План-конспект урока по обществознанию на тему: "Гражданин и государство"
Оценка 4.8

План-конспект урока по обществознанию на тему: "Гражданин и государство"

Оценка 4.8
docx
14.04.2021
План-конспект урока по обществознанию на тему: "Гражданин и государство"
конспект урока-практикума _ Гражданин и государство_.docx

Тема: Гражданин и государство

Тип урока: урок-практикум

Форма урока: беседа, работа в паре

Методические приемы: аналитическая работа с документом, текстом, самостоятельная работа, поисковая работа, работа в паре.

Оборудование: Конституция, раздаточный материал, презентация

ХОД УРОКА

 

Организационный момент

Упражнение « Эксперимент»

Цель: развивать концентрацию внимания, подвести к теме и цели урока

Инструкция: У вас на парте карточки, на которых написан текст с хаотичным, на первый взгляд, набором букв. Вам нужно прочитать  его про себя за 30 секунд.

УРОКПРАКТИКУМПОГЛАВЕПОЛИТИКАИКОНСТИТУЦИЯРФ.ГРАЖДАНИНИГОСУДАРСТВО.МыБУДЕмПОВТОРятьзАКреПлятЬоСноВНЫепонЯтИятЕМы,проРеШаеМРАзнОуРоВнеВЫеЗадАниЯОгэ

Рефлексия: - Трудно ли было читать текст?

-Что понадобилось вам для быстрого выполнения задания?( умение концентрировать внимание, быть  внимательным)

Помните, что первым шагом к успеху в любом деле является психологическая установка, вера в себя и свои силы..

Эмоциональное напряжение – лишь  одна из трудностей, с которыми сталкивается школьник, но с этой трудностью можно тоже легко справиться.

Сегодня у нас необычный урок, урок практикум  по главе « Политика и Конституция РФ» « Гражданин и государство»

-Цель урока? (повторить, закрепить основные понятия главы, прорешать разно уровневые задания ОГЭ)

·        Продолжить работу по формированию умения вырабатывать свою точку зрения на основе текстового материала, используя имеющиеся знания, в ходе обсуждения .

·        Воспитывать качества толерантности и гражданственности; уважения к государству, в котором живешь; ответственности за его будущее.

А главная наша задача, как выпускников, качественно подготовиться к сдаче ОГЭ

Ну что ж, приступим.

У вас на парте бланки с заданиями и бланки для баллов, в конце урока вы получите оценку по количеству набранных баллов.

1задание на слайде.

Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании политической сферы общества?

Страта; доход; Конституция РФ; собственность; государство

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.( устно объясняют), записывают баллы.

Государство- форма организации политической власти, осуществляющей управление обществом и обладающей суверенитетом.

2 задание Интеллектуальная разминка - повторение.

В ХХ веке во многих странах мира в том числе и РФ  сложилось государство с особыми признаками, которые в совокупности характеризуют его как правовое.

 Большинство современных европейских государств принадлежит по своему государственному строю к правовым государствам.(США, Франция, Германия).

2.Основные отличия правового государства от не правового

1.     Государственная власть не ограничивается никакими законами

2.     Разделения властей нет или оно носит формальный характер

3.     . Государственная власть осуществляется на основе верховенства права

4.     Разделения властей нет или оно носит формальный характер

5.     Разделение властей носит реальный характер

6.     . Реальная защищенность прав и свобод человека и гражданина

7.     Разрешено все, что не запрещено законом

8.     Права и свободы человека и гражданина не защищены

9.     Запрещено все, что не разрешено государственной властью

10. Разрешено все, что не запрещено законом

11. Обвинительное понимание задач правосудия, презумпция невиновности в законодательстве отсутствует либо не практике не соблюдается

12. Законодательство предполагает презумпцию невиновности и право обвиняемого давать показания только в присутствии адвоката

Не правовое государство

Правовое государство

1. 2.4.8.9.11.

3.5.6.7.10.12

 

3. Что лишнее и почему?( устно поочереди)

      Указ, Конституция РФ, постановление, приказ. (подзаконные акты)

        Федеральное Собрание, Верховный Суд, Совет Федерации, Государственная Дума. ( органы законодательной власти)

         Совет Федерации, Правительство РФ, Глава муниципального образования,  Верховный Суд. ( высшие органы власти)

      Демократический, тоталитарный, монархия, авторитарный

 

4. Основы конституционного строя России

Вписать ответ, проверить, выставить балл

Основы конституционного строя России

 

Вариант -1

 

№ п/п

Вопрос

Ответ

1.      

