План-конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе
"Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце"
Тема
|
«Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце» |
Педагогическая цель:
Задачи урока: |
Создать условия для формирования навыков создания единого художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предмета (полотенце) · Способствовать формированию умения передавать единство формы и декора. · Способствовать формированию навыков работы в стиле русских народных промыслов, практических навыков работы в конкретном материале (цветная бумага, ножницы, клей). · способствовать развитию кругозора, наблюдению и воспроизведению увиденного · Способствовать воспитанию любви к различным видам народного творчества |
Тип урока |
Урок изучения новых знаний. |
Планируемые результаты (ПР) |
Понимать специфику образного языка ДПИ. Использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции. Выполнять эскизы полотенец. Уметь применять материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе |
Личностные (ЛР)
|
- Уважительно относиться к культуре народного искусства; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения |
УУД Метапредметные (МПР) |
Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи. Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий.
|
Основное содержание темы, понятия, термины. |
Единство конструкции и декора в предметах народного быта. Разновидности утвари и разнохарактерности украшений |
Образовательные ресурсы. |
Презентация «Народная вышивка». Иллюстрации, фотографии с изображениями вышитых полотенец. Таблицы с элементами различных видов орнамента. Цветная бумага, клей, ножницы. |
Ход урока
1. Организационный этап
Приветствие. Выявление отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания, создание эмоционального настроя на урок. Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, я очень рада нашей встрече! Сегодня мы в очередной раз погрузимся в фантастический мир изобразительного искусства и поработаем в нашей творческой мастерской.
2. Проверка домашнего задания
- Вспомните, пожалуйста, что было задано на дом?
(Ответы детей: Повторить элементы Мезенской росписи. Дополнить проектную работу информацией о росписи. Оформить работу).
- Давайте посмотрим, что же у вас получилось. (Учащиеся (по желанию) демонстрируют свои работы)
- Молодцы! Все ваши проекты мы разместим на нашей выставке. И тогда каждый желающий сможет с ними познакомиться.
3. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
- На прошлых уроках мы узнали о том, какие предметы наполняли крестьянский дом. Рассматривали форму и декор деревянных предметов. Некоторые экспонаты имеются и на нашей выставке. Познакомились с Мезенской и Пижемской росписью. Выполнили творческие проекты.
- И прялки и ложки народные умельцы изготавливали из дерева. И украшали резьбой и росписью. Как и этот старинный сундук!
- Ребята, а как вы думаете, что же там хранится? Прежде, чем вы ответите на этот вопрос, я бы хотела загадать вам загадку:
Есть у каждого в квартире,
И побольше, и пошире.
После ванны, после душа,
Вас обнимет и просушит. (Полотенце)
(Ответы детей)
- Правильно, ребята. А тема нашего сегодняшнего урока звучит
так: «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.
Полотенце». И главная цель урока научиться создавать
собственные орнаменты русской народной вышивки на полотенце в
технике аппликации.
(Учитель достает русское вышитое полотенце из ларца и закрепляет его на доске)
- Мы узнаем о символическом значении полотенца в жизни русского человека. Выполним творческую работу. И, конечно, пополним свое портфолио новым проектом!
4. Усвоение новых знаний
Беседа о символическом значении полотенца в жизни русского человека с использованием презентации.
- Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц рукодельниц.
- Вся женская половина русской деревни пряла, ткала, вышивала, даря дивное узоречье всем на радость.
- Праздничные одежды, скатерти-столешники, края покрывал - подзоры, концы полотенец - всё было украшено тканым или вышитым орнаментом.
- Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни.
- Взгляните, какие дивные сказочные птицы живут в узорах крестьянской вышивки: здесь и птица-пава с пышным хвостом.
- Женская фигура с поднятыми вверх руками - это изображение матери- земли. Она всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотрите, как условно она решена. Женская фигура с поднятыми вверх руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека
- На свадебных полотенцах часто можно увидеть двух птиц-пав, изображённых по сторонам куста-дерева. Таких птиц вышивали в знак любви, пожелания добра и счастья молодым. Птицы на вышивках очень декоративны, они непохожи на своих природных собратьев. В народной вышивке встречается такой сюжет: две птицы со сросшимися спинами. Эту композицию называют ладьёй. А из центра ладьи может вырасти сказочное дерево, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках - древо жизни.
- Цвет на полотенце имеет своё значение. Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, понятием о благе. Белый цвет в вышивке олицетворял женское начало. Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало.
- Вышивкой занимались повсюду, но в каждой губернии России она звучала по-своему, сохраняя черты местного своеобразия.
- Традиция вышивания сохраняется и сегодня. Наряду с древними образами вышивка обогащается темами, связанными с современной жизнью в деревне.
5. Закрепление новых знаний.
- Давайте попытаемся обобщить знания, которые вы только что получили. А поможет нам в этом Кубик Блума.
(На гранях кубика написаны следующие слова: «Почему», «Назови», «Объясни» и т.д. Ученик бросает кубик. Задача – сформулировать вопрос по учебному материалу, который бы начинался со слова, оказавшегося на грани кубика, остальные стараются дать правильный ответ)
-Молодцы, вы хорошо усвоили теоретический материал.
- Ребята, чтобы немного отдохнуть я предлагаю выполнить физминутку.
- Теперь вы отдохнули и готовы работать дальше.
6. Творческая мастерская. Самостоятельная работа учащихся.
- А теперь каждая пара попробует выполнить свой эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки. В помощь вам на доске размещены таблицы с уже знакомыми вам знаками-символами, иллюстрации.
- Постарайтесь размерами, цветом выделить главный мотив, дополните его орнаментальными рядами, которые выстройте из ритмически повторяющихся знаков-символов. Работать будем в технике аппликации.
- Прежде чем начнем работать, давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами и клеем, а также приемы складывания бумаги, при вырезании повторяющегося или симметричного узора.
- Не забываем и про правила работы в паре! Вместе обсуждаем, вместе придумываем, вместе выполняем!
Музыкальное сопровождение (русская народная музыка). Учащиеся самостоятельно работают. Учитель редактирует, корректирует деятельность.
7. Итог урока.
На доске организовывается экспресс - выставка работ учащихся. Учащиеся совместно с учителем оценивают качество выполненных работ, аккуратность, высказывают свое мнение. Итогом является оценивание работ в процессе совместного обсуждения, когда пары представляют свои работы.
- Ребята, посмотрите, какие замечательные полотенца вы сегодня создали. Вам понравилось работать? Как вы считаете, удалось ли нам реализовать поставленную задачу? (Ответы детей, рефлексия)
- Ребята, а дома вы дополните свой проект информацией о тех знаках-символах, которые на вашем полотенце присутствуют.
- Спасибо всем за работу!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.