План-конспект урока ИЗО в 5 классе. Полотенце
Оценка 4.6

План-конспект урока ИЗО в 5 классе. Полотенце

Оценка 4.6
docx
25.11.2020
План-конспект урока ИЗО в 5 классе. Полотенце
План-конспект урока. Полотенце.docx

План-конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе

"Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце"

 

Тема

 

«Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце»

Педагогическая цель:

 

 

Задачи урока:

Создать условия для формирования  навыков создания единого художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предмета (полотенце)

·      Способствовать формированию  умения передавать единство формы и декора.

·      Способствовать формированию навыков работы в стиле русских народных промыслов, практических навыков работы в конкретном материале (цветная бумага, ножницы, клей).

·      способствовать развитию кругозора, наблюдению и воспроизведению увиденного

·      Способствовать воспитанию любви к различным видам народного творчества

Тип урока

Урок изучения новых знаний.

Планируемые результаты (ПР)

Понимать специфику образного языка ДПИ. Использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции. Выполнять эскизы полотенец. Уметь применять материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе

Личностные (ЛР)

 

- Уважительно относиться к культуре народного искусства;

- понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

УУД   Метапредметные (МПР)

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи.

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

 

Основное содержание темы, понятия, термины.

Единство конструкции и декора в предметах народного быта. Разновидности утвари и разнохарактерности украшений

Образовательные ресурсы.

Презентация «Народная вышивка».

Иллюстрации, фотографии с изображениями вышитых полотенец. Таблицы с элементами различных видов орнамента. Цветная бумага, клей, ножницы.

Ход урока

1.      Организационный этап

Приветствие. Выявление отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания, создание эмоционального настроя на урок. Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, я очень рада нашей встрече! Сегодня мы в очередной раз погрузимся в фантастический мир изобразительного искусства и поработаем в нашей творческой мастерской.

2. Проверка домашнего задания

- Вспомните, пожалуйста, что было задано на дом?

(Ответы детей:  Повторить элементы Мезенской росписи. Дополнить проектную работу информацией о росписи. Оформить работу).

- Давайте посмотрим, что же у вас получилось. (Учащиеся (по желанию) демонстрируют свои работы)

- Молодцы! Все ваши проекты мы разместим на нашей выставке. И тогда каждый желающий сможет с ними познакомиться.

3. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

- На прошлых уроках мы узнали  о том,  какие предметы наполняли крестьянский дом. Рассматривали форму и декор деревянных предметов. Некоторые экспонаты имеются и на нашей выставке. Познакомились с Мезенской и Пижемской росписью. Выполнили творческие проекты.

- И прялки и ложки народные умельцы изготавливали из дерева. И украшали резьбой и росписью. Как и этот старинный сундук!

-  Ребята, а как вы думаете, что же там хранится? Прежде, чем вы ответите на этот вопрос,  я бы хотела загадать вам загадку:

Есть у каждого в квартире,

И побольше, и пошире.

После ванны, после душа,

Вас обнимет и просушит.  (Полотенце)
(Ответы детей)

 


-   Правильно, ребята. А тема нашего сегодняшнего урока звучит так: «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце». И главная цель урока научиться создавать  собственные  орнаменты  русской народной вышивки  на полотенце в технике аппликации.

(Учитель достает русское вышитое полотенце из ларца и закрепляет его на доске)

- Мы узнаем о символическом значении полотенца в жизни русского человека. Выполним творческую работу. И, конечно, пополним свое портфолио новым проектом!

4. Усвоение новых знаний

Беседа о символическом значении полотенца в жизни русского человека с использованием презентации.

- Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц рукодельниц.

- Вся женская половина русской деревни пряла, ткала, вышивала, даря дивное  узоречье всем на радость.

 - Праздничные одежды, скатерти-столешники, края покрывал - подзоры, концы полотенец - всё было украшено тканым или вышитым орнаментом.

- Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни.

- Взгляните, какие дивные сказочные птицы живут в узорах крестьянской вышивки: здесь и птица-пава с пышным хвостом.

- Женская  фигура с поднятыми вверх руками - это изображение матери- земли. Она всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотрите, как условно она решена. Женская фигура с поднятыми вверх руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека

 - На свадебных полотенцах часто можно увидеть двух птиц-пав, изображённых по сторонам куста-дерева. Таких птиц вышивали в знак любви, пожелания добра и счастья молодым. Птицы на вышивках очень декоративны, они непохожи на своих природных собратьев. В народной вышивке встречается такой сюжет: две птицы со сросшимися спинами. Эту композицию называют ладьёй. А из центра ладьи может вырасти сказочное дерево, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках - древо жизни.

 - Цвет на полотенце имеет своё значение. Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, понятием о благе. Белый цвет в вышивке олицетворял женское начало. Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало.

- Вышивкой занимались повсюду, но в каждой губернии России она звучала по-своему, сохраняя черты местного своеобразия.

- Традиция вышивания сохраняется и сегодня. Наряду с древними образами вышивка обогащается темами, связанными с современной жизнью в деревне.

 

5. Закрепление новых знаний.

- Давайте попытаемся обобщить знания, которые вы только что получили. А поможет нам в этом Кубик Блума.

(На гранях кубика написаны следующие слова: «Почему», «Назови», «Объясни» и т.д. Ученик бросает кубик. Задача – сформулировать вопрос по учебному материалу, который бы начинался со слова, оказавшегося на грани кубика, остальные стараются дать правильный ответ)

-Молодцы, вы хорошо усвоили теоретический материал.

- Ребята, чтобы немного отдохнуть я предлагаю выполнить физминутку. 

- Теперь вы отдохнули и готовы работать дальше.

6. Творческая мастерская.  Самостоятельная работа учащихся. 

- А теперь каждая пара попробует выполнить свой эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.  В помощь вам на доске размещены таблицы с уже знакомыми вам знаками-символами, иллюстрации.

- Постарайтесь  размерами, цветом выделить главный мотив, дополните  его орнаментальными рядами, которые выстройте  из ритмически повторяющихся знаков-символов. Работать будем в технике аппликации.

- Прежде чем начнем работать, давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами и клеем, а также приемы складывания бумаги, при вырезании   повторяющегося или симметричного узора.

- Не забываем и про правила работы в паре! Вместе обсуждаем, вместе придумываем, вместе выполняем!

Музыкальное сопровождение   (русская народная музыка). Учащиеся самостоятельно работают.  Учитель редактирует, корректирует деятельность.

7. Итог урока.

На доске организовывается экспресс - выставка работ учащихся.  Учащиеся совместно с учителем оценивают качество выполненных работ, аккуратность, высказывают свое мнение. Итогом является оценивание работ в процессе совместного обсуждения, когда пары представляют свои работы.

- Ребята, посмотрите,  какие замечательные полотенца  вы сегодня создали. Вам понравилось работать? Как вы считаете, удалось ли нам реализовать поставленную задачу?  (Ответы детей, рефлексия)

- Ребята, а дома вы дополните свой проект информацией о тех знаках-символах, которые на вашем полотенце присутствуют.

 - Спасибо всем за работу!


 

План-конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

План-конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

УУД Метапредметные (МПР)

УУД Метапредметные (МПР)

Правильно, ребята. А тема нашего сегодняшнего урока звучит так: «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

Правильно, ребята. А тема нашего сегодняшнего урока звучит так: «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

Закрепление новых знаний. - Давайте попытаемся обобщить знания, которые вы только что получили

Закрепление новых знаний. - Давайте попытаемся обобщить знания, которые вы только что получили
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2020