла встреча девушки и зверя лесного, чуда морского?

- Почему вернулась девушка к чудищу? О какой черте характера это говорит?

 

3 группа- чудище морское.

Зверь лесной, Чудище морское
- Почему Чудище морское, Зверь лесной бережет аленький цветочек?

- Почему он отпустил купца домой? Как это его характеризует?

- Как он обращался с младшей дочерью купца?

- О какой черте характера говорит тот  поступок, что он отпустил девушку домой?

- Кем был на самом деле Зверь лесной?

VI.Презентация. Представители от каждой группы рассказывают об итогах работы.

1 группа.

2 группа. Главная героиня сказки – младшая дочь. Аксаков пишет, что она была по красоте лучше всех. Отец любил дочерей своих, исполнял все желания. В отличие от старших сестер, младшая захотела в подарок не украшения, а цветочек аленький, краше которого нет на белом свете. Младшая дочь любит отца. Она смело отправляется к зверю лесному, чуду морскому, чтобы спасти отца.

«Благослови, батюшка родимый. Для меня достал ты цветочек аленький, мне и надо тебя выручать»

У зверя лесного она служит верой и правдой. Добрая и ласковая девушка старается не показывать свою печаль, тоску по родному дому. Она мужественная и смелая, смогла взять себя в руки, хотя очень испугалась, увидев зверя лесного. Она не хочет обидеть доброго и ласкового, но страшного на вид зверя.

Меньшая дочь укоряет старших сестер за то, что они советуют ей не возвращаться к зверю лесному.

«Если я моему господину доброму и ласковому за все его милости и любовь горячую, несказанную заплачу его смертью лютою, то не буду я стоить того, чтобы мне на белом свете жить» Она смогла разглядеть под ужасным образом зверя добрую, ласковую, ранимую душу и полюбила его. За верность, доброту, бескорыстную любовь она награждается в конце сказки. Чудо морское превращается в прекрасного королевича, и всё заканчивается счастливо.

3 группа. Чудище морское, Зверь лесной – это сын славного короля. В малолетнем возрасте его украла злая колдунья и колдовством своим обратила в чудище страшное. Она наложила заклятие такое, чтобы жить ему в таковом виде безобразном, противном и страшном для всякого человека, для всякой твари Божией, пока найдется красная девица, какого бы роду и званья не была она, и полюбит его в образе страшилища, и захочет стать его законной женой. И тогда колдовство все кончится.

Аксаков пишет про чудище, что оно шагает, и земля шатается под ним. Он – зверь не зверь, человек не человек, какое-то чудище. Он мохнатый, руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжьи, изо рта торчат кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, глаза совиные, голос дикий.

Несмотря на свой страшный вид, он очень добрый, душевный, ласковый и внимательный. У него есть одна радость. Это прекрасный аленький цветочек, краше которого нет на белом свете, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Запах от цветка по всему саду ровно струя бежит. Он его бережет паче зеницы ока. Наверное, он согревает его душу в одиночестве, так кА живет один во дворце, и слуги у него невидимые.

Я думаю, что он очень справедливый и великодушный. Он дает купцу возможность исправить положение. А еще он понимает людей без слов, знает искренние они или обманщики. Все 11 девушек, которые побывали у него, не разглядели его душу: добрую, отзывчивую, умеющую любить. А видели только его страшно безобразную внешность.

VII. Рефлексия.

Превратилось бы чудище в принца, если б на месте младшей дочери купца оказалась другая из дочерей? И могла ли другая дочь купца, получив цветочек, оказаться на месте младшей? Почему?

Как вы думаете, легко ли было младшей дочери отправиться к чудищу? Почему?

Что помогло дочери купца снять заклятие с Лесного зверя?

VIII.Заключительное слово.

Настоящая любовь видит душу человека, его внутреннюю, скрытую от глаз, красоту. Под ее воздействием любимый человек преображается - становится красивее, лучше, добрее. Любовь, доброта и сострадание - самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.