Охарактеризуйте государственный строй России:

·        форма правления

·        форма территориального устройства

·        политический режим

 

 

Президентская республика

Федерация

 

Демократический политический режим

2.      

Что является высшей ценностью в РФ?

 

Человек, его права и свободы

3.      

Кто является главой РФ?

Президент РФ

4.      

Объясните значение термина «социальное государство».

 

Политика которого направлена, на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие

5.      

На какие ветви власти делится в РФ государственная власть?

 

Законодательная, Исполнительная, Судебная

 

Основы конституционного строя России

Вариант- 2

№ п/п

Вопрос

Ответ

1.      

Объясните значение термина «светское государство».

 

Никакая религия не может устанавливаться в качестве обязательной, отделение церкви от государства

2.      

Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ?

Многонациональный народ

3.      

Что является обязанностью государства?

 

 

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина

4.      

Кто осуществляет в России судебную  власть? Исполнительную? Законодательную?

Суды, Правительство РФ, Федеральное Собрание

5.      

Высшим непосредственным выражением власти народа является?

Референдум и свободные выборы

 

5 задание. Работа с текстом( часть 2 ОГЭ) работа в паре

 

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

 Народ — ис­точ­ник вла­сти

Если об­ра­тить­ся к по­ня­тию «на­ро­до­вла­стие», то каж­дая из двух его со­став­ля­ю­щих — «народ» и «власть» — пред­став­ля­ет собой слож­ное яв­ле­ние. С юри­ди­че­ской точки зре­ния по­ня­тие «народ» отож­деств­ля­ет­ся с по­ня­ти­ем «граж­да­не» и опре­де­ля­ет­ся как при­над­леж­ность к дан­ной груп­пе людей в рам­ках еди­но­го го­су­дар­ства. Власть — яв­ле­ние со­ци­аль­ное. Она по­яв­ля­ет­ся вме­сте с воз­ник­но­ве­ни­ем об­ще­ства и су­ще­ству­ет во вся­ком со­ци­у­ме, по­сколь­ку вся­кое об­ще­ство тре­бу­ет управ­ле­ния, обес­пе­чи­ва­ю­ще­го­ся ра­зум­ны­ми сред­ства­ми, вклю­чая и при­нуж­де­ние.

 

...Кон­сти­ту­ция Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, при­ня­тая в ходе ре­фе­рен­ду­ма 12 де­каб­ря 1993 г., за­креп­ля­ет в ста­тье 3 по­ло­же­ние о том, что но­си­те­лем су­ве­ре­ни­те­та и един­ствен­ным ис­точ­ни­ком вла­сти в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции яв­ля­ет­ся ее мно­го­на­ци­о­наль­ный народ. Это озна­ча­ет, что Рос­сия про­воз­гла­ша­ет­ся го­су­дар­ством на­ро­до­вла­стия, т.е. де­мо­кра­ти­че­ским го­су­дар­ством...

 

При­зна­ние на­ро­да в ка­че­стве вер­хов­но­го но­си­те­ля всей вла­сти яв­ля­ет­ся вы­ра­же­ни­ем на­род­но­го су­ве­ре­ни­те­та, ко­то­рый дол­жен озна­чать, что народ, ни с кем не деля свою власть, осу­ществ­ля­ет ее са­мо­сто­я­тель­но и не­за­ви­си­мо от каких бы то ни было иных со­ци­аль­ных сил или кор­по­ра­ций, ис­поль­зу­ет ее ис­клю­чи­тель­но в своих соб­ствен­ных ин­те­ре­сах.

 

1.Автор ука­зы­ва­ет, что власть су­ще­ству­ет в любом со­ци­у­ме. Опи­ра­ясь на текст при­ве­ди­те ар­гу­мен­т в под­держ­ку этого вы­во­да.

 

Что автор на­зы­ва­ет «на­род­ным су­ве­ре­ни­те­том»? На­зо­ви­те три при­зна­ка на­род­но­го су­ве­ре­ни­те­та, ко­то­рые пе­ре­чис­ле­ны в тек­сте.

 

 

Мы с вами выполнили задания с кратким и развернутым ответом, теперь поработаем с тестами.

6 задание – тест

1. Что яв­ля­ет­ся от­ли­чи­тель­ным при­зна­ком пра­во­во­го го­су­дар­ства?

