ПЛАН КОНСПЕКТ №
Тренера-преподавателя
Тихонова Евгения Викторовича
1. Тема: Строевые упражнения. Понятия : строевая стойка, стойка ноги врозь, основная стойка, колонна, шеренга, фронт, тыл, интервал, дистанция. Место проведения: Спортивный зал борьбы МБОУ СОШ № 11 Дата проведения: _______________ г. Инвентарь и оборудование: борцовский ковер ( татами). Основные задачи: 1. Строевые упражнения (построение в колонну по одному (по два, три), в одну шеренгу (в две, три, четыре)).
1.Построение, рапорт, проверка группы – 5 минут.
2. Понятия : строевая стойка, стойка ноги врозь, основная стойка, колонна, шеренга, фронт, тыл, интервал, дистанция. – 15 минут.
3. Строевые упражнения (построение в колонну по одному (по два, три), в одну шеренгу (в две, три, четыре)) - 15 минут.
4. Построение группы. Подведение итогов урока – 5 минут.
СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Строевые упражнения — двигательные действия учащихся, выполняемые одновременно всем классом, группами учащихся или отдельными учениками. С помощью строевых упражнений решаются задачи формирования навыков коллективных действий (в строю), воспитания дисциплины и организованности, выработки чувства темпа и ритма, формирования правильной осанки. Использование строевых упражнений на уроках гимнастики позволяет быстро и целесообразно размещать занимающихся в зале или на площадке. Учителем физической культуры строевые упражнения применяются в различных частях урока. В подготовительной части урока они используются для организованного начала занятий, размещения учащихся для выполнения обще-развивающих упражнений. В основной части урока строевые упражнения используются для организованного перехода от одного вида упражнений к другому. В конце урока (в его заключительной части) эти упражнения являются хорошим средством для того, чтобы снизить нагрузку, подготовить учащихся к предстоящей учебной работе и организованно закончить занятие.
Все строевые упражнения подразделяются на четыре подгруппы.
I — строевые приемы. К ним относятся такие действия учащихся, как выполнение команд «Становись!». «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Отставить!», « Разойдись!», повороты на месте и расчет.
II — построения и перестроения. Они характеризуются умением учащихся строиться в различные виды строя, шеренгу, колонну, круг, а также перестраиваться в них.
III — передвижения. К этой подгруппе относятся упражнения, связанные с передвижениями различного характера и способами их выполнения, остановками, поворотами. Например, передвижения строевым и обычным шагом, повороты в движении, передвижения по точкам и границам зала, по диагонали, в обход, по кругу и т. п.
IV — размыкания и смыкания. Связаны со способами увеличения и уменьшения интервала и дистанции строя.
Для выполнения строевых упражнений одна часть действий и команд используется из Строевого устава Вооруженных Сил, другая появилась со спецификой проведения занятий по гимнастике. При проведении строевых упражнений на уроках физической культуры в спортивном зале условно определяют точки — центр, середины, углы.
Основным правилом для определения этих точек является то, как строится класс перед началом урока. Обычно это одна из длинных сторон в зале. Если окна расположены только с одной стороны, то группа строится спиной к ним. При этом сторона зала, где построен класс, будет называться правой, а противоположная — левой. Сторона, где находится направляющий, является верхней, а та, где замыкающий, — нижней. Строевые упражнения, как правило, выполняются посредством команд, которые подразделяются на предварительные и исполнительные части. Например: «Шагом— МАРШ!», «Кру-ГОМ!».
Но есть команды, которые содержат только исполнительную часть («Смирно!», «Равняйсь!», «Вольно!», «Прямо!» и т. п.). Чтобы привлечь внимание учащихся перед исполнительной командой, можно добавить слово «класс» («отделение», «группа»). Предварительная часть команды подается отчетливо, громко и несколько протяжно, чтобы учащиеся могли приготовиться к выполнению. Исполнительная команда подается после небольшой паузы, более отрывисто и энергично. По всякой предварительной команде занимающиеся принимают положение стойки «Смирно!», поэтому злоупотреблять подачей этой команды не следует (в особенности при проведении общеразвивающих упражнений). Если же команда «Смирно!» подается, то она должна быть выполнена безупречно. При подаче команды учитель должен быть в положении основной стойки. В некоторых случаях команды целесообразно заменять распоряжениями. Например, вместо того, чтобы классу, сидящему на полу, подать команду «Нале-ВО!», лучше отдать распоряжение «Повернитесь налево». Команды, в которых есть указание о направлении движения, различаются следующим образом: «налево» — движения в указанную сторону с одновременным поворотом, «влево» — движение в указанную сторону без поворота, т. е. боком. Например: «Направо на два шага разом-КНИСЬ!» и «Вправо приставными шагами сом-КНИСЬ!». При размыканиях следует указать направление, величину интервала и способ исполнения. Например: «Влево на два шага приставными шагами разом-КНИСЬ!». При подаче команд для перестроения необходимо назвать строй, затем направление движения и способ исполнения.
Строй и его структурные элементы.
Строй — установленное размещение занимающихся для совместных действий.
Фланг — правая и левая оконечности строя. При поворотах строя названия флангов не меняются.
Фронт — сторона строя, к которой занимающиеся обращены лицом.
Шеренга — строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии, лицом к фронту.
Интервал — расстояние по фронту между занимающимися (в шеренге).
Сомкнутый строй — расположение занимающихся в шеренгах один от другого на расстоянии, равном ширине ладони между локтями, в колоне на расстоянии вытянутых вперед рук.
Разомкнутый строй — расположение занимающихся в шеренгах на расстоянии одного шага один от другого или на интервал, указанный учителем.
Колонна — строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу. В колонне глубина строя больше ширины или равна ей. Колонны могут быть по одному, по два, по три и т. д.
Дистанция — расстояние между занимающимися в глубину (в колонне).
Направляющий — занимающийся, идущий в колонне первым.
Замыкающий — занимающийся, идущий в колонне последним.
Построения.
Построения в шеренгу. Команда: «В одну (две, три и т. д.) шеренгу — Становись!» Преподаватель становится лицом к фронту в положении смирно. По команде группа выстраивается слева от него.
Построение в колонну. Команда: «В колонну по одному (два, три и т. д.) — Становись!» группа выстраивается за преподавателем.
Построение в шеренгу, колонну и т. д. по распоряжению. Например: «Построиться в колонну по диагонали!», «Построиться в две шеренги на верхней границе зала» и т. д.
Построение, подведение итогов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.