«СОГЛАСОВАНО" «УТВЕРЖДАЮ»
Методист ГБПОУ МО «ЭТОТ»
________________Г.В.Ионова Заместитель директора по УР
____________ И.В.Шпагина «___»____________2013г.
«___»___________2013 г.
План-конспект урока по истории по теме:
«Развитие ветеринарии в России
в период реформ Петра 1».
Преподаватель: Воробьёва С. А.
Методические рекомендации
рассмотрены
На заседании методической комиссии
(Центральный корпус)
Протокол №___от «___»_______20__г
Председатель комиссии ___________
Электросталь
2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
План-конспект урока по истории на тему «Развитие ветеринарии в России
в период реформ Петра 1» выполнен на основании рабочей программы в соответствии с учебным планом по профессии 111801.01 ветеринарный фельдшер. Материалы плана – конспекта урока, а также разработанная к нему компьютерная презентация может быть использована на уроках истории в других образовательных учреждениях, а также на классных часах и внеурочных мероприятиях.
Цели урока:
- раскрыть содержание основных этапов истории развития ветеринарии и значение крупных научных открытий в этой области.
- изучить основные указы Петра 1 в области ветеринарии, их содержание и значение для дальнейшего развития ветеринарной науки в России.
- продолжить формирование умений находить причинно-следственные связи при рассмотрении исторических событий, продолжить формирование хронологических навыков.
Задачи урока:
Познавательный аспект
После занятия учащиеся должны:
- знать и уметь раскрывать основные этапы истории ветеринарии;
- перечислять и раскрывать основные указы Петра 1 в области ветеринарии, их содержание и значение для дальнейшего развития ветеринарной науки в России;
- уметь объяснить, какое значение сыграла личность Петра 1 на развитие ветеринарной науки.
- достигнуть на данном уроке уровня качества знаний, умений и навыков: репродуктивного (для слабых учеников), конструктивного или творческого (для основного числа учащихся).
Развивающий аспект
- обогащение и усложнение словарного запаса учащихся;
- усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность);
- совершенствование мыслительных навыков: анализировать текст, отбирать в нём данные на определённую тему, обобщать и систематизировать отобранный материал, разрешать проблемы;
- развитие умения действовать по алгоритму и, в то же
время, находить новые способы решения проблемной ситуации, если она не может
быть исчерпана традиционными методами;
Воспитывающий аспект
- способствовать формированию общих профессиональных компетенций, соответствующих современным социальным требованиям.
- воспитывать гуманное
отношение к другим людям через такие качества, как товарищество, доброту,
деликатность, вежливость, дисциплинированность, честность, актуальность ценности
человеческой жизни;
- способствовать формированию требовательного отношения к себе, аккуратности,
чувству собственного достоинства;
- воспитывать чувство долга, умение жить в коллективе, сопереживать успехам
товарищей, их неудачам, слушать и критически относиться к мнению другого;
- воспитывать осознание такой нравственной ценности, как патриотизм,
гражданственность, любовь к Родине, чувство гордости за ее историческое
прошлое.
Применяемые педагогические технологии:
Технология проблемного обучения
Создание проблемной ситуации: постановка проблемных вопросов, на которые учащиеся должны ответить в конце урока: как повлияли указы Петра 1 какую роль сыграла его личность на дальнейшее развитие ветеринарной науки в России? Данное задание направляет учащихся на решение проблемы, организует поиск решения. Таким образом, учащиеся ставятся в позицию субъекта своего обучения и как результат у них образуются новые знания, они овладевают новыми способами действия.
Элементы личностно-ориентированного развивающего обучения
Создание атмосферы заинтересованности каждого учащегося при постановке проблемного вопроса, стимулирование каждого учащихся к активной деятельности, высказываниям без боязни ошибиться в ходе работы в группе, оценка деятельности учащихся не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения; создание ситуации успеха при проведении тестирования в конце урока; создание положительного эмоционального настроя на работу всех учащихся в процессе проведения урока, рефлексия, взаимоконтроль.
Элементы компьютерной (информационной ) технологии
Использование на этапе формирования знаний, умений и навыков компьютерной презентации, разработанной учащимися. Возможно обсуждение домашнего задания и обмен мнениями по данной теме в сети интернет.
Оборудование урока: компьютер и проектор, дидактические материалы, индивидуальные оценочные листы.
План урока:
1. Организационный
момент (5 мин).
2. Актуализация опорных знаний (5 мин).
3. Формирование знаний, умений и навыков ( 15 мин).
4. Первичное закрепление и практическое применение знаний (7 мин).
5. Подача
домашнего задания (3 мин).
6. Итоги урока. Рефлексия (5 мин.)
