Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кчунказмалярская СОШ»
План-конспект
открытого урока по русскому языку
во 2 классе
Дата: 13.03.2021г
Тема: «Глагол как часть речи.».
Разработал и провел учитель начальных классов, первой категории , Абдулкеримова Френгиз Абдурзаевна .
Директор МКОУ «Кчунказмалярская СОШ»
Абдуллаев Абдулкерим Абдурахманович
2021г
Школа: МКОУ «Кчунказмалярская СОШ»
Учитель начальных классов: первой категории , Абдулкеримова Френгиз Абдурзаевна
Дата:13.03.2021г
Конспект урока русского языка во 2 классе
Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (2-ая часть) с приложением на электронном носителе (Школа России) – М. : Просвещение, 2018. – 143 с.
Цель урока:
- познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу;
- определять, каким членом предложения является глагол в предложении;
Обучающийся получит возможность научиться:
- распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу;
- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные УУД
- осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций);
- осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы, переводить информацию из одного вида в другой;
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям.
Коммуникативные УУД
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения;
- задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других, строить понятные для партнёра высказывания;
- формулировать собственное мнение и аргументировать его;
- работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.
План урока (хронометраж):
Урок состоит из 12 этапов:
1. Организационный момент. (1 мин)
2. Проверка домашнего задания (5 мин)
3. Каллиграфическая минутка (1 мин)
4. Актуализация знаний (4 мин)
5. Целеполагание (3 мин)
6. Работа по теме урока. (16 мин)
7. Физкультурная пауза. (1 мин)
8. Открытие новых знаний о глаголе. (7 мин)
9. Закрепление изученного материала (4 мин)
10. Итог урока. (1 мин)
11. Домашнее задание. (1 мин)
12. Рефлексия. (1 мин)
Ход урока:
1 .Организационный момент.
-Доброе утро!
-Начинаем наш урок русского языка. Проверьте, пожалуйста, наличие учебных предметов на столе.
«Если порядок на столе – то порядок в голове».
Садитесь, пожалуйста!
2. Проверка домашнего задания
Заслушивание текстов на тему: «Что я знаю об имени существительном».
3. Каллиграфическая минутка
- Открываем тетради, записываем число и классную работу. Не забывайте о посадке, правильном положении тетради на столе и о том, как нужно держать ручку.
то тер тув ве ва вы
-Что написано? Докажите, что это слоги.
-Выпишите только слоги, где есть буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
(тер, ве)
4. Актуализация знаний.
- Из записанных слогов составьте слово (Ветер)
-Объясните лексическое значение этого слова. (Явление природы, движение воздуха)
-Составьте предложение к данной схеме.
Что делает? Какой? Что? (Дует холодный ветер.)
-Запишите предложение с комментированием.
-Поставьте в словах ударение, подчеркните орфограммы и основу
предложения.
Словарная работа.
1. Крупное домашнее животное, дающее этот ценный продукт т.е. молоко (корова);
2.Домашнее животное, охраняющее жилище человека (собака);
3. Хитрое животное с длинным пушистым хвостом (лисица).
4. Лиственное дерево с белым стволом и маленькими листочками (берёза);
5. Крупный населённый пункт, имеющий свои фабрики и заводы, шахты (город);
6. Столица нашей Родины; (Москва);
- Какие части речи записали? (Имена существительные: эти слова
означают предмет и отвечают на вопросы кто? что?)
- Назовите одушевлённые и неодушевлённые предметы (Одушевлённые
отвечают на вопрос: кто? – корова, собака, лисица. Неодушевлённые предметы отвечают
на вопрос: что? – Москва, город, берёза.)
5. Целеполагание
В стране « Части Речи» жили-были имена Существительные. Плохо им жилось, скучно. Трава. Кот. Машина. Все бездействовали. Но однажды все изменилось. Трава стала расти, зеленеть, цвести, пахнуть. Кот - бегать, спать, мяукать, охотиться. Что же произошло? Просто пришли слова, которые помогли оживить имена существительные. Они не могли больше смотреть на бездействие и заставили всех что-то делать.
