Муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2
Открытый урок
по математике
«Чтение и запись чисел
в пределах 1000»
Провела
учитель начальных классов
Буданова Р.М.
Избербаш 2016г.
Цель урока: создание условий для формирования представления об особенностях
чтения и записи трехзначных чисел
Задачи урока:
- способствовать становлению универсально-познавательных учебных действий
третьеклассников в процессе наблюдения и анализа, отличительных особенностей
чисел в пределах от 1 до 1000;
- создавать условия для формирования коммуникативных и регулятивных учебных
действий, обучая способам сотрудничества и распределения работы;
- способствовать формированию личностных учебных действий: умению слушать
другого; принимать или не принимать его позицию.
Планируемые результаты
Познавательные УУД: Создавать и преобразовывать модели и схемы для
решения задач.
Регулятивные УУД: Составлять план и последовательность действий.
Коммуникативные УУД: Формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные результаты: Самостоятельность и личная ответственность за свои
поступки, установка на здоровый образ жизни.
Ход урока:
1. Орг. момент:
- Здравствуйте ребята! Присаживайтесь! Перед тем как начать урок мне хотелось
бы узнать, с каким настроением вы пришли на урок.
2. Мотивирование к учебной деятельности:
- С какой темой мы знакомились на последнем уроке математики?
( многозначные числа, как они образуются и называются).
- Какие названия числовых разрядов вы знаете? (единицы, десятки, сотни)
- Что мы уже научились делать с трёхзначными числами?
(образовывать их и называть)
- Тему нашего урока вы сформулируете сами чуть позже. А я хочу узнать,
как вы понимаете слово нумерация? ( ответы детей)
- Слово нумерация означает цифровое обозначение предметов, расположенных
в последовательном порядке. Мы же на уроке продолжаем изучать
порядок следования трехзначных чисел в натуральном ряду.
3. Актуализация опорных знаний и мотивация:
- Весна – время возвращения птиц на родину. Назовите некоторых из них.
- Иногда бывают в природе исключения из правил. И когда весна на родине
птиц очень холодная и тепло долго не наступает, они могут изменить маршрут.
Так и наши птицы были родом из страны Сотня, но узнали, что в стране
Тысяча намного теплее этой весной, там огромное количество рек и морей,
и конечно мошек и комаров. Там они и выведут потомство – решили они.
И еще. Живут там замечательные ребята. Которые к их прилету
построили замечательные домики.
- А какие трудности встречаются им на пути?
- Так и мы сегодня будем преодолевать трудности, идя к нашей цели и
неоднократно будем обращаться к числам, связанные с птицами и я думаю
вместе с ними попадем в страну Тысяча.
Устный счет:
- И первое наше задание. Это устный математический счет:
1. Наши птицы летят строго по порядку. Покажите номера птиц, летящих
перед 99 и после неё, перед 199 после 199. Перед 499, после 499. После 600.
2. Скорость полета трясогузки 60 км/ч. Покажите предыдущее и
последующее числа.
3. В наше время запрещена охота на 29 видов птиц. Покажите число
на 2 дес. больше этого.
4. Птенец дрозда утром весил 8 грамм, за день он съел корма в 2 раза больше
своего веса. Сколько он съел корма.
5. Скворец работает в сутки 17 часов. Сколько часов он будет работать в
течении 4 суток? (68)
6. За 3 дня ласточка налетала 54 часа. Сколько часов она летает в день? (18)
7. Кукушка за 1 час съедает 105 гусениц. Покажите число на единицу больше.
4. Постановка учебной задачи:
- Итак число 106. Кто сумеет показать это число в таблице разрядов?
- Сколько цифр в записи этого числа (3). (Значит оно трехзначное.)
- Сколько единиц 1-ого разряда?
- Сколько единиц 2-ого разряда? Они отсутствуют, но мы на месте
десятков поставим ноль.
- Сколько единиц 3-ого разряда?
- С какого разряда мы начинаем читать трёхзначные числа?
- А как вы думаете, записывать мы будем начиная с какого разряда?
(тоже с сотен – третьего разряда).
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (мы будем учиться
записывать трёхзначные числа, т.е. заниматься устной и письменной нумерацией)
5. «Открытие» нового знания:
- А сейчас все вместе поучимся записывать трехзначные числа.
1. Большая синица уничтожает в день 1 сот. 2 дес. 5 ед. гусениц.
