ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Окислительно-восстановительные реакции

  • pdf
  • 01.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Этап урока.pdf

 

Этап урока

Формы, методы,

методические приемы

Деятельность учителя

 

Деятельность ученика

Время

мин.)

характеристика основных видов

деятельности

формируемые УУД

1

Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

 

Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

1 мин

2

Актуализация знаний о степени окисления и процессах окисления и восстановления.

 

 

Изучив степень окисления атомов, мы понятиями. Какими?

 

1. Восстановитель

познакомились с новыми

А. Процесс отдачи электронов атомами или ионами.

Дают ответы. Окислитель, восстановитель, окисление, восстановление.

 

Выполняют задание на соотношение. 

 

Правильные ответы:  1В, 2Д, 3А, 4Е, 5Б, 6Г.

 

Пытаются решить задачу известным способом.

- обще учебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

Воспринимают ответы обучающихся

 

 

1 мин

2. Окислитель

Б. Происходит повышение степени окисления.

3. Окисление

В. Атом, который в ходе химической реакции отдаёт электроны.

4. Восстановление

Г. Происходит понижение степени окисления.

5. В процессе окисления

Д. Атом, который в ходе химической реакции присоединяет электроны.

6. В процессе восстановления

Е. Процесс присоединения электронов атомами или ионами.

 

Этап урока

Формы, методы,

методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

мин.)

характеристика основных видов

деятельности

формируемые УУД

3

Проверка домашнего задания

Взаимопроверка

S+4 +4e → S0 – окислитель; восстанавливается

Fe+2 -1e → Fe+3 – восстановитель; окисляется

P-3 -6e → P+3 – восстановитель; окисляется

Mn+2 -5e → Mn+7 – восстановитель; окисляется

N0 +3e → N-3 – окислитель; восстанавливается

C+4 +2e → C+2 – окислитель; восстанавливается

H+1 +2e → H-1 – окислитель; восстанавливается

Были ли замечания, ошибки и нужна ли кому-то консультация? Предлагаю написать небольшой тест по теме домашнего задания.

 

Вариант 1

Вариант 2

1. В соединении СаСО3 степень окисления атома углерода: а) +2; б) +4; в) 0.

1. В соединении К24 степень окисления атома серы: а) +2; б) +4; в) +6.

2. Схема Zn0 -2e → Zn+2 отражает процесс:

а) окисления; б) восстановления.

2. Схема S0 +2e → S-2 отражает процесс:

а) окисления; б) восстановления.

3. В схеме С+4 → С0 углерод:

а) восстановитель; б) окислитель.

3. В схеме Сu 0 → Сu +2 атом меди:

а) восстановитель; б) окислитель.

4. Степень окисления серы в соединениях H2S, SO2, SO3 равна: а) +4, -2, +6; б) -2, +6, +4; в) -2, +4, +6.

4. Степень окисления азота в соединениях NH3, NO, NO2 равна: а) -3, +4, +2; б) +3, +4, +5; в) -3, +2, +4.

5. В схеме N-3 → N+5 азот: а) отдаёт 2е;

б) отдаёт 8е; в) присоединяет 8е.

5. В схеме Р+5 → Р-3 фосфор:

а) присоединяет 2е; б) отдаёт 8е;

в) присоединяет 8е.

 

Осуществляется взаимопроверка. Ответы демонстрируются на слайде либо зачитываются учителем (1 вариант: 1б, 2а, 3б, 4в, 5б; 2 вариант: 1в, 2б, 3а, 4в, 5в).Сдают подписанные листы 

 

 

 

 Проверяют выполненные задания друг у друга

 

 

 

 

 

5

4

Целеполагание.

 

У вас на столах стоят реактивы. Вы объединяетесь в микрогруппы по 4 человека. Предлагаю выполнить небольшую лабораторную работу.

NaOH+CuSO4 ==                                             Zn+HCI =

 CuSO4 +Fe =                                    AgNO3 + HCI=

Выполняют лабораторные опыты. Анализируют, делают выводы.

 

Планировать учебную деятельность при выполнении эксперимента в

6 мин

 

Этап урока

Формы, методы,

методические приемы

Деятельность учителя

 

Деятельность ученика

Время

мин.)

характеристика основных видов

деятельности

формируемые УУД

 

 

 

Что

 

 

Уравнения реакций

Признаки

Тип химической  реакции

 

 

У доски 4 ученика  дописывают продукты, уравнивают, проставляют степени окисления, остальные в тетрадях

рамках предложенных условий.

 

Регулятивные:

принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют учебные действия

 

 

 

CuSO4 +Fe =                                  

 

 

NaOH + HCL →

 

 

Zn + HCL →

 

 

CuSO4 + NaOH →

 

 

Контролирует процесс выполнения заданий.

Вопрос всему классу:

 наблюдаете? Что общее, а в чем разница?

Самопроверка правильности написания уравнений и степеней окисления веществ.

