План-конспект урока по русской литературе
Тема урока: Устное народное творчество и литература.
Цель урока: Актуализация знаний о жанре народного поэтического творчества – песне, знакомство с её разновидностями и особенностями, поиск выражения в ней высоких нравственных ценностей.
Задачи урока:
· Обучающие: обучать анализу литературного текста, умению различать фольклор и литературное творчество, анализу лирических героев, их поступков видеть отличия фольклора от литературы, давать характеристику лирическим героям, их поступкам;
· Развивающие: развивать умение учащихся рассуждать и отстаивать свою точку зрения, активизировать их критическое мышление благодаря различным приёмам; помочь учащимся в выражении своего личного отношения к волнующим фактам и событиям;
· Воспитывающие: воспитывать в учащихся трепетное отношение к художественному тексту, своим чувствам и чувствам других людей.
Тип урока: Комбинированный урок.
Оборудование: учебник по русской литературе 7 класса (С.Н. Захарова, Л.К. Петровская), ноутбук.
Эпиграф урока:
«Могучие деревья укрывают других в тени, а сами остаются на солнце» (Индийская мудрость)
Ход урока
I. Вступительное слово учителя (сопровождение ИКТ)
Здравствуйте, дорогие ребята. Как ваше настроение? Чтобы узнать о нём точно, я попрошу вас поднять руки. Но не просто поднять. Если вы поднимите их низко, то настроение у вас не очень хорошее или даже среднее. А если вы поднимите их очень высоко, то и настроение у вас очень хорошее.
(После поднятия рук). Надеюсь, настроение у вас станет ещё лучше, ведь сегодня мы будем путешествовать. Да-да, прямо из класса. Мысленное путешествие – это иногда очень даже занимательно. Даже когда мы путешествуем по прошлому. Представьте себе, что было на Земле и так, что люди не умели делать ничего из тех простых вещей, что умеете вы: они не умели читать и писать. Но общаться, как и вы, они очень любили, старались то, что им особенно из высказываний понравилось, не забывать и не терять. Они передавали это в устной форме. И даже ту мудрость от великого народа Индии, которую вы видите на доске, мы не потеряли. Она долго шла к нам сквозь века, чтобы оказаться на доске, и называется она мудростью не просто так. (Пропустить на доске одно слово из высказывания и вместе с учащимися его восстановить).
-Как думаете, здесь говорится только о деревьях?
-Что ещё эта мудрость имеет в виду?
Конечно, вы все в чём-то правы, но не стоит забывать, что были ещё и загадки, игры, песни. У нас есть замечательная возможность с ними познакомиться. Давайте уделим этому минутку и уже начнём наше замечательное путешествие. (Прослушивание аудионарезки народных песен разных стран, просьба учителя записать свои ощущения тремя словами).
Какие необычные у вас ощущения, мне стоит задуматься над ними также.
II. Проверка домашнего задания (чтение учащимися выполненного задания)
III. Работа с материалом статьи на страницах 6-7
Дополнение статьи своим одним предложением, рисование в тетради линии (чем длиннее линия, тем длиннее показалась статья, объяснение своей точки зрения кратко), краткая схематизация материала.
Что-то мы знали, что-то узнали сейчас, а что-то нам ещё предстоит узнать. Если мы путешествуем сегодня во времени, то поставим ту отметку статье, которую считаем нужной, и идём далее, впереди ещё столько интересного!
IV. Физкультминутка.
Проиллюстрировать действия учителя. Дополнительно можно использовать аудиоматериал без слов.
- Неудивительно, что наши предки так любили природу. Она дарила им вдохновение, с её помощью создавались песни и сказания, она сопровождала их на протяжении всей их жизни. Попробуем и мы немного представить ту атмосферу. Первое, что мы сделали, это вышли в поле. Разведём руками, чтобы показать всю его обширность и как будто бы даже бесконечность. Присядем, понаблюдаем за муравьями, немного наклонимся к цветку, шумно вдохнём его аромат и так же шумно выдохнем. Посмотрим на небо от одного края до другого, посмотрим на север, на юг, на запад, на восток. Вам понравилось?
При желании можно повторить физкультминутку.
V. Работа по теме урока.
Страницы 8-17
8. Запись в тетрадях видов песен.
9. Вопросы после текста. Выразительное чтение. Можем ли мы придумать народную песню и какие условия для этого нужно выполнить?
К слову «песня» мы попробуем подобрать с вами 5 существительных и 5 прилагательных. Вам будет иногда казаться что-то неправильным в ваших ответах, но это не так. Поработав именно так, мы поймём, что каждый из вас думает об этом слове, а услышав мнение других, человек, возможно, сможет взять что-то для себя по этой теме. (Ответы учащихся).
14-17. Запись в тетради важных отрывков (например, отличий народной песни и литературной) (приложение 1). Аудио. Вопросы. Работа с песнями (частичное использование приёма «Построчный анализ стихотворения»). Ответ учащихся в паре в виде как бы беседы друг с другом.
9, 15, 17. Выставление учащимися «отметок» каждому произведению и устное обоснование этих отметок.
VI. Итоговое слово учителя и поведение итогов.
Было время, когда люди ещё не владели письменностью и устно передавали информацию друг другу. Однако позже многие из таких произведений были записаны и собраны. Сейчас мы можем сказать точно, что с песней народ не только развлекался, но и выражал всю свою философию жизни. С помощью различных жанров люди показывали, какой они видят жизнь, во что они верят, с добром или злом они идут по своему жизненному пути.
- Как отличить народную песню от литературной?
VII. Рефлексия.
- Какая из трёх песен вам больше понравилась? Почему?
- Почему нужно узнавать о народных песнях?
- Хотите ли вы познакомиться с другими песнями?
VIII. Домашнее задание.
Любую из пройденных песен выучить наизусть либо выразительно прочитать.
Приложение 1
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.