Урок по физике на тему: "Эволюция звезд"
Цель урока:
Образовательная: изучить особенности эволюции звезд в зависимости от их массы, научиться анализировать ход развития звезд в зависимости от их параметров и расположения на диаграмме Герцшпрунга-Рассела.
Развивающая: развивать творческие способности учащихся, формировать умения анализировать, устанавливать связи между элементами ранее изученного материала, вырабатывать наблюдательность.
Тип урока: изучение нового материала
.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: диаграмма Герцшпрунга-Рассела, персональный компьютер; мультимедийный проектор, экран.
Программное обеспечение: Microsoft Power Point, презентация «Эволюция звезд»
Ход урока.
1. Организационный момент (Слайд №1).
2. Актуализация знаний.
Фронтальная работа с классом по вопросам:
1. По каким параметрам классифицируются звезды?
Ответ: по температуре, цвету, размеру.
2. На какие классы делятся звезды по температуре (цвету)?
Ответ: красные, желтые, белые, голубовато-белые, голубые
3. Как классифицируются звезды по размеру?
Ответ: гиганты (в десятки раз больше солнца), сверхгиганты (в сотни раз больше Солнца),карлики (равные или меньше Солнца)
4. К какому классу звезд относится наше Солнце
Ответ: желтые карлики
5. Какие звезды на диаграмме Герцшпрунга-Рассела не попадают на главную последовательность (слайд №2)
Ответ: белые карлики, красные гиганты и сверхгиганты
Решение теста из ЕГЭ по физике (слайд №3) Ответ 13
3. Изучение нового материала:
3.1 Дать определение понятия эволюция
Эволюция- путь развиия Ученики записывают определение.
Большинство звезд большую часть жизни проводят на главной последовательности диаграммы Герцшпрунга-Рассела. Продолжительность жизни звезды и ее эволюция зависят от массы. (слайд №4)
3.2 Случай №1 – Эволюция легких звезд (масса меньше 1,5 масс Солнца) (слайд №5)
Звезда зарождается в газо-пылевом облаке (слайд №6), затем превращается в протозвезду (слайд №7), затем в звезду главной последовательности (слайд №8) В этом состоянии она находится на главной последовательности диаграммы Герцшпрунга-Рассела около 5 млрд лет. После этого она начинает превращаться в красный гигант (слайд №9), а затем в белы карлик (слайд №10,11). Переход в нестабильное состояние связан с выгорание м водорода в недрах звезды.
Ученики записывают цепочку эволюции легких звезд.
3.3 Случай №2 – Эволюция тяжелых звезд (масса больше 1,5 масс Солнца) (слайд №12)
Звезда зарождается в газо-пылевом облаке (слайд №13), затем превращается в протозвезду (слайд №14), затем в звезду главной последовательности голубой гигант (слайд №15) В этом состоянии она находится на главной последовательности диаграммы Герцшпрунга-Рассела около 5 млн лет. После этого она начинает превращаться в красный сверхгигант гигант (слайд №16), а затем взрывается как сверхновая (слайд №17) После этого на месте ядра остается нейтронная звезда (слайд №18) или черная дыра (слайд №19) Ученики записывают цепочку эволюции тяжелых звезд.
По таблице с характеристиками звезд определить на каком этапе эволюции находися каждая из представленных звезд и что будет с ней в дальнейшем?
Ответ:
1- Бетельгейзе- красный сверхгигант, находится выше главной последовательности, тяжелая звезда, ее жизненный цикл составляет несколько миллионов лет. В будущем она взорвется как сверхновая и превратится в нейтронную звезду или черную дыру.
2- Альнитак- белый гигант главной последовательности, в будущем превратится в сверхгигант, ее жизненный цикл составляет несколько миллионов лет. а далее взорвется как сверхновая и превратится в нейтронную звезду или черную дыру.
3- Тау- Кита- желтый карлик подобный нашему Солнцу. Звезда главной последовательности. Её жизненный цикл несколько млрд лет. Затем она превратится в красный гигант, а далее в белый карлик.
5. Подведение итогов урока. Выставление оценок
6. Домашнее задание: параграфы №123, конспект (слайд 21)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.