Областное
государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
План-конспект урока
по развитию слухового восприятия у детей 1-ого класса
с нарушениями слуха
«Домашние животные»
Разработала:
Моисеева Раиса Ивановна –
учитель высшей квалификационной категории
г. Томск
Пояснительная записка
Занятие по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха «Домашние животные» |
|
Ф.И.О. педагога |
Моисеева Раиса Ивановна |
Должность |
Учитель начальных классов |
Место работы |
ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха». Дошкольное отделение |
Тема занятия |
«Домашние животные». Занятие по развитию слухового восприятия у детей 1-ого класса с нарушениями слуха |
Цели и задачи |
Цель занятия: различение на слух животных, осмысление понятия «домашние животные». Задачи. Образовательная: познакомить детей с животными, подвести их к обобщению «домашние». Развивающая: способствовать развитию умения переключать внимание с одного вида деятельности на другое Воспитательная: воспитывать доброе отношение к животным, проявлять заботу о них Коррекционная: развивать слуховое внимание, логическое мышление и корректировать произносительные навыки по слуху (чёткость и слитность произношения слов) |
Актуальность занятия |
Нарушения слуха сказываются на социальной адаптации детей в обществе. Различные приёмы и формы работы помогут в расширении словаря, развитии слухового восприятия, концентрации внимания и умению ориентироваться в понятиях. |
Оборудование
Вспомогательные технические средства |
- Компьютер (слайды с изображениями домашних животных + звуковой модуль (голоса животных)) - Фигурки домашних животных + домик из кубиков - Картинки + таблички - Панно «Двор. Во дворе - домашние животные» - Куклы: собака, кошка, коза, корова (из набора «кукольный театр») - корзинка с гостинцами (конфеты (другое: печенье, яблоки и т.д.)) Звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования «СУВАК», речевые процессоры (у кохлеарно-имплантированных детей), |
Возраст воспитанников |
7-9 лет (дети-инвалиды по слуху) |
Образовательные области программы |
-социально-коммуникативное развитие - речевое развитие -познавательное развитие |
Технологии и методики |
На занятии использованы игровые технологии (игра-театрализация с куклами; пальчиковые игры); технология проблемного обучения (почему их называют домашними?); ИКТ Интернет-ресурс: изображение домашних животных + звуковой модуль (голоса животных). |
Анализ результатов занятия |
Специфика образовательного процесса в дошкольной группе при школе-интернате состоит в обучении и воспитании детей с нарушенным слухом, их всестороннего развития в тесной связи с формированием речи, как средства общения и мышления, на слуховой и слухо-зрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения образовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни. Занятие по РСВ (развитию слухового восприятия) «Домашние животные» помогло в различении слов и умении находить животных ( развитие слухового внимания); слышать их голоса и подбирать фигурки домашних животных, что способствовало развитию ассоциативной памяти детей: сориентироваться в понятии «домашние» - живут дома, что необходимо для формирования логического мышления (процессы обобщения и классификации). Знания детей необходимы для использования их в социуме и проявления доброго отношения к животным, окружающему миру. |
Краткая характеристика обучающихся 1-ого класса,
имеющих нарушения слуха
Количественная В классе - 8 детей разного возраста (от 7-ми до 8-ми лет). Социальная. Все восемь обучающихся дети-инвалиды по слуху; 3 воспитанника из семей, где родители инвалиды по слуху (выпускники школы-интерната). Психологическая. В школу-интернат для обучающихся с нарушениями слуха г. Томска поступают дети с разной степенью тугоухости, глухотой и кохлеарной имплантацией. Особенности развития детей, имеющих нарушения слуха: - несформированность языковых средств; - низкий уровень слухового восприятия; - отсутствие словарного запаса, - снижен объём запоминания материала, - низкая концентрация внимания, - трудности при переключении с одного вида деятельности на другой; -развитие мелкой и общей моторики ниже возрастного уровня; -психо-эмоциональное состояние воспитанников требует коррекции; - характерны частые соматические заболевания. Кроме того, с основным дефектом: тугоухостью различной степени и кохлеарной имплантацией, есть дети со сложными (комплексными) нарушениями развития: нарушение слуха сочетается с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями мозговых механизмов речи, снижением зрительного восприятия, поэтому дети с ОВЗ по слуху нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержании, формах и методах, которые должны быть адекватны их возможностям. Период начальной ступени образования для ребёнка с нарушениями слуха имеет важное значение для его последующего развития, т.к. раннее начало развивающей и коррекционной работы поможет предупредить особенности в развитии, обеспечить полноценное познавательное, социальное и личностное развитие.
