План-конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С.Есенин «С добрым утром!»
Оценка 5

План-конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С.Есенин «С добрым утром!»

Оценка 5
docx
20.08.2021
План-конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С.Есенин «С добрым утром!»
лит чт -4кл-26.02.2017гАФ.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кчунказмалярская СОШ»

 

 

                                                           План-конспект

открытого урока по литературному чтению в 4 классе

Дата: 26.02.2019г

Тема урока:

С.Есенин «С добрым утром!»

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0a12/000931d1-171a9a1c/img28.jpg

Разработал и провел   учитель   начальных классов, первой категории , Абдулкеримова Френгиз Абдурзаевна .                                                                        

 

 

 

Директор МКОУ «Кчунказмалярская СОШ»

Абдуллаев Абдулкерим Абдурахманович

2019г

 Школа: МКОУ «Кчунказмалярская СОШ»

Учитель начальных классов:  первой категории ,

Абдулкеримова Френгиз Абдурзаевна

Дата: 26.02.2019г

Тема урока С.Есенин «С добрым утром!»

Цель урока: раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении.

Задачи урока:

Образовательная:

·        расширить знания детей о творчестве поэта

·        формировать устойчивый интерес к чтению

Развивающая:

·        развивать умение и навыки анализа поэтического текста

·        развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания

·        развивать творческие способности учащихся

·        развивать умение вслушиваться в текст

·        развитие воображения

Воспитательная:

·        прививать любовь и интерес к книге, поэтическому слову

·        воспитывать гордость за своих поэтов-земляков

·        воспитывать любовь к родному краю, природе

 

личностные:

-содействовать формированию мотивации к творческой деятельности;

метапредметные:

-содействовать формированию интереса к чтению поэтических произведений и умения анализировать текст (познавательные);

-развивать способность ставить учебные цели и задачи, умения оценивать результаты своих действий(регулятивные);

-создать условия для учебного взаимодействия учащихся и способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме (коммуникативные);

предметные:

-расширять литературный кругозор школьников за счет  произведений русской классической поэзии ХΙХ века;

-формировать первичные представления о специфике лирических                     произведений, учить понимать основное настроение стихотворения;

-содействовать созданию яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности: олицетворения,  эпитета (определения), метафоры, аллитерации, оксюморона;

-развивать образное мышление и творческое воображение учащихся;

-совершенствовать выразительность чтения.

Оборудование:

учебник «Литературное чтение», 4 класс, ч.4 (авт. О.В. Кубасова), карточки с заданиями для работы в паре и для работы групп, мультимедийное оборудование, экран, толковые словари (С.И.Ожегова, В.Даля и др.).

Ход урока:

Ι. Оргмомент.

- Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни,
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица?
Или чья-то сердитая речь? 
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу…
- Улыбнитесь друг другу!                                                                                                      Приятного вам учебного дня! Начинаем урок литературного чтения!
Речевая разминка                                                                                                     Дыхательная гимнастика и подготовка голоса к чтению:
 Упражнение «Задуйте свечу»
1.Сделать глубокий вдох и разом выдохнуть весь воздух;
Представьте, что на руке стоят три свечи. Глубокий вдох – выдохнуть тремя порциями.
2.  Использование скороговорки (хором): Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки (глубокий вдох) раз Егорка, два Егорка..(и т.д. до полного выдоха).      

3.  Разогрев голосовых связок с помощью распевного упражнения «Медвежата» 
Представьте, что вы – маленькие медвежата и просите кушать. Слова нужно произносить протяжно, изменяя голос каждый раз: 
«Мам, меду б нам, Мам, молока бы нам» (3 раза).

ΙΙ. Актуализация изученного материала.

1.Подготовка к восприятию.

- Как вы думаете, что ждёт нас сегодня на уроке?

Дети: Наверное, что-то интересное.

- Может быть,  мы узнаем новое о поэзии.