Давайте вспомним какая часть речи обозначает действие предмета? (Глагол)
-Скажите, а что стала делать машина? ( Ездить, сигналить, перевозить)
-Так о чем же мы будем говорить на уроке? (О глаголе)
Работа по учебнику стр. 44
- Прочитайте тему нашего урока (Глагол)
- Определите учебно - познавательную задачу урока (Что такое глагол?)
6. Работа по теме урока
1) -Что обозначает глагол?
-На какие вопросы он отвечает? (ответы детей)
- Прочитайте правило от тетушки Совы на с. 68.
- Приведите свои примеры глаголов.
- А вот какое определение дает в толковом словаре В.Даль
Глагол – это речь человека, разумный говор, язык. В.И. Даль
- Предлагаю прочитать отрывок текста «Удивительные глаголы».
( У каждого ученика на парте текст «Удивительные глаголы»)
Удивительные глаголы
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название?
Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных.
7.Физкультминутка.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом!
Мы топаем ногами: топ –топ – топ.
Мы хлопаем руками: хлоп – хлоп – хлоп.
Мы руки разведём
И побежим кругом!
Работа по теме урока (продолжение)
Работа по учебнику с. 68, упр.116. Выполнение заданий к упражнению.
Работа по учебнику с. 69, упр.118. Выполнение заданий к упражнению.
Работа в парах.
Работа по учебнику с. 68, упр.117. Составление рассказа на тему: « Домашние обязанности». В рассказе должны быть перечислены действия, которые ребёнок выполняет.
- Какой частью речи вы воспользовались, когда называли действия?
- Для чего мы используем в речи глаголы?
- Запишите одно из предложений.
8. Открытие новых знаний о глаголе.
1. – Скажите, пожалуйста, может ли одно слово быть разной частью речи? Например, и существительным, и глаголом?
- Ваши гипотезы.
- Чтобы подтвердить одну из ваших гипотез, нам предстоит выполнить одно задание. Я буду диктовать слова, а вы распределите и запишите их в два столбика.
1 столбик – имя существительное
2 столбик – глагол
(У доски работают два человека.)
Слова для диктовки: пила, печь, жгут.
Записи в тетрадях и на доске
Существительное Глагол
пила пила
печь печь
жгут жгут
- Сверьтесь со своим соседом по парте.
- В чем было затруднение при выполнении этого задания?
- Докажите, что слово пила – это существительное,
- это глагол.
- Чтобы это доказать, что нужно сделать?
- Какие у вас предположения? (Надо с этим словом составить предложения.)
Например: У папы есть острая (что?) пила. Я (что делала?) пила апельсиновый сок..(Два предложения записываются в тетрадь и на доску. Также ведется работа со словами: печь, жгут. Предложения проговариваются устно.)
- Какой сделаем вывод? (Одно и тоже слово может быть разной частью речи.)
9. Закрепление изученного материала
– Давайте потренируемся в определении глагола. Я буду говорить слова, а вы должны будете найти и записать только глаголы. (Пишем в строчку.)
- Звон, звонит, звонкий.
- Ходит, ход, походка.
- Холод, холодный, похолодало.
- Старик, старый, стареет.
- Бег, бегун, бежать.
- Свет, светить, светает.
- Ленивый, ленится, лентяй.
- Бездельник, безделье, бездельничает.
Чтение слов - глаголов: звонит, ходит, похолодало, стареет, бежать, светить, светает, ленится, бездельничает.
- Что обозначают все глаголы? (Действия)
10. Итог урока.
Оцените свою работу по следующему плану:
Сегодня на уроке:
1.Я научился…
2.Было интересно…
3.Было трудно…
4.Могу похвалить себя за то, что…
5.Могу похвалить одноклассников за то, что…
6.Больше всего мне понравилось…
7.Мне показалось важным…
8.Для меня было открытием то, что…
11. Домашнее задание.
Стр. 70 №120
12. Рефлексия деятельности.
- О какой части речи сегодня говорили на уроке? (о глаголе)
- Расскажите, что узнали о глаголе. Как думаете, всё узнали о глаголе? Через несколько уроков познакомимся с глаголами будущего времени.
- Напомните, что надо будет сделать дома? (составить рассказ из одних глаголов).
- С каким настроением вы заканчиваете урок? Оценки за урок. Урок окончен, спасибо за работу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.