IX. Домашнее задание.

Предлагаю вам выбрать задание, которое вы будете выполнять дома:

1.     Написать 5 предложений на тему: «Были ли такие ситуации, когда твои близкие жертвовали ради тебя?»

2.     Предлагаю и вам поучаствовать в создании сказки - придумайте начало истории, ведь мы не знаем, по какой причине злая волшебница прогневалась на королевича. Напишите небольшое сочинение на тему: "Почему появилось на свет чудище?"

3.     Литературная викторина по сказке С. Аксакова «Аленький цветочек».

______________________________________

1. Кто написал  сказку «Аленький цветочек»?  ___________________________________________________

2. Кто рассказал Аксакову сказку про аленький цветочек?  _________________________________________

3. Какими словами начинается эта сказка? _______________________________________________________

4. Как звали отца сестёр из сказки «Аленький цветочек»? __________________________________________

5. Кем по роду занятий был отец сестёр из сказки «Аленький цветочек»? ____________________________

6. Каким видом транспорта пользовался отец для своих торговых дел? ______________________________

___________________________________________________________________________________________

7. Какими чисто российскими товарами торговал отец? ___________________________________________

___________________________________________________________________________________________

8. Как звали старшую дочь? __________________________________

9. Как звали среднюю дочь? __________________________________ 

10. Как звали младшую дочь? _________________________________

11. Где достал купец подарки средней и старшей дочери? Какие? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

12. Какая из дочерей попросила купца привезти из дальних стран аленький цветочек? _________________

13. Что было особенного в аленьком цветочке? __________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

14. Как она узнала о существовании аленького цветочка? __________________________________________

___________________________________________________________________________________________

15. Что случилось с купцом в дороге? __________________________________________________________

16. Назовите полное имя хозяина аленького цветочка.  ____________________________________________

17. Опишите внешний вид чудища.  

Страшен был зверь ________________, чудо ___________________: руки ______________, на руках когти ____________________, ноги _______________, спереди – сзади горбы великие _________________, весь __________________ отверху донизу, изо рта торчали ________________________, нос ___________, как у  _________________ а, а глаза были _____________________.

18. Какими положительными качествами обладало чудище, которые могли привлечь к нему людей?

___________________________________________________________________________________________

19. Чем прогневал отец чудище, когда находился у него в гостях? ___________________________________

___________________________________________________________________________________________

20. Где рос аленький цветочек? ________________________________________________________________

21. С каким условием чудище мохнатое отпустило купца? _________________________________________

___________________________________________________________________________________________ 

22. Какой волшебный предмет дал зверь лесной, чудо морское, чтобы купец мог быстро очутиться дома?

___________________________________________________________________________________________

23. «Долго купец думал думу крепкую и придумал... Фальши у него на уме не было, а потому он рассказал, что у него было на мыслях. Зверь лесной, чудо морское и без того их знал; видя его правду, он и записи с него заручной не взял...». Объясните, что такое «запись заручная»? ________________________

24. На какой палец надо было надеть волшебный перстень, чтобы очутиться во дворце чуда морского, зверя лесного? ______________________________________________________________________________

25. Что стало с сорванным аленьким цветочком?  _________________________________________________

26. Вспомни и вставь пропущенные слова.

         «Очутилась она во дворце зверя ___________________________, чуда  ________________________, во палатах высоких,  _________________________,   на кровати из резного золота со ножками  _____________________, на пуховике пуха  ________________________, покрытом золотой камкой...». Что такое «камка»? __________________________________________________________________________

27. Как жилось девушке во дворце у зверя лесного, чуда морского? _________________________________

___________________________________________________________________________________________

28. Какой наряд выбрала Настенька из тех, которые предложило ей чудо – зверь? _____________________

___________________________________________________________________________________________

29. Какие животные и птицы встретили Настеньку в саду чудища? __________________________________

___________________________________________________________________________________________

30. Какие птицы доставили Настеньку во дворец к чудищу? ________________________________________

31. Чем занималась Настенька во дворце чудища? ________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

32. Какое волшебное приспособление показало Настеньке чудеса земные, глубины морские?