- Я думаю, что мы познакомимся с  автором нового произведения.

Учитель: Послушайте небольшое стихотворение, и вы узнаете, о чём пойдёт речь на уроке.

Учитель читает стихотворение наизусть.

 Она - обычной жизни украшенье.
Она - поэтов гордое творенье.
И было б очень пусто,
Когда б она ушла.
Она - не только рифма,
Она - сама душа!

Учитель:  О чём это стихотворение?

Дети: Это стихотворение о поэзии.

Учитель:  Оно так и называется «Поэзия».

Учитель выставляет карточку со словом «Поэзия» доске.

Учитель: А вы согласны с этими словами. Какие ассоциации у вас вызывает слово поэзия?

2. Составление синквейна о поэзии.

Учитель: Давайте составим синквейн о поэзии.

Учитель подписывает ответы детей под словом поэзия.

 

Синквейн

1. Тема

2. Два прилагательных

3. Три глагола

4. Фраза на тему синквейна

5. Существительное

               

Поэзия

1. Прекрасная, изящная.

2. Творить, сочинять, писать.

3. Произведения, написанные стихами.

4. Красота.

Сколько значений слова поэзия мы знаем?

1)Произведения, написанные стихами;

2)Красота или прелесть чего-либо;

 

ΙΙΙ. Постановка учебной задачи.

1. Учитель: Сегодня нас ожидает встреча с замечательным русским поэтом конца 19-го начала 20-го веков. Чтобы узнать его имя, прочтите четверостишия, записанные  на карточке и докажите, что эти строчки относятся к поэзии.

2.  Работа в парах.

Учитель: Выполните это задание в парах.


Прочтите выразительно, передав различные чувства автора.

Ι в.

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила.

ΙΙ в.

Нивы сжаты, рощи голы.

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.


Учитель: Прочитайте выразительно эти четверостишия.

(Дети в парах по вариантам декламируют отрывки из стихотворений.)

Учитель: Почему эти строчки мы относим к поэзии?

Дети: Так как в них есть рифма и ритм.

Учитель: Чувствуете разницу в настроении? Как поэту удалось донести эту разницу?

 Дети: Он пользуется художественными средствами языка.

3.Составление кластера «Выразительные средства языка художественной литературы».

Учитель: Какими выразительными средствами языка пользуется автор?

Дети: Сравнение (ветки что кудри, солнце – колесо), олицетворение (черёмуха словно человек кудри завила), эпитеты (ветки золотистые).

Учитель: Что объединяет эти четверостишия?

Дети: Они о природе.

Учитель: Кто же автор этих произведений?

Дети: Сергей Александрович Есенин.

Учитель на доску выставляет карточку со словом «Сергей Александрович Есенин»

4. Сообщение темы урока.

Учитель: Какова тема нашего урока?

 Дети: Особый  взгляд поэта на мир.

- Сергей Александрович  Есенин.

Учитель: Какова цель нашего урока?

Дети: Познакомиться с новым стихотворением С. Есенина.

- Узнать как смотрит С. Есенин на мир.

 - Понаблюдать какие выразительные средства  и приёмы  использует поэт.

Учитель: Итак, сегодня мы познакомимся ещё с одним прекрасным стихотворением Сергея Александровича Есенина и попробуем открыть для себя мир поэта, попытаемся раскрыть секрет есенинского слова.

ΙV. Открытие нового знания.

1. Вступительное слово учителя о биографии С.А. Есенина.

Учитель: Сейчас я приглашаю вас в заочное путешествие на родину поэта.

Ваша задача познакомиться со сведениями из биографии С.А.Есенина и попытаться понять, что или кто вдохновил поэта  писать стихи, что послужило истоками поэзии Есенина.

1.     Сведения из биографии С. А. Есенина (на фоне презентации) докладывает ученик.

Сообщение учащегося.