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы, используемые на уроке: методы формирования сознания (объяснение, примеры); метод организации деятельности (упражнение для учащихся); методы стимулирования (поощрение)
Структура урока
1. Организационный момент. На этом этапе урока учитель способствует созданию рабочего и психологического настроя учащихся. Объявляется цель урока, ставится проблемный вопрос. Учитель раздает инструкционные карты урока и дидактические материалы (5 мин.)
2. Актуализация опорных знаний. На этом этапе учитель использует метод формирования сознания учащихся с помощью объяснения нового материала, учащиеся работают с приложениями под руководством учителя (5 мин.)
3. Формирование знаний, умений и навыков. Учащиеся демонстрируют свои собственные индивидуальные проекты. Период самопрезентации – 7-10 минут. На этом этапе сильные учащиеся являются соведущими урока, остальные воспринимают информацию урока и заполняют инструкционные карты (15 мин.)
4. Первичное закрепление материала и его практическое применение. Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы теста. Критерии отметки: 1 правильный ответ – 1 балл. В тесте всего 5 вопросов. На этом же этапе осуществляется взаимоконтроль и взаимопроверка. В результате учитель предлагает учащимся поднять руку ответившим на 5 вопросов, на 4 вопроса, на 3 вопроса. На этом этапе урока формируется критическое мышление учащихся. На его основе выстраивается творческое мышление (7 мин.)
5. Подача домашнего задания. Учащимся предлагается создать индивидуальный проект по теме: «Моя профессия – ветеринар. Мои домашние животные» (3 мин.)
6. Итоги урока. На этом этапе урока проводится рефлексия, учащиеся отвечают на вопросы: «Сегодня я узнал, я научился, работоспособность моя на уроке была активная (рассеянная), мое настроение (было интересно или неинтересно), меня удивило». (5 мин.)
Методы, используемые на уроке:
Литература
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОЦЕНОЧНЫЙ лист
по теме: «Развитие ветеринарии в России
в период реформ Петра 1».
Ф.И.О. __________________________________
БЛОК-1 «Основные этапы истории развития ветеринарии»
Заполнить таблицу, используя приложение № 1
Название этапа |
Дата этапа |
Учёные (изобретения, если знаете*) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
БЛОК-2 «Размышление»
Ответить на проблемный вопрос, используя приложения № 2, №3.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
БЛОК-3 «Тест»
Ответить на вопросы теста, используя приложения №1, №2, №3, №4.
а). Гарвей
б). Гиппократ
в). Н.И.Пирогов
2. Какое наказание предполагалось в указе от 1719 г. мясникам за нарушение соблюдения санитарных правил?
а). Предупреждение
б). Смертная казнь
в). Первый штраф – 10 рублей, 2 штраф – 20 рублей, 3 – битьё кнутом и каторга.
3.Какую науку особенно любил Пётр 1?
а). Хирургию
б). Астрономию
в). Математику
4. С какими реформами Петра 1 связано развитие ветеринарии?
а). Культурными
б). Военными
в). Экономическими
- открыты новые ветеринарные школы;
- приняты правила осмотра и забоя скота;
- изменение летосчисления (Новый год с января);
- разработаны меры профилактики и лечения заболеваний.
Критерии оценки:
«5» - правильные ответы на все пять вопросов;
«4» - правильные ответы на четыре вопроса;
«3» - правильные ответы на три вопроса;
«2» - неверные ответы на три или менее вопросов.
Рефлексия:я узнал, я удивился, я понял, я задумался, я работал на уроке (активно, неактивно), мои предложения. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение № 1
«Основные этапы истории
развития ветеринарии
I. Первобытная медицина древнего Востока и классической древности (до XV
в.). Еще за 6000 лет до нашей эры производились сложные операции у
египтян, древних индусов, древних ассирийцев.
К этой эпохе относятся имена таких ученых как Гиппократ (V в.д.н.э. 460-377),
Гален (II в.д.н.э.), Цельс (I в.н.э.), Абу Али Ибн-Сина (Авиценна) (980-1037) –
канон врачебного искусства.
II. Средние века, эпоха возрождения, эпоха раннего капитализма
(XVI-XVIIIв.)
В силу религиозного мистицизма в средние века ветеринария слабо развивалась.
Преследовалось вскрытие трупов. Несмотря на это, за это время сделаны большие
открытия. Гарвей (1578-1657гг) открыл законы кровообращения в 1605 году,
который высказал публично.
А. Левенгук (1632-1728гг) изобрел микроскоп до 270 раз увеличения.Крупные
работы по анатомии выполнили А. Везалий и другие.
III. Эпоха капитализма XIX-XXв.
В XIX веке и начале XX века были сделаны крупные открытия.
Особое значение имеют открытия Листера (1872-1912), Л. Пастера (1822-1895),
К.В. Рентгена (1845-1923), работы Н.И. Пирогова и других.
Оценивая исторический путь развития ветеринарии, необходимо сказать, что на
протяжении веков и тысячелетий деятельность ветспециалистов основывалась лишь
на опыте, а не на точных знаниях до определенного периода времени. Этот период
можно назвать эмпирическим, где опыт приобретался и строился на наблюдениях.
