В мире фразеологизмов
Оценка 4.7

В мире фразеологизмов

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
01.11.2019
В мире фразеологизмов
Цель: формировать умения использовать фразеологизмы в речи для придания ей образности, яркости, выразительности Задачи: 1. Углубить и расширить знания и представления детей о фразеологических сочетаниях, учить грамотно употреблять фразеологизмы в речи. 2. Развивать речевые умения, познавательный интерес к изучению русского языка, совершенствовать коммуникативные умения учащихся. 3. Способствовать обогащению словарного запаса обучающихся, повышению культуры речи. Оборудование: словари, «Учебник русского языка, 4 класс» часть 1 Школа России, карточки с заданиями, карточки на доске, презентация
В мире фразеологизмов.docx
учитель начальных классов       Исамагомедова Патимат Шамильевна МКОУ «СОШ№2» Г. Избербаш Тема: «В мире фразеологизмов.» Цель: формировать умения использовать фразеологизмы в речи для придания ей образности,  яркости, выразительности  Задачи: 1.  Углубить и расширить знания и представления детей о фразеологических сочетаниях,  учить грамотно употреблять фразеологизмы в речи. 2.  Развивать речевые умения, познавательный интерес к изучению русского языка,  совершенствовать коммуникативные умения учащихся. 3.  Способствовать обогащению словарного запаса обучающихся, повышению культуры речи. Оборудование: словари, «Учебник русского языка, 4 класс» часть 1 Школа России,  карточки  с заданиями, карточки на доске, презентация. Ход урока 1. Орг. момент. Посмотрите в окно. С каким настроением вы пришли на занятие? (Грусть, нет солнца). Мне  хочется поднять вам настроение. Посмотрите на слайд. (Солнышко) Улыбнитесь друг другу и  мне. Желаю удачи!   Слайд 1.  2. Сообщение темы урока Слайд 2 .         Салам у доски повесил нос.        Краснеет до корней волос.       Он в этот час, как говорится,       Готов сквозь землю провалиться.       О чём же думал он вчера?       Когда баклуши бил с утра? ­   Что интересного вы заметили в этом стихотворении?(. (Устойчивые сочетания слов). ­ Как называются эти устойчивые сочетания слов?  Слайд 3,4  ­ Для чего нужно изучать фразеологизмы? (они помогают говорить метко, ярко;  способствуют развитию логического мышления) ­Как называется раздел науки о языке,  в котором изучаются устойчивые сочетания слов? (Фразеология) ­ Чем больше вы сегодня узнаете и запомните фразеологизмов, тем выразительнее и интересней  станет ваша речь. ­  Где можно найти объяснение фразеологизмов? (показ словарей, учебник русского языка 4  класс УМК « Школа России») ­Но как же появились фразеологизмы?(Предположения учеников..) ­Многим мы обязаны наблюдательностью наших предков.Слайд 5 ­  Чему будем учиться на занятии?  3.   Работа по теме занятия     Послушайте внимательно стихотворение, которое прочтет ученик.  Ученик 1.  «Даёт совет Ежиха ­ мать: ­ Детей не следует держать  В ежовых рукавицах (При посторонних лицах!)   Учитель.  Назовите фразеологический оборот. Конечно, вы догадались, что выражение «  держать в ежовых рукавицах» является фразеологизмом. Что оно обозначает? («Очень строго и  сурово обходиться с кем­либо»). ­  Давайте, найдем подтверждение и объяснение в словарях и учебнике. (У детей на партах  словари, учебники) ­  А какие еще выражения, связанные с характеристиками животных, вы слышали или знаете?  (Ответы детей)  1) Работа по учебнику , упр.77 ­  Предлагаю открыть тетради,записать число и выполнить такую работу.., вместо точек вставьте названия животных. Слайд 6  Голоден как …..(волк)                    Хитер как ….(лиса).  Нем как…  (рыба).  Труслив как… (заяц)  Грязный как …(свинья).  Здоров как …(бык).  Упрям как… (осел.) ­Давайте выполним взаимопроверку(обмен работами уч­ся). Слайд 7 ­   Какие фразеологизмы вы запомнили? Может быть, вы вспомните похожие фразеологизмы?  (надут как индюк, неповоротлив как медведь, быстр как уж, верный как пес) ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (СЛАЙД 8) 2)  Подбор фразеологизмов  Учитель.   Вы любите отгадывать загадки? Но это не простые, а фразеологические   загадки.  Слайд 9 Его проглатывают; он подвешен у человека, который умеет бойко и легко говорить;  за него тянут, заставляя высказаться, он находится за зубами.                   Язык ­  Какие знаете фразеологизмы со словом язык? Бежать высунув язык  Держать язык за зубами     Как корова языком слизала   Найти общий язык   Повесить язык на плечо   Прикусить язык   Тянуть за язык   Укоротить язык   Чесать язык (чесать языком)  Слайд 10.  Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не белье, а их развешивают доверчивые  люди.  Уши ­  Какие знаете фразеологизмы со словом уши? Назовите известные фразеологизмы.  Держать ухо востро   Навострить уши   Не видать как своих ушей   Покраснел до ушей   Развесить уши  Слайд 11.  Его вешают, приходя в уныние, его задирают, зазнаваясь, его всюду суют, вмешиваясь  не в свое дело.    Нос ­  Какие знаете фразеологизмы со словом нос? Приведите примеры.  Водить за нос   Задирать нос   Зарубить на носу   Клевать носом   Любопытной Варваре на базаре нос оторвали   Нос повесить   Остаться с носом   С гулькин нос   Совать свой нос в чужие дела  Учитель.  Молодцы! Теперь подведем итог работы. Проверим внимательно ли вы слушали.   На доске карточки со словами.  Вам необходимо распределить карточки со словами,  отнеся их к одному из трех слов: нос, уши, язык.(уч­ся по очереди выходят к доске , комментируя свой  выбор)                                           НОС                       ЯЗЫК                       УШИ    клевать (1)             бежать высунув(2)           как корова слизала (2) с гулькин (1)              держать востро (3)    не видать как своих (3)     повесить на плечо (2)         ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД 12) 3)  Игра «Доскажи словечко» Учитель.  Ребята будут по очереди читать стихи, а вы добавьте недостающее слово или  словосочетание. Объясните значение фразеологизмов. 1. Дружнее этих двух ребят На свете не найдешь. О них обычно говорят: Водой…   (не разольешь) 2.  Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь…  (медвежью услугу) 3.  Фальшивят, путают слова, Поют, кто в лес… (кто по дрова) Ребята слушать их не станут: От этой песни уши … (вянут) 4.  Мне сказали: “Ваш Алеша, На уроке сел в … (калошу)» Я смеюсь: “Ведь это ложь, Нет таких больших калош!” 5.  У маленького Паши Ботинки просят….  (КАШИ) Учитель.  Объясните эти устойчивые выражения, можете пользоваться словарями. Водой не разольешь – крепкая дружба, друг всегда помогает, рядом.  Оказать медвежью услугу –  услугу, повлёкшую, в конечном счёте, за собой негативные  последствия для того, кому она была оказана. Кто в лес, кто по дрова –  вразнобой, вразброд; нестройно Уши вянут – устал слушать (слышать), надоело, достало. Сесть в калошу ­ оказываться в нелепом, смешном положении; терпеть неудачу. Ботинки просят кашу – требуют ремонта 4)  Выступления учеников Учитель.  Русский язык богат фразеологическими оборотами, но в речи, мы используем их  очень мало. Фразеологические обороты  украшают речь, делают её выразительной, образной.  Ребята приготовили нам интересный материал о происхождении некоторых фразеологизмов.  Учитель. Рассмотрите слайд и назовите фразеологизм.    Кот наплакал (Кирилл Ш.)   Слайды 13,14 Выступление ученика.   Есть несколько версий возникновения фразеологизма "кот наплакал". Первая версия ­ это  зоологическая версия.  Вторая версия говорит, что выражение "кот наплакал" произошло от  арабского выражения, которое переводится "перестать получать достаточно денег". Вот и  увидели сходство с плачущим котом и стали применять относительно малого количества  денежных средств ­ "денег кот наплакал".  