С. А. Есенин родился 3 октября 1895 году.  Родители его – Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна – были бедными крестьянами и вскоре,  после рождения сына им пришлось уехать на заработки в город. С двух лет он был отдан на воспитание в семью деда (отца матери). В этой семье и прошло почти всё его детство.

Родина поэта – село Константиново  Рязанской губернии — расположено на холмистом берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязани. Сейчас это село  называется Есенино.

Село утопало в зелени. С высокого берега Оки открывался прекрасный вид на величавую реку. Здесь, на этих просторах прошло детство Сергея.

Эта красота рязанского края не могла не затронуть душу ребёнка. С раннего детства полюбил Сергей родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы. Стихи Сергей начал писать рано, с девяти лет.

 

Бабушка и дедушка сумели передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. Дедушка пел старые заунывные песни, а бабушка была искусной сказительницей народных сказок.

В 1909г. Сережа закончил земскую, с похвальным листом, потом его отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую, он должен был поступить в Московский учительский институт и стать сельским учителем. Но этого не случилось.

Целью и смыслом жизни Сергея стала поэзия. Стихи Сергей начал писать рано, с девяти лет, но сознательное творчество началось в 16-17 лет. Он очень любил свою Родину, её поля и леса, небо над ней. Это всё отражено в его поэзии. С. Есенин воспевал в своих стихах красоту природы. Его называли певцом русской природы. М. Горький о нём писал: “Какой русский, и какой чистый поэт”.

Оборвалась жизнь русского поэта в гостинице «Англитер» Санкт-Петербурга в 1925году Есенин покончил жизнь самоубийством, хотя это спорное мнение.

Учитель: Что вы узнали о детстве поэта? Как вы поняли, что послужило истоками поэзии Есенина?

Дети: Истоками поэзии для С. А. Есенина послужила  родная природа.

- Бабушка и дедушка.

V.  Работа над стихотворением С. Есенина «С добрым утром!»

5.1 Подготовка к восприятию текста

Учитель: Откройте учебник на странице 60. Прочитайте название стихотворения.

Дети: «С добрым утром!»

Учитель: Когда так  говорят?

Дети: Когда утром просыпаешься, то желаешь близким тебе людям добра.

Учитель: Предположите, о чём будет это стихотворение?

Дети: О пробуждении природы, о  красоте русской природы.

Учитель: Видели ли вы когда-нибудь пробуждение природы утром?

Дети: Да, я был у бабушки в деревне.

-А я видел на даче. 

Учитель: Представьте себе, что утром вы вышли на улицу. Какие образы возникают в памяти, что вы себе представляете?

Дети: Прохладно.

- Очень тихо.

-Когда солнце встает небо красное.

- Еще не очень светло.

-Трава мокрая.

Учитель:

5.2 Первичное восприятие стихотворения.

Прочтение стихотворения учащимися

5.3  Анализ стихотворения.

Учитель:  Понравилось вам это стихотворение?

Дети: Да, очень понравилось.

Учитель: О чём это стихотворение?  

Дети: О природе.

-Автор изобразил её  как «живую».

-Природа  просыпается.

-Она словно наполнена ласковой дрёмой, утренней свежестью.

Учитель: Как вы думаете, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение?

 Дети:  У него было радостное настроение, восторженное  и т. д.

Учитель: Оправдались ли ваши предположения?

 Дети: Да, это стихотворение о пробуждении природы, её красоте.

Учитель: Подходит ли стихотворению название, данное поэтом? 
Дети: Да, поэт восхищается красотой пробуждающейся природы.

- Это не только крапива, это словно вся природа  говорит человеку: «С добрым утром!»

 

5.4  Лексическая  работа.

Учитель: Всё ли было вам понятно?

Затон – длинный нетронутый залив реки.

Заводь – низкие берега залива.

Румянить – покрываться розово-красным цветом.

Плетень – изгородь из сплетённых прутьев и ветвей.

Перламутр – твёрдый слой раковин, обладающий радужным блеском.

