ПЛАН-КОНСПЕКТ
УРОКА
Электрический ток.
1. ФИО (полностью): Эрбес Татьяна Николаевна
2. Место работы: МБОУ «Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 1» г.Рубцовск Алтайский край
3. Должность: учитель
4. Предмет: физика
5. Класс: 8
Тема и номер урока в теме: Электрические явления, № 29: Электрический ток.
Базовый учебник: Физика. 8 кл: учебник для общеобразовательных учреждений / А.В.Перышкин. – М.: Дрофа, 2017
Цель урока: выяснить существование электрического тока и его физическую природу, роль источников тока
Планируемые результаты:
Метопредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний об электрическом токе и источниках электрического тока, постановке ли, планирования, само контроля и оценки результатов своей деятельности, универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения электрического тока, сформировать
умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной и образной формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию, приобретать опыт самостоятельного поиска и анализа информации с использованием интернет- ресурса и справочной литературы, работать в группе, развивать монологическую и диалогическую речь.
Личностные: осознать самостоятельность приобретения знаний об электрическом токе и источниках электрического тока и практической значимости изученного материала, сформировать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие
способности, убежденность в по знании природы, самостоятельность в приобретении новых знаний, уважительное от ношение друг к другу и к учителю.
Общие предметные: пользоваться методом научного исследования при объяснении причин возникновения и существования электрического тока, планировать и выполнять опыты по обнаружению электрического тока, объяснять, анализировать полученные результаты и делать выводы, докладывать о результатах своего исследования, применять знания для объяснения принципов действия источников электрического тока, кратко и четко отвечать на вопросы.
Частные предметные: объяснять возникновение электрического тока, понимать принцип действия источников электрического тока
Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ
Формы работы учащихся: самостоятельная работа, работа в группах.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, три ноутбука с выходом в Интернет, два электроскопа, металлический стержень, две спаянных проволоки , изготовленные из разных металлов, гальванометр, фотоэлемент, электрофорная машина. Оценочные листы, тесты, карточки с заданиями.
.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие. Создание доброжелательной атмосферы, настрой учеников на учебную деятельность.
2. Последовательная постановка целей урока и его этапов
Учитель:
Он бежит по проводам,
И не виден никогда.
Лампочки он зажигает,
И приборы оживляет.
Телевизор, холодильник,
Всё, всё, всё и кипятильник.
Но он строг, с ним не шути,
Лучше всё же обойти.
Может взять, да и изранить,
Иль обжечь, что не исправить.
Кто такой бежит в цепи,
Но не лезь и не смотри!
О каком явлении идёт речь в стишке, и какую роль это явление играет в нашей жизни
Учащиеся отвечают и высказывают о роли электрического тока в нашей жизни
Учитель: Делаем вывод: электричество играет огромную роль в нашей жизни, поэтому важно знать, что это такое. Слайд 1
Поэтому тема нашего сегодняшнего урока будет……..
Учащиеся отвечают- Электрический ток
Учитель. Что вы хотите узнать об электрическом токе
Учащиеся предлагают вопросы на которые они хотят получить ответы
Учитель. Значит цель нашего урока: выяснить существование электрического тока и его физическую природу, роль источников тока
Слайд 2
Учитель. Но прежде всего давайте вспомним ранее изученный материал и выполним тестовые задания. (тесты у каждого учащегося)
А теперь давайте проверим правильность выполнения тестового задания
(Слайд 3)
(слайд 4)
Слайд 5
Слайд 6
Учитель. Выставьте в оценочный лист отметки за тестовое задание в соответствии с критериями оценивания (у каждого на столе лист оценивания с критериями оценки)
3.Изучение нового материала
Учитель.
Демонстрация опыта №1. Зарядим электроскоп, а затем при помощи металлической проволоки соединим его с другим, незаряженным. Что мы наблюдаем. Что при этом происходит?
Ученики: Под действием электрического поля свободные заряженные частицы перемещаются к незаряженному электроскопу и заряжают его.
Учитель: В нашем опыте электроны движутся в одном направлении, т.е. упорядоченно. В этом случае можно сказать, что по проволоке протекает электрический ток.
Кроме металлических проводников мы будем изучать и другие проводники, например, проводящие ток жидкости. В них кроме электронов есть и другие заряженные частицы-ионы. Они тоже могут перемещаться. Сформулируем вместе, что же такое электрический ток?
Первые ключевые слова: Электроны и ионы – это..?
Ученики: Заряженные частицы.
Второе ключевое слово: Что с ними происходит?
Ученики: Заряженные частицы движутся.
Третье ключевое слово: Как они движутся?
Ученики: Заряженные частицы движутся в одном направлении.
Четвертое ключевое слово: Под действием чего движутся заряженные частицы?
Ученики: Заряженные частицы движутся под действием электрического поля.
Итак, электрический ток – это упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц, под действием электрического поля.
(слайд 7)
Учитель. В проведенном опыте мы видим кратковременное существование электрического поля , для поддерживания длительного времени электрического поля используют источники тока.
Источники бывают различные, но в любом из них совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц. Разделенные заряженные частицы накапливаются на полюсах источника тока. Один полюс заряжен положительно, второй – отрицательно. Если полюсы источника соединить проводником, то в нем под действием электрического поля возникает электрический ток, т.е. свободные заряженные частицы придут в нем в движение. Убедитесь в этом сами.
Демонстрация опыта №2. Действие электрофорной машины.
Вывод: Разделение зарядов происходит за счет механической энергии. При вращении дисков происходит трение щеток о диск, что приводит к разделению зарядов. В результате один электрод машины заряжается положительно, а другой отрицательно. Если приблизить электроды машины , то возникает кратковременный ток в виде электрического разряда в воздухе.
Демонстрация опыта №3. Действие термоэлемента.
Вывод: Если две проволоки, изготовленные из разных металлов, спаять, затем нагреть место спая, то по цепи потечет электрический ток. Разделение зарядов происходит за счет изменения внутренней энергии веществ.
Демонстрация опыта №4. Действие фотоэлемента и солнечной батареи.
Вывод: Если такие вещества, как кремний, селен, оксид меди осветить, то в цепи возникает электрический ток. Это явление называется фотоэффектом. Световая энергия превращается в электрическую.
Рассмотрим более подробно работу двух источников тока гальванического элемента и аккумулятора.
В гальваническом элементе происходят химические реакции, и внутренняя энергия превращается в электрическую.
Рассмотрим устройство гальванического элемента
Слайд 8
В быту часто применяют батарейки, которые можно подзаряжать многократно – аккумуляторы
Слайд 9
Учитель. Давайте вернемся к цели урока (слайд 2 ).
Достигли ли мы цели поставленной вначале урока?
Для выяснения предлагаю вам работу в группах. Делимся на три группы. Каждая группа получает карточки с заданием. Оформляет ответ в виде презентации и предоставляет презентацию на обсуждение всего класса.
Выставляем отметки в оценочный лист по соответствующим этому заданию критериям и сдаём оценочные листы.
4.Рефлексия
Самооценка учащимися деятельности на уроке и удовлетворенности ею. Слайд10
Домашнее задание (комментирую)
Слайд 11
Учитель. Благодарю за урок. Досвидания
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.