Тема: А. С. Пушкин. Образы русской природы в произведениях поэта . «Зимнее утро»
Цель урока: Понимание идеи и художественного своеобразия стихотворения А.С. Пушкина
Задачи:
1)формировать умения анализа художественного произведения «вслед за автором»;
2)формировать умения художественного выразительного чтения;
3)развивать речь и мышление в ходе анализа стихотворения; воображение в ходе словесного рисования; память в ходе выразительного чтения;
4)воспитывать любовь и уважение к поэзии А.Пушкина, красоте и величию родной природы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Слово учителя:
-Ребята, сегодня мы с вами попадем в волшебный мир русской природы, побываем в живописных уголках необъятной нашей Родины и увидим всю их прелесть в разное время года. А поможет нам в этом поэзия А.С.Пушкина, и в частности одно из самых светлых и радостных его стихотворений «Зимнее утро».
2. Основная часть.
Слово учителя:
-Исключительно велика роль Пушкина как замечательного художника – живописца нашей природы. Во время своих вольных и подневольных скитаний он изъездил вдоль и поперек необъятную нашу Родину. Он первым так полно и , главное, поэтично показал нам мир, в котором мы живем, т.е. окружающую нас природу.
Природа для поэзии – зеркало, в котором она яснее видит свой облик. Она является не только темой поэзии, но и её идеалом- примером истинной красоты и гармонии. Читая произведения А.С.Пушкина, мы ярко можем представить себе пейзаж того или иного места в разное время года. Поэт для рисования природы использует различные изобразительные средства: олицетворение, эпитеты, сравнения, метафору.
Живописцы же оживляют картины природы с помощью красок. Вот перед вами репродукции картин Левитана, Поленова, Юона, Шишкина, и хотя все эти художники жили и творили в разное время, все-таки в их полотнах мы видим, как горячо и преданно они любили красоту своей Родины.
Слово
об поэте
Александр Пушкин родился 26 мая 1799 году и
прожил всего 37 лет. Пушкин свои чувства начал очень рано выражать в
стихотворениях. Первое свое стихотворение он написал в 6 лет на французском
языке. Французский язык считался вторым родным для Пушкина. У Пушкина во время
учебы в лицее была кличка «француз».. Кроме фехтования, российской и
французской словесности, в которых он был отличником, с другими предметами у него
как-то не сложилось..В рейтинге успеваемости А. Пушкин занимал 28 место из 30
возможных .Годы обучения в лицее для Пушкина были временем становления духа и
прекрасной юности.
Пушкин был очень смелым поэтом: некоторые его
стихи были направлены против царской власти и законов. Конечно, царю это не
нравилось, и он решил наказать поэта..В 1825 году А.С. Пушкин был отправлен в
очередную ссылку в село Михайловское.. Там он оказался совсем один, и только
няня Арина Родионовна скрашивала его одиночество. В Михайловском он создал
более 100 произведений, многие из которых написаны темными вечерами при свете
лучины. Пушкину было очень грустно одному вдали от друзей. Не с кем было
поговорить о новой книге, не с кем поспорить.. В долгие зимние вечера поэт
много беседовал с няней, читал ей стихи, и также, как в детстве, любил слушать
ее рассказы, песни и сказки.
Давайте ребята, мы с вами посмотрим видеоурок https://youtu.be/mKt36B2ZbN0
Записываем термины :

Стихотворения «Зимнее утро»
История создания – это стихотворение Пушкина было написано в 1829 году, причём известна даже точная дата – 3 ноября. Поэт гостил в Тверской губернии у своих друзей, в имении которых и были написаны знаменитые строки.
Тема стихотворения – красота русской природы в зимний период года.
Композиция – на протяжении всех пяти шестистиший наблюдается линейная композиция.
Жанр – лирическое стихотворение, вид лирики – пейзажная.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с парной и кольцевой рифмовкой.
Эпитеты – “день чудесный”, “друг прелестный”, “голубые небеса”, “великолепные ковры”, “янтарный блеск”, “веселый треск”.
Сравнение – “как бледное пятно”.
Олицетворения – “мгла носилась”, “вьюга злилась”.
Кроме того, широко используются разнообразные обращения, такие как “друг прелестный”, “красавица”.
В произведении яркие эпитеты сочетаются с мрачными, создающими контраст, чтобы ещё больше подчеркнуть красоту зимнего утра. Есть в нём и метафоры (например, на мутном небе мгла носилась), аллитерации и анафоры. Всё это работает на художественную идею и помогает создать лирическое настроение.
Слово учителя:
-Все стихотворения поэта наполнено волшебными превращениями. Из ненастного вечера рождается зимнее солнечное утро, из печали прелестной красавицы – восторг, радость. Здесь подчеркивается таинственное единство природы и человека: движение в природе пробудило лирического героя к жизни, радости воспоминаний. Контраст слов «тучи мрачные», «ты печальная» и «великолепными коврами», «красавица» отражает настроение героя вечером и утром.
Заключение.
Вообще, красота занимает особое место в художественном мире Пушкина. Она царит в нем, озаряя своим светом его творчество. Красота является основой пушкинского идеала, подлинная красота вызывает у человека чувство радости, делает его добрым и открытым миру.
-Итак, ребята, с каким произведением Пушкина мы сегодня познакомились?
-Какова тема этого произведения?
-Какие чувства вызвало в вас это стихотворение?
Д.\З. выучить наизусть стихотворения «Зимнее утро»
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.