Министерство культуры и национальной политики Кузбасса
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Кузбасский художественный колледж»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
по дисциплине «Графическая композиция»
Тема: Городской пейзаж
Выполнил: студент группы Ж-4-1
Тарасова Александра
База прохождения практики: __________
___________________________________
Руководитель практики от
предприятия:_________________
___________________________________
Кемерово, 2024
План-конспект урока по графической композиции
студента 4 курса Тарасовой Александры
Тема урока: Городской пейзаж
Цель: Выполнение графической композиции с городским пейзажем. Контроль умений и навыков использования графических средств выражения в передаче композиционного образа
Тип урока: комбинированный урок
Количество часов: 1 час (1 занятие)
Задачи:
Образовательная:
· Ознакомить с понятием «пейзаж и пейзаж со стаффажем»
· Научиться искать темы и идеи для будущей композиции на основе своих впечатлений и наблюдений
· Научиться передавать композиционный образ и настроение картины
· Усвоить композиционные законы при создании пейзажа, а также приемов и средств исполнения в графике
· Учиться пользоваться законами линейной и воздушной перспективы
· Учиться находить выразительное тональное решение графической композиции
Развивающая:
· Развивать художественный вкус, чувство уравновешенности композиции;
· Развивать наблюдательность
Оборудование:
Для ученика: бумага формата А3, карандаши разной мягкости, ластик, графические материалы на выбор (тушь, гелиевые ручки, гуашь, маркеры и т.д.)
Для учителя: бумага формата А3, карандаши разной мягкости, ластик, наглядный материал, работы учеников из фонда для примера, графические материалы на выбор (тушь, гелиевые ручки, гуашь, маркеры и т.д.)
Используемые методы: словесный, объяснительно-иллюстративный, практический
План занятия (пишется в краткой форме по основным этапам урока):
1. Организационная часть (5 минут):
1.1 подготовка к работе
1.2 проверка присутствующих
1.3 сообщение цели и задач задания
2. Основная часть (100 минут):
2.1 повторение пройденного
2.2 сообщение новых знаний
2.3 объяснение темы,
2.4 мастер-класс
2.5 практическая работа
3. Заключительная часть (15 минут):
3.1 просмотр
3.2 подведение итогов
3.3 анализ проведенной работы
3.4 оценивание
3.5 сообщение задания на дом
3.6 уборка рабочих мест
Ход занятия:
1. Организационная часть:
1.1 Подготовка к работе
Приветствие учащихся. Проверка присутствующих и их готовности к уроку, а также готовности рабочих мест.
Ученики рассаживаются за мольберты, на которых уже закреплена на планшете бумага. У каждого ученика приготовлены материалы. Проверить, правильно ли разместились ученики за свои рабочие места, всем ли видно материал к заданию и наглядные примеры и схемы.
1.2 Сообщение цели и задач
Озвучить детям цели и задачи сегодняшнего занятия.
2. Основная часть:
2.1 логический переход к новой теме. Повторение пройденного материала
Пейза́ж — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Пейзаж — (франц. paysage, от pays страна, местность).
Пейзажная живопись разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, в других тонко передано состояние. Еще есть фантастические пейзажи. Ребята, давайте вспомним, какие бывают виды пейзажа.
Основные виды пейзажа: морской (марина), сельский, лесной, городской или индустриальный и т.д.
Самый распространенный вид пейзажной графики - это зарисовки и наброски, которые художники делают постоянно, фиксируя свои впечатления. Такие рисунки, сделанные карандашом, пером, углем, разнообразные по мотивам и авторскому видению и служат ему творческой кладовой, то есть материалом для создания произведений.
2.2 Сообщение новых знаний
Сегодня на уроке вам предлагается выполнить графическую композицию «Городской пейзаж» или «Мой город». На эту тему вы можете изобразить: улицы, застроенные высотными домами, скромный уголок в глубине какого-либо жилого квартала, скверик или детская площадка с замысловатыми постройками и аттракционами, и ещё много того, что можно увидеть в городе. Выполняя графическую композицию на данную тему необходимо помнить и применять правила линейной перспективы


2.3 Объяснение темы
Вспомним основные техники и приемы в графике, ведь для того, чтобы изобразить пейзаж, нам нужно подобрать приемы
ЛИНИЯ – это след безостановочного движения руки пишущим инструментом по бумаге от начальной точки до конечной. Линия активно используется в рисунках, эскизах, набросках, в станковой графике (офорте), в шаржах, в плакате, в живописи, в архитектуре и дизайне. Линия является одним из главных технических средств композиции, она может быть разной толщины, прямой, ломаной, криволинейной или плавной, спокойной, сплошной и прерывистой и т. д. Используя разнообразие этих важнейших художественно выразительных средств можно передать тончайшие психологические нюансы создаваемых произведений.
ПЯТНО – это непрозрачная фигура, например залитая тушью, заполненная линиями, точками, цветом, причем сам контур отсутствует.
ШТРИХ – представляет собой наложение повторяющихся линий. Штрих бывает частым, редким, длинным или коротким, разной толщины и наклона, криволинейным и прямым.
ТОЧЕЧНАЯ – техника, выполняется путем нанесения множества точек на поверхность бумаги. Точкование на плоскости выполняется с целью формирования на ее поверхности своеобразной графической структуры, зависящей от толщины инструмента, редкого или частого, порой очень плотного нанесения, близкого к заливке. Также как и штриховка, точечная техника позволяет передавать тональное многообразие графики.
ЗАЛИВКА – применяется для выражения материальности графической формы. Результат достигается путем последовательной заливки поверхности в предварительно вычерченных границах.
ТОРЦЕВАНИЕ – выполняется «сухой» щетинной кистью в вертикальном положении, наносится в один прием с целью получения однородной фактуры своеобразной формы.
В пейзаже также может присутствовать стаффаж. Стаффаж - это фигура или несколько фигур людей в пейзаже, но главной роли они не играют, они служат для оживления пейзажа.

2.5 Практическая работа
Как всегда большая работа начинается с поиска идеи, сюжета, темы. Мы ходим наблюдаем и ищем. Делаем натурные зарисовки и эскизы, ищем композицию.



После того, как мы нашли сюжет, идею, сделали эскиз, мы приступаем к большому формату. Находим наиболее подходящее тоновое решение и графические приемы для раскрытия нашей темы.

3.Заключительная часть
3.1Просмотр
По окончанию работы дети выкладывают свои работы на пол. Ребята просматривают их на достаточном расстоянии. Важно, чтобы на просмотре присутствовала вся группа. Упоминается задача текущего урока и заданный объем работы. Учащиеся высказывают свое мнение. Завершающее слово педагога. Учитель смотрит на общий уровень проделанной работы и разбирает каждую работу по отдельности, затем выбирает лучшую, объясняя почему.
3.2 Подведение итогов
3.3 Анализ проведенной работы. Данное задание получилось выполнить у многих, однако не все сделали его достаточно хорошо.
Есть чаще встречающиеся ошибки:
• Неправильная композиция
• Неправильно закомпонованные фигуры, если они присутствуют в пейзаже
Педагог проверяет выполненную учениками работу, указывая на ошибки и успехи в работах. А также говорит как можно в дальнейшем избежать и исправить ошибки.
3.4 Оценивание
3.5 уборка рабочих мест
После занятия ученики должны убрать за собой своё рабочее место, аккуратно составить мольберты и стулья.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.