№ |
Этап урока |
Формы, методы, методические приемы |
Деятельность учителя |
|
Деятельность ученика |
Время (в мин.) |
|||
характеристика основных видов деятельности |
формируемые УУД |
||||||||
1 |
Организационный момент |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку |
|
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Быстрое включение в деловой ритм |
1 мин |
||
2 |
Актуализация знаний о степени окисления и процессах окисления и восстановления. |
|
|
Изучив степень окисления атомов, мы понятиями. Какими?
1. Восстановитель |
познакомились с новыми А. Процесс отдачи электронов атомами или ионами. |
|
Дают ответы. Окислитель, восстановитель, окисление, восстановление.
Выполняют задание на соотношение.
Правильные ответы: 1В, 2Д, 3А, 4Е, 5Б, 6Г.
|
Пытаются решить задачу известным способом. - обще учебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения Воспринимают ответы обучающихся
|
1 мин |
2. Окислитель |
Б. Происходит повышение степени окисления. |
||||||||
3. Окисление |
В. Атом, который в ходе химической реакции отдаёт электроны. |
||||||||
4. Восстановление |
Г. Происходит понижение степени окисления. |
||||||||
5. В процессе окисления |
Д. Атом, который в ходе химической реакции присоединяет электроны. |
||||||||
6. В процессе восстановления |
Е. Процесс присоединения электронов атомами или ионами. |
№ |
Этап урока |
Формы, методы, методические приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время (в мин.) |
|||||||||||||
характеристика основных видов деятельности |
формируемые УУД |
|||||||||||||||||
3 |
Проверка домашнего задания |
Взаимопроверка |
S+4 +4e → S0 – окислитель; восстанавливается Fe+2 -1e → Fe+3 – восстановитель; окисляется P-3 -6e → P+3 – восстановитель; окисляется Mn+2 -5e → Mn+7 – восстановитель; окисляется N0 +3e → N-3 – окислитель; восстанавливается C+4 +2e → C+2 – окислитель; восстанавливается H+1 +2e → H-1 – окислитель; восстанавливается Были ли замечания, ошибки и нужна ли кому-то консультация? Предлагаю написать небольшой тест по теме домашнего задания.
Осуществляется взаимопроверка. Ответы демонстрируются на слайде либо зачитываются учителем (1 вариант: 1б, 2а, 3б, 4в, 5б; 2 вариант: 1в, 2б, 3а, 4в, 5в).Сдают подписанные листы
|
Проверяют выполненные задания друг у друга
|
|
5 |
||||||||||||
4 |
Целеполагание. |
|
У вас на столах стоят реактивы. Вы объединяетесь в микрогруппы по 4 человека. Предлагаю выполнить небольшую лабораторную работу. NaOH+CuSO4 == Zn+HCI = CuSO4 +Fe = AgNO3 + HCI= |
Выполняют лабораторные опыты. Анализируют, делают выводы.
|
Планировать учебную деятельность при выполнении эксперимента в |
6 мин |
№ |
Этап урока |
Формы, методы, методические приемы |
Деятельность учителя |
|
Деятельность ученика |
Время (в мин.) |
||||
характеристика основных видов деятельности |
формируемые УУД |
|||||||||
|
|
|
Что
|
Уравнения реакций |
Признаки |
Тип химической реакции |
|
У доски 4 ученика дописывают продукты, уравнивают, проставляют степени окисления, остальные в тетрадях |
рамках предложенных условий.
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют учебные действия
|
|
CuSO4 +Fe = |
|
|
||||||||
NaOH + HCL → |
|
|
||||||||
Zn + HCL → |
|
|
||||||||
CuSO4 + NaOH → |
|
|
||||||||
Контролирует процесс выполнения заданий. Вопрос всему классу: наблюдаете? Что общее, а в чем разница? Самопроверка правильности написания уравнений и степеней окисления веществ. |
||||||||||
5 |
Изучение ( углубление) нового материала |
|
Тема урока: Окислительно-восстановительные реакции. Цель ; 1. Где в окружающем нас мире мы встречаемся с окислительновосстановительными реакциями? 2 В чем отличие обменных реакций от окислительно-восстановительных?
Работа с учебником с.210-211 Показывает и проговаривает алгоритм действия Упр. №4 с. 211 Контролирует процесс выполнения заданий |
|
Дают определения ОВР стр.210
Длают необходимые записи в тетради. 2 учащихся у доски 1) и 4) по заданию |
Принимать и сохранять учебную задачу, слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
5 |
№ |
Этап урока |
Формы, методы, методические приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время (в мин.) |
|
характеристика основных видов деятельности |
формируемые УУД |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Первичное закрепление знаний. Первичная проверка понимания. |
|
Запись на слайде Из предложенного перечня выберите две окислительновосстановительные реакции.
