ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
геометрии в 8
классе по теме «Трапеция».
Мамедкеримова
Жасмина Бедрединовна
учитель математики МКОУ «Бут-Казмалярская СОШ»
Цели и задачи урока:
· образовательные (формирование познавательных УУД): формировать у учащихся понятия “трапеция”; умений называть элементы и виды трапеции (произвольная, равнобедренная, прямоугольная); вывести свойства равнобедренной трапеции; научить учащихся применять полученные знания в процессе решения задач.
· - развивающие (формирование регулятивных УУД) развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
· - воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
Планируемые результаты: Распознавать трапецию, равнобедренную трапецию, прямоугольную трапецию. Знать название её элементов. Уметь доказывать, что данный четырёхугольник является трапецией. Уметь доказывать свойства трапеции и применять их при решении задач. Верно использовать в речи термины. Рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
Тип урока : изучение новых знаний.
Методы:
· словесные;
· наглядные;
· практические.
Технологии : критического мышления ,проблемного обучения.
Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная.
Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и друг друга;
-рефлектируют.
Структура урока:
· организационный момент;
· мотивационная беседа;
· актуализация знаний;
· изучение нового материала:
· закрепление;
· индивидуальные задания и самопроверка;
· рефлексия.
Необходимое техническое оборудование: проектор, экран, компьютер, учебники по
геометрии, раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы) .
Ход урока:
1). Организационный момент.
Мотивация.
Не нужно нам владеть клинком,
Не ищем славы громкой.
Тот побеждает, кто знаком
С искусством мыслить тонким.
-Ребята, как вы понимаете эти слова?
-Сегодня мы будем продолжать оттачивать мастерство мыслить, чтобы при необходимости воспользоваться этим в будущем.
2)Актуализация знаний.
- Какую важную тему из курса 8 класса мы с вами начали изучать? (Ответ: четырехугольники).
Прием: «Корзина понятий» (4 минуты):
- Запишите на листах бумаги все что мы изучили о четырехугольниках. (3 мин)
-Обсудите с соседом по парте свою информацию. (1 мин).
Затем происходит зачитывание работы пар.
-Попробуем систематизировать данную информацию.
Прием: «Кластер»
На большом листе ватмана заранее изображена структура кластера, который необходимо заполнить (данная схема будет продолжать заполняться на протяжении нескольких уроков при изучении тем о прямоугольнике, ромбе и квадрате) . В процессе зачитывания работ пар, кластер заполняется учителем следующим образом:
. В процессе зачитывания работ пар, кластер заполняется учителем следующим образом:
т
Кроме того, ребята проговаривают определение параллелограмма, его элементов, свойства и признаки. Отвечают на вопрос: для чего необходимо использовать признаки, а для чего применять свойства?
- Глядя на нашу схему ответьте, чем же нам надо сегодня заняться на уроке.(Ребята отвечают ,что надо изучить как и в параллелограмме определение трапеции, её свойства и признаки.)
-Запишите тему урока «Трапеция ,её виды и свойства»
-Давайте воспользуемся нашим учебником и постараемся найти ответы на интересующие нас вопросы.
Приём «Инсерт»
Возьмите в руки карандаши и читая текст, отметьте «+» знакомое, «!» новую информацию, «?» информацию,которая вызывает вопрос и сомнение.(ребята работают)
-Ребята, что из прочитанного вам было знакомо?(определение трапеции)
-Что было новое(название сторон ,равнобедренная трапеция, прямоугольная трапеция)
-Изобразим произвольную трапецию, прямоугольную и равнобедренную. Отметим на них всё, что узнали.
-Обратите внимание на рисунок, найдите трапеции, докажите и назовите её стороны
(слайд 2)
-Ребята , что вызвало у вас вопрос.(Ответ: нет свойств и признаков трапеции)
-Дома у вас было задание изобразить четырёхугольник у которого пара противоположных сторон параллельна , а другая пара непараллельна и равна. Нужно было изобразить диагонали, измерить диагонали, измерить углы и стороны.
