План-конспект урока химии в 8-ом классе "Изменения, происходящие с веществами"
Оценка 4.9

План-конспект урока химии в 8-ом классе "Изменения, происходящие с веществами"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
химия
8 кл
11.01.2022
План-конспект урока химии в 8-ом классе "Изменения, происходящие с веществами"
Разработка поможет в проведении урока на тему "Изменения, происходящие с веществами"
Конспект.docx

Конспект  урока химии в 8 классе

(автор учебника О.С.Габриелян)

 

Тема: «Изменения, происходящие с веществами».

 

 

 

Учитель: Буракова Ирина Проокопьевна 

 

 

 

2020-2021 учебный год

 

 

 

 

Цель урокасоздать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся, полученных при изучении темы.

Тип урока:  урок обобщения, систематизации, коррекции знаний по  изученной теме , урок-упражнение с элементами соревнования, с применением ИКТ.

Форма урока: урок с использованием элементов технологии развития критического мышления и проектной деятельности .

Задачи урока:

      Личностные:

  • развитие ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и  самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
  • развивать коммуникативные умения и навыки;
  • воспитывать интерес к изучению химии;
  • формировать умение работать в парах и в команде;
  • формировать желание преодолевать трудности.
  • развивать умения анализировать и отбирать необходимую информацию

           Метапредметные:

  • развитие умений самостоятельно ставить и формулировать    для себя новые задачи в учёбе и познавательной   деятельности.
  • развитие уменийопределять способы  действий в рамках предложенных условий и требований.
  • развитие умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
  • развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий .

 Предметные:

  • обобщить  и систематизировать знания  обучающихся, полученные  при  изучении темы  
  • уметь различать физические и химические явления;
  • совершенствовать умения писать уравнения реакции;
  • уметь различать типы химических реакций;
  • уметь производить расчеты по химическим уравнениям.           .

Методы обучения:

  • постановка проблемной задачи;
  • организация исследовательской деятельности;
  • поиск решения поставленных задач.

Формы организации:

  • фронтальная работа; беседа,
  • работа в парах;
  • работа в группах;
  • индивидуальная работа обучающихся.;
  • самостоятельная работа по решению заданий,
  • обсуждение результатов решения в группе,
  • лабораторная работа с образцами веществ.
  • самооценка знаний.

 

Средства обучения

Для учителя: 

  • реактивы;
  • компьютер, мультимедиа проектор

Для  обучающихся:

  • тетрадь;
  • учебник;
  • лист самоконтроля;
  • оборудование для лабораторного  опыта.

 

Оборудование:пробирки, штатив для пробирок,

 вещества:оксид меди, серная  кислота, карбонат кальция, соляная кислота, хлорид меди, гидроксид натрия.

Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1.  Организационный этап.

2.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3.  Актуализация знаний.

4.  Обобщение и систематизация знаний:

  • подготовка учащихся к обобщенной деятельности;
  • воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5.   Применение знаний и умений в новой ситуации

6.  Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7.  Рефлексия (подведение итогов занятия)

8.  Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

 

 

Технологическая карта  урока химии.

 

этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1 этапОрганизационный

          2

 Постановка учебной задачиМотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Учитель приветствует учащихся, определяет готовность к уроку.

Сегодня у нас с вами не обычный урок.

Э то урок- конкурс, который позволит вам посоревноваться, а заодно: повторить изученную тему и подготовиться к контрольной работе, давайте вместе  определим тему урока. Какие явления  мы с вами изучили? Что при этом происходит с веществами? Как будет называться тема нашего урока?

 Итак,  тема нашего урока:

«Изменения, происходящие с веществами».

Слайд № 1

 Пусть победит сильнейший!

2. Объявляются участники команд,выбираютсякапитаны.  

Условия конкурса:

Учащимся предлагается лист самооценки знаний.

(приложение №1)

 

Учащиеся настраиваются на урок-конкурс.

Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В классе создается три команды, (по рядам) выбирается капитан.

Учащиеся знакомятся с листом самооценки.

На каждом этапе работы учащиеся должны поставить себе оценку по пятибалльной системе, оценка в конце урока выводится по средне –арифметическому баллу.

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание;

- учебно-познавательная мотивация ;

- планирование учебного сотрудничества 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД Оценка(выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Задачи урока

Слайд № 2

В природе происходят тысячи различных процессов, которые мы с вами наблюдаем, ощущаем. Что это за процессы, как иначе их можно назвать?

Слайд № 3 –задание первое.

Запишите примеры:
(можно работать коллективно)

1 группа

примеры физических явлений;

2 группа

Примеры химических явлений;

3группа

Признаки химических реакций.

Поставьте себе оценку за это задание, оценив степень своего участия

Читают задачи урока

 

 

 

 

 

 

 

 

Пишут примеры явлений. Нельзя повторять примеры предшествующие. В итоге получается большой список химических , физических явлений..

Перечисляются признаки химических реакций.

 

Учащиеся ставят себе первую оценку.

Регулятивные: целеполагание,

контроль, саморегуляция;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками;

познавательные: общеучебные, построение логической цепи рассуждений, анализ объектов с целью выделения признаков,  выбор оснований и критериев для сравнения.

 

4) Обобщение и систематизация знаний

 Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

 

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Задание второе-диктант  по явлениям в стихах.

Слайды № 5 - 15

Учитель читает стихи.

Приложение № 2

 

 

Конкурс капитанов

слайды № 16,17,18

 Расставить коэффициенты в уравнениях реакций.

Задания записаны на доске.

Задание первому капитану:

  • Н2 + О2 = Н2О
  •  Al + HCl = AlCl3 + H2
  •  Мg(ОН)2 + HCl=МgСl2 + Н2О

Задание второму капитану:

  • Са + О2 = СаО
  • Na + Н2О = NaОН + H2
  • Аl(ОН)3 + H2SO4 = Al2(SO4)3 + Н2О

Задание третьему капитану:

  • Li+ О2 = Li2О
  • Са + Н3РО4 = Са3(РО4)2 + Н2
  • Са + НСl = СаСl2 + Н2

 

 

 

 

Учащиеся отвечают, в тетради ставят против цифры буквы Ф или Х, т.е. явление физическое или химическое описано в данном стихотворении.

 

 

 

Капитаны работают у доски, все остальные работают в тетради.

Команда должна прийти на помощь своему капитану, поэтому все должны выполнить задание вместе с ним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 структурирование знаний (П);

 

• Способы: фронтальная работа, работа в парах.

• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

• Выполнение заданий с проговариванием в громкой речи.

Регулятивные УУД

Контрольв форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коррекция(внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата).

Саморегуляциякак способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

 Построение проекта выхода из затруднения.

 

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Учитель напоминает о том, что нужно поставить себе оценку за этот этап работы.

 

 

 

Учащиеся оценивают свою работу и заносят в лист самооценки.

коммуникативные: инициативное сотрудничество

 Оценка(выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

5.Практическая деятельность учащихся

 

Учитель консультирует.

Лабораторный опыт.  

Слайд № 19, 22  

 

 Правила техники безопасности 

Слайд № 20,21.

      Найдите (на странице 105-106) пункты, которые подходят при выполнении вашего эксперимента, выпишите в тетрадь.

             

 

 

Учитель корректирует деятельность учащихся.

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы),

 Учащиеся повторяют правила Т.Б., записывают цифры под которыми записаны правила  которые им пригодятся в этой работе в тетрадь, затем сверяют  эталоном на слайде №21.(1,3,7,8,9,11,12)

 

Учащиеся оценивают свою работу и заносят в лист самооценки.

Учащиеся выполняют

Лабораторный опыт.     