Учитель: Чьими глазами мы наблюдаем эту картину?

Дети: Мы наблюдаем глазами лирического героя.

Учитель: Поговорим о композиции. Сколько строф в этом стихотворении?

Дети: В этом стихотворении 3 строфы.

 

5.5  Чтение стихотворения по строфам.

Учитель: Давайте прочитаем стихотворение и посмотрим,  как движется взгляд поэта: что он видит в начале и в конце стихотворения? 

Учитель: Меняется ли картина, которую наблюдает герой?

1 строфа – небо, золотые засыпающие звезды (гаснущие, слабо мерцающие на фоне светлеющего неба); затем взгляд поэта опускается на землю, он видит речную заводь с недвижной водой, в которой отражается блеск звезд; утренняя заря, освещающая мир «румяным» светом.

2 строфа – взгляд поэта обращен на березки, стоящие неподалеку, которые еле колышут своими ветками под легким утренним ветерком; затем взгляд падает под ноги, где в свете утренней зари «горит» роса серебристым цветом.

3 строфа – около ног, у плетня, поэт видит крапиву, которая из-за росы покрылась перламутровым блеском и качается под утренним ветерком.

Вывод:

Учитель: Поэт охватывает взглядом весь мир?

Дети:  Да.  От поднебесья до «заросшей крапивы», которая путается под ногами.

-Он изображает картину просыпающейся природы. Можно предположить это  по ряду примет («брезжит свет», «зеленые сережки», «заросшая крапива»).

-Автор описывает раннее июньское утро, примерно около пяти часов.

 

5.4  Физминутка. Все ребята дружно встали

Все ребята дружно встали

(Выпрямиться)

И на месте зашагали.

(Ходьба на месте.)

На носочках потянулись и немножечко прогнулись.

(Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Как пружинки мы присели, раз присели, два присели,

(Присесть.)

И тихонько разом сели.

(Выпрямиться и сесть.)

 

 

VI. Применение знаний и умений в новой ситуации.

1.Работа в группах

Учитель: Давайте понаблюдаем,  с помощью,   каких  выразительных  средств  языка  автор создаёт такие природные образы? Приведите примеры из текста. 

Изобразительно-выразительные средства, использованные

  С. А. Есениным при создании стихотворения  «С добрым утром»

Перечень троп

Значение термина

Пример

1 группа

Эпитет

Образное определение, обладающее особой выразительностью, передающее чувство автора к изображаемому предмету, создающее живое представление о предмете.

2 группа

Олицетворение

Когда неодушевлённому предмету, живому существу, не наделённому сознанием, приписываются качества или действия, присущие человеку - дар речи, способность мыслить и чувствовать.

3 группа

Метафора

Скрытое сравнение, когда слова или выражения, употреблённые в переносном значении, сближены по сходству их значений. Перенос качеств одного явления на другое.

4 группа

Аллитерация

Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков с целью усиления её выразительности.

5 группа

Оксюморон

Словосочетание, составленное из слов, противоположных по смыслу.

6 группа

Цветовые эпитеты

 

2. Проверка и оценивание групп.

Учитель: Прошу представителей групп выходить в соответствии с номером группы. Всех остальных прошу внимательно слушать, если вывод выступающей группы совпадает с вашим выводом, прошу показать зелёный сигнал, если нет - красный.

 1 группа

Учитель: Какие эпитеты вы нашли? Какую роль они играют в стихотворении?

Дети: Эпитеты «золотые», «серебряные», «шёлковые» характеризуют природную красоту как драгоценную. Мы считаем, что эпитеты помогают более ярко представить образ наступающего утра.

 2 группа

Учитель: Для чего поэт использует олицетворения? С помощью, каких слов одушевляет явления природы?