5

Изучение ( углубление) нового материала

 

Тема урока: Окислительно-восстановительные реакции.

Цель ;

1. Где в окружающем нас мире мы встречаемся с окислительновосстановительными реакциями?

2 В чем отличие обменных реакций от окислительно-восстановительных?

 

Работа с учебником с.210-211

Показывает и проговаривает алгоритм действия Упр. №4 с. 211

Контролирует процесс выполнения заданий

 

Дают

определения ОВР стр.210

 

Длают необходимые записи в тетради. 2 учащихся у доски 1) и 4) по заданию

Принимать и сохранять учебную задачу, слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

5

 

Этап урока

Формы, методы,

методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

мин.)

характеристика основных видов

деятельности

формируемые УУД

 

 

 

 

 

 

 

6

 Первичное закрепление знаний. Первичная проверка понимания.

 

Запись на слайде

Из предложенного перечня выберите две окислительновосстановительные реакции.

 

1)  взаимодействие хлорида алюминия и щёлочи

2)  взаимодействие углерода и кислорода

3)  разложение угольной кислоты

4)  взаимодействие оксида железа(III) и серной кислоты

5)  взаимодействие угарного газа и кислорода

 

Какие из этих уравнений мы могли бы встретить на уроках ОБЗР и биологии???

Анализируют, выбирают, доказывают, делают логические умозаключения

Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила при планировании и контроле способа выполнения задания

3

7

Изучение нового материала

 

Рассмотрим классификацию окислительно-восстановительных реакций.

Все окислительно-восстановительные реакции разделяются на три группы: 

 

1)                      реакции, в ходе которых окислитель и восстановитель находятся в разных молекулах, называются межмолекулярными. Н2S-2 + Cl02 → S0 + 2HCl-1

2)                      реакции, в ходе которых окислитель и восстановитель (атомы разных элементов) находятся в составе одной и той же молекулы, называются внутримолекулярными.

2KCl+5O3 = 2KCl-1 + 3O20

3)                      реакции, в ходе которых происходит изменение степеней окисления одного и того же элемента в одной и той же молекуле, называются реакциями диспропорционирования  (дисмутации, самоокисления-самовосстановления).

                             MnO2

2О–12 → О02 + 2Н2О–2 

Делают записи в

тетради, вычисляют степени окисления

Принимать и сохранять учебную

задачу, владеть понятийным аппаратом химии, классифицировать понятия, понимать смысл и значение ОВР, строить логические рассуждения и формулировать выводы

5

 

Этап урока

Формы, методы,

методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

мин.)

характеристика основных видов

деятельности

формируемые УУД

 

 

 

 

А к какому типу ОВР  относятся реакции из практической работы? Кто является в этих реакциях окислителем. восстановителем

 

 

 

 

 

Физкультминутка

 

Мы минутку отдыхаем, Но урок не забываем.

Если я называю формулу основного оксида –

Наклоняем голову влево;

Кислотного – вправо;

Кислоты – вперед;

Основания – назад;

Формулу соли – вращаем головой.

Взгляд налево, взгляд направо,

Ведь разминка – не забава, Покачали головой,

И усталость с нас долой!

                        К2О, СО2, Н2СО3,, КОН, К2СО3

Выполняют движения

 

2

 

Закрепление

 

Выполнить задания – работа по вариантам со следующей взаимопроверкой. 

1 Вариант № 1и 2,                              2 вариант № 3и4

1. Установите соответствие между уравнением реакции и изменением степени окисления восстановителя в данной реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой. Указать к какой группе реакций относится каждая реакция

А)  2 NH3 + 2Na = 2     1) +2 → 0 NaNH2 + H2

Б)  H2S + 2Na = Na2S            2)   -3 → 0 + H2

Выполняют задания в тетрадях, проверяют

Владеть понятийным языком химии, обобщать понятия «окислитель»,

«восстановитель»,

«окисление», «восстановление»,

создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных и

3

 

Этап урока

Формы, методы,

методические приемы

Деятельн

ость учителя

Деятельность ученика

Время

мин.)

характеристика основных видов

деятельности

формируемые УУД

 

 

 

В)   4NH3 + 6NO = 5N2

+ 6H2O

Г)  2H2S + 3O2 = 2SO2

+ 2H2O

 

 

 

3)     0 → -2

4)     -2 → +4

5)     -3 → +3

6)     0 → +1

 

познавательных задач.  выполнять

учебные действия

в

материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила при планировании и контроле способа выполнения задания  понимать и воспринимать на слух объяснения учителя, продуктивно взаимодействовать с учителем в процессе выполнения задания  управлять своей познавательной активностью.

 

 

 

 

Установите соответствие между схемой окислительновосстановительной реакции и элементом-окислителем: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой

             А)  P2O5 + C = P + CO        1) углерод

Выполняют задания в тетрадях, проверяют

 

3

 

Этап урока

Формы, методы,

методические приемы

Деятельн

ость учителя

Деятельность ученика

Время

мин.)