 Слайд № 19, 22  

 Признаки химических реакций.                                 (смотри стр. 113 учебника)

1 группа

Взаимодействие оксида меди с серной кислотой.

2группа

Взаимодействие карбоната кальция с соляной кислотой.

3группа

Взаимодействиехлорида меди с гидроксидом  натрия.

Учащиеся оценивают свою работу и заносят в лист самооценки.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество

Логические универсальные действия:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

 

 

 

Валеологическая пауза

: От умственных упражнений перейдем к физическим, поиграв в “Решето” (Учащиеся встают, им задаются вопросы. Ответившие правильно садятся, остальные не прошли через “Решето”).

Учащиеся выполняют упражнения, предложенные учителем.

Ребята отдохнули и готовы для дальнейшей работы.

6.Применение знаний и умений в новой ситуации

Решение проблемной ситуации.

Решение задачи «кто быстрее?»

Найдите ошибку!

Слайд №23

Ученик составил следующую задачу: «Железные опилки массой 28 г опустили в раствор хлорида меди (II). Найдите массу выделившейся меди». Затем он решил ее.

 

Решение:

 

28 г.                            Х

 Fe+ CuCl2  = FeCl + Cu

1моль                                           1 моль

Составляем пропорцию: 28/1 = х/1х = 28 г

 Ответ: 28 г меди.                            

Решают задачу., можно в паре, возможна помощь группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся оценивают свою работу и заносят в лист самооценки.

построение логической цепи рассуждений;

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование

Коррекция(внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата).

 

«Аукцион знаний»

Учитель задает учащимся вопросы ,

 слайды №  24-33

Отвечают на вопросы, за правильные ответы получают жетоны.

За каждый жетон прибавляют себе по 2 балла.

Коммуникативные УУД Постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои

мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.

6. Рефлексия деятельности

Учитель совместно с учащимися оценивает урок и принимает их предложения и пожелания:

Вопросы:

  • Какую задачу ставили?
  • Удалось решить поставленную задачу?
  • Какие получили результаты?
  • Что нужно сделать ещё?
  • Где можно применить новые знания?
  • Объявляются победители урока –конкурса.

Оcознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Подсчитываются баллы, ставится оценки.

Оценка(выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Домашнее задание

Домашнее задание

Слайд № 34

Повторить § 25-28

Решите задачу.

Кислородная подушка вместимостью 5 л при н.у. заполнена кислородом. Хватит ли этого кислорода для полного сжигания 6,2 г фосфора?

Записывают домашнее задание  в тетради.

 

 

Литература.

  1. Габриелян О.С, Воскобойникова Н.П,  Яшукова А.В.  Настольная книга учителя химии 8 класс.
  2. Кочкарева М.К. О способах формирования интереса к процессу познания. Химия в школе, 2002, №7, с.25.
  3.  Маршакова Г.Л.Из опыта проведения аналитических семинаров// Химия школе.- 2003.- №6.- с.21-28
  4. Осипова Т.А. Любознательность – путь к познанию. // Химия в школе.-2001, №2,с.31.
  5. Карасёва Т. В.Современный урок. Моделирование и анализ урока.
  6. Бочарова С.В. Поурочные планы Химия 8 класс. г. Волгоград , «Учитель – АСТ»  2003г.

Приложения.

Приложение 1

1.В процессе урока каждый заполняет свой оценочный лист

«Самооценка знаний»

задание

балл

1

Физические и химические явления. (примеры) признаки химических реакций.

 

 

2

Химический диктант

 

3

Конкурс капитанов

 

4

Лабораторный опыт

 

5

Правила техники безопасности 

 

6

Решение задачи

 

7

Аукцион знаний

 

 

Итоговая оценка

 

 

Приложение №2

Диктант

 

1.Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье.

В багрец и золото одетые леса.     

А.С.Пушкин

 

2. И трещат сухие сучья,
Разгораясь жарко.
Освящая тьму ночную
Далеко и жарко!        
                    

