План-конспект урока по дисциплине «Станковая композиция»Тема: Многофигурная композиция в интерьере

  • docx
  • 21.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала план конспект по станковой композиции.docx

Министерство культуры и национальной политики Кузбасса

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Кузбасский художественный колледж»

 

 

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

по дисциплине «Станковая композиция»

                        

Тема: Многофигурная композиция в интерьере

 

 

 

 

 

 

 

                                                   

 Выполнил: студент группы Ж-4-1

Тарасова Александра

База прохождения практики:

МАУДО «Центральная детская школа искусств»

                                                           Руководитель практики от                            

                                                           предприятия: Горюткина Ж. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово, 2024

План-конспект урока по станковой композиции

студента 4 курса Тарасовой Александры

 

Тема урока: Многофигурная композиция в интерьере

Цель: Выполнение многофигурной композиции в интерьере. Контроль практического опыта выполнения композиции на основе впечатлений от окружающей действительности

 

Тип урока: комбинированный урок

Количество часов: 3 часа (1 занятие)

 

Задачи: 

Образовательная:

·        Ознакомить с понятием «многофигурная композиция»

·        Научиться искать темы и идеи для будущей композиции на основе своих впечатлений

·        Научиться передавать композиционный образ и настроение картины

·        Усвоить композиционных законов при создании многофигурной композиции в интерьере, а также приемов и средств исполнения

·        Учиться пользоваться законами линейной и воздушной перспективы

·        Научиться изображать связь фигуры человека с интерьером, а также человека с другими людьми

·        Учиться находить выразительное тональное и колористическое решение композиции

Развивающая:

·         Развивать художественный вкус, чувство уравновешенности композиции;

·        Развивать наблюдательность

 

Оборудование:

Для ученика: акварельная бумага формата А3, карандаши разной мягкости, ластик, акварель

Для учителя: акварельная бумага формата А3, карандаши разной мягкости, ластик, наглядный материал, работы учеников из фонда для примера, акварель

 

Используемые методы: словесный, объяснительно-иллюстративный, практический

План занятия (пишется в краткой форме по основным этапам урока):

1. Организационная часть (5 минут):

1.1     подготовка к работе

1.2     проверка присутствующих

1.3     сообщение цели и задач задания

2. Основная часть (100 минут):

2.1       повторение пройденного

2.2       сообщение новых знаний

2.3       объяснение темы,

2.4       мастер-класс

2.5       практическая работа

3. Заключительная часть (15 минут):

3.1      просмотр

3.2      подведение итогов

3.3      анализ проведенной работы

3.4      оценивание

3.5      сообщение задания на дом

3.6      уборка рабочих мест

 

Ход занятия:

Ход занятия:

1.      Организационная часть:

1.1 Подготовка к работе

Приветствие учащихся. Проверка присутствующих и их готовности к уроку, а также готовности рабочих мест.

 Ученики рассаживаются за мольберты, на которых уже закреплена на планшете бумага. У каждого ученика приготовлены материалы. Проверить, правильно ли разместились ученики за свои рабочие места, всем ли видно материал к заданию и наглядные примеры и схемы.

 

   1.2 Сообщение цели и задач

Озвучить детям цели и задачи сегодняшнего занятия.

 

Сегодня мы поговорим о вашей теме по композиции «Многофигурная композиция в интерьере».  Итак, в ходе работы над этой темой вы углубите знания о композиционных законах, приемах и средствах в многофигурной сюжетной композиции, будете применять знания линейной и воздушной перспективы и в итоге «найдете» выразительное живописное решение.

 

2.      Основная часть:

2.1    логический переход к новой теме. Повторение пройденного материала

Как вы знаете, композиция – это взаимосвязь отдельных компонентов картины (т.е. взаимосвязь какая может быть: пластические отношения, тоновые, цветовые). С помощью этих взаимосвязей художник строит свою композицию, а также с помощью различных приемов раскрывает идею, сюжет своей картины.

 Вы уже знаете о многофигурной композиции – это композиция с несколькими фигурами людей. Наша новая тема – это композиция в интерьере. В ней есть тоже свои правила и особенности.

 

2.2       Сообщение новых знаний

Главная задача многофигурной композиции в интерьере – решить задачу взаимосвязи персонажей картины с интерьером. Люди не должны быть как на фоне. Также как и персонажи связаны между собой, фигуры должны взаимодействовать с интерьером. Важно связать фигуру человека с фоном, чтобы человек совершал какое-то действие может с каким-то предметом интерьера, т.е. мы можем посадить человека куда-нибудь, фигура может опираться на что-то и т.д. Человек не должен стоять как солдатик, он совершает какое-то движение, что лучше передать через действие или предмет.

 Рассмотрим картину ниже. Здесь мы можем увидеть, как человек на заднем плане связан с интерьером, он облокотился спиной к стене, сидя на подоконнике, это уже связь человека с интерьером. На переднем же плане наши герои расположились сидя, лежа на кровати, кто-то облокотился рукой об изголовье кровати. 

То, как персонажи будут взаимодействовать друг с другом, тоже в многофигурной композиции очень важно. Люди ведь не могут просто стоять на одинаковом расстоянии друг от друга и никак не взаимодействовать. Фигуры должны быть связаны единым действием. Но если по сюжету должно быть несколько действий, то одно действие должно быть главным и занимать главную часть композиции. Чтобы связать фигуры, можно объединить их общим действием или взаимодействием друг с другом, к примеру, беседа двух людей, кто-то положил руку другому на плечо, направить взгляд одного на другого или же направить взгляд нескольких фигур в одну точку и т.д. Нужно добавить, что в многофигурной композиции жест и поза не только передают экспрессию сцены, но и помогают раскрыть ее смысл. Зачастую жест выполняет роль рассказчика. Так, вытянутая рука обращает внимание зрителя на особенно интересное лицо или событие, а иногда даже расширяет рамки сюжета, указывая на нечто, происходящее за границами картины. Взгляд в живописи не менее важен, чем жест. Направление взгляда может связывать между собой отдельные фигуры, объединять фигуры в группу или, напротив, изолировать какого-либо персонажа от группы.

