План-конспект урока на тему А. С. Пушкин. Образы русской природы в произведениях поэта . «Зимнее утро»

  • docx
  • 17.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5 кл литер А. С. Пушкин. Образы русской природы в произведениях поэта . «Зимнее утро».docx

Тема: А. С. Пушкин. Образы русской природы в произведениях поэта . «Зимнее утро»

Цель урока: Понимание идеи и художественного своеобразия стихотворения А.С. Пушкина

Задачи:

1)формировать умения анализа художественного произведения «вслед за автором»;

2)формировать умения художественного выразительного чтения;

3)развивать речь и мышление в ходе анализа стихотворения; воображение в ходе словесного рисования; память в ходе выразительного чтения;

4)воспитывать любовь и уважение к поэзии А.Пушкина, красоте и величию родной природы. 

 

Ход урока.

1.   Организационный момент.

Слово учителя:

-Ребята, сегодня мы с вами попадем в волшебный мир русской природы, побываем в живописных уголках необъятной нашей Родины и увидим всю их прелесть в разное время года. А поможет нам в этом поэзия А.С.Пушкина, и в частности одно из самых светлых и радостных его стихотворений «Зимнее утро».

2.   Основная часть.

Слово учителя:

-Исключительно велика роль Пушкина как замечательного художника – живописца нашей природы. Во время своих вольных и подневольных скитаний он изъездил вдоль и поперек необъятную нашу Родину. Он первым так полно и , главное, поэтично показал нам мир, в котором мы живем, т.е. окружающую нас природу.

 Природа для поэзии – зеркало, в котором она яснее видит свой облик. Она является не только темой поэзии, но и её идеалом- примером истинной красоты и гармонии. Читая произведения А.С.Пушкина, мы ярко можем представить себе пейзаж того или иного места в разное время года. Поэт для рисования природы использует различные изобразительные средства: олицетворение, эпитеты, сравнения, метафору.

 Живописцы же оживляют картины природы с помощью красок. Вот перед вами репродукции картин  Левитана, Поленова, Юона, Шишкина, и хотя все эти художники жили и творили в разное время, все-таки в их полотнах мы видим, как горячо и преданно они любили красоту своей Родины. 

Слово об поэте
  Александр Пушкин родился 26 мая 1799 году и прожил всего 37 лет. Пушкин свои чувства начал очень рано выражать в стихотворениях. Первое свое стихотворение он написал в 6 лет на французском языке. Французский язык считался вторым родным для Пушкина. У Пушкина во время учебы в лицее была кличка «француз».. Кроме фехтования, российской и французской словесности, в которых он был отличником, с другими предметами у него как-то не сложилось..В рейтинге успеваемости А. Пушкин занимал 28 место из 30 возможных .Годы обучения в лицее для Пушкина были временем становления духа и прекрасной юности.
  Пушкин был очень смелым поэтом: некоторые его стихи были направлены против царской власти и законов. Конечно, царю это не нравилось, и он решил наказать поэта..В 1825 году А.С. Пушкин был отправлен в очередную ссылку в село Михайловское.. Там он оказался совсем один, и только няня Арина Родионовна скрашивала его одиночество. В Михайловском он создал более 100 произведений, многие из которых написаны темными вечерами при свете лучины. Пушкину было очень грустно одному вдали от друзей. Не с кем было поговорить о новой книге, не с кем поспорить.. В долгие зимние вечера поэт много беседовал с няней, читал ей стихи, и также, как в детстве, любил слушать ее рассказы, песни и сказки.

Давайте ребята, мы с вами посмотрим  видеоурок
https://youtu.be/mKt36B2ZbN0

 Записываем термины :

https://mk-ek.ru/wp-content/uploads/a/e/6/ae6a7a7c819225c1dbb72deb60e76670.jpeg

Стихотворения «Зимнее утро»

История создания – это стихотворение Пушкина было написано в 1829 году, причём известна даже точная дата – 3 ноября. Поэт гостил в Тверской губернии у своих друзей, в имении которых и были написаны знаменитые строки.

 

Тема стихотворения – красота русской природы в зимний период года.

Композиция – на протяжении всех пяти шестистиший наблюдается линейная композиция.

Жанр – лирическое стихотворение, вид лирики – пейзажная.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с парной и кольцевой рифмовкой.

Эпитеты“день чудесный”, “друг прелестный”, “голубые небеса”, “великолепные ковры”, “янтарный блеск”, “веселый треск”.

Сравнение“как бледное пятно”.

Олицетворения“мгла носилась”, “вьюга злилась”.

Кроме того, широко используются разнообразные обращения, такие как “друг прелестный”, “красавица”.

В произведении яркие эпитеты сочетаются с мрачными, создающими контраст, чтобы ещё больше подчеркнуть красоту зимнего утра. Есть в нём и метафоры (например, на мутном небе мгла носилась), аллитерации и анафоры. Всё это работает на художественную идею и помогает создать лирическое настроение.

Слово учителя:

-Все  стихотворения поэта наполнено волшебными превращениями. Из ненастного вечера рождается зимнее солнечное утро, из печали прелестной красавицы – восторг, радость. Здесь подчеркивается таинственное единство природы и человека: движение в природе пробудило лирического героя к жизни, радости воспоминаний. Контраст слов «тучи мрачные», «ты печальная» и «великолепными коврами», «красавица» отражает настроение героя вечером и утром.

Заключение.

Вообще, красота занимает особое место в художественном мире Пушкина. Она царит в нем, озаряя своим светом его творчество. Красота является основой пушкинского идеала, подлинная красота вызывает у человека чувство радости, делает его добрым и открытым миру.

-Итак, ребята, с каким произведением Пушкина мы сегодня познакомились?

-Какова тема этого произведения?

-Какие чувства вызвало в вас это стихотворение?

 

Д.\З. выучить наизусть стихотворения «Зимнее утро»


 

Скачано с www.znanio.ru