Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кчунказмалярская СОШ»
План-конспект
открытого урока по литературному чтению в 4 классе
Дата: 12.12.2018г
Тема урока:
Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки»
Разработал и провел учитель начальных классов, первой категории , Абдулкеримова Френгиз Абдурзаевна .
Директор МКОУ «Кчунказмалярская СОШ»
Абдуллаев Абдулкерим Абдурахманович
2018г
Школа: МКОУ «Кчунказмалярская СОШ»
Учитель начальных классов: первой категории ,
Абдулкеримова Френгиз Абдурзаевна
Дата: 26.02.2019г
Тема урока : Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки».
Литературное чтение УМК: «Школа России», 4 класс
(Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 4 класс 1 ч. Стр. 147-148)
Тема урока: Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки».
Цель: создание благоприятных условий для формирования нравственных качеств: настойчивости, трудолюбия, упорства, стремления к достижению цели, силы воли, любви к близким через содержание стихотворений Н.А.Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки».
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство обучающихся с содержанием стихотворений Н.А.Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки»; формированию первоначальных представлений о жизни и творчестве Н.А. Некрасова
Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством работы над содержанием стихотворений «Школьник», «В зимние сумерки» ; развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса; развитию навыка выразительного чтения с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз; умению анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; развитию навыка чтения; умению находить слова, которые описывают эмоциональное состояние поэта; развитие читательского интереса к произведениям Н.А. Некрасова, к детской литературе; развитию умения работать в парах.
Воспитательные: способствовать формированию нравственных качеств: настойчивости, трудолюбия, упорства, стремления к достижению цели, силы воли, любви к близким через содержание стихотворений Н.А.Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки»; воспитанию вдумчивого чтеца; воспитывать интерес к поэзии.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминутки.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование таких нравственных качеств: настойчивости, трудолюбии, упорства, стремления к достижению цели, силы воли, любови к близким через содержание стихотворений Н.А.Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки»; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, положительного отношения к процессу познания, к чтению; умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, строить логическую цепочку рассуждений, овладение основами смыслового чтения, сравнивать, обобщать, делать выводы; умение определять жанровые особенности стихотворений «Школьник», «В зимние сумерки», анализировать изобразительно-выразительные средства, умения осознавать смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение ставить задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачей и условиями её реализации, осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности, вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и понимать других, отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию, умение грамотно строить монологическую и диалогическую речь.
Предметные: умение правильно, сознательно, выразительно читать, анализировать текст, выделять жанровые особенности стихотворения, анализировать изобразительно-выразительные средства; отвечать на вопросы; участвовать в обсуждении прочитанных стихотворений.
Ход урока:
I. Организация начала урока.
II. Актуализация умений и знаний.
1)Речевая разминка.
У: Начнем урок с разминки для дикции.
У: Сначала читаю я, потом вы.
Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
У: Сначала под хлопки медленно
- Немного быстрее
- А теперь читаем быстро
- Читаем скоро и быстро («цепочкой»)
2) Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворений И.С. Никитина
У: Оценивание: обучающие выразительно читают. (спрашиваю 5-х человек). Анализирую выразительное чтение. (читал громко, внятно, без искажения слов, соблюдал паузы и логические ударения, умел соблюдать интонацию, придавать голосу нужные эмоциональные окраски, хорошая дикция, яркое, четкое произношение звуков…)
Анализ и оценка работы обучающихся
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: Сегодня мы познакомимся с творчеством еще одного великого поэта, а чтобы узнать, кто это, вы должны мне ответить на вопросы по изученным темам. (Внесите ответы в таблицу и узнайте фамилию поэта)
Н - кто автор стих-я «В синем небе плывут над полями…» (Никитин)
Е - кто автор стихотворения «Поёт зима, аукает…» (Есенин)
К - кто автор басен «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и Очки» (Крылов)
Р – кто автор стихотворения «Чем пахнут ремесла?» ( Родари)
А – назовите имя поэтессы Барто. (Агния)
С– назовите имя поэта Михалкова(Сергей)
О – назовите имя князя, который получил смерть от своего любимого коня (Олег)
В – назовите имя главного героя из рассказа Чехова «Мальчики» (Володя)
У: Составьте из первых букв фамилию автора
О: Некрасов
У: Кто может определить тему урока, поднимите руку?
О: Стихотворения Некрасова
У: Верно, темой сегодняшнего урока будет: «Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки».
У: Попробуйте определить задачи урока, используя «слова-помощники»: начнем знакомиться, будем учиться...
У: Сегодня на уроке мы начнем знакомиться с творчеством Николая Алексеевича Некрасова и с его краткой биографией.
IV. Открытие новых умений, знаний.
1)Подготовительная работа
а) Краткие биографические сведения об авторе
Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821 году. Его жизнь была трудна, но он оставил огромный след в русской литературе 19 века.
У: Поработаем в парах (на каждую парту раздаются биографические данные о Николае Алексеевиче Некрасове)
Прочитав их, вы сможете ответить на мои вопросы.