2. Скворец за день приносит птенцам такое количество корма, которое
мы обозначим числами в котором 2 ед. 3-го разряда и 6 ед. 1-го разряда.
3. У одного стрижа во рту нашли 3 сот. 7 дес. 8 ед. насекомых, которых он
поймал клювом как сочком.
4. Во время перелета плицы летят над землей на высоте 550 м.
Запишите предыдущее число.
5. Птицы летели над Крымскими горами, протяженность которых
1 сот. 5 дес. км. Единицы какого разряда я не назвала? Запишем 0.
6. А вот высота Крымских гор 1000 км. Отвлекитесь и посмотрите как
записывается это число. Как вы думаете сколько в записи чисел?
Это самое маленькое четырехзначное число. Рассмотрим его - единицы
отсутствуют – 0, десятки - отсутствуют – 0, сотни - отсутствуют – 0,
а что за единица и куда мы ее запишем? Это новый разряд тоже единица
только тысяч. Это тоже счетная единица, тысячами тоже можно считать.
6. Первичное закрепление:
- Итак, если десяток состоит из 10 единиц, сотня из 10 десятков, то тысяча
состоит из? (из 10 сотен)
- Вот мы и попали в страну Тысяча.
- Посмотрим на ряд чисел который получился у ученика на доске.
У кого такой же?
125 206 378 549 150 1000
- Давайте сравним числа 125 и 206, что больше?
- А почему вы так решили?
- Больше 206 т. к. сотен у этого числа больше.
- А если количество сотен совпадает, как у чисел 125 и 150,
то сравнивают количество десятков. Что больше?
- Назовите число где количество единиц 1-го разряда наибольшее.
- Назовите число где количество единиц 2-го разряда наибольшее.
- Назовите число в котором сумма единиц всех разрядов равна 18.
Физкультминутка:
Тысяча страна чудес,
Там деревья до небес.
Реки очень глубоки
Горы очень высоки.
Дружат сотни с сотнями
Там в гостях сегодня мы!
Работа по учебнику:
- Откройте свои учебники на стр.44. прочтите информацию о 3-ных числах.
6. Закрепление изученного материала:
- А сейчас давайте поучимся решать примеры:
145 + 1 = 299 + 1 =
600 – 1 = 700 + 1 =
583 – 1 = 444 – 1 =
- Итак, проверяем!
- К какой группе отнесем этих птиц?
- И наша сегодняшняя задача связана с этими птицами.
- Прочтите задачу.
Из теплых стран в Россию перелет у иволги занимает 96 дней, у грача –
в 6 раз меньше, чем у иволги, а у кукушки на 38 дней больше, чем у грача.
За сколько дней долетает до России кукушка?
- О ком эта задача?
- Почему у всех птиц перелет занимает разное кол. дней?
- Что известно о иволге, граче, кукушке?
- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? А почему?
- А какой вопрос главный?
- А можем узнать? Запишем задачу кратко.
- Решите задачу по действием.
- Проверим что находили 1-м действием, 2-м. Прочитайте выражения.
7. Самостоятельная работа.
- Итак, ребята, наши птицы благополучно долетели до страны Тысяча.
И конечно, здесь их уже ждут домики, сделанные ребятами.
Вот только вопрос, какой домик для какой птицы, помоги им скорей.
8. Рефлексия:
- А сейчас я вам предлагаю проверить себя как вы поняли новую тему.
И выполнить тест:
Тест.1
1. 1сот.= *дес. 1тыс.=*сот.
2. Подчеркни числа, где отсутствуют единицы ||| разряда:
26 117 334 10 102 450 4
3. Подчеркни числа, где отсутствуют единицы || разряда:
900 202 289 709 960 485 506
4. Найти лишнее число:
354 151 256 854 469 951
Тест.2
1. Подчеркни трехзначные числа:
15 307 10 426 0 200 1000
2. Подчеркни числа, где отсутствуют единицы ||| разряда:
47 274 544 60 406 820 8
3. Подчеркни числа, где отсутствуют единицы || разряда:
500 508 374 106 480 845 805
4. Поставь знаки >, < или = :
475 476 235 335
209 29 705 600
- Проверка теста.
9. Подведение итогов урока:
- Ну что ж, ребята, наше путешествие в страну Тысяча закончилось.
- Что нового вы узнали?
- Кто научился записывать трехзначные числа?
- Что вам понравилось на уроке?
- Вы довольны своей работой на уроке?
- Ребята, покажите какое настроение у вас к концу урока?
- Молодцы, спасибо за урок!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.