1) на­ли­чие си­сте­мы за­ко­но­да­тель­ства

2) рав­но­пра­вие и ра­вен­ство граж­дан перед за­ко­ном

3) функ­ци­о­ни­ро­ва­ние пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нов

4) на­ли­чие су­ве­ре­ни­те­та

 

2. Выс­шим ор­га­ном ис­пол­ни­тель­ной вла­сти в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции яв­ля­ет­ся

 1) Фе­де­раль­ное Cобра­ние Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции    2) Кон­сти­ту­ци­он­ный суд Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

3) Про­ку­ра­ту­ра Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции                      4) Пра­ви­тель­ство Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

 

3. Президент РФ избирается сроком на:

1) 4 года     2) 5 лет                3) 6 лет                4) 7 лет

 

4. Пра­ви­тель­ство РФ

1) раз­ра­ба­ты­ва­ет и при­ни­ма­ет за­ко­ны               2) управ­ля­ет фе­де­раль­ной соб­ствен­но­стью

3) утвер­жда­ет су­деб­ные ре­ше­ния            4) ре­ша­ет во­про­сы предо­став­ле­ния граж­дан­ства

 

5. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о Пре­зи­ден­те Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции?

А. Пре­зи­дент Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции яв­ля­ет­ся гла­вой го­су­дар­ства.

Б. Пре­зи­дент Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции из­би­ра­ет­ся все­на­род­ным го­ло­со­ва­ни­ем.

1) верно толь­ко А         2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния          4) оба суж­де­ния не­вер­ны

 

6. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о Фе­де­раль­ном Со­бра­нии РФ?

 А. Фе­де­раль­ное Со­бра­ние яв­ля­ет­ся пред­ста­ви­тель­ным и за­ко­но­да­тель­ным ор­га­ном РФ.

Б. Фе­де­раль­ное Со­бра­ние РФ со­сто­ит из двух палат.

 1) верно толь­ко А        2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния          4) оба суж­де­ния не­вер­ны

 

7. Па­ла­той Фе­де­раль­но­го Со­бра­ния в Рос­сии яв­ля­ет­ся

1) Совет без­опас­но­сти                                      2) Об­ще­ствен­ная па­ла­та

3) Совет Фе­де­ра­ции                                          4) Вер­хов­ный Суд

 

8. В при­ве­ден­ном спис­ке ука­за­ны черты сход­ства по­ня­тий «го­су­дар­ство» и «пра­во­вое го­су­дар­ство» и черты от­ли­чия. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия:

1) вер­хо­вен­ство за­ко­на;

2) на­ли­чие ор­га­нов и струк­ту­ры прав­ле­ния;

3) го­су­дар­ствен­ный су­ве­ре­ни­тет;

4) си­сте­ма раз­де­ле­ния вла­стей.

 Черты сход­ства

Черты раз­ли­чия

 

7 задание

Закончите предложение. Задание это не оценивается.

Современные государства различают по формам……… Большинство людей, проживающих на территории данного государства, являются его…гражданами, обладающими определенными ..правами и несущими необходимые …обязанности. Все слои общества заинтересованы в том,  чтобы государственная…политика учитывала их интересы. Политические права и свободы позволяют гражданину участвовать в …управлении  делами государства и влиять на…политику правительства.

Результативность политической деятельности каждого гражданина во многом зависит от его ….политической грамотности, умения самостоятельно ориентироваться в  политических событиях.

Сейчас подсчитаем баллы, выставим оценку.

Закончить урок я хотела бы

Восточная притча

 

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках:   живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых  ладонях и был готов в любое мгновение   сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика,   Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.


 

Тема: Гражданин и государство

Тема: Гражданин и государство

Продолжить работу по формированию умения вырабатывать свою точку зрения на основе текстового материала, используя имеющиеся знания, в ходе обсуждения

Продолжить работу по формированию умения вырабатывать свою точку зрения на основе текстового материала, используя имеющиеся знания, в ходе обсуждения

Разрешено все, что не запрещено законом 2

Разрешено все, что не запрещено законом 2

Кто является главой РФ?

Кто является главой РФ?

Кон­сти­ту­ция Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, при­ня­тая в ходе ре­фе­рен­ду­ма 12 де­каб­ря 1993 г

Кон­сти­ту­ция Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, при­ня­тая в ходе ре­фе­рен­ду­ма 12 де­каб­ря 1993 г

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о

Результативность политической деятельности каждого гражданина во многом зависит от его …

Результативность политической деятельности каждого гражданина во многом зависит от его …
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2021