1) взаимодействие хлорида алюминия и щёлочи 2) взаимодействие углерода и кислорода 3) разложение угольной кислоты 4) взаимодействие оксида железа(III) и серной кислоты 5) взаимодействие угарного газа и кислорода
Какие из этих уравнений мы могли бы встретить на уроках ОБЗР и биологии??? |
Анализируют, выбирают, доказывают, делают логические умозаключения |
Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила при планировании и контроле способа выполнения задания |
3 |
7 |
Изучение нового материала |
|
Рассмотрим классификацию окислительно-восстановительных реакций. Все окислительно-восстановительные реакции разделяются на три группы:
1) реакции, в ходе которых окислитель и восстановитель находятся в разных молекулах, называются межмолекулярными. Н2S-2 + Cl02 → S0 + 2HCl-1 2) реакции, в ходе которых окислитель и восстановитель (атомы разных элементов) находятся в составе одной и той же молекулы, называются внутримолекулярными. 2KCl+5O3 = 2KCl-1 + 3O20↑ 3) реакции, в ходе которых происходит изменение степеней окисления одного и того же элемента в одной и той же молекуле, называются реакциями диспропорционирования (дисмутации, самоокисления-самовосстановления). MnO2 2Н2О–12 → О02↑ + 2Н2О–2 |
Делают записи в тетради, вычисляют степени окисления |
Принимать и сохранять учебную задачу, владеть понятийным аппаратом химии, классифицировать понятия, понимать смысл и значение ОВР, строить логические рассуждения и формулировать выводы |
5 |
№ |
Этап урока |
Формы, методы, методические приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время (в мин.) |
|
характеристика основных видов деятельности |
формируемые УУД |
|||||
|
|
|
А к какому типу ОВР относятся реакции из практической работы? Кто является в этих реакциях окислителем. восстановителем
|
|
|
|
|
Физкультминутка |
|
Мы минутку отдыхаем, Но урок не забываем. Если я называю формулу основного оксида – Наклоняем голову влево; Кислотного – вправо; Кислоты – вперед; Основания – назад; Формулу соли – вращаем головой. Взгляд налево, взгляд направо, Ведь разминка – не забава, Покачали головой, И усталость с нас долой! К2О, СО2, Н2СО3,, КОН, К2СО3 |
Выполняют движения |
|
2 |
|
Закрепление |
|
Выполнить задания – работа по вариантам со следующей взаимопроверкой. 1 Вариант № 1и 2, 2 вариант № 3и4 1. Установите соответствие между уравнением реакции и изменением степени окисления восстановителя в данной реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой. Указать к какой группе реакций относится каждая реакция А) 2 NH3 + 2Na = 2 1) +2 → 0 NaNH2 + H2 Б) H2S + 2Na = Na2S 2) -3 → 0 + H2 |
Выполняют задания в тетрадях, проверяют |
Владеть понятийным языком химии, обобщать понятия «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление», создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных и |
3 |
№ |
Этап урока |
Формы, методы, методические приемы |
Деятельн |
ость учителя |
Деятельность ученика |
Время (в мин.) |
|
характеристика основных видов деятельности |
формируемые УУД |
||||||
|
|
|
В) 4NH3 + 6NO = 5N2 + 6H2O Г) 2H2S + 3O2 = 2SO2 + 2H2O
|
3) 0 → -2 4) -2 → +4 5) -3 → +3 6) 0 → +1 |
|
познавательных задач. выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила при планировании и контроле способа выполнения задания понимать и воспринимать на слух объяснения учителя, продуктивно взаимодействовать с учителем в процессе выполнения задания управлять своей познавательной активностью. |
|
|
|
|
Установите соответствие между схемой окислительновосстановительной реакции и элементом-окислителем: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой А) P2O5 + C = P + CO 1) углерод |
Выполняют задания в тетрадях, проверяют |
|
3 |
№ |
Этап урока |
Формы, методы, методические приемы |
Деятельн |
ость учителя |
Деятельность ученика |
Время (в мин.) |
|
характеристика основных видов деятельности |
формируемые УУД |
||||||
|
|
|
Б) H3PO2 + Br2 + H2O = HBr + H3PO4 |
2) фосфор |
|
|
|
|
|
|
В) Ca + 2C = CaC2 |
3) бром |
|
|
|
|
|
|
Г) КBr+Cl2= КCl+Br2
|
4) кислород 5) хлор |
|
|
|
|
|
|
Игра «Лови ошибку» Я предлагаю вам поработать экспертами, по проверке заданий с развернутым ответом на ОГЭ.