Клевать носом (Лера Т.)  Слайды 15,16 Учитель. Вспомните  фразеологизм. Лера расскажет о происхождении. Фразеологизм возник,  когда наблюдали за птицей. Когда птица клюет зерна, она низко  наклоняется к земле.      Спать без задних ног  (Софья С.) Слайды 17,18 Учитель. Попробуйте назвать фразеологизм. Выступление ученицы. Происхождение связано с тем, как спит лошадь.  После тяжелой работы спит с  расслабленными задними ногами.   Учитель.  Вы хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, как говорят, затаив  дыхание? В таком случае, учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные  выражения – фразеологизмы. Перед вами описания различных случаев из жизни. Внимательно их  прочтите и попытайтесь подобрать фразеологизм, который бы кратко и образно выразил  основной смысл описанного. 5)  Работа в группах(Творческая минутка) ­Используя фразеологизмы ,попробуйте описать своего соседа по парте, записав в тетради  полученный результат. Можете воспользоваться фразеологическими словарями 7)  Узнай фразеологизм по слайду (СЛАЙД 19) Учитель. Художники тоже любят рисовать фразеологические обороты.  Художник иностранец  никак не может справиться. Попробуйте узнать фразеологизмы.  ­  Какие фразеологизмы изображены на рисунках? Что они обозначают? Слайды 20­25 Писать как курица лапой (коряво, некрасиво) Зарубить на носу (запомнить) Спустя рукава (небрежно, кое ­ как) Бить баклуши (бездельничать) Не в своей тарелка (неудобно, скованно, не на месте) Без царя в голове (глупый, бесшабашный, беспечный, непутёвый, недальновидный человек) Учитель.  Фразеологизмы  нельзя придумать самому, а можно только запомнить и  употреблять в своей речи. Попробуйте вспомнить и ответить крылатым выражением (в помощь  дается рисунок): 1.  Об очень большой тесноте в помещении (рисунок яблока) – яблоку негде упасть 2.  О полной тишине (рисунок мухи) – слышно, как муха пролетит 3.  Об удачливом человеке, счастливом человеке (рисунок рубашки) – в рубашке родился 4.  О человек, который ничего не поймал (рисунок зайцы)  ­ за двумя зайцами погонишься ­   ничего не поймаешь) 5.  О человеке, который невнимателен (рисунок ворона) – считать ворон 8)  ­На  прошлом уроке изобразительного искусства вы рисовали рисунки на тему  «Фразеологизмы»(рисунки развешаны на доске). –Давайте каждый из вас опишет свой  рисунок,а вы постараетесь угадать,какой же фразеологизм спрятался в нем. 4.  Рефлексия.  ­  Чему учились на занятии?  ­  Кто доволен сегодня своей работой? ­  Как бы вы оценили свою работу?  ­  Какими фразеологизмами вы могли бы оценить свою работу? (Работали засучив рукава, не  били баклуши, на считали ворон, не ударили в грязь лицом, не лезли за словом в карман, голова  была на плечах,  ловили все на лету, язык был хорошо подвешен). Учитель.  Закончить наше занятие мне хотелось бы словами русского писателя А.П.Чехов:     «Надо воспитывать в себе вкус к хорошему языку, как воспитывают вкус к гравюрам, хорошей  музыке».                                                                                        Литература 1. Молоткова А.И. Фразеологический словарь русского языка – Москва, 1998 г. 2.  Быстрова Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М. Учебный фразеологический словарь русского языка – Ленинград, 1984 г.  3. «Почему так говорят: Фразеологический словарь школьника» (Издательский дом "Литера",  2004 г.) 4.  «Занимательная грамматика русского языка» Арсирий А. Т., Дмитриева Г. М.  Издательство Экслибрис пресс, М. ­1997 г.

В мире фразеологизмов

В мире фразеологизмов

В мире фразеологизмов

В мире фразеологизмов

В мире фразеологизмов

В мире фразеологизмов

В мире фразеологизмов

В мире фразеологизмов

В мире фразеологизмов

В мире фразеологизмов

В мире фразеологизмов

В мире фразеологизмов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2019