характеристика основных видов

деятельности

формируемые УУД

 

 

 

Б)  H3PO2 + Br2 + H2O = HBr + H3PO4

2)   фосфор

 

 

 

 

 

 

В)   Ca + 2C = CaC2

3)  бром

 

 

 

 

 

 

Г)  КBr+Cl2=  КCl+Br2

 

 

4)      кислород

5)      хлор

 

 

 

 

 

 

Игра «Лови ошибку» Я предлагаю вам поработать экспертами, по проверке заданий с развернутым ответом на ОГЭ.

 

 

Для 1 варианта

 

 

   

2 вариант

Проводят анализ работ учащихся. Доказывая наличие или отсутствие ошибок

 

2

 

Этап урока

Формы, методы,

методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

мин.)

характеристика основных видов

деятельности

формируемые УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

Предлагает вернуться к теме и цели урока и оценить их выполнение.

Обосновывает оценки, благодарит за урок.

 Итак, найдены ответы на все вопросы урока. Весь окружающий нас мир можно рассматривать как гигантскую химическую лабораторию, в которой ежесекундно протекают химические реакции, в основном окислительно-восстановительные. (Дыхание, фотосинтез и др)

Стихотворение поэта В.Брюсова. на экране

Быть может, эти электроны – Миры, где пять материков,  Искусства, знанья, войны, троны  И память сорока веков!

 Еще, быть может, каждый атом –

Вселенная, где сто планет; 

Там - все, что здесь, в объеме сжатом,  Но также то, чего здесь нет.

 

 

 

2

 

Домашнее задание

 

Написать уравнения химической реакции о которой идет речь.

Указать окислитель и восстановитель

А.Ахматовой

На рукомойнике моем Позеленена медь.

Но так играет луч на нем,

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

2

Этап урока

Формы, методы,

методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

мин.)

характеристика основных видов

деятельности

формируемые УУД

 

 

 

Что весело глядеть.

       И из стихотворения Ю.П.Кузнецова «Тайна черного моря»:

Трясся Крым двадцать восьмого года, и ставало море на дыбы,

Испуская, к ужасу народа, огненные серые столбы.

Все прошло. Опять гуляет пена,

Но с тех пор все выше, все плотней

Сумрачная серая гиена подступает к днищам кораблей.

 

 

 осуществлять само- и взаимоконтроль процесса выполнения задания, обнаруживать отклонения от эталона  продуктивно взаимодействовать с учителем и одноклассниками.

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Окислительно-восстановительные реакции

 

ФИО (полностью)

Патрикеева Нелли Владимировна

Место работы

МБОУ «Школа №34»

Должность

Учитель

Предмет

Химия

Класс

8 класс

Тема и номер урока в теме

Урок № 63 Окислительно-восстановительные реакции

Базовый учебник

 

 

Кузнецова Н.Е.

Химия 8 класс учебник для учащихся общеобразовательных организаций..

Цель урока: повторить, систематизировать, углубить знания учащихся по теме «Окислительно-восстановительные реакции», познакомить с заданиями ОГЭ, рассматривающими данные вопросы,  показать значение ОВР в живой природе и жизни человека.

Задачи урока:

Образовательные: совершенствовать умение определять окислительно-восстановительные свойства веществ; создать условия для активного, применения полученных знаний и умений; повторить основные понятия, выработать умение составлять уравнения химических реакций, умения применять алгоритм действий при решении заданий ОГЭ.

Воспитательные: Воспитать потребность в знаниях о тех веществах, с которыми мы соприкасаемся в жизни, потребности узнавать что-то новое.

Развивающие: Развивать умение формировать проблему, определять цель, выдвигать и проверять гипотезу, коммуникативные  компетентности учащихся.

 

Планируемые результаты обучения:

Личностные: осознание  потребности  и готовности  к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности; умение оценивать  жизненные ситуации и   с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Формирование целостного мировоззрения.

Предметные: выработать умения прогнозировать продукты ОВР, по составлению уравнений реакций методом электронного баланса.  

Метапредметные: 

Познавательные: Умение наблюдать, сравнивать, выявлять причинно-следственные связи, выделять внутри- и межпредметные связи. Делать выводы, развивать доказательную речь, используя химическую терминологию. Формировать экологическое, критическое мышление. 

Регулятивные:  целеполагание как постановка учебной задачи; коррекция результата с учётом самооценки;  оценка — выделение и осознание  того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. 

Коммуникативные: умение формулировать высказывание, адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата; планирование учебного сотрудничества. 

Тип урока: урок повторения, углубления и совершенствования знаний 

 

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая

Необходимое техническое оборудование: компьютер учителя, мультимедийный проектор (или интерактивная доска), раздаточный материал.