План – конспект урока
по ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт систем, узлов, агрегатов строительных машин.
МДК.01.01. Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание строительных машин.
Раздел 1. Выполнение осмотра технического состояния систем, агрегатов и узлов строительных машин для проверки готовности оборудования к предстоящему сезону эксплуатации.
Тема 1.2. Особенности систем, агрегатов и узлов строительных машин для осуществления технического обслуживания и ремонта.
Тема урока: Особенности систем, узлов, агрегатов катков самоходных с гладкими вальцами.
Цели урока: Познакомить обучающихся с особенностями систем, узлов, агрегатов дорожных и строительных машин.
Вопросы для изучения:
1. Особенности исполнения катков самоходных с гладкими вальцами.
2. Техническая характеристика.
1. Катки самоходные с гладкими вальцами предназначены для уплотнения оснований и покрытий из грунтовых, асфальтобетонных, щебеночных песчано-гравийных материалов при строительстве и ремонте дорог, других земляных сооружений.
Общими в назначении и исполнении самоходных катков являются:
- многократные проходы по одному следу для достижения конечного результата по качеству уплотнения;
- работа движителей (ходовой части с вальцами) с небольшой скоростью (до 10 км/ч) и увеличенной радиальной нагрузкой на уплотняемое основание;
- передвижение с одинаковой скоростью вперед и назад при увеличенном числе реверсирований (до 20 мин).
Составные части, подлежащие техническому обслуживанию и ремонту, представляют собой движитель, силовую передачу и рабочий орган. Функции рабочих органов самоходных катков (движителей) выполняют вальцы ходовой части (ходового устройства).
По способу воздействия на уплотняемую поверхность катки (рис. 1.5) подразделяются на уплотняющие машины:
- статического действия;
- вибрационного (динамического) действия;
- комбинированного действия.
Катки статического действия (рис. 1.5, а) уплотняют грунт собственной массой. Вибрационные катки (рис. 1.5, б) производят уплотнение поверхности, по которой они перемещаются, действием вынуждающей силы при колебании вибратора (дебалансного возбудителя колебаний вибровальца).
Комбинированные катки (рис. 1.5, в) уплотняют покрытие и верхние слои дорожных оснований вибрационным гладким и статическим пневмошинным вальцами.
Общим для статического, вибрационного и комбинированного способов уплотнения земляных сооружений являются многократные проходы катков по одному следу для достижения конечного
результата уплотнения.
По типу уплотняемого органа (ходового устройства) самоходные катки бывают с гладкими вальцами, пневмошинами, комбинированным ходовым устройством. Основным признаком исполнения гладких вальцов является сплошное уплотнение ими слоя основания. Пневмошинный (пневмоколесный) каток — дорожный каток с рабочими органами в виде пневматических колес. Комбинированный дорожный каток — дорожный каток с уплотняющими органами различного вида.
Самоходным каткам присваивается индекс, состоящий из букв ДУ и двух цифр. Буквы ДУ обозначают, что катки относятся к группе дорожных машин для уплотнения грунта. Цифрами отмечают порядковый номер заводской модели и очередную модернизацию .
Например, индекс ДУ-97 расшифровывается так: ДУ — дорожная машина для уплотнения грунтов, 97 — номер заводской модели.
2. Технические характеристики самоходных катков приведены в табл. 1.7:
Вопросы для закрепления:
1. Назначение катков самоходных с гладкими вальцами?
2. Как подразделяются катки по способу воздействия на уплотняемую поверхность?
Преподаватель: Денисов В.Г.
Дата проведения: 06.09.2023
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.