Дети: Есенин изображает мир живой, одухотворенный, просыпающийся. С помощью слов «улыбнулись сонные березки», «растрепали шелковые косы», «шепчет шаловливо» поэту удалось создать образ живой природы: березки похожи на улыбающихся и растрепанных со сна девушек, даже обычная крапива изображается поэтом кокетливой красавицей-шалуньей. Все это достигается с помощью олицетворений.

 

3 группа

Учитель: Какие метафоры вы нашли? Зачем поэты применяют метафоры?

Дети Мы считаем, что метафоры исключительно точны и выразительны: «зеркало затона» сразу рисует неподвижную водную гладь с отражением неба; «сетка небосклона», которую «румянит свет» — россыпь розовых  облачков на востоке.   Метафоры,  как и эпитеты, помогают понять нам,  более  ярко представить  картину раннего утра.

4 группа

Учитель: С помощью, каких звуковых повторов согласных звуков в стихотворении создаётся ощущение лёгкой дрожи, ряби, пробегающей по воде, образ лёгкого утреннего ветерка? Как  называется этот приём?                                                                                          Дети: «Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные» — семь слов начинаются с буквы «з», и вместе с сочетанием «зж» в середине слова- при прочтении этих строк ощущение лёгкой дрожи, ряби, пробегающей по воде. В словах «шелестят», «сережки», «шепчет»,  «шаловливо» звуки [ш],[с], создают  звуковой образ легкого,  еле слышного ветерка.  Такой приём называется аллитерация.

5 группа

Учитель: Что такое оксюморон по Ожегову? Что вы отнесли к оксюморону?

Дети:  Горят  росы.

Учитель: Почему они горят?

Дети: Переливаются в лучах солнца.

6 группа

Учитель: Назовите  цветовые эпитеты. Какие краски вы выберете для иллюстрации к этому стихотворению?

Дети: Цветовые эпитеты: «Золотые», «румянит», «зеленые», «серебряные», «перламутром».   В иллюстрации надо использовать яркие, разноцветные, праздничные, блестящие краски.

Учитель: Какой вывод мы сделаем?

Дети: Выразительные средства языка делают речь поэта образной и яркой.

-Выразительные средства  помогают нам понять,  как смотрит поэт на мир.

 3. Выборочное чтение.

Учитель: Обратите внимание, с каких слов начинается каждая строка в первой строфе?

Дети: Глаголы: задремали, задрожало, брезжит, румянит.

 Учитель: Как вы думаете, почему поэт нарушает порядок слов в предложениях и ставит на первое место глаголы?

Дети: Для того, чтобы показать движение, пробуждение жизни.

Учитель: С какого звука начинаются все слова первых двух строчек? Для чего автор  это сделал?

Дети: Все слова в первых двух строчках начинаются со звука [з]. Когда его произносишь, то язык дрожит, и слова получаются дрожащими, робкими. Это помогает представить, как блестят исчезающие звёзды, и играет свет в «зеркале затона». Утро только вступает в свои права.

Учитель: А как вы думаете, в каком темпе следует читать первую строфу?

Дети: Медленно. Всё только-только просыпается.

Учитель:  Прочитайте следующие строфы. С какой интонацией нужно читать эти две строфы?

Д. Ласково, любуясь на берёзки, похожие на улыбающихся и растрёпанных со сна девушек. Эмоционально, читать быстрее, чем предыдущую строфу.

Учитель:  А как нужно читать последнюю строку? Будет ли ваше чтение похоже на то, как вы читаете название стихотворения?

Д. Нет, интонация будет разной. Последняя строчка – это шёпот крапивы, нужно передать её характер.

 4. Подготовка к выразительному чтению.

Учащиеся самостоятельно готовятся к выразительному чтению.

А сейчас каждый сам внимательно прочитает стихотворение про себя.

5. Выразительное чтение стихотворения.

Учащиеся читают стихотворение друг другу в парах, оценивают.

Далее 2-3 человека (по желанию) исполняют стихотворение перед всем классом.

Аплодисменты.

