План-конспект урока географии в 5 классе на тему
«Форма, размеры и движение Земли»
Урок - 7
Тема |
Форма, размеры и движение Земли |
||
Цель |
Сформировать знания о форме и размерах Земли и об их влиянии на жизнь планеты, пространственного мышления о шарообразности планеты. |
||
Задачи |
- обучающие: углубить знания о планете Земля; - развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР; - воспитательные: воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой Родине; формирование культуры общения при работе в парах. |
||
Основное содержание темы, термины и понятия |
Форма, размеры и движение Земли. Суточное вращение Земли вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Эллипсоид, геоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс. |
||
Планируемые результаты
|
личностные |
метапредметные |
предметные |
осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира; формирование коммуникативной компетентности в общении; осознание уникальности своей малой Родины, ее места в общей картине мира. |
-умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования; |
знать форму и размеры Земли, доказательства её шарообразности. Знать и объяснять существенные признаки понятий: глобус, земная ось, географический полюс, экватор, меридианы и параллели.
|
|
Универсальные учебные действия: |
Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира. Регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему. Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом. Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений. Общеучебные: выделение и структурирование необходимой информации. Логические: выделение методов (анализ), синтез, подведение под понятие, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: -Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами. - Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. |
||
Межпредметные связи |
История, математика |
||
Тип урока |
Изучение нового материала |
||
Формы работы |
коллективная, групповая, работа в парах |
Структура и ход урока
№ п/п |
Деятельность |
|
учителя |
ученика |
|
Организационный этап |
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. |
Приветствие учителя, готовность к уроку. |
Этап 1. Актуализация опорных знаний по теме «Форма и размеры Земли» |
Вспомните: Какие космические тела образуют Солнечную систему? Как представляли Землю в древности? 1.Кто первым определил размеры земного шара?(Эратосфен) 2.Древняя страна мудрецов и математиков. (Индия) 3.Кто из древних ученых считал, что самая правильная и красивая фигура это шар? (Пифагор) 4.Этот ученый собрал немало доказательств о шарообразности Земли. (Аристотель) 5.Кто первый вычислил размеры Земли? (Эратосфен) |
Вспоминают изученный ранее материал (П). Определяют, каких знаний им не хватает (Р) |
Этап 2. Формирование темы урока |
Побуждает учащихся на создание проблемной ситуации: -А что вам известно о форме и размерах Земли? 1. «Третий лишний» - Меркурий, Сатурн, Земля - Марс, Земля, Венера - Земля, Солнце, Сириус 2. Выберите верное утверждение: А) Солнце по размерам равно Земле. Б) Земля – третья по счету планета от Солнца. В) Солнечную систему образуют Земля и Солнце. (Ученики должны пояснить свой критерий выбора, т.е. обосновать свой выбор. Учитель подводит к определению новой темы урока. - Какую форму имеют планеты Солнечной системы? - Как они различаются по размерам? Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует Объявление темы урока (появляется на экране). |
Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р) Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради (П) |
Этап 3. Целеполагания |
Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока. Предоставляет «конфликтный» материал, создаёт готовность к предстоящей деятельности. (Почему при удалении от причала у корабля сначала исчезает на линии горизонта корпус, а потом мачта, а при возвращении домой - сначала появляется мачта, а потом корпус?) |
Цель появляется на экране и обсуждается (Р). Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П, Р, К) |
Этап 4. «Открытие» нового знания |
Предлагает задания на «новое» знание. Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. - найти в тексте учебника и узнать информацию о том, как в древности люди представляли форму Земли, Доказательства шарообразности Земли - определить по рис. 31, с. 31 размеры Земли? - Кто впервые рассчитал размеры Земли? Стимулирует активное участие всех детей к практической части для выполнения задания: «Рассчитаем разницу между экваториальным и полярным радиусом». Форма и размеры Земли - Можем ли мы по этим данным доказать, что земля — не идеальный шар, а сплюснута у полюсов? Форма и размеры Земли - Форма Земли показана на ее уменьшенной модели — шаре, которая называется глобусом. - Когда и кем был создан первый глобус? Один из первых глобусов в Европе? Работа с глобусом. - Что на нем изображено. - Найдем масштаб и определим во сколько раз уменьшено изображение на глобусе. Запишем в тетрадь. Р.К. 1 группа. Определите расстояние по глобусу от г. Симферополя до Северного полюса, 2 группа. Определите расстояние от г. Симферополя до экватора. Далее рассматриваем глобус. Загадка: Арифметический я знак, В задачнике меня найдешь Во многих строчках Лишь «о» ты вставишь, зная как, Как я географическая точка (плюс — полюс) Найти эти точки на глобусе. Дать определение. К какому месту можно подойти только с юга, только с севера? Мы видим линию посередине. Как называется эта линия? Что такое экватор? (определение на экране) Даем определение по формуле (понятие = родовое слово + существенные признаки) Земля – планета Солнечной системы. Орбитальное движение Земли и его следствия. Объясняет орбитальное движение Земли и его следствия. |
Работают с учебником: находят и узнают информа-цию, передают своими словами содержание (П, Р, К) Сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают (П, К). Практикум: работа в группах (по 4), делают расчеты и ответы записывают в тетрадь, делают рисунок и формулируют вывод о различиях радиусов (П, Р, К.), рассматривают данные на экране и выписывают в тетрадь размеры Земли (Р)
Записывают новые понятия в тетрадь: эллипсоид, геоид (П)
Рассматривают глобус. (К)
Объясняют, анализируют, формулируют. (П, Р, К) Вычисляют и обсуждают в группах, (Р, К, П) Дают развернутый ответ, обобщают информацию. (К, Р)
Отгадывают загадку
Дают определение (Р, П)
Учащиеся сами дают определения (Р, П)
Слушают учителя, вступают с ним в диалог (К) |
Физ. минутка |
||
Этап 5. Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания. |
Предлагает задания на «новое» знание, побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Задача: Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли. Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли? Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, её глубина 11 000 м и окажусь ближе к центру Земли». Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли». Бурильщик, работающий в Западной Сибири», говорит: «Я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли». Пингвин, ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде. (Известно, что высота материка Антарктида 3 км + высота ледникового щита 3-4 км). Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности при дискуссии по вопросу «Какова роль формы и размеров Земли в жизни планеты?» Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы. |
Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других (Р, К, П)
Объясняют, анализируют, формулируют (П, Р, К)
Дают развернутый ответ, обобщают информацию (К, Р) |
Этап 6. Рефлексия (итог урока) |
Какое доказательство шарообразности Земли наиболее убедительное? Какие показатели характеризуют размеры Земли? Назовите величины этих показателей? Следствия суточного движения Земли? Следствия вращения Земли вокруг Солнца? Какую же форму имеет наша Земля? Выставляет оценки за работу на уроке |
Записывают выводы в тетрадь: 1. Форма Земли – несколько сплюснутый у полюсов шар (геоид). 2. Площадь -510 млн. км2. Экватор — самая длинная окружность (40 076 км). 3. Земля удерживает воду и воздух. 4. Солнечные лучи падают под разным углом из-за шарообразной формы. 5. Происходит смена природных условий от экватора к полюсам. Определяют степень продвижения к цели (Р, Л, П) |
Этап 6. Домашнее задание |
Комментирует д/з: §4, с.34-35 вопросы, тест, повторить тему «Планеты Солнечной системы» |
Записывают домашнее задание |
Примечание: (Л) - личностные УУД; (Р) - регулятивные УУД; (П) - познавательные УУД; (К) - коммуникативные УУД
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.