___________________________________________________________________________________________

33. Что удивило Настеньку в увиденном ею морском царстве? _____________________________________

34. Через какое время обещала вернуться к чудищу купеческая дочь? _______________________________

___________________________________________________________________________________________

35. Что привезла Настенька в подарок своим сёстрам, когда приехала в родительский дом в гости?

___________________________________________________________________________________________

36. Дочь купца вернулась во дворец с опозданием, потому что, _____________________________________

___________________________________________________________________________________________ 37. Что произошло во дворце чудища, когда Настенька не приехала к назначенному сроку? ___________________________________________________________________________________________

38. Где нашла Настенька своего друга милого, господина любимого? ________________________________

___________________________________________________________________________________________

39. Как выдумаете, почему умер зверь лесной? ___________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

40. Кем оказался зверь лесной, чудо морское? ___________________________________________________

41. Какой по счёту пленницей была во дворце у чудовища купеческая дочь? _________________________

42. Сколько лет провёл принц в образе зверя лесного, чуда морского?  ______________________________

43. Какое чувство руководило сестрами, когда они переводили стрелки на час назад? __________________

44. Как вы думаете, что помогло дочери купеческой справиться со злыми чарами? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литературная викторина по сказке С. Аксакова «Аленький цветочек».(ответы)

1. Кто написал  сказку «Аленький цветочек»?  Сергей Тимофеевич Аксаков

2. Кто рассказал Аксакову сказку про аленький цветочек? Ключница Пелагея 

3. Какими словами начинается эта сказка?  «В некотором царстве, в некотором государстве …»

4. Как звали отца сестёр из сказки «Аленький цветочек»? Степан

5. Кем по роду занятий был отец сестёр из сказки «Аленький цветочек»? Купец, торговый человек

6. Каким видом транспорта пользовался отец для своих торговых дел? Торговыми кораблями, потому что вёл торговлю он со странами, до которых можно только добраться по воде

7. Какими чисто российскими товарами торговал отец? Сибирские меха, уральские самоцветы и камни, жемчуг и многое другое

8. Как звали старшую дочь? Прасковея

9. Как звали среднюю дочь? Марфа

10. Как звали младшую дочь? Настенька 

11. Где достал купец подарки средней и старшей дочери? Какие? Средней - золотой венец из каменьев самоцветных - у заморской королевишны в темнице каменной, за тремя дверями железными, за тремя замками немецкими; старшей - «тувалет» из хрусталя восточного - у дочери короля персидского в терему каменном, на горе каменной, за семью дверями железными, за семью замками немецкими, а ключи носит королевишна на поясе.

12. Какая из дочерей попросила купца привезти из дальних стран аленький цветочек? Младшая

13. Что было особенного в аленьком цветочке? Аленький цветочек был такой, краше которого не было больше цветка на свете

14. Как она узнала о существовании аленького цветочка? Она увидела его во сне и была поражена его красотой 

15. Что случилось с купцом в дороге? На его караваны напали разбойники 

16. Назовите полное имя хозяина аленького цветочка.  Зверь лесной, чудо морское

17. Опишите внешний вид чудища.  Страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди – сзади горбы великие верблюжие, весь мохнатый отверху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.

18. Какими положительными качествами обладало чудище, которые могли привлечь к нему людей? Доброе сердце, гостеприимство, речи ласковые и толковые.

19. Чем прогневал отец чудище, когда находился у него в гостях? Он самовольно сорвал любимый цвкток хозяина

20. Где рос аленький цветочек? В саду, на зелёном пригорке

21. С каким условием чудище мохнатое отпустило купца? Если он пришлет вместо себя одну из дочерей

22. Какой волшебный предмет дал зверь лесной, чудо морское, чтобы купец мог быстро очутиться дома? золотой перстень

23. «Долго купец думал думу крепкую и придумал... Фальши у него на уме не было, а потому он рассказал, что у него было на мыслях. Зверь лесной, чудо морское и без того их знал; видя его правду, он и записи с него заручной не взял...». Объясните, что такое «запись заручная»? Расписка

24. На какой палец надо было надеть волшебный перстень, чтобы очутиться во дворце чуда морского, зверя лесного? На правый мизинец

25. Что стало с сорванным аленьким цветочком?  Прирос к прежнему стеблю

26. Вспомни и вставь пропущенные слова.