    И.Суриков.

 

3. В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке
За ночь вымостил мороз…   

 

С.Я.Маршак

 

4. А если медь в печи нагреть.
То станет тяжелее медь
С окалиною вместе.
Не верите – так взвесьте…  

 

Е. Ефимовский

 

 

5. Что за звездочки резные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке?                 

Е. Благинина

 

6. На рукомойнике моем
Позеленела медь.
Но так играет луч на нем,
Что весело смотреть.           

 А. Ахматова

 

7. Световых частиц поток
Падает на зеленый листок,
Листок кислород выделяет,
Углекислый газ поглощает.         

  Ученик .

 

8. Когда металл в крутые формы льем,
Мне верится, что оживут в металле
Горячие полдневные поля.
Кипит металл и ждут его поля.         

  А. Кравцов

Правильные ответы

 

(Х Х Ф Х Ф Х Х Ф)

Самопроверка

Выполнено без ошибок         – оценка 5 баллов

Допущено 1-2 ошибки             – оценка 4 балла

Допущено 3-4ошибки              – оценка 3 балла

Допущено более 4-х ошибок – оценка 2  балла

 

Приложение № 3

Оформление лабораторной работы

1. Название опыта.

2. Что наблюдается? (Какие признаки химических реакций?)

3. Образовались ли новые вещества?

4. Запишите уравнение химической реакции и укажите ее тип.

Приложение №4

«Аукцион знаний»

ЛОТ № 1

Эта красавица всем вам   знакома,

С ней вы встречаетесь в школе и дома,

Бесцветна и чиста почти,

Но ток электрический включи-

И разлагается она

На два каких-то вещества.

Лот № 2.

Очень слабая надежда,
Что цела твоя одежда:
Вместо пятен - дырки
После первой стирки

Лот № 3

Вещества - хамелеоны.  

Цвет меняем от того мы,
Что в раствор красивый наш
"Аш" вольют или "О-Аш".
Хочешь - свой изменим цвет?
Нет? - Тогда большой привет.

Лот №4

Назовите фамилию, имя, отчество ученого.

Какой закон он открыл? 

Лот № 5

Какие явления называются физическими?

Лот № 6

Какие явления называются химическими?

 


 

Конспект урока химии в 8 классе (автор учебника

Конспект урока химии в 8 классе (автор учебника

Метапредметные : развитие умений самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности

Метапредметные : развитие умений самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности

Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, вещества:оксид меди, серная кислота, карбонат кальция, соляная кислота, хлорид меди, гидроксид натрия

Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, вещества:оксид меди, серная кислота, карбонат кальция, соляная кислота, хлорид меди, гидроксид натрия

Подготовка учащихся к обобщенной деятельностиУчитель приветствует учащихся, определяет готовность к уроку

Подготовка учащихся к обобщенной деятельностиУчитель приветствует учащихся, определяет готовность к уроку

Запишите примеры: (можно работать коллективно) 1 группа примеры физических явлений; 2 группа

Запишите примеры: (можно работать коллективно) 1 группа примеры физических явлений; 2 группа

Задание первому капитану:

Задание первому капитану:

Учащиеся оценивают свою работу и заносят в лист самооценки

Учащиеся оценивают свою работу и заносят в лист самооценки

Коммуникативные: инициативное сотрудничество

Коммуникативные: инициативное сотрудничество

Отвечают на вопросы, за правильные ответы получают жетоны

Отвечают на вопросы, за правильные ответы получают жетоны

Домашнее задание Домашнее задание

Домашнее задание Домашнее задание

Унылая пора! Очей очарованье!

Унылая пора! Очей очарованье!

На рукомойнике моем Позеленела медь

На рукомойнике моем Позеленела медь

Запишите уравнение химической реакции и укажите ее тип

Запишите уравнение химической реакции и укажите ее тип
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2022