План-конспект урока "Домашние животные" (Начальная школа слабослышащее отделение)

  • doc
  • 20.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект занятия Домашние Животные.doc

Областное государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

 

 

 

 

План-конспект урока

 по развитию слухового восприятия у детей 1-ого класса

 с нарушениями слуха

«Домашние животные»

 

 

 

 

 

 

Разработала:

Моисеева Раиса Ивановна –

учитель высшей квалификационной категории

 

 

 

г. Томск

 

 


Пояснительная записка

Занятие по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха «Домашние животные»

Ф.И.О. педагога

Моисеева Раиса Ивановна

Должность

Учитель начальных классов

Место работы

ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха». Дошкольное отделение

 

Тема занятия

«Домашние животные». Занятие по развитию слухового восприятия у детей 1-ого класса с нарушениями слуха

Цели и задачи

Цель занятия: различение на слух животных,  осмысление понятия «домашние животные».

Задачи.

Образовательная: познакомить детей с животными, подвести их к обобщению «домашние».

Развивающая: способствовать развитию умения переключать внимание с одного вида деятельности на другое

Воспитательная: воспитывать доброе отношение к животным, проявлять заботу о них

Коррекционная: развивать слуховое внимание, логическое мышление и корректировать произносительные навыки по слуху (чёткость и слитность произношения слов)

Актуальность занятия

Нарушения слуха сказываются на социальной адаптации детей  в обществе.  Различные приёмы и формы работы помогут  в расширении словаря, развитии  слухового восприятия,  концентрации внимания и умению ориентироваться в понятиях.

Оборудование

 

 

 

 

 

 

Вспомогательные технические средства

- Компьютер (слайды с изображениями домашних животных + звуковой модуль (голоса животных))

- Фигурки домашних животных + домик из кубиков

 - Картинки + таблички

- Панно «Двор. Во дворе - домашние животные»

- Куклы: собака, кошка, коза, корова (из набора «кукольный театр»)

- корзинка с гостинцами (конфеты (другое: печенье, яблоки и т.д.))

Звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования «СУВАК», речевые процессоры (у кохлеарно-имплантированных детей),

Возраст воспитанников

7-9 лет (дети-инвалиды по слуху)

Образовательные области программы

-социально-коммуникативное развитие

- речевое развитие

-познавательное развитие

Технологии и методики

На занятии использованы игровые технологии (игра-театрализация с куклами; пальчиковые игры); технология проблемного обучения (почему их называют домашними?); ИКТ

Интернет-ресурс: изображение домашних животных + звуковой модуль (голоса животных).

Анализ результатов занятия

Специфика образовательного процесса в  дошкольной группе при школе-интернате состоит в обучении и воспитании детей с нарушенным слухом, их всестороннего развития в тесной связи с формированием речи, как средства общения и мышления, на слуховой и слухо-зрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения образовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни.

Занятие по РСВ (развитию слухового восприятия) «Домашние животные» помогло  в различении слов и умении находить животных ( развитие слухового внимания); слышать их голоса и подбирать фигурки домашних животных, что способствовало развитию ассоциативной памяти детей: сориентироваться в  понятии «домашние» - живут дома, что необходимо для формирования логического мышления (процессы обобщения и классификации). Знания детей необходимы для использования их в социуме и проявления  доброго отношения к животным, окружающему миру.

 

Краткая характеристика обучающихся 1-ого класса,

имеющих нарушения слуха

 

Количественная  В классе - 8 детей разного возраста (от 7-ми до 8-ми лет).

Социальная. Все восемь  обучающихся дети-инвалиды по слуху; 3 воспитанника из семей, где родители инвалиды по слуху (выпускники школы-интерната).

Психологическая. В школу-интернат для обучающихся с нарушениями слуха г. Томска поступают дети с разной степенью тугоухости, глухотой и кохлеарной имплантацией.

 Особенности развития   детей, имеющих нарушения слуха:

- несформированность  языковых средств;

- низкий уровень слухового восприятия;

- отсутствие словарного запаса,

- снижен объём запоминания материала,

- низкая концентрация внимания,

- трудности при переключении с одного вида деятельности на другой;

-развитие мелкой и общей моторики ниже возрастного уровня;

-психо-эмоциональное состояние воспитанников требует коррекции;

- характерны частые соматические заболевания.

Кроме того, с основным дефектом: тугоухостью различной степени и кохлеарной имплантацией, есть дети со сложными (комплексными) нарушениями развития:  нарушение слуха сочетается с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями  опорно-двигательного аппарата, нарушениями мозговых механизмов речи, снижением зрительного восприятия, поэтому дети с ОВЗ по слуху нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержании, формах и методах,  которые должны быть адекватны их возможностям.

Период начальной ступени образования для ребёнка с нарушениями слуха имеет важное значение для его последующего развития, т.к. раннее начало развивающей и коррекционной работы поможет предупредить особенности в развитии, обеспечить полноценное познавательное, социальное и личностное развитие.

 

 

Этапы занятия

 

Вид деятельности педагога

Вид деятельности воспитанника

Содержание

1. Предварительный

Проведение занятия по развитию речи

Работа с карточками методического пособия  

Рассмотрение картинок с изображением домашних животных, устно-дактильное проговаривание слов по табличкам

Ознакомление с панно    «Двор. Во дворе домашние животные»

Рассматривание. Подкладывание табличек

Рассмотрение панно, устно- дактильное  чтение  табличек, приближённое проговаривание слов.