 Не забываем при этом про ритм. Фигуры должны быть друг от друга на разном уровне и на разном расстоянии, кто-то выше, кто-то ниже.

 

Даже простое действие как человек немного наклонился, положил руку на талию уже будет намного интереснее, чем человек просто стоит.

 

Не забываем конечно про пространство. Про передний и задний план, многоплановость.

Итак, мы разобрали приемы и средства сюжетной многофигурной композиции. Теперь давайте вспомним, какие виды линейной перспективы мы изучали? Фронтальная (центральная) и угловая перспективы. В первом случае есть 1 точка схода, а во втором- две.)

-Как этот закон действует при построении интерьера? Предметы, находящиеся внутри помещения, подчиняются общим законам перспективы. Линия горизонта в комнате, как и на улице, проходит на уровне глаз. Предметы мебели, стоящие вдоль стен (параллельно им), будут сокращаться в те же точки схода, что и линии стен. В противном случае они будут иметь различные точки схода.

Кроме того, необходимо определить точку зрения, откуда вы покажете зрителям то, что в вашей композиции будет представлено. Самое простое решение — дать возможность зрителю прямо подойти к главному предмету и ради этого предоставить ему в картине центральное место, расположить его в ее середине.

 

 Формат также может являться композиционным средством. Квадрат – более спокойное, уравновешенное. Горизонтальный – более динамичный или когда мы хотим показать больше пространства. Вертикальным можно показать стремление вверх, какую-то возвышенность, величие и т.д.

 

 

Большую роль играет то, т.е. количество светлого и темного. Тон помогает собрать композицию, сделать ее цельной, чтоб она не разваливалась.

С помощью тона можно делать акценты, например, с помощью небольшого количества темного или светлого для создания акцента. А также с помощью тональной растяжки мы можем тоже создавать определенное настроение и атмосферу картины. Более насыщенное контрастное или же наоборот более спокойное неяркое и тихое.

 

Не забываем, чтобы предметы с друг другом не сливались по тону. Ведь мы почему видим предмет? Если у нас темное на светлом или светлое на темном, то силуэт предмета будет хорошо читаться.

 

Конечно же очень важно цветовое решение композиции. Оно в основном и передает главное настроение картины. Восприятие цвета также зависит от тона, степени яркости и насыщенности.

 

 

2.3       Объяснение темы

Поскольку работа над этой темой складывается из многих этапов ( поиск «идеи» (сюжета), сбор материала по выбранной теме (натурные зарисовки персонажей, интерьера,), поиск композиционной схемы, выполнение натурных зарисовок и поиск пластического решения группы фигур, поиск тонального решения, поиск цветового решения, выполнение работы в формате), то задачи сегодняшнего урока- найти идею и тему, а также придумать выразительное композиционное и тональное решение.

 

2.5       Практическая работа

Прежде всего перед вами встает вопрос поиска самого сюжета композиции. Нужно найти тему, идею и сюжет для будущей композиции. В прошлом художники создавали сюжетные композиции на религиозные темы, обращались к историческим темам, а также «поднимали» вопросы своего времени (воспевая его или, напротив, открывая неприглядную правду)- нравственные, этические, духовные. Перед художниками всегда стояла задача- не только выразить себя, свой внутренний мир, но также- сделать этот мир лучше. Поэтому давайте серьезно отнесемся к выбору сюжета. Пусть ваша картина сделает этот мир лучше. Поиск идеи поэтому очень важен. Вы можете через тему выразить себя и свои увлечения. Также это могут быть обыденные ситуации, например, как посиделка с друзьями, утро в школе, поход в кино, театр, домашняя обстановка и т.п.

 

Параллельно к этому мы делаем сбор материала, делаем зарисовки интерьера, людей, ищем какие-то интересные сюжеты, действия персонажей и т.д.

 

 

Далее у нас идет поиск композиционной схемы. Мы делаем эскизы.

 

 

А после мы ищем цветовое решение, которое наиболее точно раскрывает нашу идею. Выбираем эскизы и переходим на большой формат, где рисуем уже и пишем готовый вариант.

 

3.Заключительная часть

3.1Просмотр

По окончанию работы дети выкладывают свои работы на пол. Ребята просматривают их на достаточном расстоянии. Важно, чтобы на просмотре присутствовала вся группа. Упоминается задача текущего урока и заданный объем работы. Учащиеся высказывают свое мнение. Завершающее слово педагога. Учитель смотрит на общий уровень проделанной работы и разбирает каждую работу по отдельности, затем выбирает лучшую, объясняя почему.

 

3.2 Подведение итогов

 

3.3 Анализ проведенной работы.

Данное задание получилось выполнить у многих, однако не все сделали его достаточно хорошо.

Есть чаще встречающиеся ошибки:

·        Неправильная композиция

·        Неправильно закомпонованные фигуры

·        Нет связи с интерьером

·        Нет связи с фигур друг с другом

Педагог проверяет выполненную учениками работу, указывая на ошибки и успехи в работах. А также говорит как можно в дальнейшем избежать и исправить ошибки

 

3.4Оценивание

 

3.5 Уборка рабочих мест

После занятия ученики должны убрать за собой своё рабочее место, аккуратно составить мольберты и стулья.


 

Скачано с www.znanio.ru