Для 1 варианта
2 вариант |
Проводят анализ работ учащихся. Доказывая наличие или отсутствие ошибок |
|
2 |
№ |
Этап урока |
Формы, методы, методические приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время (в мин.) |
|
характеристика основных видов деятельности |
формируемые УУД |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Рефлексия |
|
Предлагает вернуться к теме и цели урока и оценить их выполнение. Обосновывает оценки, благодарит за урок. Итак, найдены ответы на все вопросы урока. Весь окружающий нас мир можно рассматривать как гигантскую химическую лабораторию, в которой ежесекундно протекают химические реакции, в основном окислительно-восстановительные. (Дыхание, фотосинтез и др) Стихотворение поэта В.Брюсова. на экране Быть может, эти электроны – Миры, где пять материков, Искусства, знанья, войны, троны И память сорока веков! Еще, быть может, каждый атом – Вселенная, где сто планет; Там - все, что здесь, в объеме сжатом, Но также то, чего здесь нет.
|
|
|
2 |
|
Домашнее задание |
|
Написать уравнения химической реакции о которой идет речь. Указать окислитель и восстановитель А.Ахматовой На рукомойнике моем Позеленена медь. Но так играет луч на нем, |
Записывают домашнее задание |
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
2 |
№ |
Этап урока |
Формы, методы, методические приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время (в мин.) |
|
характеристика основных видов деятельности |
формируемые УУД |
|||||
|
|
|
Что весело глядеть. И из стихотворения Ю.П.Кузнецова «Тайна черного моря»: Трясся Крым двадцать восьмого года, и ставало море на дыбы, Испуская, к ужасу народа, огненные серые столбы. Все прошло. Опять гуляет пена, Но с тех пор все выше, все плотней Сумрачная серая гиена подступает к днищам кораблей.
|
|
осуществлять само- и взаимоконтроль процесса выполнения задания, обнаруживать отклонения от эталона продуктивно взаимодействовать с учителем и одноклассниками.
|
|
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Окислительно-восстановительные реакции
ФИО (полностью) |
Патрикеева Нелли Владимировна |
Место работы |
МБОУ «Школа №34» |
Должность |
Учитель |
Предмет |
Химия |
Класс |
8 класс |
Тема и номер урока в теме |
Урок № 63 Окислительно-восстановительные реакции |
Базовый учебник
|
Кузнецова Н.Е. Химия 8 класс учебник для учащихся общеобразовательных организаций.. |
Цель урока: повторить, систематизировать, углубить знания учащихся по теме «Окислительно-восстановительные реакции», познакомить с заданиями ОГЭ, рассматривающими данные вопросы, показать значение ОВР в живой природе и жизни человека.
Задачи урока:
Образовательные: совершенствовать умение определять окислительно-восстановительные свойства веществ; создать условия для активного, применения полученных знаний и умений; повторить основные понятия, выработать умение составлять уравнения химических реакций, умения применять алгоритм действий при решении заданий ОГЭ.
Воспитательные: Воспитать потребность в знаниях о тех веществах, с которыми мы соприкасаемся в жизни, потребности узнавать что-то новое.
Развивающие: Развивать умение формировать проблему, определять цель, выдвигать и проверять гипотезу, коммуникативные компетентности учащихся.
Планируемые результаты обучения:
Личностные: осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности; умение оценивать жизненные ситуации и с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Формирование целостного мировоззрения.
Предметные: выработать умения прогнозировать продукты ОВР, по составлению уравнений реакций методом электронного баланса.
Метапредметные:
Познавательные: Умение наблюдать, сравнивать, выявлять причинно-следственные связи, выделять внутри- и межпредметные связи. Делать выводы, развивать доказательную речь, используя химическую терминологию. Формировать экологическое, критическое мышление.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи; коррекция результата с учётом самооценки; оценка — выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные: умение формулировать высказывание, адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата; планирование учебного сотрудничества.
Тип урока: урок повторения, углубления и совершенствования знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Необходимое техническое оборудование: компьютер учителя, мультимедийный проектор (или интерактивная доска), раздаточный материал.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.