2. Ознакомительный

Предъявление звукоподражаний «Кто как кричит?»

Слухозрительное восприятие, воспроизведение звукоподражаний.

Совместное проговаривание слов (животных), соотнесение звукоподражаний с животными, нахождение фигурок домашних животных по звукоподражанию.

Информирование: домашние животные приносят людям пользу.

Зрительное, слуховое восприятие, осмысление.

Просмотр слайдов на компьютере.

3. Деятельностный

Выполнение пальчиковых проб и моторно- двигательных реакций

Складывание пальцев и выполнение движений по звукоподражанию

  Пальчиковые игры и звукоподражания: собака лает ав-ав; кот – мяу-мяу; коза – ме-е-е;  баран – бе-е-е; корова – му-у

«Примеривание» кукол (корова, коза, собака, кошка, козлята)

Учатся одевать куклу на пальцы

Привлечение студентов к работе с кукольным театром.

Беседа «Забота о животных»

Слухо-зрительное восприятие, понимание и осмысление, выполнение действий

Рассказывание с помощью устной и жестовой речи.

Создание ситуации «накорми животных»

4. Итого - завершающий

Проведение занятия по развитию слухового восприятия (РСВ) «Домашние животные»

Различение домашних животных по словесному предъявлению и звуковому модулю

Компьютер (слайды с изображением домашних животных + звуковой модуль (голоса животных))

 

 

Ход урока

 

Коррекционное направление

Деятельность педагога

Деятельность воспитанника

 

Развитие слухового внимания и умения выполнять инструкции

1.Организационный момент.

Предъявление обращений и инструкций.

- Здравствуйте!

-  Наденьте наушники

 - Слышите хорошо?

- Садитесь

 

 

 

 

Выполнение действий.

- Да, я слышу хорошо.

 

Развитие зрительного восприятия

2. Создание проблемной ситуации.

- Посмотрите на панно. Тут домашние животные. Почему их так называют?

 

 

 

 

Не могут ответить.

 

 

 

 

 

 

Развитие познавательного интереса, речевых возможностей и  остаточного слуха

3. Работа по теме занятия.

 Сегодня на уроке мы будем слушать и различать  голоса домашних  животных

 

3.1. ИКТ: слайды с изображением животного  (корова, кошка, собака, коза, лошадь, баран)

-Кто это?

 

Коррекция произношения слов детьми

 

- Послушайте голос (как кричит). (включение звукового модуля на каждого животного)

 

 

 

 

 

 

 

 

Находят табличку с названием животного, проговаривают приближённо

 

Слушают.

 

 

 

Формирование логического мышления, навыка чтения и закрепление полученных знаний

3.2 Обобщение.

- Все эти животные живут дома.

- Вот дом (показ дома из кубиков, дом на панно) – складывание пальцев рук «крыша дома»

 

- Тут животные, это «домашние животные» (название темы на доске -табличка)

 

- Животные приносят пользу человеку (корова, коза, лошадь дают молоко,  собака охраняет дом, кошка всегда рядом, успокаивает). Животных надо любить, кормить их, ухаживать за ними

 

 

Складывают пальцы рук, проговаривают «дом»

Читают с помощью дактиля, проговаривают приближённо

 

Слушают. осмысливают

 

 

Развитие слухо-зрительного восприятия и восприятия на слух (за экраном)

3.3. Различение слов.

- Слушайте.

- Корова (собака…., берёт фигурку животного, проговаривает, раздаёт каждому воспитаннику).

 

- Слушайте. У кого корова? (собака…, проговаривает слова за экраном)

 

Слушают.

Принимают фигурку животного.

 

Слушают, отвечают: « У меня корова (собака…)»

Развитие мелкой моторики и ассоциативной памяти

4. Физ.минутка.  Пальчиковые игры и звукоподражания: собака лает ав-ав; кот – мяу-мяу; коза – ме-е-е;  баран – бе-е-е; корова – му-у

 

Выполняют действия

 

 

 

Развитие слухового внимания, остаточного слуха и произносительных навыков

 

 

 

Развитие слухового восприятия и ассоциативной памяти

5. Закрепление материала.       Каждому ребёнку  на парту кладёт  картинку с домашними животными (на одном листе  все животные).

5.1.Предъявление вопросов  по теме.     -  Слушайте.                                               - Как назвать этих животных одним словом?                                                       - Почему эти животные называются домашними?

- Как надо относиться к животным?

 

Коррекция произношения слов и фраз

 

5.2 Прослушивание звуковых модулей (голос животного) –ИКТ.

- Слушай.  Кто это?

Показ слайда (животного) по ответу  ребёнка

 

 

 

 

Отвечают, читая табличку на доске «домашние»           Отвечают: живут дома (рядом с домом)

Отвечают жестами «любить», гладить», «кормить», «ухаживать»

 

Слушают, показывают на картинке, проговаривают устно-дактильно

 

Воспитание позитивного отношения к занятию. «Выплёскивание» эмоций

6. Итог урока. Сюрпризный момент.

 - Молодцы!  Вы сегодня занималась хорошо.

(Предъявление игрушек, изображающих животных на панно)

 

 

 

Выражают радость

 


Скачано с www.znanio.ru