У: Где прошли детские и юношеские годы поэта?
О: Детские и юношеские года поэт провел здесь в своем родовом поместье в селе Грешнево Ярославской губернии). Оно состояло из большого неуклюжего дома, за ним в глубине сада стоял небольшой двухэтажный флигелек – музыкантская. За усадьбой была псарня.
У: Что узнали о родителях поэта?
О: Отец будущего поэта, Алексей Сергеевич, был человеком крутого нрава. В его распоряжении было 50 душ крепостных, которых он не щадил. Хватили с ним горя и домочадцы, особенно мать поэта, Елена Андреевна, которая была женщиной доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Она очень любила детей, и сама занималась их воспитанием.
У: Где учился Некрасов?
О: В Ярославской гимназии, куда Николай поступил в возрасте 11 лет, он целиком отдался приобретённой от матери любви к литературе и театру. Здесь он не только много читал, но и пробовал свои силы в поэзии.
У: Как вы узнали, произведения Некрасова стали классикой русской литературы. Детям он посвятил серию своих стихотворений и обратился с такими словами:
«…Играйте же, дети!
Растите на воле!
На то вам и красное детство дано…»
У: Как вы думаете, что такое детство, с каким словом оно у вас ассоциируется?
О: Это такая пора, когда все можно, когда человек маленький. С словом игрушки
У: Во времена творчества Николая Алексеевича не все дети могли посещать школу, не было учебников и условий для учебы, люди жили впроголодь. Чтобы помочь родителям, уходили работать по найму и выполняли тяжёлую физическую работу.
У: О судьбе одного такого крестьянского школьника рассказал Некрасов.
б) Словарная работа (слова или выражения записаны на доске с ударением, обучающиеся читают про себя, вслух, далее пытаются самостоятельно дать определение, при помощи толкового словаря и учителянаходят правильное определение).
У: В стихотворении вам встретятся непонятные слова. Попытайтесь определить их значение.
котомка- сумка, носимая за плечами.
не робей- не бойся.
славных- знаменитых, хороших
разумен- понимающий, умный
не бездарна- талантлива, способна
поприще- старорусская путевая мера для измерения больших расстояний.
напыщенный- чрезмерно торжественный, искусственно приподнятый.
салазки- маленькие санки для катания с гор или перевозки грузов вручную.
ворчанье- невнятное выражение неудовольствия бормотанием.
2) Первичное чтение стихотворения Н.А.Некрасова «Школьник», анализ первичного восприятия.
У: Открываем учебник на странице 147
У: И первое стихотворение, с которым мы познакомимся называется «Школьник» сейчас мы прослушаем аудиозапись, затем вы ответите на некоторые вопросы.
О: Слушают
У: Каким настроением проникнуто стихотворение?
О: Светлое, потому что мальчик надеется на лучшее
3) Вторичное чтение стихотворения, анализ образов.
У: Обратимся к первой строфе. Каков пейзаж?
О: Небо, ельник и песок
У: Найдите в первой строфе обращение и зачитайте его.
О: Эй, садись ко мне, дружок!
У: Можете ли вы сказать, к кому он обращается?
О: Мужчина обращается к своему пассажиру, мальчику
У: Какие чувства мужчина испытывает к мальчику?
О: Чувства сострадания, гордости.
У: Какое средство художественной выразительности использует автор в следующем словосочетании: «невеселая дорога»?
О: Метафора,
У: Что такое метафора?
О: Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту.
У: Какое средство художественной выразительности, которое присутствует в данной строфе вы можете мне назвать?
О: Эпитеты
У: Что такое эпитеты?
О: Эпитет- определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным.
У: Назовите предложение, где употребляются эпитеты
О: Ноги босы, грязно тело
У: Есть ли еще какое-либо средство выразительности в указанной строфе?
О: Да, аллегория
У: Назовите предложение, где употреблена аллегория
О: Сон свершится наяву
У: Что такое аллегория?
О: Аллегория- это иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ.
У: От какого лица идет дальнейшее повествование?
О: От первого- «вижу я в котомке книжку»
У: Согласны ли вы с тем, что стихотворение представляет собой монолог?
О: Да
У: Проанализируем третью и четвертую строфы. Ребята, кого называли «дворовыми»
О: Дворня, принадлежащие дворянам.
У: О ком говорит нам автор, в этой строфе?
О: М.В. Ломоносов
У: Совершенно верно. В декабре 1730 года 19-летний Михаил Ломоносов сбежал из дома и отправился в Москву — учиться. Будущий академик прошагал пол-России: он шел три недели и преодолел 1168 километров. В Москве его принимают в «Спасские школы». Двадцатилетний юноша учится в одном классе с маленькими детьми – конечно, ему приходится терпеть их насмешки. Позже Ломоносов вспомнит свою «несказанную бедность» в этот период – он существует на три копейки в день. К прочим неприятностям добавляются еще и постоянные укоры отца. Но, несмотря ни на что, Ломоносов учится, и его успехи, прилежание и примерное поведение очень быстро замечает школьное начальство. За один год Ломоносов проходит сразу три класса.