Приложение № 2 «ВЕТЕРИНАРИЯ В РОССИИ В XVIII в.»
Указы Петра I:
указом «О непродаже худого мяса» (1713) мясникам запрещалось убивать больных животных и продавать такое мясо; указ «О наблюдении порядка... за продажей мяса в рядах и в других местах» (1718) предписывал «чтобы никакой скотины и живности без свидетельств не били»; в указе «О битии мясниками скотины в показанном месте» (1719) говорится:
«...В том мясном ряду мясники бьют скотину и внутренность в показанное им место не убирают и бросают близ того ряда, от чего мерзостный дух происходит и нечистота.., о чем оного мясного ряда мясникам многажды подтверждено, дабы они внутренности скотския возили за пильные мельницы в показанное место; но оные, презря все таковое предложение, явились в том преслушны; и ежели впредь по обьявлении сего указа явятся преслушны, також в том ряду полки и лавки и прочее все оное место в чистоте содержать и около себя чистоты иметь не будут, и на таковых преслушников брать штрафы: за первую вину по 10 рублей, за вторую по 20 рублей, за третью бить кнутом и ссылать на каторгу.». В Русском государстве в ХVIII в. все мероприятия по профилактике и борьбе с заразными болезнями домашних животных проводились вначале Аптекарской канцелярией, а позднее Медицинской коллегией. Общее руководство и надзор за этими медицинскими организациями с 1711 г. осуществлял Правительствующий сенат. Он издавал соответствующие указы и распоряжения.
Охрана здоровья лошадей проводилась под руководством Главной дворцовой конюшенной канцелярии, а на местах в государственных конных заводах – управляющих и коновалов-мастеров.
С.П. Живодеров (1953) и Л.А. Зыкин (1964) отмечают, что Россия была первой страной в мире, где в узаконенном порядке еще в начале ХVIII века (по инициативе Петра I) начал применяться ветеринарно-санитарный осмотр скота и после убоя осмотр мяса, мясопродуктов, а также рыбы.
Приложение № 3
«Влияние личности Петра I на развитие ветеринарной науки»
Петр I был образованным
человеком, высоко ценил науку, а к медицине испытывал особую страсть. «Распространению
медицины в нашем отечестве при Петре Великом много способствовала страсть этого
монарха к анатомии и хирургии, - отмечал историк медицины Н. Куприянов. - В
хирургии император приобрел многие познания и даже практический навык.
Обыкновенно монарх носил при себе два набора: один с математическими, другой с хирургическими
инструментами и до того любил хирургию, что под
руководством Термонта (этот лекарь-хирург приехал в Россию еще при царе Алексее
Михайловиче. - М.М.) методически вскрывал трупы, делал разрезы, пускал
кровь, перевязывал раны и выдергивал зубы. Царь повелел доносить о
каждой более интересной операции, произведенной в госпитале или частном доме.
Монарх не только следил за операциями, но и сам их делал».
В годы царствования Петра I в России были открыты крупные военные
госпитали - в Москве (1707), Петербурге (1716), Кронштадте (1720), Ревеле
(1720), Казани (1722), Астрахани (1725) и других городах страны.
Указом Петра I (1721) магистраты обязывались строить «земским иждивением
гошпитали». В результате еще при жизни Петра I в стране было создано 10 госпиталей
и свыше 500 лазаретов.
При генеральных госпиталях и
были открыты первые медико хирургические (госпитальные) школы, которые
представляли собой принципиально новый тип высших медицинских учебных
заведений: здесь готовили врачей, хорошо ориентирующихся и во внутренней
медицине, и в хирургии.
Создатель российской армии и флота, Петр I думал, очевидно, и о сохранении
здоровья воинов и моряков, о деятельности, выражаясь современным языком,
военно-медицинской службы.
Приложение № 4 «Значение реформ Петра I»
Реформы Петра I дали
сильнейший толчок к развитию в России ветеринарной науки. Это подтверждают многочисленные публикации работ
русских ученых того времени. Однако, практически все издания были предназначены
для широкого круга читателей – «для пользы народа», «для любителей
скотоводства».
В начале XVIII в. указами Петра I были приняты правила предубойного
осмотра скота и послеубойного осмотра туш, контроль их на рынке, а так же
правил забоя скота.
В XVIII в. в России открывались новые школы по подготовке
ветспециалистов и это оказало большое влияние на развитие ветеринарии,
как науки. С целью обеспечения нужд армии в России в XVIII в. стали создаваться
новые конезаводы.
В связи с широчайшим распространением в России и Европе инфекционных
заболеваний скота и лошадей были разработаны различные меры их
профилактики и лечения, карантинные мероприятия. Это помогло затормозить, а
затем и ликвидировать эпизоотии в России.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.