|
Этапы занятия
Вид деятельности педагога |
Вид деятельности воспитанника |
Содержание |
1. Предварительный |
||
Проведение занятия по развитию речи |
Работа с карточками методического пособия |
Рассмотрение картинок с изображением домашних животных, устно-дактильное проговаривание слов по табличкам |
Ознакомление с панно «Двор. Во дворе домашние животные» |
Рассматривание. Подкладывание табличек |
Рассмотрение панно, устно- дактильное чтение табличек, приближённое проговаривание слов. |
2. Ознакомительный |
||
Предъявление звукоподражаний «Кто как кричит?» |
Слухозрительное восприятие, воспроизведение звукоподражаний. |
Совместное проговаривание слов (животных), соотнесение звукоподражаний с животными, нахождение фигурок домашних животных по звукоподражанию. |
Информирование: домашние животные приносят людям пользу. |
Зрительное, слуховое восприятие, осмысление. |
Просмотр слайдов на компьютере. |
3. Деятельностный |
||
Выполнение пальчиковых проб и моторно- двигательных реакций |
Складывание пальцев и выполнение движений по звукоподражанию |
Пальчиковые игры и звукоподражания: собака лает ав-ав; кот – мяу-мяу; коза – ме-е-е; баран – бе-е-е; корова – му-у |
«Примеривание» кукол (корова, коза, собака, кошка, козлята) |
Учатся одевать куклу на пальцы |
Привлечение студентов к работе с кукольным театром. |
Беседа «Забота о животных» |
Слухо-зрительное восприятие, понимание и осмысление, выполнение действий |
Рассказывание с помощью устной и жестовой речи. Создание ситуации «накорми животных» |
4. Итого - завершающий |
||
Проведение занятия по развитию слухового восприятия (РСВ) «Домашние животные» |
Различение домашних животных по словесному предъявлению и звуковому модулю |
Компьютер (слайды с изображением домашних животных + звуковой модуль (голоса животных))
|
Ход урока
Коррекционное направление |
Деятельность педагога |
Деятельность воспитанника |
Развитие слухового внимания и умения выполнять инструкции |
1.Организационный момент. Предъявление обращений и инструкций. - Здравствуйте! - Наденьте наушники - Слышите хорошо? - Садитесь
|
Выполнение действий. - Да, я слышу хорошо.
|
Развитие зрительного восприятия |
2. Создание проблемной ситуации. - Посмотрите на панно. Тут домашние животные. Почему их так называют?
|
Не могут ответить.
|
Развитие познавательного интереса, речевых возможностей и остаточного слуха |
3. Работа по теме занятия. Сегодня на уроке мы будем слушать и различать голоса домашних животных
3.1. ИКТ: слайды с изображением животного (корова, кошка, собака, коза, лошадь, баран) -Кто это?
Коррекция произношения слов детьми
- Послушайте голос (как кричит). (включение звукового модуля на каждого животного)
|
Находят табличку с названием животного, проговаривают приближённо
Слушают.
|
Формирование логического мышления, навыка чтения и закрепление полученных знаний |
3.2 Обобщение. - Все эти животные живут дома. - Вот дом (показ дома из кубиков, дом на панно) – складывание пальцев рук «крыша дома»
- Тут животные, это «домашние животные» (название темы на доске -табличка)
- Животные приносят пользу человеку (корова, коза, лошадь дают молоко, собака охраняет дом, кошка всегда рядом, успокаивает). Животных надо любить, кормить их, ухаживать за ними |
Складывают пальцы рук, проговаривают «дом» Читают с помощью дактиля, проговаривают приближённо
Слушают. осмысливают |
Развитие слухо-зрительного восприятия и восприятия на слух (за экраном) |
3.3. Различение слов. - Слушайте. - Корова (собака…., берёт фигурку животного, проговаривает, раздаёт каждому воспитаннику).
- Слушайте. У кого корова? (собака…, проговаривает слова за экраном) |
Слушают. Принимают фигурку животного.
Слушают, отвечают: « У меня корова (собака…)» |
Развитие мелкой моторики и ассоциативной памяти |
4. Физ.минутка. Пальчиковые игры и звукоподражания: собака лает ав-ав; кот – мяу-мяу; коза – ме-е-е; баран – бе-е-е; корова – му-у |
Выполняют действия |
Развитие слухового внимания, остаточного слуха и произносительных навыков
Развитие слухового восприятия и ассоциативной памяти |
5. Закрепление материала. Каждому ребёнку на парту кладёт картинку с домашними животными (на одном листе все животные). 5.1.Предъявление вопросов по теме. - Слушайте. - Как назвать этих животных одним словом? - Почему эти животные называются домашними? - Как надо относиться к животным?
Коррекция произношения слов и фраз
5.2 Прослушивание звуковых модулей (голос животного) –ИКТ. - Слушай. Кто это? Показ слайда (животного) по ответу ребёнка |
Отвечают, читая табличку на доске «домашние» Отвечают: живут дома (рядом с домом) Отвечают жестами «любить», гладить», «кормить», «ухаживать»
Слушают, показывают на картинке, проговаривают устно-дактильно |
Воспитание позитивного отношения к занятию. «Выплёскивание» эмоций |
6. Итог урока. Сюрпризный момент. - Молодцы! Вы сегодня занималась хорошо. (Предъявление игрушек, изображающих животных на панно) |
Выражают радость |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.