У: За что автор любит Родину?
О: За то, что много умных, талантливых людей вышли из народа.
У: Легко или трудно будет мальчику добиться своей цели?
О: Не легко, т.к. нужно проделать огромный путь
У: Прочитайте стихотворение про себя
4) Литературная игра.
У: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Буриме».
"Буриме" (в переводе с французского) означает стихотворение, обычно шуточного характера на заранее заданные рифмы, которые нельзя ни переставлять, ни изменять и которые должны быть связаны осмысленным текстом.
У: Допустим, стихотворцу задают рифму " Кресло-тесто".
У: Что вам вспоминается при слове «кресло»?
У: А при слове «тесто»?
У: У меня получилось:
Отодвинула я кресло,
Замесила быстро тесто.
У: Для дальнейшей работы мы разобьемся на группы. Каждая группа должна будет придумать стихотворение на выданную рифму. Я думаю, что одна голова хорошо, а несколько – лучше. Каждой группе я выдам свою рифму «школьный – вольный», «привет – лазарет», «в лесу – принесу», «роса – небеса»; «раскраски-сказки»; «мотылёк – ветерок»;
У: Кто уже придумал стихотворение поднимите руки. Прочитайте, что у вас получилось.
V. Физминутка.
У: Ребята, а теперь мы с вами отдохнем и выполним небольшую разминку. Все встаем.
О: Дети встают.
У: Повторяйте за мной.
Упражнение для мобилизации внимания.
И.п. - стоя, руки вдоль туловища.
1 - правую руку на пояс,
2 - левую руку на пояс,
3 - правую руку на плечо,
4 - левую руку на плечо,
5 - правую руку вверх,
6 - левую руку вверх,
7 - 8 - хлопки руками над головой,
1 - опустить левую руку на плечо,
2 - правую руку на плечо,
3 - левую руку на пояс,
4 - правую руку на пояс,
5 – правая рука на правое колено
6 – левую руку на левое колено
7 – 8 – хлопки по коленям
Повторить 4 - 6 раз.
У: Молодцы, садитесь.
VI. Открытие новых умений, знаний (продолжение)
а) Первичное чтение стихотворения Н..А. Некрасова «В зимние сумерки», анализ первичного восприятия.
У: Откроем страницу 148, сейчас я прочитаю стихотворение «В зимние сумерки» Николая Алексеевича Некрасова
О: Слушают
У: Подберите эпитеты к настроению этого стихотворения
О: Радость, игривость, веселье, стремительность
У: Какие образы вы представляли, при слушании стихотворения?
О: Маленькая, жизнерадостная девочка Саша пошла со своей старенькой, спокойной няней кататься в снежную зиму на салазках.
б) Вторичное чтение стихотворения, анализ образов.
У: Обратимся к первой строфе. Как поэт описывает забавы Саши?
О: Вечерами Саша любила слушать нянины сказки, а с утра каталась на санках с ледяной горки
У: Какие средства выразительности можно выделить в первой строфе?
О: Сравнение
У: Что такое сравнение?
О: Сравнение — это сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку, основанное на их сходстве.
У: В каком словосочетании употреблена аллегория?
О: Летела стрелой
У: Прочитаем вторую строфу. Найдите строку, в которой говорится о том, что няня беспокоилась о Саше
О: Няня кричит: «Не убейся, родная!»
У: Прочитаем третью строфу. Что делала Саша, когда санки переворачивались и она летела с горы?
О: Она не плакала, не унывала, смеялась и снова бежала в гору
У: Как няня относится к Саше?
О: Очень хорошо
У: Какими словами из текста можно это подтвердить?
О: Не до ворчанья и няне седой
Любят она её смех молодой
VII. Итог урока. Рефлексия.
У: Подведем итоги. Сейчас я вам раздам карточки, где вам потребуется оцените свои итоги работы на уроке, дополняя предложения:
Мне удалось сегодня …
Мне понравилось …
Я могу похвалить себя за …
У: С каким автором мы сегодня начали знакомиться?
О: С Николаем Алексеевичем Некрасовым
У: С какими стихотворениями этого автора вы познакомились?
О: «Школьник», «В зимние сумерки»
У: О чем говорится в стихотворении «Школьник»?
О: О молодом человеке, который захотел учиться, но для этого ему необходимо пройти большой путь, в много километров, чтобы достичь своей цели
У: О чем говорится в стихотворении «В зимние сумерки»?
О: О жизнерадостной девочке Саше, которая захотела покататься на санках
У: Какое стихотворение Вам понравилось больше? Почему?
О: «В зимние сумерки, потому что это очень интересное и жизнерадостное стихотворение, которое хочется читать снова и снова
У: Молодцы ребята!
VIII. Домашнее задание.
У: С. 147-149 наизусть по выбору.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.