6. Видеоролик. Чтение стихотворения С. Есенина «С добрым утром!» поэтом Марселем Давлатовым.

Учитель: Сейчас вы услышите образец литературного чтения стихотворения поэтом Марселем Давлатовым.

 

VΙΙ. Подведение итогов урока.

Учитель: Удалось ли нам раскрыть секрет есенинского слова?

Дети: Да.

Учитель: В чём же состоит этот секрет?

Дети: Он использует выразительные средства языка и пробуждает в нас чувство  любви к родной природе.

Учитель:  Действительно, я согласна с вами, секрет стихов Сергея Есенина в том, что он открывает нам красоту простой русской природы, которую мы не всегда замечаем в повседневной жизни. И мы  благодарны поэту за его необычайно щедрый дар – открывать и дарить эту красоту другим. Наш библиотекарь  Светлана Васильевна подготовила выставку произведений С.Есенина. Обратите внимание на эти книги. Вы можете взять их в нашей библиотеке и прочитать.

 

VΙΙΙ. Оценивание учащихся проводят сами дети.

 

ΙX. Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть с.87.

Нарисовать иллюстрацию и подписать строчками из стихотворения.

Послушайте, как изобразил картину утра С. Есенин.

 

X. Рефлексия.  

Учитель: Закончите предложение:

«Соприкосновение с поэзией помогло мне…».

Дети: Соприкосновение с поэзией помогло мне больше узнать о С. Есенине.

-Соприкосновение с поэзией помогло мне ещё раз убедиться, что только человек с открытой душой может стать поэтом.

 -Соприкосновение с поэзией помогло мне увидеть красоту в самых обычных предметах.

- Соприкосновение с поэзией помогло мне получить наслаждение от урока.

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кчунказмалярская

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кчунказмалярская

Школа: МКОУ «Кчунказмалярская СОШ»

Школа: МКОУ «Кчунказмалярская СОШ»

Оборудование: учебник «Литературное чтение», 4 класс, ч

Оборудование: учебник «Литературное чтение», 4 класс, ч

Она - обычной жизни украшенье.

Она - обычной жизни украшенье.

Прочтите выразительно, передав различные чувства автора

Прочтите выразительно, передав различные чувства автора

Сведения из биографии С. А. Есенина (на фоне презентации) докладывает ученик

Сведения из биографии С. А. Есенина (на фоне презентации) докладывает ученик

Учитель: Видели ли вы когда-нибудь пробуждение природы утром ?

Учитель: Видели ли вы когда-нибудь пробуждение природы утром ?

Учитель: Меняется ли картина, которую наблюдает герой? 1 строфа – небо, золотые засыпающие звезды (гаснущие, слабо мерцающие на фоне светлеющего неба); затем взгляд поэта опускается…

Учитель: Меняется ли картина, которую наблюдает герой? 1 строфа – небо, золотые засыпающие звезды (гаснущие, слабо мерцающие на фоне светлеющего неба); затем взгляд поэта опускается…

Олицетворение Когда неодушевлённому предмету, живому существу, не наделённому сознанием, приписываются качества или действия, присущие человеку - дар речи, способность мыслить и чувствовать

Олицетворение Когда неодушевлённому предмету, живому существу, не наделённому сознанием, приписываются качества или действия, присущие человеку - дар речи, способность мыслить и чувствовать

Учитель: С помощью, каких звуковых повторов согласных звуков в стихотворении создаётся ощущение лёгкой дрожи, ряби, пробегающей по воде, образ лёгкого утреннего ветерка?

Учитель: С помощью, каких звуковых повторов согласных звуков в стихотворении создаётся ощущение лёгкой дрожи, ряби, пробегающей по воде, образ лёгкого утреннего ветерка?

Подготовка к выразительному чтению

Подготовка к выразительному чтению

План-конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С.Есенин «С добрым утром!»

План-конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С.Есенин «С добрым утром!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.08.2021