         «Очутилась она во дворце зверя лесного, чуда  морского, во палатах высоких,  каменных,   на кровати из резного золота со ножками  хрустальными, на пуховике пуха  лебяжьего, покрытом золотой камкой...». Что такое «камка»? Шелковая цветная ткань с узорами

27. Как жилось девушке во дворце у зверя лесного, чуда морского? Исполнялись все ее желания

28. Какой наряд выбрала Настенька из тех, которые предложило ей чудо – зверь? Свой собственный сарафан

29. Какие животные и птицы встретили Настеньку в саду чудища? Олени, козлёнок, павлины, райские птицы

30. Какие птицы доставили Настеньку во дворец к чудищу? Белоснежные лебеди

31. Чем занималась Настенька во дворце чудища? Вышивала, гуляла по саду, каталась на лодке по пруду, пела песни.

32. Какое волшебное приспособление показало Настеньке чудеса земные, глубины морские?  Блюдечко с катающимся по нему наливным яблочком

33. Что удивило Настеньку в увиденном ею морском царстве? Морские коньки

34. Через какое время обещала вернуться к чудищу купеческая дочь? За час до истечения 3 дней и 3 ночей, на вечерней заре.

35. Что привезла Настенька в подарок своим сёстрам, когда приехала в родительский дом в гости? Сундуки с богатыми нарядами. 

36. Дочь купца вернулась во дворец с опозданием, потому что, сестры перевели часы назад, а чтобы никто не заметил этого, закрыли ставни.

37. Что произошло во дворце чудища, когда Настенька не приехала к назначенному сроку? Всё погибло там, замерло, затихло, свет небесный погас.

38. Где нашла Настенька своего друга милого, господина любимого? На пригорке, в саду, обнимающим аленький цветочек.

39. Как выдумаете, почему умер зверь лесной? От тоски, от любви к Настеньке, потому что подумал, что она больше не вернётся.

40. Кем оказался зверь лесной, чудо морское? Заколдованным принцем 

41. Какой по счёту пленницей была во дворце у чудовища купеческая дочь? Двенадцатой 

42. Сколько лет провёл принц в образе зверя лесного, чуда морского?  30 лет 

43. Какое чувство руководило сестрами, когда они переводили стрелки на час назад? Зависть 

44. Как вы думаете, что помогло дочери купеческой справиться со злыми чарами? Верность данному слову; преданность; бескорыстная, искренняя любовь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кчунказмалярская

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кчунказмалярская

Конспект открытого урока по русскому языку во 4 классе

Конспект открытого урока по русскому языку во 4 классе

То начнутся чудеса – От улыбок прояснятся

То начнутся чудеса – От улыбок прояснятся

К какой группе сказок относится сказка «Аленький цветочек»? a)

К какой группе сказок относится сказка «Аленький цветочек»? a)

Главная героиня сказки – младшая дочь

Главная героиня сказки – младшая дочь

И могла ли другая дочь купца, получив цветочек, оказаться на месте младшей?

И могла ли другая дочь купца, получив цветочек, оказаться на месте младшей?

Как звали среднюю дочь? __________________________________ 10

Как звали среднюю дочь? __________________________________ 10

С каким условием чудище мохнатое отпустило купца? _________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ 22

С каким условием чудище мохнатое отпустило купца? _________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ 22

Чем занималась Настенька во дворце чудища? ________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ 32

Чем занималась Настенька во дворце чудища? ________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ 32

Сколько лет провёл принц в образе зверя лесного, чуда морского? ______________________________ 43

Сколько лет провёл принц в образе зверя лесного, чуда морского? ______________________________ 43

Назовите полное имя хозяина аленького цветочка

Назовите полное имя хозяина аленького цветочка

Не кричи! * Не перебивай! * Уважай товарища!

Не кричи! * Не перебивай! * Уважай товарища!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.08.2021