-Что у вас получилось? (Ответы : получили равнобедренную трапецию, углы при основании равны, углы при основании не равны, диагонали равны, диагонали не равны.)
-Как нам найти истину? (ответы: надо доказать)
-Как можно доказать?
Учащиеся предлагают изобразить равнобедренную трапецию и
1)разбить её на два треугольника, проведя одну диагональ;
2) разбить её на треугольники, проведя две диагонали;
3) разбить её на два прямоугольных треугольника прямоугольник, проведя перпендикуляры из вершин одного основания к другому основанию.
Каждый вариант рассматривается и приходим к выводу, что для доказательства можно воспользоваться последним вариантом. Доказываем и оформляем в тетради.
У равнобедренной трапеции: а) углы при основании равны; б) сумма противолежащих углов равна 180°; в) диагонали равны.
В С
А К М Д
Дано: АВСД – трапеция. АВ = СД.
Доказать: а)
в) АС = ВД.
Доказательство: а) Проведем ВК ┴ АД, СМ ┴ АД. ВК = СМ (по определению). ∆АВК = ∆ДСМ (по катету и гипотенузе)(каким?). Значит,
в) ∆АВД = ∆ДСА (1 признак) (почему?), значит АС = ВД.
-Какое свойство равнобедренной трапеции мы доказали? (Ответ: В равнобедренной трапеции диагонали равны и углы при основании равны.)
Ребята сидящие за одной партой повернитесь друг другу и расскажите это свойство.
Решите задачу (устно)(слайд 3)
-Сформулируйте утверждение обратное свойству равнобедренной трапеции. (Ответ Если в четырёхугольнике диагонали равны или углы при основании равна, то он является трапецией)
-Дома попробуйте доказать это утверждение.
-А теперь чтобы проверить насколько хорошо вы усвоили понятие «трапеция» и её свойства выполним небольшую самостоятельную работу.
Индивидуальные задания и самопроверка.
Ребята получают тест .
1. Укажите верное утверждение: трапеция – это…
1) параллелограмм;
2) четырехугольник, у которого две стороны равны;
3) четырехугольник, у которого две стороны параллельны;
4) четырехугольник, у которого только две противоположные стороны параллель
2. Продолжите определение: трапеция называется равнобокой, если…
1) две ее боковые стороны равны;
2) две ее соседние стороны равны;
3) любые две стороны трапеции равны;
4) другой ответ.
3. Укажите верное утверждение:
1) Только в прямоугольной трапеции углы при основании равны;
2) Углы при основании равны в любой трапеции;
3) Если трапеция равнобокая, то противолежащие углы ее равны;
4) У равнобокой трапеции углы при основании равны.
4. Укажите верное утверждение:
1) Сумма углов, прилежащих к одной стороне трапеции равна 180 градусов;
2) Сумма углов трапеции зависит от ее вида;
3) Сумма углов, прилежащих к боковой стороне и равна 180 градусов;
4) В трапеции сумма углов равна 180 градусов.
5. Укажите верное утверждение:
1) Трапеция может быть только прямоугольной и равнобокой ;
2) Трапеция может быть прямоугольной, равнобокой ;
3) Любой разносторонний четырехугольник можно назвать трапецией;
4) Четырехугольник с параллельными противолежащими сторонами называется трапецией.
-Проверьте правильность ответов. ( слайды 4,5,6)
-Оцените себя:
«5»-нет ошибок;
«4»- одна ошибка;
«3»- две ошибки.
Если больше двух ошибок, то никак не оценивайте .Дома надо будет хорошо выучить теорию.
Домашнее задание. пункт 44,задачи 389,390(с применением свойств трапеции)
Творческое задание: найти историческую информацию, связанную с понятием «трапеция»
Рефлексия. Вначале урока на столы заранее ставятся карточки трёх цветов красный , зелёный , чёрный.
По окончании урока ребята ,у кого стояли зелёные карточки ,говорят о том ,что было хорошее на уроке;
Чёрные-что было плохо;
Красные- о поведении.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.